|
Семья как изначальный социально-культурный институт
Семья была и остается традиционно ведущим социально-культурным институтом.
Центр тяжести социально-культурной деятельности переносится на семейно-бытовую среду, создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме. Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов и способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности.
Семья занимает важнейшее место в социальных связях человека. История развития общества — это история развития семьи и как социального института, который эволюционирует и претерпевает существенные изменения вместе с обществом. Сегодня семья — ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия. В процессе социально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные; многодетные, одно-, двухдетные, бездетные; молодые и "патриархальные" (включающие несколько поколений); неблагополучные ("трудные"), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи межнациональные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существуют определенные критерии выявления и отбора.
Перед обществом стоит актуальная задача: полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему. Однако пока семья изучена слабо, нет научного подхода к решению проблем, происходящих в современной семье. В результате оказались ослабленными семейно-бытовые отношения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей. Дети оторваны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций семьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, усугубляет последствия тяжелых социально-бытовых условий. Почти
утрачены идеи народной педагогики, заботы о воспитании, рожденные народной мудростью. Идеи добра, гуманизма, почтительного отношения к старшему поколению, бережного отношения к памяти предков заменились педагогикой мероприятий для детей, но без семьи, без жителей социума. Развлекательно-образовательная система воспитания способствовала развитию у ребенка равнодушия, пассивности в социально-политической жизни общества. Семья оказалась отстраненной от участия в воспитательном процессе, организованном социально-культурными институтами. Микросреда, община, которая веками была главной социальной воспитывающей силой, не влияет на развитие детей. В связи с этим теряются такие общечеловеческие ценности, как гордость, честь, достоинство, добро, сострадание, целомудрие, патриотизм, взаимопомощь между соседями и др. Встает проблема возвращения семье изначального предназначения — быть духовным наставником и воспитателем детей.
Круг проблем современной семьи чрезвычайно широк, что не может не отражаться на ее участии в социально-культурной деятельности. Это прежде всего социально-экономические проблемы семьи, связанные с ее потребительским бюджетом и уровнем жизни, катастрофическим ростом количества малообеспеченных семей, семей, живущих ниже черты бедности. Экономические трудности современных детей, особенно неполных, трудных, многодетных и молодых, настолько остры, что на их фоне эффективность государственной системы материальной помощи малообеспеченным семьям выглядит крайне неутешительно.
Среди социально-бытовых проблем семьи, непосредственно влияющих на ее активность в сфере досуга, выделяются жилищные проблемы, условия проживания. Не менее существенное значение имеют разумное распределение домашнего труда между членами семьи, внутрисемейные отношения представителей разных поколений, детей и родителей, межсемейные отношения.
По данным социологического исследования населения, проведенного при участии авторов на экспериментальных площадках ВНИК "Школа—микрорайон" в течение 1989—1991 гг., можно судить о некоторых закономерностях семейного досуга, о степени включенности городских и сельских семей в различные виды социально-культурной деятельности — на базе социально-культурных институтов, тех или иных досуговых общностей, на индивидуальном уровне. 3/4 общего числа опрошенных (1881 человек) — семейные люди, причем большинство имеют одного или двоих детей.
Результаты исследования существенно расширяют представления о досуговой деятельности как важном факторе преодоления прогрессирующей социальной пассивности определенной части семей, нейтрализации внутрисемейных конфликтов, восстановления дефицита взаимного доверия, создания благоприятных возможностей для реализации множества альтернативных, в том числе домашних, видов досуга. Несомненно, что в системе досуговых ориентации семьи идет процесс перемещения от сферы непосредственного потребления духовных благ к сфере досуговой деятельности, которая помогает саморазвитию и само-
утверждению семьи, обеспечивает ей право на свободу воли и выбора, свою систему ценностей.
Установлено, что активная роль в выборе досуговых занятий принадлежит женщине. Более 70% мужчин на вопрос о том, кто в семье планирует те или иные виды досуговых занятий, ответили, что это делают женщины. В тоже время лишь 22 % опрошенных удовлетворены тем, как они и их семьи проводят свободное время. Остается довольно широким спектр нереализованных потребностей женщин и в целом семьи в сфере досуга. Речь, в частности, идет о встречах с интересными людьми, общении в клубах по интересам, семейных выездах на экскурсии, на природу и т.п. Особенно удручающи данные о посещении концертов, выставок, театров: почти или никогда их не посещают 29% опрошенных семей, посещают один-два раза в полгода 39%.
Высок процент женщин, никогда не посещающих клубные учреждения, — 38,6%, почти не посещающих 11,4%, посещающих 1—2 раза в полгода 8,9%. Более половины опрошенных не занимаются физической культурой и спортом. Свободное время в основном тратится на домашние дела.
Известно, что духовная культура супругов выступает как гуманистическая основа семьи, один из факторов крепости семейных уз, воспитания молодого поколения. Однако исследования конкретных реалий выявляют безрадостную картину духовной, эмоциональной обедненности семьи. 20—25% младших школьников и лишь 2% старшеклассников общаются с родителями на темы искусства. Уходит из семьи ^великая по своей воспитательной, развивающей роли традиция — чтение вслух. Лишь в одной из десяти опрошенных семей родители вместе с детьми читают книги вслух, обсуждают прочитанное. Среди причин, препятствующих эстетическому развитию ребенка в семье, женщины-работницы, а также мужчины отмечают нехватку свободного времени, усталость после работы, нездоровье, недостаточную помощь одного из супругов, низкий уровень эстетического воспитания, уверенность в том, что эстетическое воспитание — дело общественных институтов (эту мысль в большей мере высказали мужчины), слабую работу учреждений культуры и искусства. Чрезмерные, физические и психологические перегрузки женщин выливаются в психологический дискомфорт, отрицательно влияют на атмосферу семьи, крепость семейных уз, воспитание детей. По данным социологов, лишь 31 % опрошенных оценивают свои взаимоотношения в семье как счастливые. В каждой шестой городской семье ссоры происходят раз в неделю, стали привычным фоном супружеских отношений. Одним из ведущих факторов, влияющих на сплочение семьи, являются нормальные семейные отношения.
Социологами, педагогами, криминалистами установлено, что многие семьи служат источником криминогенной обстановки. Социологи Тюмени выявили несколько тысяч семей, где дети растут как трава, спят на грудах тряпья, не знают простыней.
Бездуховность супругов, низкая досуговая квалификация приводят к забвению материнского и отцовского долга, пьянству, наркомании и как результат — к умственной и физической патологии детей.
Опыт организации семейного досуга свидетельствует о неоспоримых преимуществах не стандартной, а многовариантной модели отдыха семьи, в основе которой заложено создание условий для саморазвития, творческой инициативы, самодеятельности, проявления индивидуальных особенностей личности.
Вот почему одним из приоритетных направлений государственной, семейной политики должны стать не только меры по укреплению материально-бытового положения семьи, но и система конкретных действий по социально-культурной и психологической реабилитации семей, находящихся по разным причинам в сложных, порой экстремальных ситуациях.
В реализации этих направлений государство опирается как на общественные институты, так и на развитую сеть воспитательных, социально-культурных центров.
Одним из ведущих факторов, влияющих на сплочение семьи, создание благоприятного семейного климата, развитие рекреационной, воспитательной функции этого социального института, является уровень организации, содержание досуга, наличие свободного времени и возможностей для его использования.
Проведенные исследования выявляют целый ряд факторов, влияющих на настроение, виды и формы проведения досуга: условия труда, недостаточно развитая социальная инфраструктура, физические, эмоциональные, психологические перегрузки, особенно женщин, на производстве, в быту, в брачно-семейных отношениях, крайне низкий уровень материально-технической базы досуга, степень обеспеченности помещениями для развертывания семейных клубов, музыкальными инструментами, инвентарем для любительских объединений, изобразительного и декоративно-прикладного творчества, кинофотоколлективов и др.; сокращение объемов бюджетного финансирования культурно-до-суговой сферы и одновременное возрастание платных услуг в этой сфере.
Современные процессы в экономике общества, переход к рынку и новым формам собственности оказывают существенное влияние как в целом на приоритеты и стереотипы в семейном досуге, так и на экономический, социальный, правовой и культурный статус каждой отдельно взятой семьи. Рыночные отношения, приватизация дают спасательный шанс для активного и продуктивного вторжения в сферу семейного воспитания. Не использовать этот шанс — значит поставить десятки тысяч семей перед лицом непредсказуемых последствий, лишить их конструктивных социальных, нравственных, духовных ориентиров взамен утраченных.
Недооценка, невнимание к нуждам семьи не ослабляют, а, наоборот, многократно усиливают драматизм современной экономической, социальной, культурной ситуации, характерной сегодня для жизни миллионов семей. В этих условиях от государственных и общественных структур, задействованных в социально-культурной сфере, от социальных работников, социальных педагогов, организаторов семейного досуга требуется принципиально иная парадигма мышления и поведения.
Здесь, с одной стороны, не могут не учитываться современные реальные условия и возможности и собственные права социальных работников — организаторов семейного досуга, а с другой — конкретно и полно отражается их собственная гражданская, нравственная позиция.
Культурно-досуговая сфера благодаря активной концентрации на ней внимания всех заинтересованных государственно-общественных институтов может стать реальным фактором совершенствования самой структуры досуговых потребностей и досуговых занятий семьи, необходимым пространством неформального общения и взаимодействия детей и взрослых в семье, формирования определенных семейных общностей по интересам и характеру досуговых занятий.
В результате осуществления социально-культурных, досуговых программ (муниципальных, межведомственных, отраслевых и т.д.), как показывают исследования, проведенные МГИК, иногда довольно существенно сужается спектр невостребованных и нереализованных духовных запросов семьи и отдельных ее членов, а также корректируются содержание и направленность досуговых потребностей и занятий.
В основе организации среды семейного досуга главенствующее место занимает социально-культурная деятельность. В отличие от многих областей социальной среды с ярко выраженной поисковой, исследовательской направленностью в социально-культурной сфере приоритет отдается активному деятельному подходу в семейном воспитании, реализации семьи как ведущего субъекта разносторонней содержательной деятельности в сфере культуры и досуга, как первичного института культуры, здоровья, гуманизма, нравственности. Сферу семейного досуга мы рассматриваем и оцениваем через парадигму действия, которая практически переносится нами на каждую семью. Социально-культурная деятельность, по существу, представляет собой бесконечное поле для политического, социального, культурного творчества каждой семьи, развития творческих традиций народной семейной педагогики.
В современной обстановке, когда экономические, социальные, межнациональные катаклизмы, лихорадящие общество, не оставляют в стороне практически ни одну семью, социально-культурная, досуговая деятельность в состоянии выполнить важнейшую общественную миссию: оставаясь незаменимым средством досуговых, культурно-творческих контактов, межсемейных, межнациональных отношений, она может эффективно реализовать себя как фактор гражданского мира в масштабах и государства в целом, и самого малого социума. В куль-турно-досуговой сфере, объединяющей семьи и граждан разных социальных групп, профессий, национальностей, совершенно естественно, закономерно и эффективно работает механизм согласия, а не конфронтации. Этот механизм находит благодатную почву в многочисленных досуговых, в том числе неформальных, семейных общностях, в актах милосердия и благотворительных акциях, в сотрудничестве разных возрастов и поколений, в обширной социально-профилактической и реабилитационной работе. Механизм согласия достаточно эффективен для того, чтобы снять возможные очаги напряженности как в отдельных семьях, так и в крупных многонаселенных общностях.
Резервы многочисленных социально-культурных институтов в их воздействии на семью и сферу семейного досуга используется далеко не в полной мере. Отсюда противоречия между подлинными возможностями этих институтов и степенью их реализации в семейной среде, между досуговыми интересами, предпочтениями семьи и реальными экономическими, материальными условиями их удовлетворения.
Для решения этих противоречий необходимо, во-первых, максимально использовать все резервы социально-культурных институтов, приближенных к семье; во-вторых, добиться координации их деятельности в комплексном воздействии на семью. Необходима четкая согласованность всех учреждений и организаций социума, не "развертывающих" семью на свои мероприятия, а планомерно, общими усилиями объединяющих семьи для проведения совместной деятельности.
Каждая семья, бесспорно, отдает предпочтение досуговым совместным с детьми занятиям. В то же время матери занимаются с детьми в несколько раз больше, чем отцы. В досуговой деятельности преобладает ориентация главным образом на детские, а не на общесемейные формы и виды. Общесемейный досуг, таким образом, еще не стал устойчивой привычкой.
Между тем современная семья испытывает острую потребность в многообразии, альтернативности мышления и поведения. Она отличается все более усложненной структурой досуговой деятельности и социально-психологических отношений, тяготений к нестандартным досуговым занятиям. Однако далеко не каждый культурно-досуговый центр оправдывает эти ожидания.
В условиях перехода общества к рыночным отношениям и новым формам собственности семья, женщина в семье, сфера материнства и детства особенно остро нуждаются в продуманной программе материальной, экономической и социальной поддержки, социально-психологической реабилитации. Драматизм современной экономической, социокультурной ситуации во многом и обусловлен именно недооценкой, невниманием к нуждам семьи, матери, ребенка.
Уже в организации общественного дошкольного воспитания детей открываются большие возможности для индивидуальной и коллективной инициативы. Об этом свидетельствует опыт создания альтернативных, инвариантных типов дошкольных общностей (семейных, кооперативных, частных и др.) с учетом региональных особенностей микрорайона, молодежного жилого комплекса и т.д. и уровня профилизации дошкольного воспитания. В условиях рыночных отношений и развития новых форм собственности семьям-пользователям предоставляется право широкого выбора предпочтительной формы раннего развития их детей— эстетического, физического, а также свободы участия в самых различных формах предпринимательства в досуговой сфере.
Социально-культурная деятельность дает необходимый эффект только в том случае, если она направлена на семью как общность. Такая постановка работы, когда клубы юных техников, станции юных туристов и другие внешкольные учреждения ориентируются только на детей, центры культуры и досуга проводят мероприятия для взрослых, театры
ставят спектакли детские или только взрослых и т.п., вряд ли является социально и педагогически оправданной в современных условиях. Усилия всех служб необходимо направить на семью как коллектив, на организацию совместной социально ориентированной досуговой деятельности родителей и детей.
Формы работы социально-культурных институтов с семьей разнообразны. Ставшие традиционными семейные праздники, семейные клубы, индивидуальные формы обогащаются новым содержанием, опираются на интересы семьи. Большое распространение получила организация традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле: молодецкие игры, ярмарки, посиделки, кружки прикладного творчества для детей и взрослых "Умелые руки", изобразительного искусства, фольклорные ансамбли и оркестры народных инструментов. Решению проблемы дефицита общения родителей и детей способствуют клубы семейного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры.
Развитию внутрисемейных контактов способствует создание ролевых объединений типа "Старший брат", "Старшая сестра", "Мать и дитя". Хорошо зарекомендовали себя конференции отцов, мужские клубы, встречи, консультации, корректные беседы медиков, психологов, педагогов, совместный труд в мастерских, походы, экскурсии и т.д. Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья—дети, семья—семья, дети—дети, дети—подростки— взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи.
Уже в настоящее время есть все предпосылки для выведения семейных клубов на орбиту классического семейного воспитания, превращения их в основную ячейку педагогического, социально-культурного всеобуча населения. В этих целях правомерна постановка перед муниципальными органами вопроса о дополнительном материально-финансовом стимулировании действующих семейных клубов. Заслуживает внимания практика организации совместно с органами культуры и народного образования региональных, общесоюзных, телевизионных конкурсов и встреч семейных клубов разного профиля на базе выставочных комплексов, парков, зон отдыха, культурно-досуговых центров. Некоторые вузы и училища культуры создают на основе самоокупаемости центры (пункты) по оказанию консультативной помощи семье по проблемам культуры и досуга, здоровому образу жизни.
Ориентируясь в целом на семью как носителя досуговых традиций социума, необходимо учитывать все возрастные категории жителей — от дошкольников до пенсионеров. Особое внимание в структуре семейного досуга требуют, в силу их физиологических и психологических особенностей, подростки. Как в школе, профучилище, так и в сфере
свободного времени они стремятся самоутвердиться, проявить свои склонности и интересы. Именно поэтому необходимо создание любительских объединений и подростковых клубов по интересам в социуме. С целью занятости подростков и молодежи в вечернее время целесообразно создание при клубе по месту жительства молодежного досугового центра с кафе, дискоклубом и широким спектром видов занятий для подростков и молодежи. Хотя бы частичное решение проблемы занятости этих категорий жителей микрорайона в вечернее время в значительной степени должно способствовать снижению числа нарушений ими общественного порядка.
Особую актуальность в организации семейного досуга микрорайона приобретает родительская общественность. В этом отношении не оправдывает себя практика создания родительских комитетов в каждом из учебно-воспитательных учреждений, находящихся на территории микрорайона. Эти органы родительской общественности начинают работать "на себя", замыкают свою деятельность, как правило, стенами данного учреждения. Более эффективным и целесообразным представляется опыт создания единого родительского общественного органа микрорайона, объединяющего усилия родительских активов школ, дошкольных и внешкольных учреждений, других социальных институтов. Деятельность такого общественного формирования способствует повышению активности взрослых жителей социума, ответственности родителей за организацию досуга как собственных детей, так и всего детского населения микрорайона. Подобная "общная" система организации досуга в социуме хорошо зарекомендовала себя в практическом опыте деятельности семей США, Канады и других западных стран.
Эффективность использования социального потенциала семьи во многом зависит от уровня педагогической культуры родителей. Повышению его способствуют усилия школы, социальных служб, клуба, библиотеки и других центров. Педагогически оправданной остается идея объединения усилий всех социально-культурных институтов в педагогическом просвещении родителей, организация психолого-педагогических семинаров в жилой среде. К их работе могут быть привлечены учителя школ, социальные педагоги, воспитатели дошкольных учреждений, психологи, медики, юристы, работники внешкольных учреждений, преподаватели и студенты вузов. Целенаправленная, планомерная работа семинара с четко разработанной программой и учетом возрастных особенностей детей и подростков позволит охватить значительное количество родителей, будет способствовать повышению их педагогической культуры.
В психолого-педагогической подготовке нуждаются, наряду с родителями, и организаторы семейного досуга: социальные работники, социальные педагоги, культурологи, социологи. Кроме того, производственники, студенты, пенсионеры, работающие с детьми и подростками, также испытывают затруднения в своей педагогической деятельности. Они могут получить ответы на интересующие их вопросы в консультационном пункте. Такой пункт создается при школе, досуговом центре, подростковом клубе или библиотеке. Работа консультационного пункта
строится по двум основным направлениям: подбор специальной литературы, методических материалов, пособий для систематического использования; консультации специалистов в определенные часы (воспитатели—общественники или родители могут проконсультироваться у специалистов по вопросам семейного досуга, педагогического общения). В связи с широким распространением неформальных досуговых объединений и движений особое внимание в оказании психолого-педагогической помощи социальным работникам следует обратить на методику досуговых занятий с подростковыми и молодежными группами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|