Глава 6. Русская культура XVII века
В XVII в. в истории России завершается период Средневековья. Передовые страны Европы уже вступили на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной, хотя уже появились зачатки промышленности – первые мануфактуры. Утвердилась новая царствующая династия Романовых. В России сложилась монархия.
Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русской культуры. В XVII в. русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но, вместе с тем, намечаются и новые элементы. Это была культура переходного времени, новые тенденции четко обозначились лишь к концу века.
Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Происходит взаимопроникновение различных диалектов, складывается единый русский язык.
Происходит переход от Средневековья к Новому времени.
На XVII век пришлось несколько межгосударственных войн. Это время «великой смуты», которой способствовал поход Лжедмитрия на Москву и её захват поляками. Москва была освобождена народными ополченцами под предводительством Минина и Пожарского. Установленное крепостное право стало причиной крестьянских волнений, поэтому XVII век называют «бунташным». «Бунташность» нашла отражение в русской культуре этого времени. Оборвалась правящая на Руси династия Рюриковичей. На царский трон был избран Михаил Фёдорович Романов. В это время начинает формироваться русская нация.
В середине XVII в. патриархом Никоном (1605-1681) была проведена церковная реформа, целью которой должны быть исправления некоторых отличий русской православной обрядности (например, креститься трехперстно, а не двуперстием) от греческой традиции. В итоге реформа Никона привела к расколу церкви, в результате которого появилось старообрядчество. Лидером старообрядцев был протопоп Аввакум (1620-1682). Он увидел в реформах Никона не только посягательство на привычный православный обряд, но и на весь русский национальный уклад и быт. Пятнадцать лет он сидел в остроге в ожидании смерти (сожжен в 1682 г.). Старообрядцы преследовались властями, многие из них бежали в глухие места Севера, Поволжья, Сибири [13,28,30].
В XVII в. более тесными становятся культурные связи с Европой. Западные влияния проникают в литературу, искусство, приводят к изменению мышления. Однако такие характерные черты Запада как рационализм и индивидуализм не находят сочувствия в русском человеке [13, 28, 30].
Просвещение и книгопечатание
В XVII в. на Руси начинается процесс секуляризации (обмирщения) культуры. Этому способствовало распространение грамотности, появление первых школ (в основном при монастырях). В 1680 г. в Москве было открыто училище с двумя классами: в одном изучали славянские языки, в другом – греческий. В училище преподавали 30 учителей, через пять лет количество учителей было более 200 человек. В 1687 г. в Москве было открыто первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия для подготовки чиновников государственной службы и духовенства. Здесь наряду с греческим и латинским языками преподавали ряд богословских и светских дисциплин [13, 28, 30].
Грамотных в XVII в. на Руси было не более 3 % населения. Грамотой владели половина дворян, почти всё купечество, дьяки, справщики (редакторы) Печатного двора, мастера Оружейной палаты, аптекари, но крестьяне и посадские люди в основном были неграмотными. Детей учили с 6 лет. После усвоения букваря, приступали к заучиванию наизусть часослова и псалтыря. Дети из знатных семей обязательно должны были осваивать иностранные языки и латынь.
Росту грамотности способствовало появление учебных пособий, таких как Букварь Василия Бурцева (было издано 2400 экземпляров, но весь тираж был продан за один день), «Грамматика» М. Смотрицкого, «Считание удобное» (таблица умножения). Широкое распространение получили Азбуковники. В XVII в. умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения. В Москве была открыта первая книжная лавка. У знатных людей в домах стали появляться свои библиотеки [там же] [там же].
Распространению грамотности также способствовало увеличение спроса на книги. В XVII в. Печатный двор в Москве издал 483 книги. Продолжали выходить и рукописные книги. Издавались и переводные книги, которые с 70-х гг. XVII в. переводились в Посольском приказе. Это были произведения, как на религиозные, так и на светские темы.
Литература
В литературе XVII в. также усиливаются светские элементы. Широко распространяется реалистическая бытовая и историческая повесть. Появляются первые записи фольклора, произведения устного народного творчества.
Литературными героями становятся не только святые подвижники и князья, как раньше, но и простые люди, описываются реальные события, например историческая повесть о завоевании Сибири Ермаком. Именно в XVII веке появились произведения, основанные на вымысле и фантазии.
Помимо основных жанров в литературе (летопись, сказания, жития), появляются и новые, такие как любовная лирика, роман, авантюрно-приключенческие повествования, сатирические произведения, стихотворный жанр.
Впервые появляется и яркая авторская проза, примером служит «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», которое можно назвать первым в русской культуре мемуарным произведением. Язык его сочинений – сочетание церковнославянского и живого разговорного языка. И.С. Тургенев отмечал, что «Аввакум писал таким языком, что каждому писателю следует изучать его».
Симеон Полоцкий (1629-1680) стал основоположником силлабического стихосложения (основано на упорядоченности числа слогов в стихе). Он писал стихи на моральные и философские темы. По его рифмованному псалтырю впоследствии будет учиться М.В. Ломоносов. Симеон Полоцкий был автором таких произведений как «Притча о блудном сыне», «О Навуходоносоре царе…» и большого количества стихотворений, посвященных пропаганде знаний.
В течение века литература приобретала все большую злободневную направленность: в ней осуждалось падение нравов среди горожан, обличались порядки феодального суда с его волокитой и продажностью судей. Этой теме посвящены сатирические повести «О Шемякином суде, «О Ерше Ершовиче – сыне Щетинникове».
Получила распространение и переводная литература, которая издавалась в сборниках «Великое зерцало» и «Римские деяния», куда входили поучительные повести, рассказы. В Россию попадали и рыцарские романы, героями которых были короли, графы. Переводилась бытовая и плутовская новелла, авантюрно-приключенческие повести и юмористические рассказы [13, 28,30].
Театр
До XVII в. на Руси не было своего театра, его заменяли народные обряды – свадьбы, праздники, такие как масленица, коляда, На них выступали скоморохи (акробаты, канатоходцы, кукольники, музыканты и др.). В 1613 г. при дворе царя Михаила Фёдоровича были построены «потешные хоромы». Потешные палаты подготовили создание придворного театра (впоследствии при царе Алексее Михайловиче). Актёры были иноземцами. Первый спектакль назывался «Артаксерксово действо» (история библейской Эсфири) и имел большой успех. Царь его смотрел в течение десяти часов подряд. Репертуар театра составлял девять пьес, написанных на библейские сюжеты, и один балет. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастор Грегори из Немецкой слободы, актёрами также были иноземцы. Позже стали привлекать и обучать русских отроков [13, 28].
Помимо придворного, при Славяно-греко-латинской академии создаётся школьный театр. В качестве актёров выступали преподаватели и учащиеся. Спектакли устраивались по случаю придворных праздников, на масленицу, Пасху. В пьесах, написанных в стихах на основе монологов, использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Посещение театра было обязательным для всех приближенных царя. Появление театров отразилось на духовной жизни русского общества [13, 28].
Архитектура
В зодчестве также наблюдается отход от религиозности. Стало активно развиваться гражданское, светское строительство. Помимо дерева в строительстве, стали использовать камень.
В храмовом строительстве намечаются новые черты: храм постепенно превращался в светлый, просторный зал, возрастала роль лестниц и крылец. Вдали от столицы (Ярославле, Костроме, других городах) строятся запрещенные шатровые храмы, ярусные церкви. В традиционном стиле пятиглавия были построены Патриаршие палаты в Кремле, Воскресенский, Иверско-Валдайский монастыри. Комплекс зданий Ново-Иерусалимского монастыря (загородная резиденция патриарха Никона) строился 40 лет под руководством зодчего А. Мокеева, а затем Я. Бухвостова (крепостной графа П.И. Шереметьева). Русские храмы XVII в. отличаются богатым внешним видом и внутренним убранством. Отказ от строгих церковных канонов, переход к внешней нарядности, декоративности, использование яркой раскраски деталей, цветных изразцов привели к появлению стиля «дивное узорочье». Выдающимся памятником зодчества того времени является церковь Рождества Богородицы в Путинках. Её сооружение обошлось в большую сумму – 500 рублей. Прихожанам, собиравшим пожертвования для строительства, пришлось дважды обращаться за помощью к царю [13, 28, 30].
В конце XVII в. в архитектуре появляется новый стиль, получивший название нарышкинского, или московского барокко. Его черты: – четкость, симметричность композиции, многоярусность, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов, цветные изразцы и подчёркнутая устремлённость здания вверх. Наиболее яркий памятник московского барокко — церковь Покрова в Филях, сооруженная по заказу царского родственника Л.К. Нарышкина. Храм воздушен, над карнизами поднимается орнаментное кружево («петушиные гребешки»). Черты этого стиля проявились в здании Печатного двора и в Сухаревой башне. Примером светских зданий был Теремной дворец в Московском Кремле, построенный русскими мастерами во главе с Б. Огурцовым.
В этот период развивается и гражданское строительство. Купцы и дворяне строят для себя каменные жилые дома. В них также наблюдается отход от простоты, строгости и стремление к богатому декоративному оформлению фасадов. Памятниками архитектуры, сохранившимися в Москве, являются палаты дьяка А. Кириллова (на Берсеневской набережной), дом дьяка И. Волкова (в Харитоньевском переулке). В конце XVII в. сооружаются такие общественные здания, как Монетный двор, здание Приказов и др. Стиль московского барокко оказал воздействие на архитектуру последующего времени [13, 28, 30].
Живопись
Изменения, происходившие во всех сферах культуры, нашли свое выражение и в живописи. Иконопись в XVII в. представлена несколькими основными направлениями и школами.
Основной спор в иконописи шел между двумя школами: годуновской и строгановской (традиционной и новаторской). Годуновская школа тяготела к традициям прошлого (следование древнему канону, ориентация на монументальные традиции древнерусского искусства – на Андрея Рублева и Дионисия). Другим направлением стала Строгановская школа (названная по имени заказчиков Строгановых). Для этого стиля были характерны небольшие размеры и детальное, точное письмо («мелочное письмо»). Основные черты этого стиля: изысканный рисунок, богатство красок, сложная композиция, которая включала пейзаж. Использовалась прямая, а не обратная перспектива и верные пропорции человеческого тела [13, 28].
Во второй половине XVII в. из живописи постепенно уходит условный мир древней иконы и для художников более привлекательным становится воплощение в красках реальных личностей. Новое направление возглавил Симон Ушаков (1626-1686) – русский живописец и гравёр. В его ранних работах прослеживается древнерусская иконописная манера. Ушаков внёс своё понимание назначения иконы, выделив прежде всего её художественную и эстетическую ценность. Далее он уже писал работы, применяя технику светотени. Самое известное его произведение – «Спас Нерукотворный». Здесь художник передаёт объёмность, изображая не абстрактного святого, а реального человека. В 1617 г. С. Ушаков создал икону «Троица», сейчас она хранится в Русском музее. Художник изображает ангелов цветущими юношами и добивается классической правильности черт, объёмности построения, подчёркнутой перспективы. Но, как отмечают некоторые критики, в отличие от одноименной рублёвской иконы, Ушаковым воспевается не духовная красота, а красота земная.
В живописи широкое распространение получает портретный жанр — парсуна (от лат. persona – личность, то есть портрет реального лица). В парсунах художники стремились передать характер персонажа, они обращали своё внимание к внутреннему миру человека, применяли поэтизацию образа и тонкий колорит [13, 28]. Наиболее значительные парсуны: «Л.К. Нарышкин» (портрет в рост дяди Петра I), «Н.К. Нарышкина» (поясной портрет матери Петра I), «Г.П. Годунов»). Пейзаж в парсуне исполнял функцию фона и ещё не стал самостоятельным жанром [13, 28, 30].
Таким образом, следует отметить, что в живописи XVII в. происходило зарождение и развитие реалистических тенденций, у живописцев возникло стремление донести до зрителя прелесть земного бытия.
Музыка
Музыка в основном развивалась в церковном направлении. Церковная музыка начала процветать при Иване Грозном, который иногда и сам сочинял. Ещё при Иване III была создана придворная певческая капелла, ставшая впоследствии центром музыкального образования. Со временем в церковную музыку проникает светское начало. Получила распространение народная историческая песня (песни о Степане Разине). Использовались различные инструменты: играли на дудках, волынках, рожках, свирелях. Были распространены ударные инструменты (бубны, бряцала), струнные (гусли, домры, балалайки). В аристократической среде использовались цимбалы, клавикорды. Во время театральных постановок играл орган и пел хор. Одноголосное пение сменяется многоголосным, полифоническим, которое получило название – партесное (партии, голоса). Развивается такой жанр как кант – внекультовой музыки, соприкасающейся с народной песней. Канты исполнялись в задушевной манере [13, 28, 30].
Подводя итоги развития русской культуры XVII в., прежде всего, следует отметить её обмирщение, постепенный отход от религиозных традиций к светским, гражданским мотивам, рост демократических тенденций. Возросли интерес к человеческой личности, стремление к реализму во всех видах искусства – в литературе, живописи и др.
В XVII в. русская культура сделала большой шаг в своем развитии, появились новые направления – бытовая и историческая повесть, стихотворный, драматический и сатирический жанры в литературе; переход от церковных канонов к нарядности и декоративности стиля (московское барокко) в зодчестве; приближение к оригиналу в живописи; проникновение светских мотивов в музыке; появление придворного и школьного театра [там же].
В заключении следует отметить:
– XVII в. стал заключительным веком существования древнерусского искусства;
–усиливается западное влияние, которое начинает укореняться на русской почве;
– происходит изменение мировоззрения;
– начинается смена художественных принципов, рождаются новые идеи свободного человека и свободного творчества;
– намечается резкий перелом, качественный скачок в русской культуре;
– появление придворного и школьного театров начинает формировать духовную жизнь общества;
– в XVII в. закладываются предпосылки и элементы новой культуры, которая получит своё дальнейшее развитие впоследствии [28, 57].
Вопросы для самопроверки:
1.Расскажите об основных событияхXVII в. Как они отразились на русской культуре?
2.Каковы причины и последствия реформ патриарха Никона?
3.Назовите отличия строгановской и годуновской иконописных школ.
4. Какие черты присущи стилю «дивное узорочье» и московскому барокко?
5.Охарактеризуйте театральную жизнь XVII в. Когда были созданы в России первые театры?
6. Как изменилась музыкальное искусство в XVII в.?
Словарь к главе:
Азбуковники— толковые словари или справочники учебного характера, в которых термины размещались в алфавитном порядке.
«Дивное узорочье» – стилевое направление в древнерусском зодчестве XVII в., отражающее пристрастие к обилию декоративных мотивов.
Кант – (от лат. cantus - пение, песня) - род бытовой многоголосной песни, распространённый в 17-18 вв. Первоначально канты создавались на религиозные тексты, позже появились светские канты.
Московское барокко (от итал.barocco – странный, причудливый) – стиль русского зодчества 2-й половины XVII в., отличающийся яркой декоративностью, симметричностью деталей, резьбой по белому камню, подчеркнутой устремлённостью зданий вверх.
Парсунная живопись – русская портретная живопись (изображение персон), возникшая в XVII в. и сохранившая связь с изобразительными приёмами иконописи.
Партесное пение – многоголосное, полифоническое пение.
Секуляризация – процесс в русском искусстве и культуре XVII в., связанный с отходом культуры от церковных традиций, приданием ей светского характера.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|