Сделай Сам Свою Работу на 5

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ САМОКОНТРОЛЬ?





Первый шаг в самоконтроле — это осознание нашей бес­помощности и нашей зависимости от других. Следуя традиции, сложившейся в нашей культуре, мы празднуем дни рождения, но никто не помнит день, когда он родился; мы также не осоз­наем, насколько беспомощен ребенок, ведь новорожденных мла­денцев надо кормить, заворачивать в пеленки, согревать и уте­шать, так как они ничего не могут делать самостоятельно.

По мере того как мы растем, мы приобретаем некоторую степень независимости, но как только мы начинаем полагать, что контролируем все происходящее, неожиданно попадаем в кризисные ситуации и как никогда чувствуем, что мы, в дейст­вительности, зависимы от других.

Повзрослев, многие из нас открывают первооснову зави­симости — Бога.

Истинная мудрость состоит в том, что удары нашего серд­ца, дыхание, функции мозга — сама жизнь — зависят не только от эволюционных и физиологических процессов. Подлинного са­моконтроля можно достичь только тогда, когда мы заново откро­ем нашу беспомощность и позволим силе, которая выше челове­ческой, войти в нашу жизнь и направлять нас. Этот первый шаг, кажущийся таким простым, но трудным на практике, называется «отказ». Мы должны признать, что некоторые вещи мы не мо­жем «сделать сами». Нам нужна помощь. В этом контексте отказ не означает поражение — это первый шаг по дороге, ведущей к победе. Очевидно, самоконтроль — явление парадоксальное, ко­торое приводит нас путем отказа от себялюбия и неоправданных запросов к свободе гармоничного соответствия личности разум­ному плану Создателя. Господь не только дает руководство для идеального образа жизни, но также дает нам желание, волю и силу, чтобы жить в соответствии с этим руководством.



Затем мы можем перейти к опыту осознания. Осозна­ние — это не мистический опыт; оно означает бодрствовать и познавать себя и окружающую среду. Было бы полезно позна­вать свой организм. Могу я задать вам личный вопрос? Когда вы осознаете, что большой палец на правой ноге принадлежит вам? Когда вы начинаете думать о нем? Я уверен, что вы не помните и не думаете о нем постоянно. Можно даже сказать, что вы не уверены в его существовании до тех пор, пока не ушибете его. Познание себя это шаг в развитии самоконтро­ля. Изучая анатомию и физиологию человека, мы начинаем по­нимать, какое у человека чудесное тело. Не нужно становиться физиологом или анатомом, но вы можете достать популярную книгу по физиологии и анатомии и узнать что-то новое о себе.



Старея, мы все больше и больше воспринимаем наше тело как нечто, полученное в кредит. Мы не воспринимаем те импульсы, которые возникают в организме. Мы часто непра­вильно интерпретируем эти импульсы или нейтрализуем их, употребляя наркотики. Мы пьем кофе, чтобы заглушить чувст­во усталости. Леденцы используются для того, чтобы прекра­тить импульс голода, а алкоголь успокаивает чувство неудовле­творенности или скуки. Одиночество прячем в рок-музыке и других формах сверхстимулирующих развлечений. Давайте пре­кратим причинять себе вред этими губительными привычками. Мы сможем помочь себе, предприняв более разумные шаги, если будем более информированы о том, как мы устроены.

Мы должны больше знать о мозге. Люди, кажется, хотят забыть о том, что у них есть мозг: они затуманивают его нарко­тиками; они переутомляют его; они буквально взрывают его телевидением; они раздражают его кофеином и никотином.

В минуты покоя мы можем лучше контролировать свои мысли. В наших силах начать постижение безграничных воз­можностей общения с окружающим миром. Используя время, чтобы докопаться до истины, мы обретем уверенность в том, что можем дать оценку фактам и выбрать логичный курс действий.

Было бы полезно также больше знать о природе наших чувств и эмоций. Потратьте на это время, и вы поймете, что использовали его не зря. Контроль за эмоциональными реакциями в различных ситуациях может помочь нам принимать правильные решения.



Нам необходимо также осознать другую функцию наше­го мозга, которая, кажется, в критических ситуациях времена­ми отключается. Однако это как раз то, что побуждает нас совершенствоваться. Я имею в виду духовную сторону нашего существования, которая помогает нам видеть разницу между правильным и неправильным, добром и злом, красотой и безо­бразием. Осознавая духовные силы внутри нас, будем жить ими. Это, кроме всего прочего, поможет восстановить нормаль­ную и здоровую перспективу, обрести чувство благополучия и надежду на будущее. Я верю, что духовные стремления внутри нас — это глас Божий к нам.

Все мы подвержены изменениям. Сегодня я не такой, как вчера, и завтра буду иным. Поэтому хорошо было бы отдавать себе отчет в изменениях, происходящих с нами. Это поможет управлять обстоятельствами, оказывающими влияние на нас.

Киркегард, датский философ, сказал: «Существовать не означает быть; существовать — означает становиться». И в этом смысле каждый из нас не является совершенным челове­ком, каждый из нас находится в процессе становления.

Еще одна сфера осознания — осознание потребности в дружбе. Человек —это не замкнутый в себе мир. Даже здоро­вье в такой же степени зависит от контактов в обществе и дружеской поддержки, как и от физических, умственных и ду­ховных параметров. Необходимо признать потребность в обще­нии и поддержке от других людей. Мы также должны по досто­инству оценить в себе дар уникального служения: помогать дру­гим. Мы не должны закрывать глаза на нужды тех, кто живет вокруг нас, но обязаны сделать все возможное для перемен к лучшему. Это также расширит и усилит наш самоконтроль.

ИСПОЛЬЗУЯ СИЛУ ВОЛИ

О силе воли уже написано и сказано достаточно много. Некоторые психологи заявляют, что не существует такого по­нятия, как сила воли. Если окружающая среда и наследствен­ность определяют наше поведение, то тогда по логике мы не имеем силы воли. Но это неверно. В действительности, у нас есть сила воли. На минуту вспомните о вашем опыте жизни, когда было искушение пойти на компромисс с вашими принци­пами. Вспомните, как вы боролись с искусительной мыслью и наконец решали не поддаваться и не сдаваться. Силой воли вы устояли перед лицом искушения.

Взаимоотношение между свободой и силой воли можно увидеть на примере семьи. Когда ребенок мал, родители должны контролировать большую часть его жизни. Они говорят ему, что есть, когда идти спать, когда купаться и когда чистить зу­бы. По мере того как ребенок становится старше, он начинает понимать, почему родители указывают ему делать то или это, и начинает самостоятельно следовать хорошим принципам жиз­ни. По мере того как ребенок становится взрослым, он сам решает, что ему делать, и принимает на себя большую ответст­венность, родители, соответственно, дают ему больше свободы.

При помощи самоконтроля мы сможем более разумно обращаться с данной нам свободой и больше извлечь из нее пользы. Правильно используя волю, мы способны вести образ жизни, находящийся в гармонии с законами здоровья.

УСТАНАВЛИВАЯ ЦЕЛИ

Следующим шагом к самоконтролю является установка близких и отдаленных целей.

Первое, что мы должны сделать, проснувшись рано ут­ром, — это поблагодарить Бога за еще один день жизни, за возможность жить, много раз в день делая свой выбор под Бо­жественным руководством. Затем нужно сесть и в течение двух-трех минут сделать несколько упражнений для глубокого дыха­ния, описанных в главе 12.

Теперь, расслабившись, посидите несколько минут тихо и подумайте о том, что собираетесь сделать сегодня. Зная, что у Бога есть план течения наших жизней, поставьте перед со­бой одну или несколько целей, а затем вкратце подумайте о путях их достижения.

Теперь постарайтесь поставить перед собой цели на не­делю, месяц, год. Наличие достижимого плана намного повы­сит вашу уверенность в себе и возможности самоконтроля.

Все цели должны быть заманчивыми, но реальными. Мы должны признать, что жизнь сложна и наши возможности ог­раничены многими факторами. Мы можем наметить, как нам кажется, реальную цель, но она окажется разбита какими-ни­будь непредвиденными обстоятельствами. По причине болезни планы на каникулы могут рухнуть. Долгие годы мы можем пла­нировать приобрести новый дом, но в связи с инфляцией или возросшими налогами наш план сводится на нет. Такие разоча­рования не должны рассматриваться как личные неудачи. Не зависящие от нас обстоятельства могут сделать недостижимым то, что раньше было реальной целью.

С другой стороны, мы можем установить нереальные це­ли. Например, контроль за весом. Попытка похудеть на 15 фун­тов за одну неделю нереальна и закончится срывом и болез­нью. Установив цель — похудеть на два фунта в неделю, вы сможете достичь успеха и все-таки похудеть на 15 фунтов ме­нее чем за два месяца.

Привычки формируются под влиянием побед или пора­жений. Победы формируют хорошие привычки. Устанавливая реальные цели для себя, мы станем уверены в том, что каждая победа создает и расширяет самоконтроль и позволяет нам по­жинать плоды здоровых привычек.

ПРАВИЛЬНЫЕ МОТИВЫ

Мотивация и контроль за поведением человека определя­ются различными факторами. Я уже говорил о большом влиянии окружающей среды и наследственности на наше поведение. Те­перь настало время сказать об определенных концептуальных и эмоциональных факторах, помогающих в поиске самоконтроля. Положительные — продлевают нашу жизнь, отрицательные — разрушительны для нас. Мы можем быть либо рабами, либо хо­зяевами факторов, влияющих на наше поведение. Спасибо Богу, что мы по милости Его можем научиться управлять ими.

Главным препятствием в изменении образа жизни явля­ется то, что мы не хотим его менять. Нам нравится то, что мы делаем, и хотя мы могли бы избежать последствий плохого об­раза жизни, мы не желаем отказаться от дурных привычек. Но желание изменить свою жизнь в лучшую сторону должно укре­питься в вас прежде, чем произойдет что-нибудь нехорошее.

Добрая весть заключена для нас в том, что мы можем просить Господа даровать нам это желание. Понимание истин­ного характера Бога — основной мотив перемен. Библия ведет нас к пониманию этого. Она говорит нам, что Бог-Личность заботится о каждом из нас, Он лично заинтересован в каждом. Сущность Евангелия можно выразить в трех утверждениях, ка­сающихся лично вас: прежде всего, вы — большая ценность для Бога, во-вторых, вам не следует оставаться таким, какой вы есть сегодня, потому что Он даст вам силу для изменения; и, в-третьих, вам не надо зарабатывать что-то, потому что Он Сам обеспечил ваше полное выздоровление.

Жизнь многих людей подобна подгоняемой ветром, высо­хшей полевой траве — перекати-поле. Они уступают давлению окружающей среды, например идут на поводу группы сверст­ников. Они боятся противостоять приливу.

Но наши жизни могут быть подобны кораблю. Нам нет необходимости подчиняться стихии ветра. Посредством простого выбора курса для плавания, небольшого усилия в управлении, мы при одном и том же ветре сможем двигаться согласно наме­ченному курсу. Все зависит от правильной мотивации.

Мотивы могут быть связаны с окружающей средой и быть по своей природе биологическими, социальными и эмоциональными. Посмотрите на те силы, которые побуждают нас что-то сделать. Предположим, что мы обеспокоены лишним весом и наша цель — идеальная для нашего возраста и роста фигура. Первое, с чем мы столкнемся, — это голод, биологический раз­дражитель. Обычно, испытывая потребность в пище, мы хотим есть. Но в принципе это ощущение может быть вызвано видом или запахом пищи, даже когда мы не испытываем потребности в питании. Просмотр телевизионной рекламы, в которой строй­ная женщина разрезает влажный кусок немецкого шоколадного торта, также может вызвать обильное слюноотделение и ощу­щение голода. Мы вспоминаем о торте в холодильнике и вско­ре... мы наслаждаемся им.

Существует два способа контролировать это чувство. Во-первых, мы должны избавиться от искушения, не давая для этого повода. Если в доме нет торта, то мы, возможно, не побе­жим в булочную покупать его. Во-вторых, мы можем осущест­вить контроль, устранив раздражитель из окружающей среды. Мы можем избежать влияния стимулятора (в данном случае это телевидение). Тот же принцип применим к курильщикам. Те, кто серьезно хочет бросить курить, должны избавиться от сигарет и дома, и на работе. Кроме того, мы просто испытываем эмоциональную потребность в самооценке. Вполне естествен­ное желание — видеть себя стройным, опрятным, здоровым и по-юношески подтянутым.

Веской причиной для того, чтобы правильно питаться или отказаться от сигареты, может быть то, что Творец Вселенной создал нас по образу и подобию Своему.

Правильные мотивы — существенный фактор в трени­ровке самоконтроля. Многие проблемы в жизни возникают из-за плохих привычек. В основном они формируются под влияни­ем сверстников, особенно среди подростков и маленьких детей, которые пробуют наркотики, табак и спиртное, потому что дру­гие делают это. Одно из исследований показало, что в среднем ребенок впервые пробует курить в 9 лет.

Иногда беспечное, вредное поведение может быть вызва­но негативными чувствами, например, чувством вины, никчем­ности или комплексом неполноценности, что в конце концов, пронизывая подсознание, создает нежелательные стереотипы поведения, которые порою могут быть преодолены только при помощи психиатра.

Намного легче изменить поведение, понимая его мотивы. Тогда пагубную привычку легче заменить положительной. По­этому так важны правильные мотивы.

Господь милостиво наделил наше «я» чувством собствен­ной миссии в жизни, целеустремленностью, и эти качества яв­ляются самой сильной позитивной, побуждающей причиной, возникающей в том случае, если мы видим мир в истинной перспективе.

НО ОСНОВА ВСЕГО — ЛЮБОВЬ

Это звучит так просто — любовь. В русском языке суще­ствует только одно слово, определяющее ее. Любовь есть нечто большее, чем просто чувство — это принцип действия. Лю­бовь — это способ действия Бога по отношению к Своему соз­данию. Бог есть любовь.

Понятие «любовь» в греческом языке выражается несколь­кими словами. Существуют слова, обозначающие материнскую любовь, братскую любовь, романтическую, любовь к себе и, наконец, «агапэ». Любовь «агапэ» основана не на эмо­циях, а скорее на принципе. Эта любовь — безусловна, и она побуждает нас к самоконтролю.

Любовь «агапэ» может быть достигнута только посредст­вом взаимоотношений Бога и человека. Любовь — духовный дар от Бога. Она неэгоистична и ничего не просит взамен. Это чувство прямо противоположно нарциссизму.

Любовь не помнит зла. Оскорбленный не отвечает враж­дебностью или недобрыми словами. В то время как считается, что жизнь сурова и не похожа на клумбу роз, любовь пытается помочь слабым, загнанным и даже уродливым.

Любовь не требует прав, она не мстит, но прощает. Крот­кая, даже смиренная, она не сводит счеты. Она всегда доверяет, защищает, всегда надеется и не сдается. Поэтому любовь нико­гда не терпит неудачу, в том смысле, что любые другие мотивы в жизни саморазрушительны. Не испытав чувства любви по отно­шению к себе, нельзя проявить его по отношению к другим.

Эта аксиома хорошо известна в психологии: ребенок, ко­торый никогда не испытывал любви, не способен любить. Чаще всего у людей, которых никогда не любили в младенчестве и детстве, трагическая судьба.

Истинная любовь дарует полноту жизни. Любовь не мо­жет родиться в нашем сознании, но она приходит по мере того, как мы получаем и отдаем ее. Никто из нас не рождается с нею. Другие люди, окружающие нас, разделяют нашу любовь, и надо надеяться, что она возрастает вместе с нами.

Новорожденный ребенок ощущает себя центром вселен­ной, а все остальное лишь окружает его. Главная его забота — удовлетворение потребностей.

Ребенок растет и знакомится с окружающим его миром, он познает людей и вещи. Ребенок уже рождается со способно­стью любить, но все-таки ему еще предстоит научиться искус­ству любви от любящих родителей и друзей.

Первое проявление любви, отражение чувств ребенка — это его отклик на родительскую любовь. Но если воспитание сфокусировано на нем самом и на его нуждах, то он и любящие воспитатели становятся жертвой нарциссизма. Любовь чувст­вительна к нуждам других людей. Осознание этого может по­мочь научить его делиться тем, что он имеет, и поступать так, чтобы любовь его стала заметна всем.

Сущность зрелой любви состоит в том, чтобы отдать, ни­чего не требуя взамен. Стать зрелым означает умение принес­ти себя в жертву.

НА МИРОВОЙ АРЕНЕ

Большая часть истории человечества, даже если бы в стремлении придать ей некоторую респектабельность ее отре­дактировали, наполнена жестокостью, насилием, садизмом, бес­человечностью и разрушением. Даже в Библии, в Ветхом Заве­те, описание прекрасного Божьего творения соседствует с рас­сказом о том, как Каин убил своего брата Авеля.

Но во все времена жили люди, для которых любовь была способом жизни и они достигали удивительной степени само­контроля. На темном фоне человеческой истории их судьбы — словно ночные звезды. Такие люди часто изменяли ход истории, и они дали миру надежду на абсолютную победу добра над злом.

Одним из самых первых был Авраам, который считается отцом как еврейской, так и мусульманской культур. Аврааму понадобилось 100 лет, чтобы научиться самоконтролю. Но когда он этого достиг, он стал способен основать великую нацию.

Моисей, потомок Авраама, — другой пример человека с удивительным самоконтролем. Ему потребовалось 80 лет, что­бы достичь этой способности, которая, за исключением одного события, была качеством всей его жизни.

Другие звезды заняли свои места на небосводе. Дани­ил, премьер-министр двух мировых держав, познал самокон­троль в юности. Он смог стать свидетелем развития само­контроля в самом, казалось бы, неподходящем для этого кан­дидате — Навуходоносоре, царе Вавилона, послужив для не­го примером.

В наше время у нас есть пример Махатмы Ганди, которо­му дух любви помог завоевать независимость для Индии. И Хелен Келлер, давшая новую надежду слепым и глухим.

Однако самый величайший пример для нас — Человек, изменивший календарь мира. Он родился в нищете, у Него не было официального образования, но Он достиг неземной сла­вы. У Него была всего лишь горстка последователей, и по Его собственному признанию, не было даже места, куда прикло­нить голову для ночного отдыха.

И все-таки Он преобразовал мир. Его слова записыва­лись около 2000 лет тому назад. Его пример и любовь измени­ли миллионы жизней — дали надежду борющимся, веру — умирающим, силу — слабым.

Это — Иисус Христос. Он сказал, что пришел на землю, чтобы открыть характер Бога, Его отношение к человечеству. Он пришел показать дорогу истины и любви. Перед возвраще­нием на небеса, заканчивая Свою миссию на Земле, Он сказал: «Тот, кто видел Меня, видел Отца».

Его жизнь — пример мужества и концентрации. Вся она была посвящена чудесной цели — привести человечество в гар­монию с Божьим Законом любви.

Иисус абсолютно контролировал Себя, сохраняя спокой­ную уравновешенность и достоинство перед лицом атак слепых предрассудков. Он никогда не отвечал ударом на удар. Слава и овации не испортили Его сущности. С терпением и смирением Он встречался со всеми людьми — будь то друзья или враги. Он завоевывал сердца и изменял жизни многих.

Перед лицом жестокой смерти, избитый и осмеянный правителями и толпой. Он никогда не защищал себя серди­тыми словами. На кресте Он молил Отца о прощении Его палачей.

Его жизнь намного больше, чем идеальная модель само­контроля. Его ученики рассказали о пустой могиле, о воскресе­нии, о Пасхе.

Своей созидающей силой Он разорвал оковы смерти. Си­лой, которая дала Ему самоконтроль как Человеку.

Иисус доказал, что этой силой может наслаждаться каж­дый, где бы он ни находился, если, конечно, он ежедневно ищет поддержки и помощи из Божьего источника. Он сказал: «Я ни­чего не могу творить Сам от Себя... ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5:30). Источником Его силы был Бог Отец.

Он смиренно просит, предлагая разделить эту силу с нами.

 

Что вы можете сделать?

1. Важно понять, что самоконтроль — ценное сред­ство, но и он имеет какие-то рамки. Существует множество вещей, с которыми мы сталкиваемся в жизни, но они не подвластны контролю с нашей стороны. Соответственно, нашим первым шагом в развитии самоконтроля будет осознание потреб­ности в помощи.

2. Разработайте план помощи — в семье, друзьям, церкви.

3. Определите, кто вы есть и каково ваше место в мире. Будьте честны сами с собой и другими, и вы сможете установить доверительные отношения с настоящими друзьями.

4. Установите краткосрочные и долгосрочные ре­альные цели.

5. Расположите их в порядке значимости так, что­бы вы могли точно определить их мотивы. Поло­жительные побуждения, такие, как признатель­ность и любовь, могут быть сильными и эффек­тивными.

6. Настройтесь на то, что вы предпримете реаль­ные усилия в достижении самоконтроля, усилия, подкрепленные верой в Кого-то трансцендентного, Того, Кто может дать вам силу сделать ваши меч­ты реальностью.

 

Глава 18

ОБЕЩАНИЕ ВЕСНЫ

Когда я учился в католической школе на Кубе, я увлекся химией. Я хотел работать химиком на производстве и попробо­вать открыть химический состав гроздьев семян высоких коро­левских пальм, растущих на Кубе. С пяти лет я жил на Кубе, а когда мне исполнилось пятнадцать, мы должны были вернуться обратно в США.

Посещая государственный колледж Святого Джо в Цен­тральной Калифорнии, я продолжал интересоваться химией, и мои успехи в этой области позволили мне получать стипендию. В годы экономического застоя это была большая поддержка для любого студента. Я ее добился. Казалось, теперь я мог ис­следовать весь спектр химии.

Мне хотелось не только проводить анализ состава пищи, но и синтезировать химические препараты, облегчающие боль, помогающие контролировать болезнь и даже продлевать жизнь. Такова была мечта подростка.

На втором году обучения, несмотря на загруженность учебными дисциплинами, я решил заняться еще одной — психологией. Изучение влияния мозга на тело так увлекло и поглотило мое внимание, что даже изменило мою профес­сию. Я решил заняться медициной. Теперь мои планы стали еще целенаправленней — физиология и химия мозга.

В следующем году я досрочно закончил колледж и был принят на работу в медицинский центр Университета Лома-Линда. В то время не существовало науки психоневроиммунологии. Но тогда подобными вопросами занималась философия здоровья, которая и способствовала возникновению этой не­обычной медицинской дисциплины, одна из задач которой была воплощена в девизе «Сделать человека цельным».

Так как мы только начинали, нас, новичков, учили, что человеческая личность неразделима. Человек — не просто те­ло с костями, мускулами, кровью и функционирующими систе­мами органов. Тело, как нам говорили, — только основа. Чело­век есть «триединство» тела, сознания и духа. Лечение тела без лечения разума и духа — частично и поверхностно. Далее, очень важным было четвертое измерение. Нас учили, что чело­век — это не замкнутый в себе мир. Он — существо социаль­ное, и это очень важно для его здоровья.

Осознание целостности личности позволяет говорить о включении в комплекс лечения физических, эмоциональных, духовных и социальных факторов жизни человека. Нарушения в любой из этих сфер приводят к болезни. Лечение только фи­зического аспекта обычно ограничивается выявлением симпто­мов. Все составные человеческой природы взаимосвязаны. Соз­нание имеет громадное влияние на тело, а то, что влияет на физический аспект, также влияет и на сознание человека, и на его дух, и на социальные взаимоотношения.

Эффективное лечение объемлет всю человеческую при­роду. Оно важно не только потому, что приводит к полному выздоровлению, но еще и потому, что открывает пути к пони­манию некоторых наиболее волнующих проблем, от которых страдает человечество, приоткрывает тайну жизни и смерти. Страх смерти очень реален, но у нас есть много способов отри­цать эту реальность.

Несколько лет тому назад доктор Джеральд Броди на страницах газеты «Лос-Анджелес Тайме» задал вопрос: «Что если мы избавимся от заболеваний сердца?» Доктор Броди зая­вил, что на недавнем совещании ассоциации американских вра­чей-кардиологов было проведено компьютерное исследование. Ученых интересовал вопрос: «Какова была бы основная причи­на смерти, если исключить все заболевания сердца?» и второй; «Увеличились бы или уменьшились затраты на здравоохране­ние после этого?»

Доктор Броди сказал, что компьютер быстро определил, что основной причиной смертности был бы инсульт, и расходы возросли бы, потому что множество людей находились бы в клиниках, где их жизнь поддерживалась бы с помощью слож­ных медицинских систем. Кроме того, результаты исследова­ния показали, что расходы новых поколений на здравоохране­ние были бы неоправданными и достижения в области искусст­венного поддержания жизни были бы проблематичными.

Статья заканчивалась мольбой: «Давайте с мужеством примем реальность, что все человечество погибнет. Или, цити­руя потрясающий реализм Библии: «Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве, засо­хла трава, и цвет ее опал» (1 Петр. 1:24), давайте обратимся к нашей судьбе с достоинством и возложим надежду и веру на Бога, Который, в первую очередь, дал нам жизнь».

Эта статья была необычной для светской газеты. В ней поднимались извечные философские вопросы здоровья, целей и этики медицинского лечения, ценности жизни и принятия смер­ти. Она также говорила о необходимости веры как одного из самых жизненно важных компонентов лечебного процесса.

Будучи терапевтом, я вижу жизнь и смерть с двух точек зрения — не только как врач-наблюдатель, но и как человек, сам нуждающийся в лечении. Я должен сказать, что врач учит­ся искусству исцелять не только в медицинском вузе. Он учит­ся на собственном опыте и на идентификациях со своим паци­ентом. Завершающие штрихи этого искусства познаются по­средством личного страдания и в те моменты, когда вы сами являетесь реципиентом процесса излечения.

Вероятно, наиболее важным критерием оценки поведе­ния человека является его отношение к смерти. Черты страха перед лицом смерти и небытия можно заметить во всех культу­рах и цивилизациях. Наиболее примитивные культуры откро­веннее в выражении этого ужаса. Более сложные — выражают этот страх более тонким способом. Но, столкнувшись с мыслью о конечной судьбе, каждый из нас в сердце ощущает необъяс­нимую тревогу.

В большинстве культур, для того чтобы избежать этой тревоги и отвергнуть смерть, выбирали несколько способов. Наи­более широко распространенным был культ героев, уходящий корнями в нарциссизм. Герой, совершая подвиги, оправдывает себя и возвеличивает, и, таким образом, память о нем может быть увековечена среди его народа, в его стране.

Большинство религиозных философий также отрицает смерть путем «увековечения» души или духа. К сожалению, кор­ни подобного отрицания не в Божественном откровении, а в древ­них дуалистических философских взглядах на человеческую при­роду. Достаточно много было написано о смерти и подготовке тяжелобольных пациентов к смерти. Подготовка человека для этого торжественного события — одна из наиболее важных функ­ций духовенства и тех, кто практикует искусство лечения. Нет большей услуги, которую мы можем оказать человеку. Но при этом мы не должны игнорировать реальность смерти. Отрицание смерти выходит за рамки жестокой реальности, это подлог в обучении целостной концепции личности и веры. Смерть — это не продолжение жизни, а скорее ее уступка.

Хотя мне нравится работа доктора Элизабет Кюблер-Росс, которая многое сделала в этой области, я не могу согласиться с ее выводом в книге «О смерти и умирании» о том, что смерть — это «занавес между познаваемым нами миром и тем, который сокрыт от нас до тех пор, пока мы не перешагнем эту послед­нюю черту».

Хотя я и согласен с доктором Кюблер-Росс в том, что существует источник добра, света и силы, но я должен отри­цать то, что каждое дополнительное «я» может существовать, выходя за пределы конечного физического, и присоединяется к той большей силе. Здесь она переходит из царства науки в философию. Это скорее попытка сложного отрицания смерти.

Миллионы искренних, преданных, добрых людей в той или иной форме отрицают смерть. Среди них религиозные ли­деры нашего времени, выдающиеся ученые, художники и фило­софы. Лонгфелловский «Псалом жизни» — классический при­мер того, как об этом думают люди.

К сожалению, дезинформация о смерти распространяет­ся как факт. Но он не находит поддержки ни в логике, ни в науке, ни тем более в библейской теологии.

Одна из опасностей отрицания смерти состоит в том, что оно открывает дверь оккультным наукам и дает основу для не­правильного понимания парапсихологии. Во время исследова­ний я наблюдал использование спиритуализма, парапсихоло­гии и гипноза как наиболее обезличивающих опытов, поражаю­щих человеческий мозг. Это — нечто противоположное жизни, поиск ответов в смерти.

Спиритизм не представляет собой ничего нового. Он так же стар, как мир. Его можно найти во всех культурах — от самых примитивных до самых сложных. Я наблюдал колдов­ские ритуалы служения дьяволу на Гаити и в Африке и читал о премьер-министрах и президентах, которые отказывались при­нимать основные государственные решения без предваритель­ной консультации с духом родственника или друга.

Один из наиболее трагичных примеров деперсонализа­ции — опыт хорошо известного и уважаемого религиозного лидера нашего времени, епископа Джеймса Альберта Пайка (1913—1969). Побуждаемый любовью к погибшему сыну, епи­скоп Пайк искал дружбы и общения с «покинувшим свет ду­хом» сына. Эта встреча привела его к загадочной смерти в уда­ленной иудейской пустыне.

Итак, каков ответ на смерть? И если это не занавес, кото­рый отделяет реальность от мира духов, — так что же это? Не является ли смерть воротами в вечность? Где найти ответ? В новейших научных открытиях или в улучшенном образе жизни?

В этой книге мы уделили особое внимание образу жизни как средству достижения здоровья и лучшего качества жизни. Мы рассмотрели семь из восьми основных принципов здоровья, и, хотя они приносят хорошие результаты, ни один из нас, как бы хорошо он ни жил, не избежит смерти. Ни правильное пита­ние, ни бег трусцой не откроют пути к вечной жизни. До сих пор мы говорили о том, как изменить наш образ жизни, чтобы улучшить ее качество и увеличить продолжительность. Но ни­чего не было сказано о том, как вести себя в ситуациях, когда жизнь подходит к концу.

Последняя, самая важная составляющая предложенных изменений в образе жизни связана с этим. Она называется доверие. Доверие не только как важный элемент поведения в определенный момент, но как единственная надежда на увели­чение продолжительности жизни. Позвольте заверить вас, что это не попытка ухватиться за соломинку или достать луну с неба. Речь идет о надежде, существующей благодаря личной вере. Вера — это синоним зрелого доверия. Это не фантазия или иллюзии. Это обещание весны. Без этого наша жизнь была бы хаотичной и невыносимой. Это очень важно для выживания и особенно ценно, когда мы сталкиваемся со смертью. Не осоз­навая этого, каждый из нас практически постоянно в той или иной степени пользуется своей верой. Когда вы просыпаетесь утром, вы верите, что из крана пойдет вода, стоит вам открыть его. Когда вы садитесь в машину и включаете зажигание, у вас есть вера, что двигатель заведется.

Вы должны быть уверены в своих служащих, в почто­вой связи, в силах милиции, во всех других контактах, кото­рыми наполнена наша жизнь. Когда день подошел к концу и пора возвращаться домой, ваша вера дает вам возможность отправиться домой без предварительного звонка, проверяю­щего, на месте ли ваш дом. Вера важна для нормальной пси­хики, без нее мы были бы искалечены паранойей. Без сомне­ния, время от времени вера бывает поколеблена, если кто-то или что-то вас подводит. Возможно, эта вера нас иногда пре­дает? Нет, вовсе не в вере вина, а скорее в объекте веры. Некоторые вещи, как и некоторые люди просто ненадежны и недостойны доверия.

Понять это нам поможет знание того, как развиваются наша вера и доверие. Доверие возникает на основе знакомст­ва и познания объекта веры. Оно растет по мере того, как укрепляется зависимость и постоянство поддержки и услуг, исходящих от объекта доверия. Доверие развивается уже в младенчестве, это первые доверительные отношения между младенцем и матерью. Мать любит свое дитя, согревает, кор­мит его, меняет пеленки и создает уют. И уже через несколь­ко дней новорожденный демонстрирует свое доверие, он ста­новится спокойнее, меньше плачет, крепче спит, у него лучше работает кишечник.

Младенец знакомится с окружающим миром, и у него развивается чувство внутренней безопасности и доверия. Мать и те, с кем у него ассоциируется его комфорт, становятся объ­ектами его доверия. Эрик Эриксон, специалист в области дет­ской психологии, отмеченный Гарвардским университетом, под­черкивает, что первое социальное достижение младенца — это то, что он позволяет матери выйти из поля его зрения без чрез­мерного беспокойства и гнева. Ребенок способен на это, пото­му что мать стала для него «гарантией внутренней и внешней уверенности».

Итак, доверие — это одна из первых вещей, которой мы учимся. Во многих семьях создается микроклимат, способст­вующий росту и углублению доверия.

К сожалению, разрушенные семейные отношения, нар­котики, ненормальные социальные условия могут сломать ре­бенка и способствовать развитию в нем недоверия ко всему и всем. Нет нужды говорить, что это серьезный недостаток личности. Такой ребенок может быть исцелен только при условии, что встретит настоящую любовь. Все мы, в разной степени, порой испытываем недоверие, что по-другому мож­но назвать недостатком веры. Вера — это не мистический опыт, который мы обретаем, становясь верующими, посещая церковь, заучивая Писание или медитируя. Как уже отмеча­лось, вера — это основополагающий опыт, важная состав­ляющая человеческой личности. Она проявляется в отноше­ниях и в характере человека. Веру необходимо соотносить с любовью, которая, возрастая, становится частью веры. Вера терпелива и выдержанна и предполагает определенное пове­дение, когда необходимо кому-то или чему-то подчиняться. Верою мы обретаем безопасность и чувство причастности. Кроме того, вера — величайший залог здоровья.

Вера — это не уверенность в неправильном знании, это не психологический прием, мешающий коснуться твер­дой почвы. Вера — это вопросы, сомнения, поиск ответов. Если эти ответы имеют смысл, тогда это не прыжок в неиз­вестность, а обретение такого состояния, когда вера стано­вится возрастающим отношением любви и единства. Один из вопросов, который задает вера, это: «Какова цель жизни и откуда мы пришли?» История вопроса, попытки осмыслить его гораздо глубже, чем наши кулътурные корни. Основной- -пробел, который нужно заполнить, — это, конечно, понима­ние происхождения человеческой природы, что, в конечном счете, означает познать и почувствовать гордость за наше наследие. Феноменальный успех произведения Алекса Хэлей «Корни» доказывает это. Исчезают расовые, образова­тельные, религиозные и экономические барьеры. Как пишет Хэлей, «во всех нас — черных, коричневых, белых, жел­тых — есть желание совершить это мысленное путешествие обратно, к истокам нашей семьи».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.