Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы управления рисками





При управлении рисками важно соблюдать несколько принципов:

1. Экономической целесообразности управления риском. Реагирование на некоторые риски дороже, чем принятие их последствий.

2. Системности управления рисками. При работе с рисками необходимо учитывать все возможные риски в их многообразии. Если вы учитываете какие-то риски, а другие нет – такая работа бессмысленна и бесполезна.

3. Управляемости принимаемых рисков. Если вы принимаете какие-то риски, у вас должна быть возможность влиять на них. Если вы не можете влиять на последствия рисков, вы должны сделать все, чтобы они не наступили.

4. Достаточности достоверной информации. При принятии решений вы должны обладать всей необходимой достоверной информацией.

5. Соответствия антирисковых мероприятий корпоративной культуре и стратегии организации. Запланированные мероприятия реагирования и упреждения рисков должны соответствовать организационной культуре компании и целям более высокого порядка, иначе они не будут реализованы.

 

Рисунок №1. Правила риск-менеджмента.

 

 

 

Управление рисками имеет различные аспекты, в том числе:



· Финансовый аспект деловых рисков: угроза доходу, структуре собственности и капиталу. Другими словами, угроза устойчивости благосостояния.

· Юридический аспект - виновность, единообразие, прецеденты, совместимость, юрисдикция, презумпции, процессуальность, принудительность, контрактность, арбитраж - все это должно быть определено рамками законов. К сожалению, в современной России эта часть законов либо не всегда соответствует новым рыночным реалиям, либо вообще отсутствует.

· Статистический аспект - для создания программ управления рисками требуются базы данных. В западной деловой инфраструктуре эта статистика собирается уже столетиями. В России ее либо нет, либо она фрагментарна, либо до сих пор засекречена, либо фальсифицирована, либо не систематизирована, либо скрывается под видом коммерческой тайны. Положение несколько облегчается тем, что значительная часть всемирной статистики рисков и происшествий применима к российским обстоятельствам.

· Отраслевой аспект управления рисками состоит в том, что каждая отрасль экономики и частной жизни имеет, кроме общеэкономических, свои специфические риски, требующие особых отраслевых знаний. В этом плане управление рисками требует привлечения инженеров-отраслевиков.



· Организационный аспект состоит в том, что управление рисками - это дело коллективное. Оно требует от управляющего знаний, выходящих за пределы просто экономики, математики, юриспруденции и отрасли. Требуется знание людей: их психологии, законов их индивидуального, группового и массового поведения.

 

Какие риски могут быть?

 

Анализ возможных рисков в деятельности компании является самым первым и ответственным этапом процесса управления рисками.

Состав анализируемых рисков должен быть не выборочным, а полным - по всем граням проекта - технической, организационной, маркетинговой и финансовой.

Например, Минэкономики в Методических рекомендациях от 31.03.94. N 7-12/47 предлагает следующий перечень рисков:

· риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли;

· внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и т.п.);

· неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе;

· неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии;

· колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п.;



· неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий;

· производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и т.п.);

· неопределенность целей, интересов и поведения участников;

· неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

 

В программном пакете "PROJECT EXPERT" оцениваются следующие виды рисков:

· реальность идеи;

· наличие необходимых специалистов;

· качество управления;

· финансирование;

· безопасность;

· экологичность;

· взаимодействие с местными властями и населением;

· чувствительность к законодательству;

· готовность среды;

· приспосабливаемость к среде.

Выше приведены лишь примеры рисковых событий, окончательный список рисков своего проекта вы определяете сами.

Выявление возможных источников рисков (или рискообразующих факторов – РОФ) в деятельности компании может быть также осуществлено на основе применения специальных методов изучения внутренней и внешней среды, таких как:

· методы SWOT, PEST-анализа (см. раздел «Анализ рынка»);

· методы составления контрольных списков источников риска или рискообразующих факторов;

· оценка рисков независимыми экспертами;

· самостоятельное определение рисков командой проекта, используя «мозговой штурм» или другие методы групповой работы;

 

Контрольные списки источников рисков представляют собой структурированные списки потенциальных источников риска, в основе которых лежит историческая информация об инцидентах, произошедших ранее. В качестве иллюстративного примера можно привести "ядро" модели "Риск-юниверс", разработанной и предлагаемой для компаний-клиентов компанией Ernst & Young (см. рисунок № 1).

Рисунок № 2

"Ядро" модели классификации и анализа рисков Риск-Юниверс

При использовании данной модели вам надо определить риски каждого типа (государство, культура, активы, производство и т.п.), их количество может не соответствовать рисунку – быть больше или меньше трех.

Оценка рисков независимыми экспертами заключается в проведении интервьюирования и/или анкетирования опытных предпринимателей или специалистов по управлению рисками, которые выступают в роли экспертов и не являются субъектами управления рисками в исследуемой компании.

Вы также можете самостоятельно определить возможные риски, используя различные методы групповой работы, например «мозговой штурм».

Анализ рисков.

Задачей анализа риска является определение вероятности наступления и возможного ущерба от наступления рискового события. Такая оценка определяет степень важности риска, т.е. позволяет выделить приоритетные для вас риски, вероятность наступления которых необходимо свести к минимальной.

В Таблице №1 вы можете ознакомиться с примером определения вероятности наступления рисков.

Таблица №1. Оценка вероятности наступления рисков.

 

Вид риска Вероятность риска
Высокая Средняя Низкая
РИСКИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА
Неработоспособная идея программы      
Проблемы на стадии проектирования      
Отсутствие необходимого законодательства в сфере развлечений и спортивных услуг      
Низкий уровень стратегического планирования и укрупненного технико-экономического обоснования реализуемой программы      
Незнание исследуемого рынка и низкий уровень предварительных маркетинговых исследований      
Отсутствие нормативной базы      
Недостаточная квалификация персонала      
Финансовые проблемы программы      
Информационное и аналитическое управление подготовительным периодом      
Низкое качество управления деятельностью комплекса, выполнением работ по началу его функционирования (уровень менеджмента)      
РИСКИ НАЧАЛА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ненадежное информационное, компьютерное и телекоммуникационное обеспечение программы      
Низкий уровень юридической поддержки процесса принятию управленческих решений      
Низкий уровень дизайнерской проработки рекламной и информационной продукции      
Плохой контроль качества услуг и рекламной продукции, отсутствие обратной связи с получателем услуг      
Экологические проблемы      
Финансовые проблемы      
Невысокий уровень подготовки рекламной компании продвижения торговой марки на отечественном и зарубежных рынках      
Уровень подготовки маркетинговой программы продвижения продукции и услуг      
Уровень менеджмента в структурах управляющей компании      
Соответствие маркетинговой и рекламных программ условиям рынка      
КОМЕРЧЕСКИЕ РИСКИ
Высокая конкуренция      
Рынок имеет тенденции к сокращению спроса на продукцию и услуги      
Уровень планирование сбыта услуг и продукции      
Непредвиденное изменение ситуации на рынке развлекательных технологий и спортивных услуг      
Непредвиденные действия конкурентов      
Низкое качество услуг      
Высокая цена продукции и услуг      
Проблемы доведения информации о продукции и услугах до клиентов, потребителей и региональной сети      

 

После того, как вы определили вероятность наступления рисков, вам надо понять какие последствия произойдут в случае наступления того или иного рискового события. Вы можете это сделать при помощи следующей таблицы.

Таблица 2. Определение последствий рисков.

Риск Последствия
1
2
3
4
5

 

Результаты оценки риска могут быть представлены в виде карты рисков, на которую наносятся ожидаемые рисковые события с присущей им вероятностью и размером возможного ущерба. По карте можно судить о степени концентрации риска. Чем выше концентрация риска, тем сложнее управляющее воздействие.

Рисунок №3. Карта рисков.

Карта рисков

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.