Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственное устройство Российской Федерации

 

Форма государственного устройства России определяется Конституцией РФ. Россия является суверенным, целостным, федеративным государством, состоящим из равноправных субъектов. Основными принципами федеративного устройства Российской Федерации являются следующие:

1. Государственная целостность означает, что РФ – целостное, единое государство, включающее государственные образования, не имеющие права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке. Субъекты РФ были образованы ею самой в составе единого государства. В преамбуле Конституции подчеркивается, что многонациональный народ России сохраняет исторически сложившееся государственное единство. РФ имеет все признаки государства: суверенитет, единые территорию, правовую и судебную системы, единое экономическое пространство и пр.

2. Единство системы государственной власти проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, распространяющих свои полномочия на всю территорию страны, а также в верховенстве федеральной Конституции и законодательства. Субъекты России вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но при этом они должны признавать конституционное разграничение компетенций между ними и Федерацией, а также верховенство федеральной Конституции. Формирование государственных органов субъектов Федерации осуществляется ими самостоятельно, но в соответствии с общими для РФ принципами. В целях реализации компетенции РФ федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ предполагает: 1) определение перечня вопросов ведения РФ; 2) определение предметов совместного ведения РФ и ее субъектов; 3) полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, непосредственно действующие на всей ее территории. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты. Нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам. В случае коллизии (противоречия) федерального закона и нормативно-правового акта субъекта РФ, принятым по вопросам, которые находятся вне ведения РФ и ее совместного с субъектами РФ ведения, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ. Споры по вопросам компетенции между государственными органами РФ и органами государственной власти субъектов Федерации разрешаются Конституционным Судом РФ.



4. Принцип равноправия и самоопределения народов РФ. Россия является многонациональным государством. Российская Федерация включает субъекты, образованные как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу. Все нации и народности имеют равные права на национальное развитие. В РФ обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности, гарантируются права малочисленных коренных народов РФ. Каждый имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества. Наряду с русским языком, являющимся государственным в РФ, национальные республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки.

5. Равноправие субъектов РФпроявляется в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ; конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов РФ; равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации; равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Однако среди субъектов есть республики, обладающие признаками государства, и государственно-территориальные образования, не имеющие своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов власти.

Основными элементами конституционно-правового статуса РФ являются: федеральная учредительная власть, состоящая в определении конституционного статуса человека и гражданина, установлении формы правления и формы государственного устройства, системы органов государственной власти; территориальное верховенство РФ (РФ включает территорию всех ее субъектов, внутренние воды, воздушное пространство); федеральная правовая система, верховенство федеральных правовых актов на всей территории РФ; система высших органов государственной власти; федеральное гражданство; федеральный бюджет, налоги, собственность, единая денежная система; единые вооруженные силы и внешняя политика; государственный язык РФ; государственные символы РФ.

Россия объединяет 83 субъекта шести различных видов: 21 республика, 9 краев, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 4 автономных округа и 46 областей. Конституция РФ допускает возможность принятия в РФ и образование в ее составе новых субъектов.

Общими признаками конституционного статуса субъектов РФ являются:

1. Ограниченная учредительная власть субъектов РФ, являющаяся производной от власти федерации. Однако субъекты самостоятельно решают вопрос о своем наименовании, принимают свои учредительные акты (конституции и уставы).

2. Территориальные права субъектов РФ: на территорию субъекта распространяется его государственная власть, границы территории субъекта не могут быть изменены без его согласия.

3. Правовая система субъектов РФ: субъекты имеют свои конституции или уставы, законодательство, иные правовые акты.

4. Система органов государственной власти субъектов РФ, формирующаяся субъектами РФ самостоятельно, в соответствии с общими принципами организации органов государственной власти в РФ.

5. Представительство в органах государственной власти Федерации: каждый субъект направляет по 2 представителя в Совет Федерации РФ.

6. Субъекты РФ имеют свой бюджет и собственность.

7. Субъекты РФ выступают самостоятельными участниками международных отношений и внешнеэкономических связей.

Различия в государственной организации субъектов Федерации: 1) республика – это государство в составе РФ, обладающее всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ, образованное как форма национальной государственности. Республика имеет ряд государственно-правовых признаков: собственную конституцию, систему высших органов государственной власти, республиканское гражданство, государственный язык, собственные государственные символы; 2) края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа – государственные образования в составе РФ. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, другие – по территориальному.

Административное право

 

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие при осуществлении исполнительной власти. Наряду с Конституцией важнейшим источником административного права РФ является принятый в 2001 г. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП).

Административное право регулирует отношения, в которых одной из сторон является исполнительный орган государственной власти или должностное лицо. При этом согласие другой стороны на возникновение правоотношений не требуется, поскольку государственный орган является правообязывающей стороной и действует в соответствии с законом, т.е. административные правоотношения исключают равенство сторон. Видами административно-правовых отношений являются: внутриаппаратные отношения, отношения между соподчиненными органами государственного управления, отношения между несоподчиненными органами государственного управления, отношения государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, отношения между государственными и негосударственными учреждениями и должностными лицами.

В административном праве важнейшими являются понятия административное правонарушение и административная ответственность. Административное правонарушение (проступок) – это противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое закон предусматривает административную ответственность.

Признаками административного правонарушения являются: 1) это деяние (в форме действия или бездействия); 2) противоправность, т.е. нарушение норм права; 3) административная наказуемость (совершение административного проступка влечет применение мер административной ответственности); 4) виновность (в форме умысла или неосторожности).

Следует отметить, что в отличие от уголовного правонарушения (преступления) административный проступок не представляет большой угрозы для граждан и юридических лиц. Субъектами административных правонарушений могут быть как физические (с 16 лет), так и юридические лица.

Административная ответственность – это вид юридической ответственности, выражающейся в применении административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение. Особенностями административной ответственности являются: 1) наступает за совершение административного правонарушения независимо от наличия отрицательных последствий; 2) устанавливается не только в законодательном порядке, но и органами исполнительной власти и местного самоуправления; 3) выражается в применении административных взысканий; 4) налагается судами (судьями) либо органами (должностными лицами) исполнительной власти.

В административном праве мерой ответственности является административное наказание. КоАП предусматривает следующие виды административных наказаний: 1) предупреждение (в письменной форме); 2) административный штраф, выражающийся в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (МРОТ) либо равный стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (не более трехкратного размера стоимости предмета) либо равный сумме неуплаченных налогов и сборов либо сумме незаконной валютной операции (не более трехкратного размера суммы); 3) возмездное (с оплатой стоимости) изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства (конфискация) орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права (права управления транспортными средствами и др.); 6) административный арест (назначается судом) сроком до 15 суток – за мелкое хулиганство, неповиновение милиции, неуважение к суду (не может применяться к беременным, женщинам, имеющим детей до 14 лет, к несовершеннолетним, к инвалидам I и II группы); 7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация (лишение физического лица права занимать руководящие должности, входить в совет директоров) на определенный срок (от 6 месяцев до 3 лет).

Все меры административной ответственности отнесены административным законодательством к основным наказаниям, а такие как возмездное изъятие и конфискация, а также административное выдворение за пределы РФ могут применяться и в качестве дополнительных мер. При наложении административных наказаний действуют следующие общие правила:

1) административные наказания должны налагаться в пределах, установленных нормативными актами, и лишь к лицу, совершившему правонарушение;

2) при наложении наказания необходимо учитывать характер проступка, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;

3) административное наказание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка, а при длящемся правонарушении не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения. За административные правонарушения, влекущие дисквалификацию, лицо может быть привлечено к ответственности не позднее одного года со дня совершения проступка;

4) за одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказание.

К органам и должностным лицам, управомоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся: 1) мировые судьи, судьи районных (городских) судов; 2) комиссии по делам несовершеннолетних; 3) органы внутренних дел; 4) органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; 5) налоговые органы; 6) органы, ответственные за исполнение федерального бюджета; 7) федеральная и государственные инспекции труда; 8) органы и войска пограничной службы; 9) органы и должностные лица, осуществляющие административно-надзорные функции (таможенные органы, инспекции и надзоры); 10) военные комиссары; 11) административные комиссии и другие коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ для рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Каждый из перечисленных органов рассматривает дела, отнесенные к его ведению и может назначать административное наказание в пределах своей компетенции. Один и тот же вид административных правонарушений может быть подведомствен нескольким органам, что не означает возможности дублирования наказания. Принятые меры административного наказания могут быть впоследствии обжалованы в вышестоящем органе, прокуратуре, суде.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.