Понятие права. Система права. Источники (формы) права
Совокупность правил поведения (норм), выработанных обществом – обычаи, мораль, корпоративные нормы, религиозные нормы, правовые нормы – составляют социальные нормы. Особое место среди социальных норм занимают нормы права, установленные государством. Среди подходов к пониманию права существует два основных: нормативистский (нормативно-правовой) и естественно-правовой. Нормативно-правовой подход к пониманию сущности права состоит в рассмотрении права как системы общеобязательных норм, исходящих от государства. Такое документально оформленное право называют позитивным. Сторонники естественно-правового подхода утверждают, что право возникло из самой природы общества и проявляется в принадлежащих человеку от рождения и неотчуждаемых правах на жизнь, свободу, собственность.
С помощью правовых норм регулируются экономические, политические, социально-культурные и другие отношения. Норма права – общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное и гарантированное государством, направленное на урегулирование общественных отношений путём определения прав, обязанностей и ответственности их участников.
В отличие от других социальных норм нормы права: носят общеобязательный характер; формально определены; устанавливаются государством; существуют только в письменной форме; обеспечиваются принудительной силой государства.
Выделяют различные виды норм права:
1) по сфере применения и внутреннему содержанию – материальные (конкретные правила поведения) и процессуальные (устанавливают порядок применения материальных норм);
2) по отраслям – нормы уголовного, гражданского, административного права и др.;
3) по характеру содержащихся предписаний – управомочивающие, обязывающие, запрещающие;
4) по функциям – регулятивные и охранительные;
5) по юридической силе – законы и подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, директивы министерств и т.д.).
Государство фиксирует нормы права в законах. В широком смысле закон – любой нормативно-правовой акт государственной власти, в узком смысле – нормативно-правовой акт высшей юридической силы в отличие от других видов нормативных актов. Закон может соответствовать праву или противоречить ему. Правовым закон является в случае его соответствия естественным правам человека.
Право в основном базируется на морали, с которой оно имеет ряд общих черт: общей целью права и морали является достижение гармонии в общественных отношениях; идейной основой права и морали является принцип справедливости; обе системы регулирования общественных отношений играют воспитательную роль; право и мораль регулируют общественные отношения с помощью особых правил – норм.
Различия между правом и моралью состоят в том, что: право санкционируется государством, а не обществом; только право фиксируется в государственных и международных документах; мораль и право предусматривают различные по действию санкции; только мораль претендует на регулирование личных, интимных отношений, т.е. сфера действия морали шире; методы обеспечения охраняются государством, а не общественным мнением; последствия нарушений норм права влекут юридическую ответственность.
Право появляется вместе с появлением государства. В первобытном обществе отношения между членами рода регулировались обычаями, усложнение общественной жизни вело к появлению нового вида социальных регуляторов. Формирование права шло различными путями: 1) государство санкционировало уже сложившиеся обычаи; 2) деятельность судов создавала правовые прецеденты, пополнявшие копилку правовых норм; 3) государство само создавало специальные нормативные акты.
Право характеризуется рядом признаков: 1) нормативностью – состоит из норм; 2) распространяется на неопределенно широкий круг лиц; 3) общеобязательностью – регулирует поведение всех членов общества, всех субъектов правоотношений; 4) формальной определенностью – закреплено в официальных правовых текстах; 5) системностью – логической неразрывностью, взаимосвязанностью; 6) иерархичностью – соподчиненностью правовых норм; 7) гарантированностью государством; 8) многократностью применения – в количественном отношении применение норм права не ограничено.
Право воздействует на различные аспекты жизни общества, чем определяется разнообразие его функций: 1) регулятивная – способность воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами; 2) охранительная – способность сохранять основы общественного строя; 3) гуманистическая – возможность правовыми средствами сглаживать социальные противоречия и конфликты; 4) идеологическая – формирование в общественном сознании представления о необходимости соблюдения правил поведения; 5) воспитательная – развитие в людях чувства справедливости, гуманности.
Право закрепляет и охраняет права и свободы личности, ограждает гражданина от произвола, выступает мерой свободы человека в обществе.
Важным понятием в теории права является понятие юридического факта. Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения. По связи с волей субъекта юридические факты могут быть разделены на события (появление которых не зависит от воли субъектов правоотношения) и действия (появление которых связано с волей хотя бы одного из участников правоотношения). Действия могут быть правомерными и противоправными. В свою очередь правомерные факты подразделяются на: юридические акты и юридические поступки, а противоправные – на правонарушения и объективно противоправные юридические факты.
Юридические поступки – это поведение людей в рамках существующих правоотношений (например, выполнение работы). Юридические акты – это внешнее выражение решений людей, направленное на достижение какого либо правового результата. Юридические акты делятся на сделки и административные акты; сделки порождают только гражданско-правовые последствия, административные акты могут порождать ещё и административные последствия.
Совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и не противоречащих друг другу частей (элементов), норм, отраслей, институтов составляет систему права. Система права представляет собой структуру права, состоящую из трех уровней:
1. Высший – суперотрасли и отрасли права.
2. Средний – институты права.
3. Низший – нормы права.
Весь массив отраслей права (в РФ около 30) разделяется на суперотрасли 1) материального права (права и обязанности субъектов права в определённой сфере общественных отношений) и 2) процессуального права (порядок, процедуры, форма осуществления и защиты прав, предусмотренных нормами материального права). К материальному праву относят отрасли: конституционное, гражданское, административное, уголовное, семейное и др. К процессуальному: гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное. Выделяют и другие две суперотрасли права: 1) публичное и 2) частное.
Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений. Право делится на отрасли на основании двух критериев: предмета и метода правового регулирования. Предметом правового регулирования является сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых отраслью права. Методом правового регулирования называют способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.
1. Российское право включает следующие отрасли права:
1) конституционное (государственное) право – совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, порядок образования и деятельности высших органов государственной власти, государственное устройство страны, правовое положение личности; это основополагающая отрасль права;
2) административное право регулирует отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти;
3) гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные и некоторые личные неимущественные отношения;
4) семейное право регулирует брачно-семейные отношения;
5) трудовое право определяет условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений;
6) финансовое право – отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, работы банков и прочих финансовых учреждений;
7) уголовное право – совокупность юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены;
8) земельное право, регулирующее общественные отношения, объектом которых является земля;
9) экологическое право, связанное с охраной и использованием природы и природных ресурсов и другие (предпринимательское, авторское, банковское и пр.).
Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства и регулирует отношения между государствами. Помимо отраслей права в системе права выделяют институты права. Институт права – обособленный комплекс правовых норм, являющихся частью отрасли права и регулирующих тот или иной вид общественных отношений. Правовой институт объединяет нормы, регулирующие лишь часть отношений определенного вида, например, институт приема на работу в трудовом праве.
В основе всей правовой системы, как ее кирпичик, лежит норма права – установленное или санкционированное и охраняемое государством общеобязательное, формально-определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения.
Все юридические нормы по различным основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды:
1. По предмету правового регулирования – конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и др.
2. По юридической силе – законы и подзаконные акты.
3. По характеру правил поведения – обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
4. По действию во времени – нормы неопределенно длительного действия, временные нормы и чрезвычайные нормы.
5. По кругу субъектов – общие, специальные (регулирующие поведение конкретного круга субъектов права) и исключительные (распространяются на отдельных субъектов права).
6. По пределам действия в пространстве – нормы общего действия и нормы местного действия (действуют в пределах определенной территории).
7. По способу установления правил поведения – императивные (не допускающие отступлений от установленного ими правила поведения) и диспозитивные (предоставляющие субъектам правоотношений возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей).
8. По функциональному назначению – материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений) и процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм).
9. По реализуемым функциям – регулятивные (устанавливающие субъективные права и возлагающие на субъектов права юридические обязанности) и охранительные (определяющие меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям права).
Норма права имеет определенную структуру, т.е. внутреннее строение. В классическом виде норма права включает в себя 1) гипотезу, 2) диспозицию и 3) санкцию. Гипотеза – это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, применения нормы права. Диспозиция – это часть правовой нормы, указывающая, каким должно быть поведение людей при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств. Санкция – это часть правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителю предписаний правовой нормы.
Со времен Рима юристы различают две совокупности отраслей права (подсистемы, суперотрасли) публичное право и частное право. Некоторые авторы называют их институтами или суперотраслями права. Публичное право – этоподсистема права, регулирующая отношения в сфере государственной власти, исполнительно-распорядительной и судебной деятельности. Публичное право имеет вертикальную направленность, регулируя неравноправные отношения между государством и гражданами. К сфере публичного права относятся такие отрасли права, как: конституционное, административное, муниципальное, уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное, финансовое, арбитражное, земельное, международное публичное право и др. Частное право – подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие частные интересы индивидуальных юридически равноправных собственников в их имущественной деятельности и в личных отношениях. Частное право предполагает равенство субъектов и потому характеризуется горизонтальной направленностью. К сфере частного права относят такие отрасли права, как: гражданское, семейное, трудовое, торговое, предпринимательское, банковское, международное частное право и др.
Существует три теории разграничения права на частное и публичное: теория предмета, теория метода и теория интереса. Теория предмета к сфере публичного права относит отрасли, нормы которых регулируют отношения, одной из сторон которых является государство. Это сфера отношений государственной власти, в которых государство проявляет себя как субъект с особыми властными полномочиями. К сфере частного права относят отрасли, нормы которых регулируют имущественные (и связанные с ними неимущественные) отношения между физическими и юридическими лицами без участия государства. В этих отношениях стороны выступают как равноправные субъекты. Если предметом регулирования публичного права выступают властные отношения, то предметом регулирования частного права являются, прежде всего, имущественные отношения.
Теория метода к сфере публичного права относит отрасли, основанные на жестких, централизованных методах регулирования, с характерной авторитарностью, соподчиненностью субъектов. К сфере частного права относят отрасли, для которых характерно юридическое равенство субъектов, их автономность. Теория интереса к сфере публичного права относит отрасли, которые выражают интересы государства, общества в целом. Для него характерен приоритет коллективного начала над индивидуальным. К сфере частного права отнесены отрасли, выражающие интересы отдельных лиц. Для частноправовых отношений характерен приоритет индивидуального.
Связь государства и права отражена в понятии источники (формы) права. Источники (формы) права – это государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, придания им общеобязательного значения. Среди основных источников права выделяют: правовой обычай; судебный прецедент; нормативно-правовой акт; естественное право.
Для каждой правовой системы характерна своя ведущая форма права: судебный прецедент в англосаксонских странах, правовой обычай в ряде стран Африки и Азии, нормативно-правовой акт в России.
1. Правовые обычай – это устойчивое правило общественного поведения, сложившееся в результате его многократного применения, санкционированное государством и обеспеченное государственным принуждением. Обычное право как исторически первая правовая форма играло важную роль на ранних этапах правового развития, регулируя семейно-брачные, имущественные и иные отношения. Обычаи как элемент культуры существуют и в наши дни. Некоторые из них могут противоречить нормам права (кража невесты, кровная месть).
2. Судебный прецедент – это придание нормативной силы решению судебного органа по конкретному делу, которое принимается за правило при разрешении аналогичных дел. Когда суд не может найти варианта решения проблемы в законе, поскольку жизнь сложнее любой правовой системы, судья, исходя из общих принципов правовой системы и опыта работы, устанавливает новую норму или толкует действующую так, чтобы положить ее в основу своего решения. Этот опыт используется в последующем как образец.
3. Естественное право как источник позитивного права представляет собой совокупность неотчуждаемых естественных прав человека, признанных государством и закрепленных законодательно. Во многих странах Европы и в России (с 1993 г.) естественные права и свободы были закреплены в конституциях. Они занимают ведущее место в национальном законодательстве и продолжают оставаться элементами естественного права.
4. Важнейшим источником права в большинстве стран мира является нормативно-правовой акт (НПА). Нормативно-правовой акт – это санкционированный компетентными государственными органами правовой акт, обладающий государственно-властным характером и имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства. Нормативно-правовой акт является разновидностью правового акта, т.е. документа, принятого государственным органом или должностным лицом и направленный на установление, изменение или отмену правовой нормы. К правовым актам относят и индивидуально-правовые акты (правоприменительные), рассчитанные на однократное действие. Поэтому индивидуально-правовой акт не становится нормой и не относится к нормативным (приговор суда по делу, приказ руководителя).
Нормативно-правовой акт характеризуется рядом признаков: 1) содержит общеобязательные правила поведения (нормы права); 2) адресуется неопределенному и неперсонифицированному кругу субъектов; 3) действует непрерывно и рассчитан на многократное применение; 4) регулирует наиболее типичные социальные ситуации; 5) носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения; 6) содержит определенные, четко сформулированные предписания, условия их реализации и защиты; 7) издается только компетентными органами с соблюдением определенной процедуры, в установленном законом порядке; 8) имеет официально-документальную форму; 9) обладает определенной юридической силой, степенью подчиненности актам вышестоящих органов.
В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон – это принимаемый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. По масштабам законы делятся на федеральные и законы субъектов федерации.
Признаками закона являются: 1. Закон может быть принят лишь органом законодательной власти (монархом или парламентом) или гражданами на референдуме. 2. Закон обладает высшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов государства. В случае коллизии (противоречия) норм различных по юридической силе актов действует норма закона. Никто не вправе отменить или изменить закон, не считая органа, его издавшего. 3. Порядок разработки, принятия и вступления закона в силу определяется конституцией. 4. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения.
По значимости (юрисдикции) законы делят на три группы:
1) Конституция РФ – Основной закон России;
2) федеральные конституционные законы, регулирующие вопросы ведения Конституции РФ (Закон «О выборах Президента РФ», Закон «О Правительстве РФ» и др.);
3) обычные (текущие) федеральные законы, регулирующие важнейшие стороны жизни страны (Гражданский кодекс РФ, уголовный кодекс РФ и др.).
Кодексысистематизируют законодательство в какой-либо определенной отрасли права (Уголовный, Гражданский, Об административных правонарушениях). Кодекс представляет собой единый акт, приводящий весь нормативный материал отрасли в определенную систему, распределяет его по разделам, главам и статьям. В России кодексы состоят из общей и особенной части. В первой излагаются основополагающие для данной отрасли принципы, формулируются важнейшие понятия, во второй содержатся действующие правовые нормы. Кроме федеральных законов в РФ действуют законы субъектов Федерации, в основе которых находятся конституции и уставы субъектов федерации. Вся система законодательства субъектов федерации должна распространяться только на вопросы ведения субъектов и не вступать в противоречие с федеральным законодательством.
Особым видом нормативно-правовых актов являются подзаконные акты – правотворческие акты компетентных органов власти и должностных лиц, основанные на законе. Подзаконные акты предназначены для конкретизации принципиальных положений законов. Само название показывает на подчиненное положение подзаконных актов по отношению к законам, которым подзаконные акты противоречить не могут.
Нормативно-правовой акт вступает в силу либо с момента его опубликования, либо со времени, указанного в самом акте. Действие нормативно-правовых актов прекращается: а) в результате прямого указания государственного органа об отмене; б) в связи с изданием нормативно-правового акта, заменяющего ранее действовавший; в) по истечении срока действия. Нормативно-правовой акт может действовать на части территории страны, на всей территории государства, за пределами государства. Ряд законов распространяется лишь на граждан данного государства.
Отношения внутри системы подзаконных актов также строятся по принципу иерархии. Высшее положение занимают указы и распоряжения Президента РФ. Правительство РФ принимает постановления. Министерства, государственные комитеты, агентства и другие ведомства принимают инструкции и постановления в пределах своих компетенций. Органы местного самоуправления принимают решения. Соответствующие нормативно-правовые акты принимаются и органами исполнительной власти субъектов федерации.
Правотворчество
Правотворчеством (законотворчеством) называют деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций и народа по установлению, изменению или отмене правовых норм.
Основными функциями правотворчества являются: 1) систематическое обновление законодательства; 2) отмена устаревших юридических норм; 3) восполнение пробелов в праве.
Правотворческая деятельность в демократическом государстве строится на принципах: гласности, т.е. осуществления правотворческой деятельности в открытой и доступной для всех форме; демократизма, т.е. участия населения в правотворчестве; научности, т.е. адекватного отражения в нормативных актах реальной действительности и перспектив развития общества, привлечения ученых, экспертов, специалистов-практиков к правотворческой деятельности; законности, т.е. неукоснительного соблюдения установленных законом требований к порядку и процедуре правотворчества; исполнимости, т.е. обеспечение нормативно-правовых решений финансовой поддержкой, подзаконными актами, кадрами; профессионализма, т.е. обеспечение правотворческой деятельности профессиональной подготовкой субъектов, использования специальных приемов и средств юридической техники (логичность изложения, отсутствие внутренних противоречий, ясность и доступность языка закона, точность формулировок).
Важнейшей разновидностью правотворчества является законотворчество (процесс принятия законов), процедура которого достаточно подробно описывается в конституции страны. Основными стадиями законодательной процедуры являются:
1. Законодательная инициатива – официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой. Правом законодательной инициативы обладают депутаты парламента и правительство. В России субъектами права законодательной инициативы являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся только в Государственную Думу.
Принадлежность права законодательной инициативы не лишает кого-либо права обращаться в парламент с законодательными предложениями, но только законодательную инициативу парламент обязан рассмотреть. Следует иметь в виду и то, что ряд законопроектов (финансовые законопроекты) могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
2. Стадия обсуждения законопроекта происходит на заседаниях палат парламента. В РФ законопроект направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Предварительно проводятся слушания законопроекта с выступлениями парламентариев, общественных деятелей, экспертов.
Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит в три чтения. На первом чтении прорабатываются принципиальные положения законопроекта, который может быть отклонён или одобрен. На втором чтении происходит детальное, постатейное рассмотрение проекта в целом, вносятся необходимые поправки. На этом этапе законопроект также может быть отклонён или одобрен. На третьем чтении депутаты уже не могут вносить поправки. Дума выносит однозначное решение – одобрить или не одобрить законопроект. Законопроект может быть принят и сразу в трёх чтениях.
3. Стадия принятия законопроекта. В РФ законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Федеральный закон принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов (50% + 1 голос от общего числа – 450 депутатов). Федеральный конституционный закон принимается так называемым квалифицированным большинством (не менее двух третей голосов (2/3, т.е. 300 депутатов).
4. Стадия утверждения законопроекта. Принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации (166 членов). Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации (ФС), если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий. На рассмотрение законопроекта Совету Федерации отводится 14 дней. Федеральный закон принимается простым большинством членов ФС, федеральный конституционный закон – не менее, чем тремя четвертями (3/4) от общего числа депутатов Совета Федерации.
Обязательному рассмотрению подлежат только федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам, перечень которых приводится в статье 106 Конституции РФ (по вопросам финансов, международных договоров, государственной границы, войны и мира). Если закон не подлежит обязательному рассмотрению, он в течение 14 дней просто находится в Совете Федерации, после чего считается одобренным.
Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон, для чего требуется квалифицированное большинство – не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.
5. Подписание и обнародование. Принятые парламентом законы в течение 5 дней направляются главе государства, который должен рассмотреть его в течение 14 дней. Президент может наложить на законопроект вето. Вето может быть абсолютным, когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным, когда приостанавливается вступление закона в силу. В последнем случае парламент может преодолеть вето. В РФ для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.
Опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляется главой государства в установленные законом сроки. В РФ законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в «Собрании законодательства РФ». Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.
Федеральные конституционные законы РФ считаются принятыми, если одобряются не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон, и обязан подписать и обнародовать его в течение 14 дней после принятия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|