Сделай Сам Свою Работу на 5

Семья как изначальный социально-культурный институт





Семья была и остается традиционно ведущим социально-культурным институтом.

Центр тяжести социально-культурной деятельности переносится на семейно-бытовую среду, создание благоприятной морально-психологи­ческой обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подрост­ка, взрослого. Это приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме. Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода вы­бора видов и способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, вос­питательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности.

Семья занимает важнейшее место в социальных связях человека. История развития общества — это история развития семьи и как социального института, который эволюционирует и претерпевает суще­ственные изменения вместе с обществом. Сегодня семья — ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инст­рументом гуманизации, консолидации общества, социализации лично­сти, преодоления межнациональных конфликтов, достижения граждан­ского согласия. В процессе социально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и непол­ные; многодетные, одно-, двухдетные, бездетные; молодые и "патриар­хальные" (включающие несколько поколений); неблагополучные ("трудные"), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи межнациональные и моноэтнические. Для каждого типа семьи сущест­вуют определенные критерии выявления и отбора.



Перед обществом стоит актуальная задача: полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему. Однако пока семья изучена слабо, нет научного подхода к решению проблем, происходя­щих в современной семье. В результате оказались ослабленными семейно-бытовые отношения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей. Дети оторва­ны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций семьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, усугубляет последствия тяжелых социально-бытовых условий. Почти




утрачены идеи народной педагогики, заботы о воспитании, рожденные народной мудростью. Идеи добра, гуманизма, почтительного отношения к старшему поколению, бережного отношения к памяти предков заме­нились педагогикой мероприятий для детей, но без семьи, без жителей социума. Развлекательно-образовательная система воспитания способ­ствовала развитию у ребенка равнодушия, пассивности в социально-политической жизни общества. Семья оказалась отстраненной от уча­стия в воспитательном процессе, организованном социально-культур­ными институтами. Микросреда, община, которая веками была главной социальной воспитывающей силой, не влияет на развитие детей. В связи с этим теряются такие общечеловеческие ценности, как гордость, честь, достоинство, добро, сострадание, целомудрие, патриотизм, взаимопо­мощь между соседями и др. Встает проблема возвращения семье изна­чального предназначения — быть духовным наставником и воспитате­лем детей.

Круг проблем современной семьи чрезвычайно широк, что не может не отражаться на ее участии в социально-культурной деятельности. Это прежде всего социально-экономические проблемы семьи, связанные с ее потребительским бюджетом и уровнем жизни, катастрофическим ростом количества малообеспеченных семей, семей, живущих ниже черты бедности. Экономические трудности современных детей, особенно неполных, трудных, многодетных и молодых, настолько остры, что на их фоне эффективность государственной системы материальной помощи малообеспеченным семьям выглядит крайне неутешительно.



Среди социально-бытовых проблем семьи, непосредственно влияю­щих на ее активность в сфере досуга, выделяются жилищные проблемы, условия проживания. Не менее существенное значение имеют разумное распределение домашнего труда между членами семьи, внутрисемейные отношения представителей разных поколений, детей и родителей, межсемейные отношения.

По данным социологического исследования населения, проведенного при участии авторов на экспериментальных площадках ВНИК "Шко­ла—микрорайон" в течение 1989—1991 гг., можно судить о некоторых закономерностях семейного досуга, о степени включенности городских и сельских семей в различные виды социально-культурной деятельности — на базе социально-культурных институтов, тех или иных досуговых общностей, на индивидуальном уровне. 3/4 общего числа опрошенных (1881 человек) — семейные люди, причем большинство имеют одного или двоих детей.

Результаты исследования существенно расширяют представления о досуговой деятельности как важном факторе преодоления прогрессиру­ющей социальной пассивности определенной части семей, нейтрализа­ции внутрисемейных конфликтов, восстановления дефицита взаимного доверия, создания благоприятных возможностей для реализации мно­жества альтернативных, в том числе домашних, видов досуга. Несом­ненно, что в системе досуговых ориентации семьи идет процесс пере­мещения от сферы непосредственного потребления духовных благ к сфере досуговой деятельности, которая помогает саморазвитию и само-


утверждению семьи, обеспечивает ей право на свободу воли и выбора,
свою систему ценностей.

Установлено, что активная роль в выборе досуговых занятий принадлежит женщине. Более 70% мужчин на вопрос о том, кто в семье планирует те или иные виды досуговых занятий, ответили, что это делают женщины. В тоже время лишь 22 % опрошенных удовлетворены тем, как они и их семьи проводят свободное время. Остается довольно широким спектр нереализованных потребностей женщин и в целом семьи в сфере досуга. Речь, в частности, идет о встречах с интересными людьми, общении в клубах по интересам, семейных выездах на экскур­сии, на природу и т.п. Особенно удручающи данные о посещении концертов, выставок, театров: почти или никогда их не посещают 29% опрошенных семей, посещают один-два раза в полгода 39%.

Высок процент женщин, никогда не посещающих клубные учреж­дения, — 38,6%, почти не посещающих 11,4%, посещающих 1—2 раза в полгода 8,9%. Более половины опрошенных не занимаются физиче­ской культурой и спортом. Свободное время в основном тратится на домашние дела.

Известно, что духовная культура супругов выступает как гумани­стическая основа семьи, один из факторов крепости семейных уз, воспитания молодого поколения. Однако исследования конкретных реалий выявляют безрадостную картину духовной, эмоциональной обедненности семьи. 20—25% младших школьников и лишь 2% стар­шеклассников общаются с родителями на темы искусства. Уходит из семьи ^великая по своей воспитательной, развивающей роли традиция — чтение вслух. Лишь в одной из десяти опрошенных семей родители вместе с детьми читают книги вслух, обсуждают прочитанное. Среди причин, препятствующих эстетическому развитию ребенка в семье, женщины-работницы, а также мужчины отмечают нехватку свободного времени, усталость после работы, нездоровье, недостаточную помощь одного из супругов, низкий уровень эстетического воспитания, уверен­ность в том, что эстетическое воспитание — дело общественных инсти­тутов (эту мысль в большей мере высказали мужчины), слабую работу учреждений культуры и искусства. Чрезмерные, физические и психоло­гические перегрузки женщин выливаются в психологический диском­форт, отрицательно влияют на атмосферу семьи, крепость семейных уз, воспитание детей. По данным социологов, лишь 31 % опрошенных оцени­вают свои взаимоотношения в семье как счастливые. В каждой шестой городской семье ссоры происходят раз в неделю, стали привычным фоном супружеских отношений. Одним из ведущих факторов, влияющих на сплочение семьи, являются нормальные семейные отношения.

Социологами, педагогами, криминалистами установлено, что мно­гие семьи служат источником криминогенной обстановки. Социологи Тюмени выявили несколько тысяч семей, где дети растут как трава, спят на грудах тряпья, не знают простыней.

Бездуховность супругов, низкая досуговая квалификация приводят к забвению материнского и отцовского долга, пьянству, наркомании и как результат — к умственной и физической патологии детей.


Опыт организации семейного досуга свидетельствует о неоспоримых преимуществах не стандартной, а многовариантной модели отдыха семьи, в основе которой заложено создание условий для саморазвития, творческой инициативы, самодеятельности, проявления индивидуаль­ных особенностей личности.

Вот почему одним из приоритетных направлений государственной, семейной политики должны стать не только меры по укреплению материально-бытового положения семьи, но и система конкретных действий по социально-культурной и психологической реабилитации семей, находящихся по разным причинам в сложных, порой экстремаль­ных ситуациях.

В реализации этих направлений государство опирается как на общественные институты, так и на развитую сеть воспитательных, социально-культурных центров.

Одним из ведущих факторов, влияющих на сплочение семьи, созда­ние благоприятного семейного климата, развитие рекреационной, вос­питательной функции этого социального института, является уровень организации, содержание досуга, наличие свободного времени и воз­можностей для его использования.

Проведенные исследования выявляют целый ряд факторов, влияю­щих на настроение, виды и формы проведения досуга: условия труда, недостаточно развитая социальная инфраструктура, физические, эмо­циональные, психологические перегрузки, особенно женщин, на произ­водстве, в быту, в брачно-семейных отношениях, крайне низкий уро­вень материально-технической базы досуга, степень обеспеченности помещениями для развертывания семейных клубов, музыкальными инструментами, инвентарем для любительских объединений, изобрази­тельного и декоративно-прикладного творчества, кинофотоколлективов и др.; сокращение объемов бюджетного финансирования культурно-до-суговой сферы и одновременное возрастание платных услуг в этой сфере.

Современные процессы в экономике общества, переход к рынку и новым формам собственности оказывают существенное влияние как в целом на приоритеты и стереотипы в семейном досуге, так и на экономический, социальный, правовой и культурный статус каждой отдельно взятой семьи. Рыночные отношения, приватизация дают спасательный шанс для активного и продуктивного вторжения в сферу семейного воспитания. Не использовать этот шанс — значит поставить десятки тысяч семей перед лицом непредсказуемых последствий, ли­шить их конструктивных социальных, нравственных, духовных ориентиров взамен утраченных.

Недооценка, невнимание к нуждам семьи не ослабляют, а, наоборот, многократно усиливают драматизм современной экономической, соци­альной, культурной ситуации, характерной сегодня для жизни милли­онов семей. В этих условиях от государственных и общественных структур, задействованных в социально-культурной сфере, от социаль­ных работников, социальных педагогов, организаторов семейного досуга требуется принципиально иная парадигма мышления и поведения.


Здесь, с одной стороны, не могут не учитываться современные реальные условия и возможности и собственные права социальных работников — организаторов семейного досуга, а с другой — конкретно и полно отражается их собственная гражданская, нравственная позиция.

Культурно-досуговая сфера благодаря активной концентрации на ней внимания всех заинтересованных государственно-общественных институтов может стать реальным фактором совершенствования самой структуры досуговых потребностей и досуговых занятий семьи, необ­ходимым пространством неформального общения и взаимодействия детей и взрослых в семье, формирования определенных семейных общностей по интересам и характеру досуговых занятий.

В результате осуществления социально-культурных, досуговых про­грамм (муниципальных, межведомственных, отраслевых и т.д.), как показывают исследования, проведенные МГИК, иногда довольно суще­ственно сужается спектр невостребованных и нереализованных духов­ных запросов семьи и отдельных ее членов, а также корректируются содержание и направленность досуговых потребностей и занятий.

В основе организации среды семейного досуга главенствующее место занимает социально-культурная деятельность. В отличие от многих областей социальной среды с ярко выраженной поисковой, исследова­тельской направленностью в социально-культурной сфере приоритет отдается активному деятельному подходу в семейном воспитании, реализации семьи как ведущего субъекта разносторонней содержатель­ной деятельности в сфере культуры и досуга, как первичного института культуры, здоровья, гуманизма, нравственности. Сферу семейного до­суга мы рассматриваем и оцениваем через парадигму действия, которая практически переносится нами на каждую семью. Социально-культур­ная деятельность, по существу, представляет собой бесконечное поле для политического, социального, культурного творчества каждой семьи, развития творческих традиций народной семейной педагогики.

В современной обстановке, когда экономические, социальные, меж­национальные катаклизмы, лихорадящие общество, не оставляют в стороне практически ни одну семью, социально-культурная, досуговая деятельность в состоянии выполнить важнейшую общественную мис­сию: оставаясь незаменимым средством досуговых, культурно-творче­ских контактов, межсемейных, межнациональных отношений, она мо­жет эффективно реализовать себя как фактор гражданского мира в масштабах и государства в целом, и самого малого социума. В куль-турно-досуговой сфере, объединяющей семьи и граждан разных соци­альных групп, профессий, национальностей, совершенно естественно, закономерно и эффективно работает механизм согласия, а не конфрон­тации. Этот механизм находит благодатную почву в многочисленных досуговых, в том числе неформальных, семейных общностях, в актах милосердия и благотворительных акциях, в сотрудничестве разных возрастов и поколений, в обширной социально-профилактической и реабилитационной работе. Механизм согласия достаточно эффективен для того, чтобы снять возможные очаги напряженности как в отдельных семьях, так и в крупных многонаселенных общностях.


Резервы многочисленных социально-культурных институтов в их воздействии на семью и сферу семейного досуга используется далеко не в полной мере. Отсюда противоречия между подлинными возможно­стями этих институтов и степенью их реализации в семейной среде, между досуговыми интересами, предпочтениями семьи и реальными экономическими, материальными условиями их удовлетворения.

Для решения этих противоречий необходимо, во-первых, макси­мально использовать все резервы социально-культурных институтов, приближенных к семье; во-вторых, добиться координации их деятель­ности в комплексном воздействии на семью. Необходима четкая согла­сованность всех учреждений и организаций социума, не "развертыва­ющих" семью на свои мероприятия, а планомерно, общими усилиями объединяющих семьи для проведения совместной деятельности.

Каждая семья, бесспорно, отдает предпочтение досуговым совмест­ным с детьми занятиям. В то же время матери занимаются с детьми в несколько раз больше, чем отцы. В досуговой деятельности преобладает ориентация главным образом на детские, а не на общесемейные формы и виды. Общесемейный досуг, таким образом, еще не стал устойчивой привычкой.

Между тем современная семья испытывает острую потребность в многообразии, альтернативности мышления и поведения. Она отлича­ется все более усложненной структурой досуговой деятельности и социально-психологических отношений, тяготений к нестандартным досуговым занятиям. Однако далеко не каждый культурно-досуговый центр оправдывает эти ожидания.

В условиях перехода общества к рыночным отношениям и новым формам собственности семья, женщина в семье, сфера материнства и детства особенно остро нуждаются в продуманной программе матери­альной, экономической и социальной поддержки, социально-психологиче­ской реабилитации. Драматизм современной экономической, социокультур­ной ситуации во многом и обусловлен именно недооценкой, невнима­нием к нуждам семьи, матери, ребенка.

Уже в организации общественного дошкольного воспитания детей открываются большие возможности для индивидуальной и коллектив­ной инициативы. Об этом свидетельствует опыт создания альтернатив­ных, инвариантных типов дошкольных общностей (семейных, коопера­тивных, частных и др.) с учетом региональных особенностей микрорай­она, молодежного жилого комплекса и т.д. и уровня профилизации дошкольного воспитания. В условиях рыночных отношений и развития новых форм собственности семьям-пользователям предоставляется пра­во широкого выбора предпочтительной формы раннего развития их детей— эстетического, физического, а также свободы участия в самых различных формах предпринимательства в досуговой сфере.

Социально-культурная деятельность дает необходимый эффект только в том случае, если она направлена на семью как общность. Такая постановка работы, когда клубы юных техников, станции юных тури­стов и другие внешкольные учреждения ориентируются только на детей, центры культуры и досуга проводят мероприятия для взрослых, театры


ставят спектакли детские или только взрослых и т.п., вряд ли является социально и педагогически оправданной в современных условиях. Уси­лия всех служб необходимо направить на семью как коллектив, на организацию совместной социально ориентированной досуговой дея­тельности родителей и детей.

Формы работы социально-культурных институтов с семьей разно­образны. Ставшие традиционными семейные праздники, семейные клу­бы, индивидуальные формы обогащаются новым содержанием, опира­ются на интересы семьи. Большое распространение получила организа­ция традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества для детей и взрослых "Умелые руки", изобразительного искусства, фольк­лорные ансамбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения родителей и детей способствуют клубы семейного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры.

Развитию внутрисемейных контактов способствует создание роле­вых объединений типа "Старший брат", "Старшая сестра", "Мать и дитя". Хорошо зарекомендовали себя конференции отцов, мужские клубы, встречи, консультации, корректные беседы медиков, психологов, педагогов, совместный труд в мастерских, походы, экскурсии и т.д. Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья—дети, семья—семья, дети—дети, дети—подростки— взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисе­мейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психоло­гического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи.

Уже в настоящее время есть все предпосылки для выведения семейных клубов на орбиту классического семейного воспитания, пре­вращения их в основную ячейку педагогического, социально-культур­ного всеобуча населения. В этих целях правомерна постановка перед муниципальными органами вопроса о дополнительном материально-фи­нансовом стимулировании действующих семейных клубов. Заслуживает внимания практика организации совместно с органами культуры и народного образования региональных, общесоюзных, телевизионных конкурсов и встреч семейных клубов разного профиля на базе выста­вочных комплексов, парков, зон отдыха, культурно-досуговых центров. Некоторые вузы и училища культуры создают на основе самоокупае­мости центры (пункты) по оказанию консультативной помощи семье по проблемам культуры и досуга, здоровому образу жизни.

Ориентируясь в целом на семью как носителя досуговых традиций социума, необходимо учитывать все возрастные категории жителей — от дошкольников до пенсионеров. Особое внимание в структуре семей­ного досуга требуют, в силу их физиологических и психологических особенностей, подростки. Как в школе, профучилище, так и в сфере


свободного времени они стремятся самоутвердиться, проявить свои склонности и интересы. Именно поэтому необходимо создание люби­тельских объединений и подростковых клубов по интересам в социуме. С целью занятости подростков и молодежи в вечернее время целесооб­разно создание при клубе по месту жительства молодежного досугового центра с кафе, дискоклубом и широким спектром видов занятий для подростков и молодежи. Хотя бы частичное решение проблемы занято­сти этих категорий жителей микрорайона в вечернее время в значи­тельной степени должно способствовать снижению числа нарушений ими общественного порядка.

Особую актуальность в организации семейного досуга микрорайона приобретает родительская общественность. В этом отношении не оправ­дывает себя практика создания родительских комитетов в каждом из учебно-воспитательных учреждений, находящихся на территории мик­рорайона. Эти органы родительской общественности начинают работать "на себя", замыкают свою деятельность, как правило, стенами данного учреждения. Более эффективным и целесообразным представляется опыт создания единого родительского общественного органа микрорай­она, объединяющего усилия родительских активов школ, дошкольных и внешкольных учреждений, других социальных институтов. Деятель­ность такого общественного формирования способствует повышению активности взрослых жителей социума, ответственности родителей за организацию досуга как собственных детей, так и всего детского населения микрорайона. Подобная "общная" система организации до­суга в социуме хорошо зарекомендовала себя в практическом опыте деятельности семей США, Канады и других западных стран.

Эффективность использования социального потенциала семьи во многом зависит от уровня педагогической культуры родителей. Повы­шению его способствуют усилия школы, социальных служб, клуба, библиотеки и других центров. Педагогически оправданной остается идея объединения усилий всех социально-культурных институтов в педаго­гическом просвещении родителей, организация психолого-педагогиче­ских семинаров в жилой среде. К их работе могут быть привлечены учителя школ, социальные педагоги, воспитатели дошкольных учреж­дений, психологи, медики, юристы, работники внешкольных учрежде­ний, преподаватели и студенты вузов. Целенаправленная, планомерная работа семинара с четко разработанной программой и учетом возраст­ных особенностей детей и подростков позволит охватить значительное количество родителей, будет способствовать повышению их педагоги­ческой культуры.

В психолого-педагогической подготовке нуждаются, наряду с роди­телями, и организаторы семейного досуга: социальные работники, социальные педагоги, культурологи, социологи. Кроме того, производ­ственники, студенты, пенсионеры, работающие с детьми и подростками, также испытывают затруднения в своей педагогической деятельности. Они могут получить ответы на интересующие их вопросы в консульта­ционном пункте. Такой пункт создается при школе, досуговом центре, подростковом клубе или библиотеке. Работа консультационного пункта


строится по двум основным направлениям: подбор специальной литера­туры, методических материалов, пособий для систематического исполь­зования; консультации специалистов в определенные часы (воспитате­ли—общественники или родители могут проконсультироваться у спе­циалистов по вопросам семейного досуга, педагогического общения). В связи с широким распространением неформальных досуговых объеди­нений и движений особое внимание в оказании психолого-педагогиче­ской помощи социальным работникам следует обратить на методику досуговых занятий с подростковыми и молодежными группами.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.