Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственный аппарат. Органы государственной власти РФ





Государственным аппаратом называют систему государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства. Деятельность государственного аппарата строится в соответствии с конкретными принципами, к которым в демократическом обществе относятся: 1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата; 2) принцип разделения властей; 3) принцип демократизма, позволяющий учитывать интересы большинства граждан; 4) принцип законности деятельности всех звеньев государственного аппарата; 5) принцип гласности, обеспечивающий открытость деятельности государственных органов; 6) принцип профессионализма и компетентности государственных служащих; 7) принцип федерализма, обеспечивающий разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами.

Государственный аппарат состоит из различных органов, наделенных государственно-властными полномочиями и участвующих в осуществлении функций государства. Государственные органы, как элементы государственного аппарата, наделены властными полномочиями и действуют на основе правовых актов, определяющих их компетенцию. Основными функциями государственного аппарата являются осуществление связи политического руководства с населением и обратная связь населения с институтами государственной власти. Компетенция государственных органов реализуется в трех формах: издание нормативно-правовых актов; принятие правоприменительных актов; организационная деятельность.



Органы государства различают по ряду критериев:

1) по срокам полномочий – временные и постоянные;

2) по иерархии – высшие и местные;

3) по характеру осуществления компетенции – коллегиальные и единоначальные (например, Генеральный прокурор РФ);

4) по порядку формирования – первичные, т.е. избираемые непосредственно населением, и производные, формируемые первичными;

5) по правовым формам деятельности – правотворческие (парламенты), правоприменительные (правительства) и правоохранительные (суды, органы внутренних дел);

6) в соответствии с принципом разделения властей – законодательные, исполнительные и судебные.



7) в соответствии с исполняемыми функциями: экономические (министерства, Центральный банк); социальные (министерства труда и социального развития, здравоохранения и социального развития); правоохранительные (суд, прокуратура, органы внутренних дел). Государственное учреждение – аппарат государственного органа, оказывающий содействие его работе, но не обладающий властными полномочиями: библиотеки, образовательные учреждения, почты, телеграфы, вокзалы, детские дома.

Профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов называется государственной службой. Она включает гражданскую, военную и правоохранительную службу и осуществляется на основе закона «О государственной службе» (2004 г.).

 

Разделение властей

Принцип разделения властей является одним из главных в демократическом обществе, поскольку он помогает избежать чрезмерной концентрации власти в одних руках и злоупотребления ею.Теория разделения властей была изложена Монтескье и предполагала разделение государственной власти на три независимые и уравновешивающие друг друга власти: законодательную, исполнительную и судебную. Одна власть должна принимать законы, другая исполнять их, третья – осуществлять правосудие и разрешать конфликты. Это позволяет избежать монополизации и злоупотребления властью, поскольку при отсутствии разделения появляется реальная возможность, например, принимать легко исполняемые законы. Принцип разделения властей предполагает также наличие системы сдержек и противовесов, т.е. возможности ветвями власти отчасти контролировать друг друга. Однако это не должно мешать взаимодействию всех ветвей единой государственной власти.



1. Ведущее место в системе разделения властей занимает законодательная власть, поскольку без издания законов нечего контролировать и исполнять. Законодательная власть одновременно является властью представительной. В ходе выборов народ временно делегирует свою власть депутатам.

Законодательные органы в разных странах называются по-разному, но поскольку английский парламент появился первым, то его наименование используется как имя нарицательное. Парламенты бывают одно- и двухпалатными, последние чаще в федеративных государствах. Верхняя палата выражает интересы субъектов федерации и формируется на основе равного их представительства. Палаты парламента образуют постоянные и временные комитеты и комиссии для предварительного рассмотрения законопроектов. Депутаты одной партии объединяются во фракции для координации деятельности с партийных позиций. Кроме исключительного права законодательства парламент устанавливает налоги и сборы, принимает бюджет, ратифицирует международные договоры.

2. Деятельность исполнительной власти направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная деятельность этих органов состоит в непосредственном исполнении законов и актов вышестоящих органов. Распорядительная деятельность состоит в принятии практических мер по реализации указанных выше требований. Свою деятельность органы исполнительной власти обязаны осуществлять в строгом соответствии с законодательством. Поэтому она и называется подзаконной, а издаваемые ими юридические акты – подзаконными актами.

Исполнительная власть реализуется через президента и правительство, а также их органы на местах. За осуществление управленческой деятельности правительство несет политическую ответственность. Отказ правительству в доверии (вотум недоверия) ведет к отставке правительства и замене его новым. Предусматривается возможность привлечения главы правительства или его членов к судебной ответственности за преступные деяния.

3. Судебная власть осуществляется путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения споров в судебных заседаниях. Она отличается от законодательной и исполнительной тем, что суды не создают законов и не занимаются управлением. Суд характеризуется такими понятиями, как судоустройство и судопроизводство. Под судоустройствомпонимают совокупность норм, устанавливающих задачи, принципы организации и структуру судов. Основными принципами судоустройства в демократическом государстве являются: 1) осуществление правосудия только судом; 2) независимость суда и подчинение его только закону; 3) образование судов на началах выборности; 4) неприкосновенность судей и их несменяемость; 5) коллегиальность суда.

В составе суда, как правило, взаимодействуют две коллегии: профессиональный судья (судьи) и народные представители. Для рассмотрения особо тяжких преступлений по требованию обвиняемого может созываться суд присяжных (как правило, из двенадцати непрофессиональных судей). Присяжные выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого, а судья на основании этого вердикта формулирует приговор.

Судопроизводство представляет собой установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел.

Все суды в соответствии со сферой их полномочий, подразделяют на суды общей, специальной и административной юрисдикции. Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые и имущественные споры, дела об административных правонарушениях и уголовные дела. Суды специальной юрисдикции рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет определенную специфику (например, арбитражный суд). Особой разновидностью судов являются конституционные суды, осуществляющие конституционный надзор, т.е. проверку соответствия законов и иных нормативных актов конституции.

Самостоятельной группой органов государства являются органы прокуратуры. Они не входят в систему исполнительных органов, не относятся ни к судебной, ни к законодательной власти. Основное назначение прокуратуры как специального государственного органа состоит в осуществлении надзора за точным и единообразным исполнением и применением законов. Органы прокуратуры также осуществляют следствие по наиболее важным преступлениям, поддерживают государственное обвинение в суде. Органы прокуратуры подчиняются только генеральному прокурору.

В качестве неформальной «четвертой власти» выделяют средства массовой информации. В демократическом обществе с помощью СМИ отдельные граждане, социальные группы, политические партии могут обнародовать свои взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В них публикуется критическая информация о деятельности органов государственной власти и осуществляется своего рода общественный контроль за соблюдением принципов демократии и правового государства. Выделяют ряд функций, осуществляемых СМИ: сбор, редактирование и распространение информации; формирование общественного мнения; политическое и культурное просвещение населения; критика и контроль деятельности субъектов политики; представление интересов субъектов политики; мобилизационную – побуждение людей к действиям.

 

Местное самоуправление

В РФ публичная власть на местах осуществляется органами местного самоуправления. Местное самоуправление – это самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения (на уровне городов, районов, сельских поселений, группы сельских поселений). Самоуправляющиеся территориальные единицы называются муниципальными образованиями. Местное самоуправление осуществляется на принципах:

1) организационной (органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти) и экономической (муниципальная собственность, обособленный бюджет) самостоятельности;

2) многообразия форм осуществления местного самоуправления: сочетание коллегиальных (собрание депутатов, совет, дума) и единоличных (глава администрации, староста, мэр) органов; учет исторических и культурных традиций при выборе формы и организации местного самоуправления;

3) активности участия населения в решении местных вопросов через непосредственное осуществление власти (собрания, сходы) и гарантии участия граждан в местном самоуправлении (право избирать и быть избранными, равный доступ к муниципальной службе).

К важнейшим функциям органов местного самоуправления относятся: 1. Обеспечение развития соответствующей территории. 2. Управление муниципальной собственностью, осуществление бюджета. 3. Охрана общественного порядка (местная милиция, дружины). 4. Выполнение некоторых государственных полномочий (сбор налогов).

В выполнении перечисленных функций, органы местного самоуправления опираются на принадлежащие им полномочия: а) нормотворческую деятельность; б) управление и распоряжение муниципальной собственностью и бюджетом; в) организация деятельности учреждений образования, здравоохранения, культуры, бытового и транспортного обслуживания; г) контроль за использованием водных объектов, земли и недр, планированием и строительством; д) охрана окружающей среды и общественного порядка.

Осуществление местного самоуправления опирается на конституционные гарантии:

1. Запрет на ограничение прав местного самоуправления.

2. Обязательность решений органов местного самоуправления или решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан данной территории.

3. Право на обращение к государственным органам РФ.

4. Право на судебную защиту.

5. Экономические гарантии (муниципальная собственность, местный бюджет).

6. Право на компенсацию дополнительных расходов, возникших вследствие решений органов государственной власти.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.