|
Глава 5. Культура городов Алтая
В связи с созданием горнозаводской промышленности с XVIII в. Алтай становится одним из крупных центров цветной металлургии России, приобретая мировую известность по добыче драгоценных металлов (особенно серебра и сопутствующего ему свинца). Заводы и рудники Алтая, созданные на новом, не освоенном ранее месте, следует рассматривать как крупнейшие нововведение в производственной сфере, что не только определило специфику экономической структуры, но также оказало непосредственное влияние на всю культурную жизнь Алтайского округа и явилось определяющим условием городообразования. Это привело к созданию крупных горнозаводских центров – таких как Змеиногорск, Колывань, и прежде всего – Барнаул – столица Алтайского округа.
Старейшие города Алтайского горного округа – Бийск, Барнаул и рабочий поселок Змеиногорск оказали большое влияние на формирование провинциальной городской культуры XVIII – XIX вв.
Бийск
Старейший город Алтая – Бийск имеет давнюю историю и, по мнению ученых, две даты основания. Первая из них – 1709 г., когда по указу Петра I для защиты русских границ от нападений джунгаров на месте слияния рек Бии и Катуни было закончено строительство пограничного опорного пункта – Бикатунского острога. Просуществовал он недолго и на следующий год был сожжен джунгаро-телеутским войском.
Вторая Бикатунская крепость была восстановлена в 1718 г. и находилась на более удобном в стратегическом отношении месте (ныне это старая часть современного Бийска), на правом берегу Бии. Эту дату также можно считать годом основания, поскольку после возведения второй крепости поселение не исчезло как в первом случае, территория стали интенсивно осваиваться, что в конечном итоге привело к появлению города Бийска.
В 1732 г. Бикатунский острог был переименован в Бийский. К середине XVIII в. Бийская крепость, претерпев ряд модернизаций, в ходе которых были внедрены лучшие достижения военно-инженерного искусства той эпохи, используемые при возведении фортификационных сооружений, из небольшого пограничного укрепления превратилась в крупный военно-оборонительный комплекс Алтая и Сибири. Она стала центральным звеном Колывано-Кузнецкой укрепленной линии, которая протянулась от Усть-Каменогорской крепости до Кузнецка.
Значение Бийской крепости трудно переоценить, поскольку она явилась первым форпостом в Верхнем Приобье для закрепления государства Российского в этом регионе и дальнейшего продвижения на юг, в горы Алтая.
Административный статус Бийска, который застраивался вокруг крепости, неоднократно менялся. В 1827 г. он окончательно становится уездным центром Томской губернии.
Выгодное географическое положение города, транспортное сообщение, благоприятные условия для развития сельского хозяйства способствовали превращению Бийска в середине XIX в. в крупнейший торгово-промышленный город Алтайского горного округа и центр внешней торговли: Чуйский тракт, начинавшийся от Бийска, через Горный Алтай шел в Монголию.
Значительная роль заграничной торговли с Монголией и Китаем, которую вели бийские предприниматели, позволяет отнести город к числу купеческих.
Среди основных занятий населения: огородничество, земледелие, скотоводство, табаководство, отхожие промыслы и сплав леса. Главные предметы торговли – хлеб, сало, кожа, мед, пушнина, орехи, скот. С началом регулярного сообщения (водный транспорт и железная дорога) Бийск становится центром маслоторговли (с 1915 г.).
Промышленное производство было представлено в основном предприятиями перерабатывающими и обслуживающими насущные потребности горожан: стекольным, мыловаренным, винокуренным, водочным и свечным заводами, а также небольшими производствами. В их числе более 40 маслобоен, 6 салотопенных, 5 кожевенных и 15 кирпичных заводов. Кроме того, в Бийске размещалось 8 мастерских по изготовлению молотилок и веялок. Начало этому производству было положено переселенцем из Рязани, обосновавшимся в Бийске.
Ежегодно устраивались три ярмарки – Екатерининская, Петровская и Крестовоздвиженская. По отзывам современников, Бийск во второй половине XIX в. напоминал большое село и был почти весь деревянным. В отличие от других городов Томской губернии в Бийске находилось значительное количество православных храмов. В последующие годы начинается каменное строительство. Строится собор, городское училище и больница.
Интенсивное экономическое развитие способствовало формированию городской культуры. Здесь следует отметить два важных фактора, которые повлияли на культуру Бийска и способствовали становлению его как значительного культурного городского поселения.
С момента переноса центра Алтайской духовной миссии из Улалы (ныне Горно-Алтайска) в Бийск в последнюю четверть XIX в. город на несколько десятилетий становится оплотом алтайского православия. Основной задачей миссии была христианизация коренного населения, имевшего многовековые языческие традиции, а также распространение культуры, просвещения (создание алтайской письменности). Большое внимание миссионеры уделяли благотворительной деятельности среди коренного населения, оказывали посильную медицинскую помощь.
С историей Бийска связанны имена двух известных религиозных деятелей, возглавлявших в разное время Алтайскую духовную миссию – архимандрита Макария (Глухарева) и епископа Макария (Невского), причисленных ныне к лику российских святых.
Выдвижение Бийска как крупного религиозного центра Алтая, усилия местных церковных иерархов, с одной стороны, совместно с поддержкой государственных властей, горожан и, особенно, купцов-благотворителей, с другой, выделили город и как значительный центр просвещения и образования всего региона. Система духовного образования была представлена единственным в Сибири катехизаторским училищем, поставлявшим кадры для духовной миссии, миссионерской школой, а также двумя церковно-приходскими училищами Общества попечения о начальном образовании.
Интенсивно развивалась культовая архитектура и искусство. На протяжении XVIII-XX вв. в Бийске было возведено более 20 храмов и 8 часовен. В XIX в. работали иконописная и иконостасная мастерские.
Помимо религиозного фактора, оказывающего несомненное влияние на культуру Бийска, следует отметить и другой – деятельность крупных коммерсантов-предпринимателей, финансирующих различные культурные начинания города и оказывавших благотворительную поддержку учреждениям различного назначения не только в Бийске, но и в других городах Алтайского округа, в том числе и в Барнауле.
Благотворительность была изначально присуща алтайскому купечеству, среди представителей которого было немало предпринимателей-миллионеров. Некоторые из них имели невысокий образовательный уровень, а ряд из них не имели даже начального образования. Несмотря на это, многие из них принимали активное участие в общественной и культурной жизни, являлись гласными бийской и барнаульской городских дум, избирались церковными старостами, становились попечителями учебных и медицинских учреждений, библиотек, жертвовали часть своих капиталов на нужды города. Следует отметить несколько известных предпринимателей Бийска, оставивших своей благотворительной деятельностью заметный след в истории культуры города.
Среди них М.С. Сычев, миллионер, активно участвующий в общественной и культурной жизни Бийска. Он занимался попечительской деятельностью, на собственные средства построил здания Форштадтского училища и Успенской церковноприходской школы. На протяжении 18 лет подряд избирался церковным старостой в Успенском храме и регулярно финансировал его ремонт, содержание церковного храма, а также строительство храмов в Бийске и Томске. М.С. Сычевым выделялись крупные суммы на различные нужды: на детские приюты, в Томске и Мариинске, на помощь пострадавшим от неурожая и т.д. Общий размер пожертвований купца составлял 74,7 тысяч рублей.
Семья известных бийских предпринимателей Морозовых, выходцев из крестьян Владимирской губернии, была известна в качестве крупнейших благотворителей. Приоритетное внимание в этой деятельности они уделяли городскому образованию и просвещению. Так, на свои средства, А.Ф. Морозов построил каменное здание городского мужского училища, выделил 20 тысяч рублей на открытие женской прогимназии, совместно с купцом А.В. Соколовым выстроил здание для катехизаторского училища, а также внес личные средства на строительство Народного дома в Барнауле.
Его жена, Е.Г. Морозова, будучи неграмотной, являлась попечительницей бийской женской гимназии, жертвовала на её строительство значительные суммы, построила домовую церковь при городском мужском училище. С момента образования в Бийске Общества попечения о начальном образовании была его бессменным председателем вплоть до своей кончины, постоянно выделяла средства на покупку одежды и учебников для беднейших учащихся. Е.Г. Морозова оставила значительный капитал для многих учебных заведений Бийска и пожертвовала 10 тысяч рублей барнаульской больнице.
О купце – «чуйце» П.А. Копылове и его племяннике, полковнике в отставке А.П. Копылове следует сказать особо. Оставив значительное наследство, купец П.А. Копылов выделил на благотворительность и общественные нужды большие средства. Реализацией завещания занимался его племянник А.П. Копылов, который практически всё наследство потратил на развитие культуры, просвещения и поддержку малоимущих слоёв города. Им было пожертвовано 100 тысяч рублей на постройку Народного дома в Бийске – одного из самых красивых зданий города, выделена значительная сумма на создание городского общественного банка имени П.А. Копылова, вся прибыль которого (кроме сумм, поступающих в запасной капитал) шла в фонд просветительских и общественных организаций Бийска.
Ряд крупных пожертвований был сделан А.П. Копыловым на строительство зданий бийского Вольно-пожарного общества и школы в селе Енисейском, а также на покупку продовольствия по низким ценам для нуждающихся горожан.
Так же нельзя обойти вниманием и вклад бийских купцов в отечественное востоковедение. Приоритет в этой сфере принадлежит купцам – «чуйцам», которые вели заграничную торговлю в Монголии и Китае. Помимо своей непосредственно коммерческой деятельности, они записывали маршруты, вели дневники, собирали коллекции для российских музеев, финансировали научные экспедиции и сопровождали их в качестве переводчиков и проводников. Среди них – Н.И. Ассанов – бийский 1-й гильдии купец, один из крупнейших представителей заграничной торговли по Чуйскому тракту. Помимо обширной благотворительной деятельности он внес свой вклад в исследования Монголии, являлся членом-корреспондентом Императорской Академии наук. Совместно с бийскими купцами А.Д. Васеневым и Г.Г. Бодуновым Н.И. Ассанов финансировал научную экспедицию в Монголию профессоров Томского университета М.И. Боголепова и М.Н. Соболева.
Купец А.Д. Васенев, помимо своей профессиональной деятельности, известен как исследователь Монголии и Китая. Его путевые дневники неоднократно публиковались, в том числе в серьёзном научном издании «Известия Русского географического общества». Во время своих поездок А.Д. Васенев проводил географические и метеорологические наблюдения, собирал местные растения, коллекции быта и культа монголов и китайцев. Одна из таких коллекций была подарена им Томскому университету. А.Д. Васенов был знаком и сотрудничал со многими общественными деятелями и учеными-востоковедами России.
Занимаясь благотворительностью, предприниматели Алтая (в том числе и Бийска), будучи людьми, глубоко верующими, делая полезные дела в земной жизни, стремились обрести благодать в жизни вечной. Являясь опорой державы, эти «деловые люди» начали иначе относиться к проблемам просвещения, культуры, общественной жизни города, формируя в своей социальной среде новые качества, черты, интеллектуальные и культурные запросы. Ряд из них внес существенный вклад в развитие просвещения, культуры и науки.
Благодаря совместной деятельности городских властей и предпринимателей-меценатов в Бийске в XIX в., кроме названных ранее, существовала система образовательных учреждений, включавшая мужскую и женскую (преобразованную из прогимназии) гимназии, Пушкинское городское и 9 приходских училищ, 2 начальные школы. В учебных заведениях Бийска обучалось около 3000 учащихся. В городе работали библиотека, книжный магазин, 2 типографии и студия живописи.
Среди благотворительных учреждений существовали 2 богадельни, детский приют и городская больница.
Общественные организации конца XIX – начала XX вв., в которых принимали участие горожане и представители деловых кругов, были весьма многочисленны: Вольно-пожарное общество, Общество попечения о начальном образовании, Драматическое общество, Благотворительное общество, Бийский отдел Общества изучения Сибири и улучшения её быта, Бийский купеческий клуб, Общество маслодельных мастеров, Сельскохозяйственное общество, Кружок ревнителей трезвости, Общество вспомоществования нуждающимся учащимся средних учебных заведений, Общество народных университетов и др.
С историей культуры Бийска связанны имена многих известных представителей творческой интеллигенции России: публициста и общественного деятеля Г.Н. Потанина и его жены А.В. Потаниной (Лавровской) – одной из первых женщин – членов Русского географического общества; писателей В.Я. Шишкова, Г.Д. Гребенщикова и барнаульского литератора П.А. Казанского, принимавших участие в литературных вечерах в Бийске, художницы и скульптора В.А. Сенгалевич-Копыловой (дочери А.П. Копылова), писателя-натуралиста В.В. Бианки – создателя зоологического отдела Бийского музея, поэта И.А. Мухачева, писателя, кинорежиссера и актера В.М. Шукшина, художников Д.И. Кузнецова и А.П. Маркова, который был известен и как археолог.
Сегодня Бийск, второй город Алтайского края,сохранив очарование старины благодаря памятникам истории, культуры и архитектуры, является отправной точкой многих увлекательных туристических маршрутов.
Барнаул
Формирование городской культуры, являющейся неотъемлемой частью традиционной народной культуры и активным элементом её развития, в Барнауле имело свои специфические черты, что выделяло его не только среди городов Сибири, но и всей России. К подобным чертам можно отнести природный фактор – богатый ресурсный потенциал: уникальное сочетание месторождений полиметаллических руд с лесо- и гидроресурсами. Особенностью развития культуры в Барнауле на начальном этапе был «фактор внезапности»: культурные преобразования стали ощущаться сразу же с момента функционирования завода, с формирования новой производственной культуры.
Существует две даты основания города: 1730 и 1739 годы. Вторая дата имеет своё аргументированное подтверждение: в 1739 г. началось строительство заводской плотины, а в следующем году и завода. Так было положено начало заводскому посёлку, впоследствии городу Барнаулу.
Для защиты завода в 1746 г. была возведена деревянная крепость, построенная людьми А.Н. Демидова. Территория её была «обведена в столбы деревянным заплотом (оградой)», вокруг крепости были установлены «рогатки» из соединённых крест-накрест жердей. В деревянной крепости находились 2 башни. Одна из них – «проезжая рубленная башня» помещалась на плотине на правой стороне Барнаулки, вторая – «главная» в центре посёлка, около заводской конторы. В крепости также имелось два рубленных из бревен и крытых тёсом бастиона.
После значительной реконструкции и переноса башен в более удобное для охраны завода место к середине XVIII в. Барнаульская крепость, приспособленная, прежде всего, к потребностям заводского производства, включала 5 башен: при церкви, магазине, на Большой улице, у Мастеровской улицы и на площади. На каждой из башен помещалась пушка. На сохранившимся плане Барнаула 1752 г. обозначены две крепости: «малая», с двумя проезжими башнями, которая окружала завод, и «большая», с тремя башнями. Она ограждала левобережную часть поселка и была укреплена дополнительным рядом рогаток и каналами. К последней трети XVIII в. башни основательно обветшали, а к концу столетия Барнаульская крепость прекратила своё существование.
В 1739 – 1744 гг. близ впадения реки Барнаулки в Обь был построен Барнаульский завод, положивший начало горнозаводскому поселению, которое с 1771 г. стало горным городом. Предназначенный первоначально для выплавки меди, завод впоследствии был переоборудован в сереброплавильный – один из крупнейших заводов подобного профиля в России. Барнаульский завод был построен с ориентацией на массивы леса по реке Барнаулке и наличия водного пути, позволяющего доставлять руду с различных рудников бассейнов рек Чарыша и Алея.
Барнаульский завод представлял собой крупный комплекс, куда входил ряд вспомогательных предприятий (цехов). При заводе был пруд, образованный большой плотиной (её длина достигала 524 м), которая была необходима для работы водяных двигателей. Слева от водоспуска около плотины помещалась медеплавильная фабрика и ряд вспомогательных цехов.
П.С. Паллас, посетив Барнаул в 1771 г., отметил, что «заводские постройки состояли из двух заводов, расположенных у плотины, между которыми находилась пильная мельница, мукомольная и крупяная мельницы, пробирная и толчея, в которой толкут известковый камень. Тут же находилась Канцелярия Главного правления Колывано-Воскресенских заводов и рудников, пробирный дом и целый ряд производственных и складских построек: кузница, сараи, кладовые, амбары. Несколько выше по течению р. Барнаулки находилась стеклянная фабрика, в которой была поставлена изобретенная Ползуновым «огнедействующая машина». Фабрика производила как простое зеленое, так и довольно чистое и белое хрустальное стекло. Жилые дома, которых насчитывалось до тысячи, располагались правильными улицами по обеим сторонам р. Барнаулки…». С 1753 г. при заводе работала школа. Регулярная сетка улиц сочеталась с природным рельефом местности, с очертаниями береговых линий Оби и Барнаулки и прямоугольной четкой формой производственной территории. Производственные и гражданские сооружения части города, примыкавшей к заводу, построенные в одном архитектурном стиле, составляли единый ансамбль. По числу населения (2846 ревизских душ) Барнаул в 1771 г. превосходил все города Московской области, уступая только Москве.
Социальный состав населения был непосредственно связан с горнозаводской спецификой города: мастеровые работные люди, ремесленники на вспомогательных работах, горные офицеры и чиновники, торговцы, обслуживающие завод, солдаты для охраны завода, а также приписные крестьяне, выполняющие на заводе различные работы.
К концу XVIII в. на заводе было 30 плавильных печей, дающих в год 430-460 пудов серебра, т.е. 1/3 часть получаемого в округе.
В 1747 г. демидовские владения на Алтае были конфискованы и перешли в царскую собственность, в ведение Кабинета Его Императорского Величества – административного органа, руководившего из Петербурга всей деятельностью горного округа.
Принадлежность Колывано-Воскресенского (впоследствии – Алтайского) горного округа царской фамилии обусловила особые порядки на его территории, в том числе и в Барнауле. Город находился на особом ведомственном подчинении вне действия гражданской власти, законов и управлялся заводским и военным начальством. В связи с этим в городе существовала горная полиция, военный суд, исправительные казармы, гауптвахты и усиленный состав войск внутренней стражи. Жизнь города-завода строго регламентировалась, что проявлялось в следующих фактах:
- сохранялись феодальные порядки на заводе и крепостной труд рабочих;
- запрещалось водворение ссыльных и свободное поселение;
- осуществлялась царская монополия на землю, полезные ископаемые, лес;
- запрещалось создание частных крупных предприятий и т.д.
Кабинет проводил определённую политику, направленную на культурное развитие округа и вместе с тем изолировал его от различных влияний извне. Алтайский горный округ (с 1834 г.) представлял собой самостоятельную административно-хозяйственную структуру и занимал значительную территорию, а Барнаул – административная столица округа, в начальной период своего существования являлся техническим и организационным центром всего горнозаводского производства округа, выполняя одновременно роль крупного промышленного, военного, а также значительного культурного и научного центра Сибири.
Горнопромышленная специализация округа, сделавшая его вторым по значимости в России после Урала центром металлургии и, прежде всего, принадлежность царскому кабинету, поставила Алтай в более привилегированное положение по сравнению с другими горнодобывающими районами страны. Все это привело к формированию в Алтайском округе региональной культуры, связанной непосредственно с горным производством, которая наиболее ярко проявилась в столице округа – Барнауле.
В городе работали И.И. Ползунов, построивший первый в России паровой двигатель, К.Д. Фролов – создатель уникальной системы деривационных установок, П.М. Залесов – автор проекта первой русской турбины, С.В. Литвинов, предложивший проект воздуходувной машины (прообраз центробежных насосов) и др.
В городе была достаточно высокой степень сосредоточения учреждений культурного назначения. Созданы театр, военный оркестр, картинная галерея. Функционировали первые в Сибири метеостанция, ботанический сад и аптека. Были основаны учреждения, способствующие фиксации, хранению и распространению научной информации. Созданы: в 1764 г. – одна из самых значительных в России к началу XIX в. Барнаулькая научно-техническая библиотека с системой библиотек Колывано-Воскресенских заводов и рудников; в 1765 г. – архив горных учреждений при Канцелярии Колывано-Воскресенского горного начальства, который выделялся среди других архивов Сибири не только материалами значительной ценности, но и специальным зданием (единичный случай в Сибири в дореволюционный период).
В 1823 г. был открыт Барнаульский Музеум (как его называли тогда) при активном участии начальника Калывано-Воскресенского горного округа и Томского гражданского губернатора П.К. Фролова и врача, исследователя флоры м фауны Алтая Ф.В. Геблера, личные коллекции которых вошли в состав первых экспонатов музея. Барнаульский музей, созданный значительно ранее многих провинциальных музеев, включал в себя первую в мире техническую коллекцию моделей механизмов и приспособлений, которые использовались в горном производстве.
В первую треть XIX в. по инициативе П.К. Фролова были созданы типография, оркестр, хор и возрожден любительский театр, функционировавший ещё с последней трети XVIII в. в специально для этого построенном здании.
Развитие профессионального зодчества в округе и его центре – Барнауле было связано с горнопромышленным производством. Первые профессиональные архитекторы на Алтае – выпускники Российской Академии художеств, появляются в конце XVIII в.
Каменное строительство, развернувшиеся в округе в первой половине XIX в. под руководством профессиональных архитекторов, использовало новые формы и композиционные приемы европейских городов России, а также заимствовало местный строительный опыт. Многие промышленные сооружения возводились в традициях классицизма, что сближало их с другими общественными зданиями. К 1830 г. на территории Барнаульского завода, превышающей 17 га, профессиональными архитекторами А.И. Молчановым, Л.И. Ивановым, Я.Н. Поповым, горным инженером М.С. Лаулиным и начальником заводов П.К. Фроловым был создан крупный архитектурно-градостроительный ансамбль. До настоящего времени сохранилась планировка заводской площади, а также значительная часть заводских построек.
К середине XIX в. в городе появляется немало каменных зданий в стиле русского классицизма. Среди них – здания сереброплавильного завода, а также другие сооружения непосредственно связанные с горнозаводским профилем округа: горное правление, госпиталь, училище, золотосплавная лаборатория, казенные склады, архив, дом начальника округа и др. Были созданы архитектурные ансамбли Демидовской («Уголок Петербурга»), Соборной (современная площадь Свободы) площадей, Петропавловской улицы (ныне ул. Ползунова), сформировавшие исторический центр Барнаула. Город был разделён на равные кварталы с прямыми улицами с преобладанием деревянных зданий. В городе было 5 церквей (в т.ч. лютеранская). Современники, посещавшие Барнаул в это время отзывались о нём весьма положительно. «Барнаул – похожий на саксонский Фрайбург, город цивилизации и прогресса» (И. Завалишин). В центре города было много зеленых насаждений, что отмечали русские и западноевропейские путешественники А. Брем, Н.М. Ядринцев и др. «У подножия горы, на берегу лежит весьма красивый город, с заводскими постройками, прудом и плотиною, осененную деревьями, городские постройки перемежаются с садами и скрываются под конец в зелени окрестностей, из которых возвышаются миловидные дачи» (Н.М. Ядринцев). «По внешнему виду Барнаул – один из самых красивых городов Сибири – правильные улицы, обставленные красивыми домами, обилие зелени» (П. Головачев). «… Барнаул во всех отношениях лучший город из всех окружных городов в Сибири» (Н. Костров)[10].
Живопись, пожалуй, получила в Барнауле не столь интенсивное развитие, как архитектура. Тем не менее, здесь работали известные российские художники, чья деятельность была востребована горной специализацией Алтая (снятие видов рудников и заводов, преподавание в горных школах и училище и т.д.).
Яркий след после своего пребывания на Алтае и в Барнауле оставили академики живописи В.П. Петров и М.И. Мягков – одни из первых профессиональных художников, начавших работать в Сибири в начале XIX в. Спустя столетие эту традицию продолжили талантливые барнаульские художники: В.Н. Гуляев, В.В. Карев, М.И. Курзин, Е.Л. Коровай, А.О. Никулин, А.Н. Борисов и др.
Горная промышленность, являвшаяся главной отраслью экономики округа, после 1861 г. вступила в полосу кризиса, заводы округа становятся убыточными. Если в период интенсивного развития горнометаллургического производства Барнаул можно было отнести к главным местным центрам региона, то впоследствии в связи кризисным состоянием в горной промышленности и утратой вследствие этого ряда функций, присущих крупным городским поселениям (промышленной, военной, научной, культурной), статус его к концу XIX в. понизился до уровня провинциального центра. Изменения в экономике Барнаула в связи с закрытием в 1893 г. сереброплавильного завода, становление капиталистических отношений, преобладание торгово-промышленной функции превратили город в главный торговый центр округа по скупке зерна и других продуктов сельского хозяйства.
В городе начинает развиваться частная промышленность. Создаются пимокатные, кожевенные, овчино-шубные, свечные, кирпичные, пивоваренные производства. В 1864 г. братьями Пранг создан первый в России содовый завод, в 1894 г. – винокуренный «братьев Ворсиных и Олюниной», в 1907 г. – лесопильный завод Козловых. Предпринимателем Функом была открыта мастерская по выделке охотничьей дроби. Бывший мастеровой Барнаульского завода П. Вяткин явился создателем колокольной мастерской, в которой отливалось до 30 колоколов в год. Среди других промыслов – плетение шляп, изготовление деревянной точёной посуды, ваз и других мелких изделий из кости мамонта и твердых пород дерева, а также производство мебели, сельскохозяйственных машин (преимущественно веялок) и т.п.
Со второй половины XIX – начала XX вв. ведущую роль в экономике города занимает торговля. Ежегодно в Барнауле проводилось две ярмарки: Введенская и Крестовоздвиженская. Крупные барнаульские купцы являлись оптовиками, контролирующими торговлю в степном и горном Алтае. Для хранения зерна строились амбары и другие сооружения, создавались оптовые склады по продаже спиртных напитков, тканей, одежды, обуви, галантерейных товаров.
В начале XX в. Барнаул являлся одним из крупных пунктов по скупке и продаже зерна и сливочного масла, которое шло на экспорт в Англию, Францию, Германию, Данию. В центре Барнаула функционировал базар (Старый рынок), где продавали мясные, рыбные, мучные товары, дрова, а также скот, лошадей, сено. В начале XX в. начал работать мясной базар.
Усложняется торговая инфраструктура города. Появляются заведения оптовой и розничной торговли, пассажи, универсальные магазины с большими торговыми площадями И. Смирнова, И. Полякова, А. Морозова, Суховых, Второвых, в которых представлены разнообразные товары.
Писатель и публицист А.М. Топоров, написавший интересные очерки о старом Барнауле отмечал: «Универмаги Второва, Морозовых, Смирнова, предназначенные для чистой публики, могли бы стоять на любой центральной улице Москвы и Петербурга»[11].
В городе имелось 13 пристаней, с которых ежегодно отправлялось 6,7 млн. пудов грузов, 536 торговых заведений (1913 г.), 47 постоялых дворов и гостиниц. Универсальные магазины и гостиницы освещались электричеством.
Изменения в сфере производственной функции (переориентация с промышленной на сельскохозяйственную), влияя на экономику в целом, повлекли за собой изменения в социальном составе городского населения, утрате ряда культурных завоеваний. Барнаул покинули квалифицированные специалисты горного производства, Горное училище утрачивает свой профиль, становясь окружным, рассеиваются фонды научно-технической библиотеки и коллекции музея – организаций, тесно связанных с горнозаводским прошлым Алтая.
После отъезда технической интеллигенции круг образованных людей значительно сузился, а представителей творческой интеллигенции насчитывались единицы.
Несмотря на ряд местных особенностей, Барнаул в конце XIX – начале XX в. развивался в русле общекультурных процессов, характерных для провинциальных сибирских городов. Население города состояло из тех же сословных групп, что и в других городах России. Происходило «выравнивание» социальных групп населения Барнаула и приближение их по количественному составу к другим российским городам. Этому в значительной степени способствовало богатое историко-культурное прошлое города и культурный потенциал, накопленный на протяжении XVIII-XIX вв. Эта тенденция проявилась в становлении кадров местной творческой интеллигенции, а также в создании ряда городских организаций и учреждений культурной ориентации. Развитие капиталистических отношений стимулировало дальнейшее развитие грамотности. В конце XIX в. В Барнауле функционировало 9 учебных заведений: реальное, два городских, три приходских, два церковных училища и женская прогимназия.
Благотворительность – явление достаточно широко распространенное, отмеченное не только в центральных регионах страны, но и в провинции. Не миновало это веяние и Барнаул, где благотворительность купечества приобретает большой размах в 80-90-е гг. XIX. Местные предприниматели через Общество попечения о начальном образовании (членами которого было большинство из них), а также по личной инициативе, принимая участие в открытии школ, гимназий, покупке зданий для них, способствовали созданию сети просветительских учреждений.
Следует отметить участие городского самоуправления в деле народного образования. По существующему положению в городскую Думу избирались состоятельные граждане, среди которых значительный процент занимали представители купечества. Одним из полезных начинаний городской Думы было назначение почетных блюстителей и попечителей во все учебные заведения города. Мера эта была достаточно действенной и эффективной, поскольку попечители, как правило, представители крупного капитала, жертвовали значительные суммы на ремонт, учебные пособия и т.д. тому учебному заведению, которое опекали. Кроме того, Дума поддерживала благотворительные и иные общественные организации Барнаула, оказывая им определенную помощь.
Общество попечения о начальном образовании – наиболее крупное среди других благотворительных обществ Барнаула, созданное в 1884 г., с полным основание можно отнести к числу культурных центров Западной Сибири.
Многие члены Общества попечения, независимо от их социального статуса стремились «личным трудом поработать для выполнения сложной, всё более расширяющейся программы деятельности Общества», поскольку «бескорыстный труд на общественное служение – это тот базис, та солидная точка опоры, на которой прочно держаться выдающиеся школьные Общества». Среди активных и деятельных членов общества известные предприниматели Барнаула: В.Н. и В.Д. Суховы, Н.А. Давидович-Нащинский, И.Ф. и А.Ф. Ворсины, Г.В. Грязнов, И.П. Платонов и др.
Общество попечения о начальном образовании оказывало помощь малоимущим слоям населения не только в получении начального образования, но и материально. Среди других общественных организаций Барнаула, созданных в пореформенный период и известных с конца XIX – по 20-е гг. XX в.: первое научное Общество любителей исследования Алтая, Культурно-просветительный союз Алтайского края, ставящий своей задачей просвещение народных масс; общества содействия хозяйственной жизни, промышленности и торговле-сельскохозяйственное, молочного хозяйства, акционерные общества, товарищества, многопрофильные общества – кооперативы; благотворительные общества социальной направленности и др.
В начале XX в. в Барнауле работало 29 учебных заведений (школы, профессионально-технические училища и т.д.). Начинают активно развиваться различные сферы художественной жизни города: строятся сооружения разнообразного назначения, в том числе и новые для данного региона: здания Народного дома, синематографа (кинематографа), железная дорога; создаются новые театральные и музыкальные коллективы и учреждения, а также система музыкального и художественного образования.
В результате деятельности крупного художественного объединения – Алтайского художественного общества была заложена система художественного образования, осуществлялась подготовка специалистов в сфере монументального искусства, что выделяло Барнаул среди других городов Сибири.
Создание симфонического оркестра, первых учебных музыкальных заведений и организаций – музыкальных классов А.И. Смирновой, Народной консерватории (впоследствии – Рабоче-крестьянской), Хорового и Музыкального обществ заложило фундамент музыкального образования в городе. К началу 1910-х гг. в Барнауле насчитывалось не менее 5 театральных сцен. Среди них выделялись три крупных театральных объединения. На сцене Народного дома выступал общественный профессиональный театр, где ставились все виды драматических спектаклей и оперетта. В театре Общественного собрания, преимущественно купеческой ориентации играл любительский кружок С.И. Новосёлова. Театр Управления Алтайского округа посещался, в основном, служащими округа, которые к тому же могли выступать на его сцене. Он осуществлял драматические постановки, оперы и спектакли для детей.
С Барнаулом связана деятельность многих известных представителей науки и творческой интеллигенции. Среди них следует отметить Е.Г. Родда, В.И. Верещагина, А.П. Велижанина, И.П. Выдрина, изучавших фауну, флору и почвы Алтая; исследователей края С.И. и Н.С. Гуляевых; композиторов и музыкантов А.В. Анохина, К.Н. Нечаева и А.И. Марцинковского; архивиста Г.Д. Няшина, архитектора И.Ф. Носовича, талантливого журналиста и универсально одаренного человека П.А. Казанского и др.
В Барнауле находятся памятники истории и архитектуры федерального и краевого значения, сохранились фрагменты исторического горнозаводского ландшафта: комплекс сереброплавильного завода, ансамбль Демидовской площади и Петропавловской улицы и т.д., позволяющие отнести столицу Алтая к историческим центрам России, городу, обладающим значительным потенциалом для дальнейшего плодотворного культурного развития.
Змеиногорск
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|