Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 10. «Серебряный век» русской культуры





«Серебряным веком» в русской культуре обозначают период с 1880-х до начала 1920-х годов. Россия на рубеже веков испытывала крайнее напряжение. Противоречия, сложившиеся в обществе пытались разрешить через демократические реформы и преобразования. Данное время представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и в духовной жизни страны. Эта эпоха породила целую плеяду литераторов, художников, музыкантов, поэтомурусская культура испытала мощный взлёт. Этот период развития культуры России Н. Бердяев назвал временем культурного ренессанса, имея в виду религиозные искания, расцвет поэзии и философии, творческий подъем в изобразительном искусстве. Однако необходимо подчеркнуть, что одновременно происходит не только взлёт культуры, но и её упадок.

Перелом осуществлялся и в науке, где развиваются новые области (воздухоплавание), разрабатываются новые теории (квантовая, относительности), появляются новые науки (биохимия, радиогеология). Павлов И.Н. создает учение о высшей нервной деятельности.

Развитию философской мысли в России способствовала деятельность ярких неординарных мыслителей, таких как В. Соловьёв – философ общеевропейского уровня, его последователи С.Н. и Е.Н. Трубецкие, представитель экзистенциализма Л. Шестов, предвосхитивший в своих трудах многие идеи философии ХХ века [13, 24, 28, 30].



К началу ХХ столетия сложилась большая плеяда оригинальных мыслителей, представляющих религиозное направление философии. Среди них Н.А. Бердяев, автор известного труда «Русская идея», отец Сергий Булгаков и отец Павел Флоренский; Л.П. Карсавин – историк-медиевист (ученый изучающий Средневековье), стремившийся на основе раннехристианских учений к созданию целостной системы христианского миросозерцания, а также В.Н. Лосский, И.А. Ильин и др.

Одним из направлений философии XIX —XX вв. явился русский космизм (родоначальник Н.Ф. Фёдоров). Космизм – комплекс идей, воплотившихся в универсальном течении, которое объединило представителей различных отраслей науки, философии, культуры и искусства. К естественно-научному (натурфилософскому) направлению, сформировавшемуся в «недрах» русского космизма, можно отнести К.Э. Циолковского – автора «космической философии», создателя теории биосферы и ноосферы В.И. Вернадского и др.



В центре внимания представителей религиозно-философского направления русского космизма – В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, О.П. Флоренского – проблемы космоса и человека, эсхатологическая мысль о том, что «конец этого мира, конец истории зависит от творческого акта «человека» (Н.А. Бердяев) [там же].

Деятели культуры и искусства (В.Ф. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин, Н. Заболоцкий, А. Платонов и др.) были ориентированы на проблемы антропокосмизма, гуманизма, соотношение души и космоса; они выдвигали концепцию искусства как творчества жизни. Красота, по их мнению, – мера совершенствования творения, одна из главных характеристик божественного плана бытия.

Идеи русского космизма повлияли на развитие отечественной культуры ХХ в. и нашли воплощение в литературных произведениях В. Брюсова, Н. Клюева, В. Маяковского, С. Есенина, М. Пришвина, М. Горького и др. [13, 24, 28, 30].

В культурном периоде «серебряного века» проявляется космологизм – элемент и новой картины мира, и её новое осмысление. Идеологией культуры явился «критический идеализм» — разновидность религиозно-философского учения, в частности, философии Вл. Соловьева.

На стыке культур предельное выражение получает религиозность. Главным становится вера, а не разум. Это время поиска вечных ценностей, таких как «абсолютное добро», «нетленная красота», внеисторическая мудрость.

В искусстве происходит отход от классических канонов, выдвигаются творческие теоретические программы, отрицаются предшественники, делаются попытки предсказать будущее. Возникает большое количество различных направлений, группировок, объединений.



Новые направления в искусстве:

символизм (представители: Д.С. Мережковский, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, А.А. Блок);

футуризм (представители:И. Северянин, Б. Пастернак, В. Хлебников, В. Маяковский);

акмеизм (представители: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам);

авангардизм (представители: В. Кандинский, К. Малевич, М. Шагал и др.) [28].

Литература

Русская литература «серебряного века» претендовала на роль духовного и нравственного пастыря и сохраняла роль художественного центра. На её небосклоне вспыхнули десятки звёзд первой величины. Литература переживала небывалый взлёт, где сочетались реалистические и антиреалистические направления. К реалистическому направлению на рубеже веков принадлежали такие писатели как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А. И. Куприн. Многие из них являлись членами литературного содружества «Среда». В атмосфере общественного и нравственного упадка получает распространение декадентство – общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. Для декадентства характерными являются мотивы небытия и смерти. Другие направление литературы «Серебряного века» – символизм, акмеизм, футуризм будут рассмотрены далее [24,30].

Символизм.

Символизм (от фран. symbolisme) – одно из направлений в искусстве, возникшее во Франции в 1870-80-х гг. Символисты изменили отношение к искусству и стали образцом для большинства его современных направлений. Они использовали символику, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Материальный мир для символистов иллюзорен и хаотичен, это маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа. Символу отводится функция посредника между этими двумя мирами. Поэзия символистов была закрыта для понимания широкого круга читателей и открыта лишь для «посвященных».

Символистам присуще желание уйти от обыденности, тоска по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социальных потрясений. Принято различать старших (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев) символистов. Для первых был характерен культ красоты и стремление к свободе самовыражения, для вторых – основой становятся философские и теософские искания. Поначалу это направление казалось для России необычным и чужеродным, хотя позднее в творчестве «младших символистов» выявились своеобразные черты русского символизма. Представители символизма:

Мережковский Д.С.(1866—1941). Он провозгласил «чистое» искусство, содержанием которого является мистический сюжет и мессианская роль культуры.

Бальмонт К. (1867—1942). Для его поэзии характерны самоутверждение сильной личности, восторженное отражение природы, смутность мысли, избранничество.

Блок А.А.(1880—1921). В поэзии Блока определяется оторванность от действительности, душевные переживания, мистические элементы. Большое влияние на его творчество оказала философия Вл. Соловьева.

Однако А. Блок отошел от символизма. Им была осознана трагедия современного человека, осмыслен «страшный мир» буржуазных отношений, в результате чего поэт пришел к неизбежности революционного «возмездия». Его поэма «Двенадцать» (1918) стала первой поэмой о революции. Лирика А. Блока – великое достояние русской национальной культуры.

Брюсов В.Я.(1873—1924). Поэт, романтик, драматург, переводчик критик, теоретик литературы и автор исторических романов «Огненный ангел», «Алтарь победы». Является автором 16 сборников стихов. Впоследствии творчество Брюсова вышло за рамки символизм а[28,30].

 

Акмеизм

Акмеизм(от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила). Творчеству акмеистов были свойственны отказ от нравственных исканий, нежелание видеть негативные явления действительности, склонность к эстетизму. Представителями этого направления являются Н. Гумилев (1886—1921), А. Ахматова (1889—1966), О. Мандельштам (1891—1938), М. Кузмин (1875-1936), С. Городецкий (1884-1967).

Футуризм

Футуризм (от лат. futurum – будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве 1910-1920 гг. Для творчества футуристов были характерны отрицание традиций, требования «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности», а также протест против капитализма. Представители этого направления культивировали урбанизм, эстетику большого города и машинной индустрии. Представителями этого направления являлись В. Хлебников (1885—1922), И. Северянин (1887—1941), В. Маяковский (1893—1930).

К этому же времени относится творчество М. Цветаевой, М. Волошина, Н. Клюева. Этих поэтов нельзя причислить ни к одному из рассмотренных выше направлений.

Цветаева М.(1892—1941) до эмиграции выступала в сборниках «Ремесло» и «Версты». В эмиграции (с 1922 по 1939 гг.) поэзия Цветаевой проникнута тоской по Родине. В цикле «Стихи к Чехии» Цветаева осуждает фашизм, испытывает ненависть к нему.

Волошин М.(1877—1932), в произведениях прослеживается трагическое переживание исторических судеб России (поэма «Россия»). Его творчество пронизано любовью к природе как к космическому целому. Он также получил известность как художник-акварелист.

Клюев Н.(1887—1937) был поэтом – певцом крестьянской патриархальности. Затрагивал религиозные мотивы, испытывал пристрастие к архаизму, фольклору; в его творениях присутствует мистическая символика. Автор сборников «Сосен перезвон», «Песнослов» [13, 24,28,30].

Живопись

В художественной культуре конца XIX — начала XX вв. также появляются новые формы и способы отражения сложных общественных процессов. Художники объявили культ творчества, себя же – предвестниками близкой мировой катастрофы. Они считали, что искусство служит средством объединения людей и стремились под его влиянием воспитать чувства прекрасного в человеке.

Одним из центров художественной жизни России становится Абрамцево (усадьба мецената С.И. Мамонтова в Сергиевом Посаде). Здесь работали В.М. Васнецов, В.Д. и Е.Д. Поленовы, М.В. Нестеров, К.А. Коровин и другие художники. Они интересовались русской историей и культурой, изучали произведений крестьянского искусства, стремясь возродить народные художественные ремёсла [13, 28, 30].

Многие художники перешли к стилю модерн – художественному направлению в искусстве конца XIX –начала XX вв. Особенностями модерна является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, также интерес к новым технологиям. В русском варианте стиля модерн слились воедино как импрессионизм, так и академизм.

Представителями этого стиля являются. В.А. Серов(1865-1911) (портрет Иды Рубинштейн) и М.А. Врубель(1856-1910) («Демон», «Царевна-Лебедь»). В.А. Серов был продолжателем лучших традиций передвижников. Он утверждал идею о том, что человек красив, когда он творец и художник

М.А. Врубель расписывал храмы, писал панно для интерьеров зданий. Он обращался к национальной форме, стремился к загадочности и таинственности, сюжеты многих его картин фантастичны. Врублевские образы – это образы-символы. Краски на его холстах излучали внутренний свет, светились как драгоценные камни. Художник остро ощущал разлад между мечтой и действительностью. Темами его картин часто становятся трагические образы и сюжеты, взятые из литературы (Демон, Гамлет) [39].

В стиле модерн работали художники объединения «Мир искусства» (А. Бенуа, К. Коровин, М. Нестеров, А. Головин, Ф. Малявин, К. Сомов, Н. Рерих, С. Малютин, Б. Кустодиев, Е. Лансере, Л. Бакст и др.). Художники «Мира искусства» отвергали академизм, упрекали передвижников в пристрастии к политике. Они считали, что нужно поклоняться не идее, а красоте и уходили в мир прошлого. Тематикой их работ служили мифологические, библейские сюжеты, былины, русская старина. Творческой задачей представителей «Мир искусства» стало возвращение искусству его родовой функции – доставлять эстетические и художественное наслаждение. Мирискуссники дали толчок многим направлениям русского искусства – живописи, графике, а также театрально-декоративному [13, 28, 30].

В 1910 г. была создана группа «Бубновый валет», в которую вошли следующие московские художники: П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, М. Ларионов, И. Машков, Р. Фальк и др. Представители данной группы отрицали академизм и реалистическое искусство. В их творчестве отражаются такие направления как фовизм, кубизм, а также стилизация русского народного лубка.

 

Авангардизм

Аванга́рд – обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX- XX вв. Это новое направление в культуре, задачей которого стало обновление художественных форм, а также полный отказ от традиций. В 1912 г. молодые художники отделились от «Бубнового валета», образовав группу с бунтарским названием «Ослиный хвост». Представителями авангардизма в русской живописи являются:

Кандинский В.В.(1866-1944)основоположник и теоретик абстрактного искусства.

Малевич К.С.(1878-1935) – основоположник супрематизма («Черный квадрат»).

Филонов П.Н. (1883-1941) – автор сложнейших, способных к калейдоскопическому развертыванию композиций «Формула петроградского пролетариата»).

Шагал М.З.(1887-1985), автор произведений, которым присущи ирреальные пространственные построения, выразительность («Над Витебском», «Я и деревня» и др.) [28].

 

Театр и музыка.

Важнейшим событием культурной жизни «серебряного века» стало открытие в 1898 г. Московского Художественного театра, который очень скоро стал ведущим передовым театром России.

Основателями данного театра стали К.С. Станиславский (1868-1938) и В.И. Немирович-Данченко (1858-1943), проявившие себя как новаторы театрального искусства. Они формировали новые принципы оформления спектаклей, режиссуры, актерского мастерства (воспитывался актер-гражданин). Станиславский и Немирович-Данченко утверждали искусство нового типа, которое отвечало бы духу времени. В репертуаре театра были пьесы А.П. Чехова («Чайка, «Дядя Ваня», «Три сестры»), М. Горького («Мещане», «На дне»), А.С. Грибоедова («Горе от ума») и др.

Столь же демократически ориентированным был репертуар возникшего в Петербурге театра В.Ф, Комиссаржевской. В 1914 г. в Москве был основан Камерный театр, где его основатель А.Я. Таиров стремился к созданию «синтетического театра» с романтическим и трагедийным репертуаром, что требовало от актеров универсального и виртуозного мастерства.

Центрами музыкальной и театральной жизни становятся Мариинский и Большой театры. Это время отмечено расцветом вокального творчества Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, Н.В. Неждановой, балерины А. Н. Павловой.

В это время продолжает свою деятельность композитор Н.А. Римский-Корсаков. Новое направление в музыке характерно тем, что композиторы отходят от социальной проблематики и обращаются к философско-этическим проблемам (А. Скрябин «Божественная поэма», С. Рахманинов опера «Алеко»), также к страницам русской истории (И. Стравинский «Весна священная», «Петрушка») [13, 24,28, 30].

 

Меценатство

Для «серебряного века» было характерно меценатство. Среди наиболее известных российских меценатов были:

Третьяков П.М.(1838-1898) – купец, собиратель произведений русской живописи, в 1892 г. передал свою коллекцию в дар Москве (Третьяковская галерея), его брат С.М. Третьяков также завещал свое собрание западноевропейской живописи городу Москве.

Мамонтов С.И(1841-1918) – основатель московской частной оперы, поддерживал русских живописцев.

Морозов С.Т.(1862-1905) – промышленник, был меценатом Московского Художественного театра.

Бахрушин А.А. (1862-1929) создал частный литературно-театральный музей (Театральный музей им. Бахрушина).

 

Таким образом, в заключение данной главы можно сделать вывод о том, что драматическое время между двумя революциями (1905-1917 гг.) пронизывает всю художественную культуру «серебряного века».

«Культура «серебряного века» впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы предшествующего времени. Вместе с тем её характерными чертами стали новое осмысление социальных и нравственных проблем, поиски новых художественных средств и методов, приведшие к появлению многообразия новых течений в искусстве.

В связи с этим в культуре «серебряного века» выделяются две тенденции: первая была связана с приверженностью к духовному наследию прошлого, проявлявшейся в сохранении традиций реализма; другая ориентировалась на интенсивный творческий поиск, экспериментирование, разрыв с традициями прошлого, а подчас и их полное отрицание, что выражалось в появлении разнообразных модернистских (авангардистских) течений.

Отличительной особенностью культуры «серебряного века» является идея синтеза искусств, провозглашающая искусство единым целым, предполагающая взаимопроникновение различных видов художественного творчества. Воплощением идеала слияния искусств явился театр, это обусловило необычайный расцвет театрального искусства.

В целом, новые художественные формы, темы, идеи, зародившиеся в отечественной литературе, изобразительном искусстве и в философии внесли большой вклад в сокровищницу мировой культуры, оказав значительное влияние на развитие европейского и мирового художественного творчества, общественно-политической, философской, научной мысли»

[57].

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте краткую характеристику историческому времени, которое послужило благоприятной основой для возникновения периода «серебряного века» русской культуры.

2. Каковы особенности культуры «серебряного века»?

3. Раскройте основные принципы символизма.

4. Перечислите направления, сложившиеся в искусстве «серебряного века».

5. Какие черты были свойственны акмеизму – течению в русской поэзии начала ХХ в.?

6. Назовите наиболее ярких представителей футуризма.

7. Какую задачу в своем художественном творчестве ставили представители авангардизма?

8. В чём заключались отличительные черты театрального искусства «серебряного века»?

9. Назовите крупных меценатов периода «серебряного века».

 

Словарь:

Авангардизм(от фр. avant-garde - передовой отряд) – новое направление в художественной культуре, задачей которого стало обновление художественных форм и полный отказ от художественных традиций.

Декадентство (от лат. decadentia – упадок) – общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом.

Кубизм– (франц. cubisme, от cube – куб) – течение, представители которого изображали предметный мир в виде комбинаций правильных геометрических объёмов.

Меценат – богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию.

Супрематизм(от лат. supremus – наивысший) – разновидность абстрактного искусства: сочетание окрашенных простейших геометрических фигур, позже – наложенные на плоскость объемные формы.

Символизм (от фран. symbolisme) – направление в искусстве конца XIX и XX веков, сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, случайных, часто изощренных чувств и видений.

Фовизм(от франц. fauve –дикий) – течение во французской живописи. Его черты: эмоциональная сила художественного выражения, стихийная динамика письма, интенсивность цвета и острота ритма.

Футуризм (от лат. futurum –будущее) — авангардистское направление в европейском искусстве 1910-1920 гг. Для творчества футуристов были характерны отрицание традиций.

Список литературы к первому разделу:

1. Афанасьев А.Н. Народные поэтические представления радуги // Филологические записки. - М., 1865.

2. Багновская Н.М. Культурология. М., 2004.

3. Борзова Е.П. История мировой культуры. 4-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», М.: ООО Издательство «Омега-Л», 2005.

4. Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта: археологический памятник арийских племен Урало-Казахстанских степей. Ч.1. - Челябинск, 1992.

5. Геродот. История (скифские фрагменты) // Скифы: Хрестоматия. — М., 1992.

6. Геродот. История Древнего Востока. Кн.2. - М., 2004.

7. Голяков В.Ю., Юрковец В.П. Первые былины славян. - СПб., 2005.

8. Гимбутас М. Цивилизация богинь: Мир древней Европы. - Сан-Франциско, 1991.

9. Гимбутас М. Культура курганов и индоевропеизация Европы. Избранные работы с 1952 по 1993. // Journal of Indo-European Studies. Monograph No.18. Washington D.C.: Institute for the Study of Man, 1997.

10. Голубиная книга: русские народные духовные стихи ХI- ХIХ веков. – М., 1991.

11. Георгиева Т.С. Русская культура: история и современность: Учебное пособие. – М., 1999..

12.Горелов А.А. Культурология. М., 2002.

13. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология: учебник для студентов вузов. М., 2008.

14. Гуляев В. Скифы. Что мы знаем о них. — Наука и жизнь. — № 10, 2013.

15. Гусева Н.Р. Славяне и арьи. Путь богов и слов. – М., 2001.

16. Драч Г.В., Ерыгин А.Н., Заковоротная М.В., Королев В.К., Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Культурология. Конспект лекций. Изд. 3-е, доп. и переб. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

17. Жарникова С.В. Архаические корни традиционной культуры Русского севера. – Вологда, 2003.

18. Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. – М., 2008.

19. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии – М., 1995.

20. История мировой культуры /под ред. Г.В. Драча. – Ростов – н/Д: Феникс, 2010.

21. Керлот Хуан Эдуардо Словарь символов. – М., 1994.

22. Кармин А.С., Гусева Е.А. Культурология: экзаменационные ответы для студентов вузов. – СПб.: Питер, 2006.

23. Кравченко А.И. Культурология: словарь. – М.: Академический проект, 2000.

24. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов.– 4-е изд.. – М.: Академический проект, Трикста, 2003.

25. Культурология. История мировой культуры: учебник для студентов вузов / под ред. Н.О. Воскресенской. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

26. Кузьмина Е.Е. Арии – путь на юг. – М., 2008.

27. Культурология: учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. – М.: Альфа М, 2003.

28. Культурология. История мировой культуры: учебник/ ред. А. Н. Маркова. - 2-е изд., стер. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

29. Культурология: Учебное пособие/ Составитель и ответств. редактор А.А.Радугин. – М.: Центр, 1999.

30. 10 . Костина А.В. Культурология: учебник / А.В. Костина. – 5 изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010.

31. Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. — СПБ., 1893—1906. — Т. 1—2.

32. Лосский Н.О. Характер русского народа / Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991.

33. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1995.

34. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2т./ В 2 т. Гл. ред. С.А. Токарев.- М., 1980.

35. Новейший философский словарь / В.А. Кондрашов, Д.А. Чекалов, В.Н. Копорулина; под общ. Ред. А.П. Ярещенко. – Изд. 2-е – Ростов - н/Д: Феникс, 2006.

36. Общественная мысль России XVIII– начала XX. Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2005.

37. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: учебник. – 2-е изд., перер. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

38. Петухов В.Б., Петухова Т.В. Культурология: учебное пособие.– Ульяновск: Ул ГТУ, 2013.

39. Платонова Н.И. Искусство: Энциклопедия. – М.:ЗАО РОСМЭН-ИЗДАТ, 2005.

40. Переводчикова Е. В. Язык звериных образов: Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи. — М., 1994.

41. Потебня. А.А. Слово и миф. – М., 1989.

42. Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1998.

43. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1986.

44. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. - М., 2006.

45. Раевский Д. С. Мир скифской культуры. — М., 2006.

46. Рапацкая Л.А. Художественная культура Древней Руси: Учебное пособие. М., 1995. –107 с.

47. Русские Веды. – М., 1992.

48. Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. — М., 1979.

49. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.

50. Русский праздник / авт.-сост. О.Г.Баранова и др. – СПб., 2001.

51. Скифы: Хрестоматия / Сост. Т.М. Кузнецова. — М., 1992.

52. Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х т. – Т.1. – М., 1991.

53. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М., 1995.

54. Топоров В.Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. М., 2010.

55. Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. — М., 1982.

56. Философско-энциклопедический словарь. – М.: ИНФРО – 1997.

57. Шишова Н.В., Грожан Д.В., Новиков А.Ю., Топчий И.В. Культурология. Серия «Высший балл». – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

58. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. – М., 2007.

59. Щеглов Г.В. Мифологический словарь. – М., 2007.

60. Энциклопедия символов, знаков, эмблем / сост. В.Андреева. – М., 2001.

61. Юлаева Н.С. Семиотические и информационные свойства культурных систем./ Реальность. Человек. Культура: религия и культура. – Омск, 2008. – С. 293-297.

62. Юлаева Н.С. Особенности развития российской культурной системы/ Россия в современном мире. – М., 2009. – Т. 6. – С. 1160-1172.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.