Продуктово-рыночная матрица
Цель: сегментация клиентов и продуктов, расстановка динамических приоритетов.
Клиент(рынок)
Продукт
| Клиент 1
| Клиент 2
| Клиент 3
| Всего
| Продукт 1
|
|
|
|
| Продукт 2
|
|
|
|
| Продукт 3
|
|
|
|
| ……
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
| 100%
|
В левую колонку Вы вписываете продукты/услуги, с которыми планируете выходить на рынок. Особенности продукта, которые могут послужить основанием для сегментации в ПР-матрице:
· сезонность;
· цена;
· объем поставок;
· рентабельность;
· качество;
· лицензионность;
· импортный – отечественный;
· первая необходимость;
· уникальность – типичность;
· срок пользования;
· экологичность;
· комплексность;
· сложность и т.д.
Верхние колонки заполняете потенциальными клиентами, которым планируете предлагать свои продукты/услуги. Особенности клиентов, которые могут послужить основанием для сегментации в ПР-матрице:
· объем закупки;
· периодичность;
· конечный - промежуточный;
· корпоративный – индивидуальный;
· государственный – частный;
· достаток и т.д.
Данный инструмент позволяет точнее понять, что и кому вы предлагаете или собираетесь предложить на рынке. В ходе заполнения этой матрицы выясняется: не так-то просто сформулировать, что вы предлагаете и как определить ваших клиентов от не-клиентов.
Полезная для использования ПР-матрица не должна быть слишком громоздкой. Наиболее удобная для использования ПР-матрица имеет размерность 3х5 или 5х4.
Продавая один и тот же продукт разным клиентам, можно получить несколько различных сегментов. Например:
· фанатики (азартные работоголики, ищущие лучшую продукцию или условия, не особо думая о себе);
· откатчики (приоритет отдается не столько качеству товара (хотя и это бывает важно), сколько нормальному «откату» при хорошей защищенности от хозяев;
· консерваторы (которые выбрали поставщика и ни в какую не хотят ничего менять – ни на лучшее, ни на худшее, главное – спокойствие);
· флюгеры (кто приехал – тому и «отдался»).
С каждым из этих типов клиентов своя методика работы. Если целевая группа - флюгеры, надо всегда быть первым, не просто в регионе, а у данного конкретного человека. Если фанатики, то нужны семинары, презентации, их надо все время убеждать, что поставляешь самое крутое. Консерваторов можно запугивать ужасами про конкурентов.
Информация, сконцентрированная в ПР-матрице, позволяет:
· уточнить понятие клиентов компании, ее продуктов и услуг, предлагаемых различным категориям клиентов;
· классифицировать продукты по объемам продаж и уровню доходности;
· ответить на вопрос: какие виды продукции стоит развивать, а какие сокращать?
· классифицировать рынки (категории клиентов) по объемам продаж, уровню конкуренции и тенденциям развития;
· ответить на вопрос приоритетности клиентов;
· персонализировать ответственность за конкретные клетки этой матрицы.
В клеточках матрицы может быть приведена самая разная информация. Например, тенденция развития рынка сбыта компании отражается в каждом квадрате следующими знаками:
· стрелочка вверх – рынок развивается (продажи растут);
· стрелочка вправо – рынок стабилен (продажи стабильны);
· стрелочка вниз – рынок сокращается (продажи падают).
Уровень прибыльности продаж на конкретном рынке отражается в каждом квадрате следующими знаками:
· « - » убытки;
· « + » низкая прибыльность;
· «++» средняя прибыльность;
· «+++» высокая прибыльность.
Уровень конкурентной борьбы можно отметить так:
· К – слабая конкуренция;
· КК – средняя конкуренция;
· ККК – сильная конкуренция.
Продуктово-рыночную матрицу можно применять как к планируемому, так и к уже существующему бизнесу. Разница лишь в том, что если в планируемом бизнесе – клеточки матрицы будут заполняться из принципа ВИДЕНИЯ ОБРАЗА ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО, то в уже существующем бизнесе – это учитываемый факт, который подталкивает к серьезным размышлениям.
Продуктово-рыночную матрицу можно рисовать по двум критериям: по объему производства/продаж или по доходу/прибыли.
ПРИМЕР заполненной ПР-матрицы по объему продаж:
Клиент (рынок)
Продукт
| Работающие женщины среднего достатка, 25-55 лет
| Студентки старших курсов, 20-25 лет
| Интеллигентные бабушки
| Всего
| Женский деловой костюм
|
67,5%
++ ККК
| 5,3%
++ ККК
| 2,2%
+ К
| 75%
| Женский нарядный костюм
|
14,4%
+++ КК
| 1,1%
++ КК
|
0,5%
- К
| 16%
| Блузки
| 8,1%
+ КК
| 0,6%
+ К
| 0,3%
+ К
| 9%
| Всего
| 90%
| 7%
| 3%
| 100%
|
При заполнении матрицы важно обратить внимание на то, насколько хорошо вы осведомлены о том рынке, на котором собираетесь работать. Ведь проценты, стрелочки и плюсики вы ставите субъективно, экспертно. Для каждой оценки очень важны аргументы для объяснения. Если вы недостаточно знаете рынок, то баллы, которые вы поставите, - будут далеки от действительности. Соответственно, последующий анализ и принятые решения будут неэффективны и даже губительны. Важно не просто заполнить матрицу, а сделать это максимально приближенно к реальному положению на рынке.
Не стоит очень серьезно относиться к точности в десятые и сотые доли процента в подобных матрицах, поскольку они носят экспертный характер и погрешность, как минимум, в несколько процентов здесь вполне допустима.
Вот некоторые вопросы по этой матрице, на которые стоит обратить внимание:
· Нужны ли тебе такая группа клиентов, как интеллигентные бабушки? Ведь они занимают 3% объема продаж, а сил на них тратится гораздо больше получаемой прибыли. То же самое можно подумать и про студенток старших курсов (или предложить для этого сегмента новые продукты);
· Почему ты занимаешься/планируешь заниматься блузками, если этот рынок не растущий?
· Почему меньше 15% твоего объема занимает растущий и максимально прибыльный для тебя женский нарядный костюм, к тому же конкуренция там не слишком велика?
Таких вопросов можно набросать не один десяток. Тут важно не оправдываться, а хорошенько подумать. Уж лучше ошибаться на бумаге, чем нести реальные убытки.
Особенно полезны вопросы, выходящие за рамки нарисованной матрицы:
А ты не думал/а над такими очень интересными продуктами, как продажа лекал или полуфабрикатов, там не очень сильна конкуренция?
Почему ты не рассматриваешь как отдельный сегмент крупных женщин, сейчас становятся популярны специализированные магазины?
Не пробовала ли ты разделить свою продукцию по сезонам, например, отдельно продвигать зимнюю коллекцию, сделать ее своим продуктом?
Не подумать ли тебе о другой сегментации, что ты реально предлагаешь своим клиенткам: уверенность в себе, практичность, коррекцию фигуры или подчеркивание ее достоинств? Чем ты по – крупному отличаешься от конкурентов?
Важно всегда иметь две ПР-матрицы: первая их которых описывает сегодняшнее состояние дел, вторая – желаемое, целевое. Стратегия ваших действий – способ перехода от одной матрицы к другой.
ПР-матрица – это ответы на ключевые вопросы:
ЗАЧЕМ?
| Кому? 1
| Кому? 2
| ...
| Что? 1
| Как? Почем? Кто? Когда?
| …
| …
| Что? 2
| …
| …
| …
| …
| …
| …
| …
|
В плане конкурентной борьбы можно сравнивать ПР-матрицу с шахматной доской. Где, на каком участке поля мы могли бы совершить прорыв? Где стоит пожертвовать пешку или фигуру, а где нужно держать позицию во что бы то ни стало, любой ценой? Принципиально важно, что вы при этом начинаете думать не ходами, как начинающий шахматист, а позициями, к которым мы стремимся, а это уже мастерский уровень.
ПР-матрица дает вам понимание ваших приоритетных клиентов,тех покупателей, которые являются для вас ключевыми и на потребности которых надо прежде всего обращать внимание. Для этого вы должны выделить четкие признаки приоритетности, чтобы легче идентифицировать ключевых клиентов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|