Сделай Сам Свою Работу на 5

Культура Алтая в эпоху энеолита и бронзы.





Эпоха энеолита

Эпоха палеометалла включает в себя два периода: энеолит (меднокаменный) и бронзовый век. В это время происходят значительные изменения в хозяйственной сфере деятельности населения палеометаллической эпохи, что в свою очередь, приводит к дальнейшему развитию духовной культуры. Происходит качественный скачок в развитии производящего хозяйства: доминирующее положение занимает скотоводство как ведущая форма хозяйства, наиболее отвечающая природно-географическим условиям степной зоны Алтая. Степи способствовали массовым перемещениям людей и как следствие – быстрому распространению хозяйственных и культурных достижений, появившихся в разных археологических культурах энеолита.

Животноводческая направленность хозяйства способствовала более быстрому воспроизводству продуктов питания и получения прибавочного продукта при более низких трудовых затратах, чем при земледелии. Начинается быстрое освоение степных, предгорных и горно-долинных зон наиболее подходящих для скотоводства. Условия степей ограничивали развитие земледелия, которое было возможно лишь в речных поймах. И хотя на Алтае о развитии земледелия в эпоху энеолита известно немного, можно утверждать, что оно присутствовало как вторая форма производящего хозяйства (хотя и в значительно меньшей мере, чем скотоводство) о чем свидетельствуют находки, относящиеся к большемысской (найдены костяные мотыги) и афанасьевской (известны каменные песты, зернотерки) археологическим культурам. Древнее земледелие было ручным. Почва обрабатывалась при помощь костяной (или каменной) мотыги, прикрепленной к палке. Корнекопалка, которой пользовались еще первобытные племена, занимаясь собирательством съедобных корней, плодов и ягод, была преобразована в мотыгу.



Крупным достижением в сфере материальной культуры стало освоение металла – нового материала, кардинально изменившего всю хозяйственную (и не только) деятельность человека эпохи энеолита. Медь стала первым металлом, из которого вначале стали делать украшения, а затем орудия труда. Начало металлургии меди связывают с населением афанасьевской культуры («чудью», так называли представителей этой культуры сибирские первопроходцы).



На территории лесостепного Алтая, на предалтайской равнине и предгорьях во второй половине IV-III тыс. до н.э., была распространена большемысская культура (название дано по могильнику Большой Мыс на озере Иткуль). Памятники этой культуры известны также на реках Бия, Обь, Катунь и т.д. Как показали раскопки, каменного инвентаря становится меньше за счет более продуктивных медных изделий. Появляются новые орудия, среди них – шлифованные каменные ножи с прямым и вогнутым лезвием, костяные долота, наконечники стрел, гарпуны, мотыги, распространение получает керамика с разнообразным орнаментом.

К особенностям этого времени относятся появление погребений убитых людей. Для погребального обряда характерно обилие украшений. Небольшое количество каменного инвентаря и почти полное отсутствие керамики. Украшения представлены многочисленными подвесками, нашивками и бусами из клыков кабана, зубов лошади, бобра, лисы, оленя, медведя и др. животных, на которых охотились люди энеолита лесостепного и степного Алтая.

Население большемысской культуры представляло собой смешанный антропологический тип, который сложился в процессе продолжительных контактов монголоидов (местных, позднеолитических групп) и европеоидов (последние из них относились к южной средиземноморской ветви), которые проникли на Алтай из южных и юго-западных районов Средней Азии.

В эпоху энеолита происходит быстрое заселение степных, лесостепных и предгорных зон Алтая. Рост населения, возможно, связан с развитием скотоводства – более прогрессивной формы производящего хозяйства, по сравнению с охотой и рыболовством – другими занятиями населения. Коневодство в сочетании с овцеводством более всего подходило к существовавшим природно-климатическим условиям с зимним выпасом скота (тебеневка). Лошади, вытаптывая снег и добывая корм, давали возможность прокормиться овцам, которые двигались после них. Подобный тип хозяйства зависел от определенных условий – наличия зимних и летних пастбищ и водопоев с пресной водой.



Помимо большемысской культуры (распространенной в лесостепных зонах и предгорьях), в Горном Алтае существовала в это же время афанасьевская археологическая культура (конец IV-III тыс. до н.э.). Название культура получила по могильнику на берегу Енисея у Афанасьевской горы. Афанасьевцы расселялись от Телецкого озера по Бии, Катуни, Оби (до Барнаула). Данная культура была принесена, очевидно, с юго-западных территорий степей Евразии, а ее представители принадлежали к европейской расе. Преобладающей отраслью скотоводческого хозяйства афанасьевцев было коневодство и разведение мелкого и крупного рогатого скота, которое носило отгонный характер: летом стада отгонялись на высокогорные луга, а к зиме они возвращались в речные долины.

Между представителями различных археологических культур Алтая очевидно существовали культурные контакты. Не исключено, что именно от афанасьевцев местное население приобщилось к скотоводческой культуре. До афанасьевской культуры в Сибири не наблюдалось признаков животноводства, а у афанасьевцев оно появляется уже в развитой форме.

Еще одно достижение этой культуры связано с началом медного производства. Сохранились остатки древних горных выработок: шахты, ямы, отвалы. В местах горных выработок, относящихся к афанасьевской эпохе, найдено большое количество орудий для горного производства. Известны два способа обработки меди: холодный (способ ковки) и горячий (плавление). Трудно сказать, какой из них был освоен вначале. Возможно, что первые орудия из меди были изготовлены холодным способом, т.к. температура ее плавления была довольно высока – 1084˚C.

С эпохи бронзы (II тыс. лет до н.э.) на Алтае был освоен более совершенный материал для изготовления орудий труда – бронза (сплав меди и олова, увеличивающий твердость изделий). Новый сплав был более прочный и твердый, а также отличался относительно низкой температурой плавления (700-900˚C). Благодаря своим качеством изделия из бронзы получили бόльшее распространение, чем медные. Вместе с тем, они не смогли до конца вытеснить каменные орудия труда. Связано это было с тем, что далеко не везде, где жили люди, находились месторождения руд, используемых при производстве бронзы. Поэтому в регионах богатых рудами, население достигло значительного культурного развития.

В этих местах формировались горно-металлургические области и отдельные центры. Горно-металлургическая область представляет собой значительную геолого-географическую территорию, где находятся доступные для обработки рудные ресурсы. Внутри таких областей исторически выделены отдельные центры. Помимо Кавказа, Урала, Средней Азии и Забайкалья, Алтай стал одним из значительных центров огромной евразийской металлургической провинции бронзового века.

В местах неглубокого залегания рудных жил или их выхода на поверхность устраивались древние шахты. В древности использовались преимущественно окисленные руды. Руда дробилась каменными молотками, когда встречались твердые участки. Применялся метод поджога. При этом участок рудной жилы вначале нагревался при помощи костра, а затем охлаждался водой, после чего растрескавшуюся породу выбирали и выносили из шахты в кожаных мешках. Подготовка руды к плавке происходила в местах ее добычи. Вначале руду дробили массивными каменными молотками на специальных плитах, затем растирали в каменных ступах.

Металл вначале выплавлялся в специальных ямах, затем в керамических горшках и примитивных печах. В яму закладывали слоями древесный уголь и руду и зажигали костер. По завершении плавки застывший металл в виде лепешки выбирали из углубления, куда он стекал. Затем его проковывали для очищения и делали из него нужные изделия. Начинает постепенно складываться технология литья. Появляются формы для отливки, которые изготовлялись из разных материалов: известняка, песчаника, глины, иногда из металла. Простые предметы: серпы, ножи, украшения отливали в открытых односторонних формах. Для этого в каменной плите делалось углубление по форме будущего изделия и в него заливался расплавленный металл. Для более сложных и объемных предметов изготовлялись дву- или многосторонние формы.

Найденные археологические находки свидетельствуют о том, что в эпоху бронзы достигает расцвета древняя металлургия и металлообработка цветных металлов (медь, серебро, золото). В эту историческую эпоху изобретаются прогрессивные технологии в изготовлении различных орудий, украшений, оружия из металла. С территории Алтая начинался «оловянный торговый путь», по которому металл в виде полуфабрикатов, слитков и готовых изделий перевозился в отдаленные районы Восточной Европы [1; 4; 17; 24; 27; 38].


Эпоха бронзы

Период эпохи бронзы оказал значительное влияние на всю жизнедеятельность населения евразийских степей, сформировав производящие формы хозяйства степного типа, основы которого были заложены ранее, с началом перехода к энеолиту.

Для данного историко-культурного периода был характерен ряд факторов, способствующих формированию степной культуры:

¾ Наличие устойчивых хозяйственно-культурных контактов, получивших распространение на значительных освоенных степных территориях.

¾ Распространение колесного транспорта и верховой езды.

¾ Развитие горного дела, металлургии и металлообработки в богатых рудами районах, что выделяло их в качестве своеобразных центров новой культуры, отличавшихся более интенсивным развитием по сравнению с другими территориями.

¾ Развитие скотоводства, ориентированного на степные ландшафты (мелкий рогатый скот, коневодство и др.).

¾ Появление нового типа неполивного земледелия, для которого использовались долины степных рек и неорошаемые поля.

¾ Появление новых бронзовых орудий, более совершенных, чем каменные: серп, кинжал, втульчатый наконечник, копья листовидной формы, кельт, который мог использоваться как универсальное орудие – топор, заступ или наконечник мотыги, в зависимости от того, как он надевался на ручку и т.д.

Многие новшества в хозяйственной деятельности и материальной культуре, освоении природных ландшафтов принадлежали индоиранским племенам, которые в конце XVIII в. до н.э. выделились из индоевропейской общности и расселились в евразийских степях. Они являлись лидирующими этносом, носителем передовых идей.

Для степных культур этого времени характерным объектом становится курган, сооруженный из земли и камней.

Бронзовый век лесостепного и степного Алтая был представлен несколькими археологическими культурами, последовательно сменявшими друг друга: елунинской, андроновской, корчажкинской, ирменской и переходной (от бронзового к железному веку) большереченской культурой.

Елунинская культура (ранний бронзовый век, XIX-XVI вв. до н.э.) представлена поселениями и могильниками предгорно-равнинной зоны Алтая. Название дано по грунтовому могильнику у села Елунина Павловского района.

Орудийный инвентарь весьма разнообразен, выполнен из камня, кости и бронзы. Среди каменных орудий – топоры, шлифованные тесла, вкладыши и ножевидные пластинки, проколки, резцы, точильные бруски, утюжки-гладилки и многое другое. Одной из интересных находок археологов, сделанных на озере Иткуль, является каменный жезл, на узком конце которого изображена голова медведя. Обилие каменной индустрии дает основание связать культуру елунинцев с коренным энеолитическим большемысским населением Алтая, в отличие от пришлых афанасьевцев.

Освоение бронзолитейного производства и применение бронзовых орудий привело к исчезновению в елунинской культуре различных типов каменных орудий. Орудия из металла представлены одно- и двухлезвийными ножами, наконечниками стрел и копий, кельтами. Интерес для исследователей представляет бронзовый нож, найденный в одном из погребений. Рукоять ножа украшена заштрихованными ромбами, а в ее верхней части отлита голова лошади с раздутыми ноздрями, длинными ушами и развивающейся гривой. Голова расположена на четырех солнечных лучах, которые расходятся в разные стороны, пятый соединяется с рукоятью. Судя по всему, это изображение связано с культом солнечного коня, существовавшего в древности на Алтае и в Восточном Казахстане, свидетельствовавшего о большой роли коневодства в архаических культурах.

Антропологические исследования позволили выделить два расовых типа представителей этой культуры: европеоидный, с признаками южной средиземноморской ветви, представленный в основном мужскими скелетами (185-190 см) и смешанный – европеоидный с монголоидной примесью (женские скелеты, 148-155 см). Подобную разницу в росте можно объяснить расовыми различиями. В эпоху ранней бронзы наблюдается дальнейшее проникновение южных групп населения из Средней Азии, преимущественно молодых 20-30 летних мужчин, вступавших в брачные отношения с местным метисным населением. Племена елунинской культуры вели комплексное хозяйство, занимались скотоводством, охотой, рыболовством. На ранних этапах этой культуры ведущее место занимало коневодство, впоследствии – крупный рогатый скот. Очевидно, елунинцы заготавливали для скота сено, о чем свидетельствуют находки серпов. Стада охраняли крупноголовые пастушеские собаки.

Елунинская культура завершает свое развитие в связи с расселением андроновских скотоводческих племен.

Андроновская культура или андроновская культурно-историческая общность (развитый бронзовый век, XV-XIII вв. до н.э.) представлена памятниками степных и лесостепных территорий от Южного Урала до Енисея. Название эта культура и вся общность получила от могильника, открытого еще в начале XX в. у с. Андроново на Енисее. На Алтае памятники этой культуры известны в предгорной зоне от верховий Барнаулки и Касмалы до Чумыша, а также в степной зоне Кулунды.

Хозяйственно-культурный тип андроновцев – многоотраслевой. Ведущую роль играло скотоводство, разделявшееся на молочное и мясное. Люди разводили крупный рогатый скот, грубошерстных и тонкорунных овец, лошадей. Лошадь использовалась уже как транспортное средство (сохранились детали узды).

Значительная роль отводилась земледелию, возделыванию злаковых культур (пшеницы и др.). Земля обрабатывалась вручную – мотыгами из камня, кости или бронзы. Урожай собирали при помощи бронзовых серпов. В связи с развитием земледелия селились андроновцы около заливных долин, которые использовались в качестве полей.

Среди освоенных ремесел: бронзолитейное, керамическое, обработка кож и изготовление шерстяных тканей для одежды.

Высокого развития в андроновской культурно-исторической общности достигает бронзолитейное производство. Впервые появляются украшения из золота и стекла. Неоднократно встречались среди археологических находок биметаллические украшения на бронзовой основе, покрытые тонкой золотой фольгой.

В ряде захоронений найдено большое количество украшений: бронзовых и золотых серег с раструбами, пластинчатых браслетов со спиральными окончаниями, бус из бронзы и стекловидной пасты, перстней, нашивок.

Интересна каменная форма, найденная в Курьинском районе, примыкавшем к Змеиногорскому, где было известно много древних рудников и разрабатывалось золото. Форма была предназначена для изготовления украшений методом тиснения на золотой фольге восьми разнообразных изделий.

Орнаменты андроновской керамики, отличаясь большим разнообразием, вызывают ассоциации с ковровостью. Большая роль отводится солярной символике. К ней можно отнести свастичные узоры, кресты, обрамление дна сосудов треугольниками, образующими «солнце». Огонь и солнце были основными объектами поклонения андроновцев, что ассоциируется с высокоразвитой культурой.

Мощные культурные слои (образованные в результате жизнедеятельности людей, включают остатки строений, предметы, отбросы и т.д.) и характер поселений свидетельствуют об относительной оседлости андроновского поселения.

В Кулундинской степи было исследовано большое двухкамерное жилище (площадь около 180 кв. метров) с жилой и хозяйственной частями под одной крышей. В хозяйственной части отмечен колодец и крупная яма, очевидно для хранения зерна.

В целом, андроновская культурно-историческая общность (т.е. союз племен андроновской культуры), в состав которой входили родственные архаические культуры (отмеченные единством погребального обряда, хозяйственно-культурного типа, инвентаря; выходящие за границы Алтая и распространившиеся далеко за его пределами), отличалась высоким уровнем многоотраслевой экономики, что позволяет отнести массив населения андроновской общности к одному из наиболее развитых этносов евразийского пояса степей в эпоху бронзы.

Андроновцы принадлежали к европеоидному антропологическому типу. Формирование населения данного расового типа, вероятно, происходило на территории Алтая и Казахстана. Взаимодействие и смешение с аборигенным населением предшествующей елунинской культуры представителей андроновской историко-культурной общности привело к формированию на территории Верхнего Приобья в период поздней бронзы корчажкинской культуры (XIII-IX вв. до н.э.). Название культура получила по поселению Корчажка на озере Иткуль на основе раскопок, сделанных в 60-е гг. XX в. Памятники данной культуры найдены в Барнаульско-Бийском Приобье и на проточных озерах.

Корчажкинская культура представлена двумя этапами развития: фирсовским (XIII-XI вв. до н.э.) и иткульским (X-IX вв. до н.э.). Представители этой культуры вели оседлый образ жизни и комплексное хозяйство, занимались скотоводством (с преобладанием коневодства, а также разводили крупный и мелкий рогатый скот), охотой и рыболовством (крючковым и сетевым). Объектами охоты были крупные животные – марал, лось, кабан, олень и мелкие пушные (сурок, лиса, бобр, заяц). Продолжает развиваться бронзолитейное производство, следы его отмечены в районах поселений. Все необходимое в быту: орудия труда, оружие, украшения из металла и кости, богато орнаментированная керамика, производилось на месте. Жилища корчажкинцев представлены двумя типами: временными, очевидно, летними стоянками и долговременными, типа землянок с длинными коридорообразными выходами. Последний тип жилища отмечен наличием мощных культурных слоев рядом с ними, что свидетельствует о длительности проживания в них.

Период поздней бронзы завершает ирменская (X-IX вв. до н.э.) и, переходная от бронзового к железному веку, большереченская (VIII-VI вв. до н.э.) археологические культуры. Обе культуры отличало комплексное хозяйство, где ведущей отраслью являлось скотоводство, а подсобной – мотыжное земледелие и охота. Некоторое время корчажкинская и ирменская культуры существовали одновременно, занимая разные экологические ниши Приобья. Ирменские поселения располагались на береговых террасах или песчаных гривах. По своему происхождению ирменская культура связана с арахаической культурой юго-западной Кулунды и Казахстана (конца II тыс. до н.э.).

Среди артефактов большереченской культуры обращают на себя внимание найденные в погребениях бронзовые предметы раннескифского облика – ножи, украшения, наконечники стрел. Подобные находки можно объяснить культурными контактами большереченцев с племенами раннескифской общности. Очень редко начинают встречаться предметы из железа.

Искусство палеометаллической эпохи несло иную смысловую нагрузку, чем современное, зачастую выполняя информативную роль. Поэтому использование термина «искусство» по отношению к первобытному обществу достаточно условно. В нем отражалось мировоззрение людей эпохи палеометалла; изменения, связанные с хозяйственной деятельностью (скотоводством и земледелием).

Наиболее характерные черты мировоззрения той эпохи: планетарность, стремление познать процессы мироздания и определение места человека в мире, роль солнца и смена времен года и т.д. Все это воплощалось в мифологических формах и образах, магических символах (свастика, круг, древо жизни и др.). Божественно-мифологическую силу приобретают зерно и бык как символы плодородия в земледелии и скотоводстве. Так, на плитах могильника Каракол в Горном Алтае присутствуют изображения рогов, что говорит о ведущей роли быка в мифологических представлениях и ритуалах людей эпохи энеолита и ранней бронзы.

Наиболее яркой особенностью искусства зоны степей являются каменные изваяния, наиболее древние из них относятся к энеолиту – началу распространения животноводства, земледелия и металлургии.

Интерес представляют плиты могильника Каракол: на одних изображены антропоморфные фигуры с лучами–сиянием вокруг головы; на других – две пары одинаковых фигур, сделанных черной и красной краской. У одной пары фигур на голове (в виде овала) выражены черты лица, а красная горизонтальная линия разделяет лицо на верхнюю и нижнюю части. От головы отходят лучи–перья черного цвета.

Творчество представителей эпохи палеометалла ярко проявилось и в орнаментации сосудов. Для степной зоны Евразии (в том числе и для Алтая) во II – начале I тыс. до н.э. в оформлении керамики характерен ярко выраженный геометризм и четкое деление орнамента на зоны. Следует отметить наиболее совершенные и мастерски выполненные орнаменты на керамике андроновской культуры.

В наскальном искусстве – изображениях на каменных плитах (их называют еще петроглифами) значительную роль играет изображение домашних животных, колесниц, четырехколесных повозок. Начинает формироваться своеобразный звериный стиль (с конца эпохи бронзы), который получит дальнейшее развитие в последующую эпоху.

Скульптура малых форм представлена каменными и керамическими фигурами медведей и других животных.

К этому периоду следует отнести и появление своеобразного прикладного искусства: бронзовые предметы украшаются головками козлов, оленей, баранов со стилизованными рогами и глазами [1; 4; 17; 24; 27; 38].

Вопросы для самопроверки:

1. Отметьте новые изменения в сфере материальной культуры периода палеометалла (энеолит и бронза).

2. При какой археологической культуре начинается освоение металла?

3. Что означает понятие «оловянный торговый путь»?

4. Какие факторы эпохи бронзового века способствовали формированию степной культуры?

5. Дайте характеристику по выбору некоторым археологическим культурам бронзового века (например, елунинской, андроновской и т.д.).

6. Какую смысловую нагрузку несло искусство эпохи палеометалла, его виды и особенности?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.