Сделай Сам Свою Работу на 5

Государство: происхождение, признаки и функции

 

Существуют различные теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, психологическая, теория насилия. Наиболее ранней из них является теологическая или религиозная теория (Фома Аквинский). Согласно теологической теории государство имеет божественное происхождение. Бог решил придать миру организованность, для чего и учредил государство. Соответственно власть монархов – от Бога. Согласно исламским догмам, идея создания государства была внушена пророку Мухаммеду Аллахом.

Родоначальником патриархальной теории возникновения государства был греческий философ Аристотель. Суть ее состоит в том, что государство считается продуктом из семьи, рода, племени в государственное образование. Соответственно власть отца (патриарха) перерастает во власть главы государства. Однако установлено, что патриархальная семья не может являться предшественницей рода, поскольку появляется в результате не становления родового строя, а его разложения. Да и функции семьи и государства различны: семья призвана заниматься воспроизводством рода и организацией совместного потребления, а государство решает задачи обеспечения безопасности и разрешения общественных конфликтов.

Горячо поддерживалась передовыми мыслителями Нового времени договорная теория (Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк,
Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев. По их мнению, государство возникло в результате общественного договора. Люди отказались от части своих прав и свобод в обмен на гарантии личной безопасности. Это своего рода соглашение между обществом и государством как определенное состояние общества. В случае нарушения его условий ущемленная сторона могла ответить насилием. Договорная теория не принимала во внимание объективные процессы, приводящие к образованию государства, использовалась буржуазией в борьбе с абсолютизмом.

Согласно теории насилия (К. Каутскнй), государство есть результат завоевания одного народа другим, и навязывается обществу извне. Оно существует как организация властвования завоевателей над покоренными. В истории были государства, возникшие вследствие завоевания одного народа другим (спартиатов, лангобардов, вестготов), но этот процесс не был всеобщим.



Представители психологической теории (Г. Тард, Л.И. Петражицкий) полагали, что основные причины возникновения государства кроются в особенностях человеческой психики. Одни люди склонны повелевать слабыми, другие – подчиняться сильным. Однако современная психология опровергает такой подход, указывая на то, что человеческая психика не первична по отношению к социально-политическим процессам, а, напротив, формируется под их воздействием.

В соответствии с ирригационной теорией происхождения государства (К. Витфогель), формирование государства вызывалось потребности общества в осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений (Междуречье, Египет, Китай, Средняя Азия). Мобилизовать огромные массы людей на такие работы могло только государство. Теория Витфогеля имеет локальный характер, к тому же некоторые государства появились до начала ирригационных работ.

Расовая теория (Ж.А. де Гобино, Ф. Ницше) строится на положении о том, что причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы. Первые призваны господствовать в обществе, вторые – повиноваться первым. Государство служит аппаратом управления высших рас низшими. Расовая теория носит не научный, а политический характер, она использовалась для оправдания захвата чужих территорий.

Появление органической теории (Г. Спенсер) было связано с уподоблением общества и государства человеческому организму. Государство рассматривалось не как продукт общественного развития, а как произведение природы, некое биологическое существо. Все части этого существа специализируются на выполнении определенных функций подобно функциям человеческого организма.

Создателями классовой теории происхождения государства являлись К. Маркс и Ф. Энгельс. Её основная идея заключалась в том, что возникновение государства есть результат раскола общества на классы с противоположными интересами. Развитие производительных сил общества на определенном этапе позволило производить излишек продуктов, превышающий необходимую потребность людей. Прибавочный продукт давал возможность старейшинам и вождям сосредоточивать в своих руках материальные ценности, что влекло появление имущественного неравенства. Так возникает частная собственность, а общество расслаивается на имущих и неимущих. Появилась возможность получения прибавочного продукта, эксплуатируя труд других людей. Происходило деление общества на классы, между которыми началась ожесточенная борьба, в ходе которой господствующий класс создавал государство как аппарат принуждения и удержания власти.

Современная экономическая концепция происхождения государства придает особое значение переходу общества от присваивающего хозяйства к производящему, так называемой неолитической революции. Причиной ее стало вымирания многих видов животных на рубеже XII-X тыс. до н.э. Это вынудило людей заняться производством пищи. Производящая экономика создала новые формы их существования: оседлость, производство, обмен. Усложнилась организация первобытного общества: родоплеменную организацию общества сменило государство.

Каждая из теорий возникновения государства обладает ограниченностью. Современные обществоведы полагают, что выделить единственный определяющий фактор возникновения государства невозможно. Предпосылками возникновения государства являлись и экономические (неолитическая революция), и экологические (необходимость ирригационного земледелия), и демографические (рост численности населения и усложнение социальной структуры), и психологические (образ жизни различных наций), и внешние (внешние угрозы обществу) факторы, – в совокупности.

Существование государства в качестве политического института обусловлено прежде всего тем, что оно, как организация политической власти, регулирует деятельность отдельных людей и социальных групп, упорядочивает их взаимоотношения, обеспечивает стабильность общества. Государство обладает специальным аппаратом управления из чиновников, с их властными полномочиями. От других политических организаций (партий, общественно-политических организаций) государство отличается четко структурированной системой органов, осуществляющих его функции.

Как центральный институт политической системы государство характеризуется рядом существенных признаков: 1. Наличие публичной власти, обособленной от общества. 2. Наличие особого слоя управленцев-чиновников (бюрократии). 3. Территориальная организация власти и населения. 4. Налоговая система. 5. Суверенитет – полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене. 6. Монополия на правотворчество – исключительное право государства издавать законы и иные нормативно-правовые акты. 7. Возможность осуществления принуждения на законных основаниях, в том числе с использованием силы армии, полиции, суда, тюремной системы.

Государство осуществляет ряд функций, т.е. основных, социально значимых направлений деятельности на том или ином этапе развития общества. По объекту воздействия функции государства разделяют на внутренние и внешние. Внутренние функции – это основные направления деятельности государства внутри страны: 1) охрана законности и правопорядка, прав и свобод граждан, предотвращение социальных конфликтов; 2) функция легализованного принуждения; 3) политическая функция – защита конституционного строя, обеспечение народовластия и государственного суверенитета; 4) экономическая функция (проведение экономической политики, формирование государственного бюджета, установление системы налогообложения, управление государственными предприятиями); 5) социальная функция (социальная защита населения, создание системы здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения); 6) экологическая функция (охрана природных условий жизни людей); 7) идеологическая функция (пропаганда идей и ценностей общества, воспитание молодежи).

Современное демократическое государство уменьшает свое присутствие в экономике, обеспечивает обществу условия идеологического и политического плюрализма. На первый же план выдвигается защита прав и свобод человека, прав меньшинств, охрана окружающей среды.

Внешние функции – это основные направления деятельности государства, проявляющиеся преимущественно во взаимоотношениях с другими организациями или государствами. К ним относятся: 1) защита страны от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание контрразведки, пограничных войск); 2) взаимодействие с другими государствами и международными организациями (экономическое, политическое, военно-политическое, гуманитарное, культурное и иное сотрудничество).

В зависимости от характера государственного воздействия на общественные отношения выделяют функции охранительные и регулятивные. Охранительные функции направлены на охрану всех существующих общественных отношений (прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы). Регулятивные функции направлены на развитие существующих общественных отношений (экономическая, взаимодействия с другими государствами).

Еще одним основанием классификации функций государства служит продолжительность их осуществления. В соответствии с этим признаком функции делятся на постоянные и временные. Временные функции кратковременны и носят преходящий характер. По важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные. Государство осуществляет свои функции в правых или организационных формах: 1) правотворческая (разработка и принятие нормативно-правовых актов); 2) правоисполнительская (принятие мер по исполнению норм права); 3) правоохранительная форма (контроль и надзор за соблюдением норм, применение принудительных мер к нарушителям).

Организационными формами осуществления функций государства являются: 1) организационно-регламентирующая (подготовка проектов документов, организация выборов); 2) организационно-хозяйственная (бухучет, снабжение); 3) организационно-идеологическая (разъяснение нормативных актов и формирование общественного мнения).



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.