Законодательство РФ о выборах. Федеральное Собрание РФ
Выборы, проводимые в РФ, можно классифицировать по нескольким основаниям: 1) по объекту – президентские, парламентские, выборы в органы местного самоуправления; 2) по масштабам: федеральные, региональные, местного уровня; 3) по характеру: очередные и досрочные; 4) по полноте: полные и частичные.
Принципами проведения выборов в РФ являются: 1) всеобщее избирательное право (активное избирательное право – 18 лет); 2) равное избирательное право (все избиратели имеют один голос); 3) прямое избирательное право (президент, депутаты избираются без посредников и промежуточных этапов); 4) тайное избирательное право; 5) свобода, альтернативность выборов (возможность выбора из нескольких предложенных кандидатов); 6) добровольность выборов (никто не вправе принуждать гражданина к участию или неучастию в выборах).
Выборы Президента РФ осуществляются по мажоритарной системе абсолютного большинства, в соответствии с которой для избрания президента на общих выборах (первый тур голосования) необходимо, чтобы за него проголосовало большинство активных избирателей (чтобы выборы состоялись, необходимо участие более половины зарегистрированных избирателей). Если на общих выборах президент не избран, проводится повторное голосование (второй тур) по двум кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов.
Выборы президента России регулируются конституцией и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». Президентом РФ избирается гражданин РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на шесть лет, не более, чем на два срока подряд. Выборы президента РФ проводились в 1991, 1996, 2000, 2004 и 2008 годах. Выборы президента РФ назначаются Советом Федерации РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. В соответствии со статьей 5 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», днем голосования на выборах президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран президент Российской Федерации.
Президентом России может быть избран: 1) только гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в России не менее 10 лет; 2) достигший возраста 35 лет; 3) не занимающий иной государственной должности либо занимающийся коммерческой деятельностью, в том числе в ранге действующего президента.
Кандидаты на должность президента могут быть выдвинуты: 1) политическими партиями (только одного кандидата в президенты); 2) в порядке самовыдвижения (при этом кандидатура должна быть поддержана инициативной группой не менее 500 избирателей, зарегистрированной в Центральной избирательной комиссии). В обоих случаях необходимо собрать не менее 2 млн. подписей в поддержку кандидата, причем, на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей. Регистрацию кандидатов в президенты осуществляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
Для регистрации в качестве кандидата, гражданин должен предоставить документы: 1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата; 2) документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов; 3) протокол об итогах сбора подписей избирателей; 4) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей; 5) сведения об изменениях в данных о кандидате; 6) первый финансовый отчет кандидата.
Центральная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после приема указанных выше документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо дать мотивированный отказ в регистрации.
Президент России избирается гражданами Российской Федерации, достигшими на день голосования 18 лет и не лишенными избирательных прав, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Первоначальный подсчет голосов осуществляется участковыми избирательными комиссиями, направляющими протоколы о результатах подсчета в территориальные избирательные комиссии. Те, в свою очередь, после предварительной проверки правильности составления протоколов участковых комиссий, составляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории и направляют их в избирательные комиссии субъектов РФ, которые после их проверки составляют протоколы об итогах голосования на территории субъектов, и направляют их в Центральную избирательную комиссию (ЦИК). ЦИК не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов. Президент приступает к исполнению своих полномочий с момента принесения присяги.
Парламент Российской Федерации – Федеральное Собрание – является высшим представительным и законодательным органом России. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один от представительного и один от исполнительного органов государственной власти.
Выборы в Государственную Думу РФ с 2007 г. проводятся по пропорциональной системе (по партийным спискам). На выборах в органы местного самоуправления: собрания, думы городов и районов применяется мажоритарная система. Избирательный процесс включает ряд этапов: 1) назначение даты выборов; 2) образование избирательных округов и избирательных участков; 3) формирование избирательных комиссий; 4) выдвижение и регистрация кандидатов; 5) предвыборная кампания; 6) голосование и определение его результатов. Подготовка и проведение выборов финансируется за счёт средств государственного бюджета (федерального или субъектов РФ). При этом, каждый кандидат или политическая партия создают свой избирательный фонд, складывающийся из собственных средств, средств объединения, выдвинувшего кандидата и добровольных пожертвований граждан и юридических лиц.
Депутатом Государственной Думы (ГД) избирается гражданин РФ, не моложе 21 года, по пропорциональной системе (партийные списки) на 5 лет. Все депутаты избираются по федеральному избирательному округу на основе пропорциональной избирательной системы. Депутату запрещается одновременное членство в обеих палатах; нахождение на государственной службе; занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Депутат обладает неприкосновенностью (освобождением от уголовного преследования, задержания, ареста, личного обыска) на весь период своих полномочий. Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности или неприкосновенности члена Совета Федерации решается соответствующей палатой Федерального Собрания. Депутатами ГД РФ не могут быть избраны лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Всего палата состоит из 450 депутатов.
Депутаты ГД РФ работают на профессиональной основе и не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти или местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, творческой. Нельзя быть одновременно членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.
На свое первое заседание Государственная Дума собирается на тридцатый день после избрания депутатов, полномочия ГД прекращаются с момента начала работы Думы нового созыва. Заседания палат Федерального Собрания являются открытыми, т.е. могут свободно посещаться представителями других органов государственной власти и средств массовой информации. Палаты Федерального Собрания заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.
К ведению Государственной Думы относятся:
1) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
2) решение вопроса о доверии Правительству РФ;
3) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ (по представлению Президента РФ);
4) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
5) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
6) объявление амнистии;
7) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
По вопросам своего ведения Совет Федерации и Государственная Дума принимают постановления.
Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ: 1) после трехкратного отклонения Думой кандидатуры Председателя Правительства, представленной Президентом РФ; 2) после двукратного (в течение трех месяцев) выражения недоверия Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; 3) в течение семи дней после отказа в доверии Правительству РФ со стороны Государственной Думы.
Государственная Дума не может быть распущена: 1) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; 2) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения; 3) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ; 4) в течение года после ее избрания (если ГД выразила недоверие или отказала в доверии Правительству РФ).
В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем расчетом, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
Выборы в Совет Федерации проводятся на основе Федерального закона № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (2000 г.). Палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, или назначенных высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. Срок полномочий членов Совета Федерации (их иногда неофициально называют сенаторами) определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, но эти полномочия могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом.
Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Кандидатуры для избрания представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем, а в двухпалатном органе – поочередно председателями палат. При этом группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры. Решение об избрании принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного органа – совместным постановлением обеих палат.
Работу СФ и ГД РФ возглавляют председатели и их заместители, избираемые палатами из своего состава. Предварительное рассмотрение законопроектов, подготовка постановлений и заключений палат СФ и ГД осуществляют в профильных комитетах и комиссиях. В Государственной Думе на основе депутатов-членов партий для проведения согласованной деятельности создаются фракции и депутатские группы. Внутреннее устройство и формы деятельности палат Федерального Собрания регулируются регламентами.
Кроме законодательных полномочий к ведению Совета Федерации относятся:
1) утверждение изменения границ между субъектами РФ;
2) утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;
3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами ее территории;
4) назначение выборов Президента РФ;
5) отрешение Президента РФ от должности;
6) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ (по представлению Президента);
7) назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (по представлению Президента);
8) назначение и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|