Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 8. Культура России первой половины XIX века.

«Золотой век»

«XIX столетие в русской истории стало самым интенсивным и успешным периодом развития России, поскольку в это время Россия продолжала расширять свои территории и стала огромной страной-империей. Начатые в XVIII в. реформы и преобразования также продолжались, Россия ускоренно изменялась, обретая законное место среди ведущих держав мира. Вместе с тем ее развитие шло неравномерно. Наиболее глубокие и впечатляющие изменения происходили в сфере культуры. В этой области XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. По богатству литературы, изобразительного искусства, музыки этот век не сравним ни с каким другим периодом не только в истории русской, но и мировой культуры. Если в XVIII в. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIX в. она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв одно из самых почетных мест. Россия выдвинула гениев во всех направлениях художественной культуры — в литературе, живописи, музыке, архитектуре, философии и т.д. и тем самым внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. Именно в XIX в. российская культура стала классической, создав совершенные образы и произведения мировой культуры, на которые ориентировались многие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве. Подъем был настолько велик, что дал основание называть эту эпоху золотым веком русской культуры.

Развитие культуры происходило в неразрывной связи с изменениями социальной структуры общества. В начале XIX в. во всех областях общественной жизни, в том числе и в культуре, господствовало дворянство, насчитывавшее около 200 тыс. человек. Из него формировались высшие слои интеллигенции. Дворянство продолжало оставаться самым образованным сословием, основным потребителем духовных ценностей. Однако на протяжении столетия оно постепенно теряло свои позиции, уступая место разночинцам, которые играли все более важную роль в развитии отечественной культуры и российского общества. Разночинцы — выходцы из чиновнического, мещанского, купеческого и крестьянского сословий — привнесли в художественную культуру новое мироощущение, идеи и образы. Из разночинной среды вышли выдающиеся писатели, поэты, художники. На этом основании культуру России XIX в. принято разделять на два основных этапа, временная граница между которыми проходит как раз по середине столетия, то есть на рубеже 50—60-х годов» [13].



«Наиболее значительными историко-политическими событиями XIX в. были Отечественная война 1812 г., восстание декабристов 1825 г., отмена крепостного права 1861 г. Эти эпохальные моменты истории в определенной степени повлияли на формирование культуры в России.

Первые организации декабристов возникают в 1816—1821 гг. Их политической школой стали Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии в 1813-1815 гг. Восстание декабристов было подавлено. Однако декабризм стал значительным общественно-историческим явлением и оказал особое влияние на формирование русской культуры свободомыслием и бунтарством» [3].

 

Образование и наука

«Первые преобразования в XIX веке начал Александр I, воспитанный в духе либерализма и окруженный способными реформаторами во главе с М.М. Сперанским. В области просвещения основное внимание правительство обратило на подготовку педагогических кадров» [25].

«В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения для организации и управления просветительскими учреждениями. В начале XIX в. в России функционировало лишь одно высшее учебное заведение — Московский университет. Затем были открыты университеты в Петербурге, Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. Открылись привилегированные учебные заведения в Царском Селе, Ярославле и Нежине. В 1829 г. был восстановлен Главный педагогический институт, в котором осуществлялась подготовка учительских кадров для гимназий и университетов.

И все-таки численность студентов к середине XIX в. достигла всего 4 тыс. чел. К 1855 г. число гимназий за 25 лет увеличилось в 2,5 раза и составило 78, уездных училищ — 439. Количество приходских школ возросло на 288. Произошли изменения в социальном составе образованных людей, заметно усилился разночинный слой.

В условиях становления капиталистического уклада и начавшегося промышленного переворота все большее значение приобрели научные открытия, имевшие теоретическое и прикладное значение.

Великий русский математик Н.И. Лобачевский (1793—1856) создал теорию неевклидовой геометрии, над которой безуспешно в течение почти двух тысяч лет работали ученые всего мира. Он обнаружил возможность другой геометрии, отличавшейся от классической, евклидовой. Опубликованная в журнале «Казанский вестник» геометрия Лобачевского не была понята современниками. Только к 100-летию со дня рождения великого ученого пришло широкое признание его трудов: была учреждена международная премия его имени. К математической физике, аналитической механике, теории чисел теории вероятности относятся основные труды М.В. Остроградского (1801—1861).

Физик Б.С. Якоби (1801—1874) известен как изобретатель в области электротехники — сконструировал несколько электродвигателей. Совместно с Э.Х. Ленцем исследовал электромагниты, предложив методику их расчета.

Один из первых российских электротехников В.В. Петров (1761—1834) создал ряд физических приборов, раньше европейских ученых открыл явление светового и теплового действия электричества (вошедшее в науку как вольтова дуга) и этим положил начало применению электроэнергии на практике.

Инженер П.Д. Шиллинг (1786—1837) в 1832 г. раньше американского изобретателя С. Морзе (1791—1872) создал записывающий электромагнитный телеграф.

Инженеры-механики, крепостные промышленников Демидовых на Урале, отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы в 1833—1834 гг. построили первую в России железную дорогу на паровой тяге.

Инженер-металлург П.П. Аносов (1799—1851) на Златоустовском заводе первым в мире использовал микроскоп для изучения структуры металла и разработал способ получения булатной стали. Металлург П.М. Обухов (1820—1869) стал основателем сталелитейного производства и применения литой стали для изготовления пушечных стволов.

Большой вклад сделали русские путешественники в развитие географической науки. Первая русская кругосветная экспедиция под командованием Н.Ф. Крузенштерна (1770— 1846) и Ю.Ф. Лисянского (1773-1837) в 1803-1806 гг. прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски.

В 1819—1821 гг. Ф.Ф. Беллинсгаузен (1778—1852) и М.П. Лазарев (1788— 1851) возглавили кругосветную экспедицию, открывшую Антарктиду и многочисленные острова. Путешествия Г.И. Невельского, Е.В. Путятина (1804— 1883), В.М. Головнина (1776-1831), О.Е. Коцебу (1788-1846), Ф.П. Литке (1797—1882) дали науке богатейшие сведения об островах Тихого океана, Аляске, Сахалине, островах Ледовитого океана, побережье Кореи и т.д. Русское географическое общество, учрежденное в 1845 г., стало центром изучения территории и морей России.

Созданное при Московском университете Общество истории и древностей российских начало поиски и сбор памятников древнерусской культуры. В 1800 г. был опубликован найденный памятник древнерусской литературы XII в. «Слово о полку Игореве».

В 1818 г. вышли в свет первые восемь из двенадцати томов, написанной на основе огромного фактического архивного материала «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина (1766—1826)» [28].

 

Литература

«Особое место в культуре золотого века занимала литература. Она всегда играла значительную роль в системе русской культуры. Высокий авторитет слова был одной из важнейших особенностей нашей культуры с самого начала её становления.

Классическая литература XIX века была больше чем литературой, она стала синтетическим явлением культуры, оказалась по сути универсальной формой общественного самосознания, выполняя миссию социальных наук. Многие просвещенные люди русского общества строили свою жизнь, ориентируясь на высокие литературные образцы» [20].

«Именно в XIX веке Россия внесла в мировую культуру чуть ли не самый весомый свой вклад в области литературы (если не считать XX столетие, которое вполне может поспорить с ним по обилию литературных талантов мирового класса): Н.М. Языков, В.А. Жуковский, Н.И. Батюшков, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, А.Н. Майков, Я.П. Полонский, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.М. Гаршин, В.Г. Короленко.

В становлении реализма важное место занимает творчество И.А. Крылова (1769—1844) и А. С. Грибоедова (1795—1829)» [25].

«Процесс развития и смены художественных направлений происходил в условиях разложения феодально-крепостнической системы и оживления общественной мысли. Этими направлениями были: классицизм, сентиментализм, романтизм. Окончательно сложился реализм.

Героические события войны 1812 г. способствовали возникновению романтизма. Одним из создателей русского романтизма стал В.А. Жуковский (1783—1852). Его поэзия проникнута меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами народной фантастики (баллады «Людмила», «Светлана»). Другое направление — гражданский, революционный романтизм проявился в творчестве К.Ф. Рылеева (1795—1826). Его лирика, исторические «Думы», поэмы «Войнаровский», «Наливайко» насыщены политическими ассоциациями. Оды, поэмы К. Кюхельбекера (1797—1846) звали к борьбе с самодержавно-крепостническими порядками.

Романтизм оказал влияние и на раннее творчество А.С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Основоположник русского реализма — гениальный А.С. Пушкин (1799—1837). Именно с его творчеством связано начало золотого века в литературе. Пушкин явился родоначальником новой литературы, откликнувшись на вопросы, волновавшие общество и отразив русскую действительность в непревзойденных художественных образах. Он создал замечательные произведения различных жанров как в стихах, так и в прозе: роман в стихах «Евгений Онегин», первые произведения классической прозы «Повести Белкина», историческую драму «Борис Годунов», хронику обнищания крепостной деревни «История села Горюхина», историческую повесть «Капитанская дочка», исследование философских и нравственных проблем человечества — трагедию «Моцарт и Сальери», гениальное воплощение образа России как вставшего на дыбы всадника, удерживавшего ее железной уздой самодержца, — поэму «Медный всадник», лирические стихи — образцы лирики, освещенной идеями свободы, любви, патриотизма.

Он первым пришел к выводу, что истинная народность — это не описание русского сарафана, а жизненная достоверность, правда о взаимоотношениях людей, личности и общества. А.С. Пушкин обратился к сокровищам народного творчества и проникся глубоким пониманием души, психологии и характера русского человека.

А.С. Пушкин внес вклад в создание научной историографии, доказывая необходимость опоры на объективный анализ фактов и явлений утверждал, что личность — полноправное действующее лицо большой человеческой истории. Значение творчества А.С. Пушкина огромно, он стоит в ряду величайших и неповторимых явлений мировой культуры.

А.С. Пушкин ушел из жизни, имея наследника и продолжателя его общественно-литературного дела — М.Ю. Лермонтова (1814—1841), замечательного поэта и художника, который уже в 16 лет заявил о могучем таланте. Особенно значимым явилось его стихотворение 1837 г. «На смерть поэта», в котором резко обличались самодержавие и нравы придворной знати.

Индивидуальному складу Лермонтова-поэта близок романтизм. Ранние его произведения проникнуты мечтой о свободе, тоской по мятежному герою (поэмы «Мцыри», «Демон»). Его лирика насыщена настроениями протеста против несправедливости, скорби и сочувствия обездоленным и притесненным.

Реалистические элементы в творчестве М.Ю. Лермонтова усиливаются со второй половины 30-х гг. («Тамбовская казначейша», «Сашка»). Он уверенно шел к реализму, и роман «Герой нашего времени» с образом лишнего человека, утратившего смысл жизни, является зрелым реалистическим произведением, наполненным глубоким общественным и психологическим звучанием.

К Н.В. Гоголю (1809—1852) пришли известность и слава после публикации цикла «малороссийских повестей» - «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831—1832), проникнутых лирическим романтизмом. Дальнейшие его повести, вошедшие в сборник «Арабески» («Портрет», «Невский проспект»), а также сборник повестей «Миргород», обозначали решительный поворот от лирического романтизма к реализму. В комедии «Ревизор» новаторский характер драматургии пьесы позволил воплотить в образах чиновников уездного города облик всей современной России.

Выход в свет первого тома «Мертвых душ» — романа-поэмы, означал утверждение критического реализма в русской литературе. Это произведение Гоголь считал главным делом всей своей жизни. «Вся Русь отзовется в нем», — писал он.

В повести «Шинель» Н.В. Гоголь выдвинул на первое место социальный вопрос, показав тяжелую, беспросветную, бессмысленную жизнь «маленького» человека в крепостнической России. Он показал нравственный облик современного ему общества с такой художественной, психологической силой, что гоголевские персонажи приобрели нарицательное значение.

В 40-50-е гг. XIX в. на литературную стезю вступило новое поколение русских писателей. Это И.С. Тургенев (1818—1883), И.А. Гончаров (1812—1891), М.Е. Салтыков-Щедрин (1826—1889), А.Н. Островский (1823— 1886), поэты Н.А. Некрасов (1821—1878), Ф.И. Тютчев (1803—1873), А.А. Фет (1820—1892) и др. Протест против самодержавия и крепостничества, желание счастья и свободы всему народу и стране пронизывали их творчество. Пьесы А.Н. Островского («Не в свои сани не садись», «Не так живи как хочется», «Бедность не порок», «Гроза» и др.) явились продолжением традиций «натуральной школы» Н.В. Гоголя. Островский впервые в русской литературе вывел на «свет божий» «темное царство» жестокой, невежественной, хищной и самодурствующей среды купечества, поставив ее перед судом читателя.

Муза Н.А. Некрасова, «муза мести и печали», шла туда, «где трудно дышится, где горе слышится», и обязывала человека быть гражданином.

В замечательной плеяде русских писателей творчество Л.Н. Толстого (1828— 1910) и Ф. М. Достоевского (1821—1881) явилось закономерным продолжением и завершением духовного взлета, который делает русскую литературу XIX в. Великой» [28].

 

Театр

«Вместе с литературой развивался и русский театр. В начале века на русской сцене шли произведения Д.И. Фонвизина, И.А. Крылова, В.А. Озерова и др. Важным событием в театральной жизни России было открытие в 1824 году Малого, в 1825 году — Большого, а в 1832 году — Александринского театров. Заслуженным вниманием у зрителей пользовались актеры П.С. Мочалов, Е.С. Семенова, А.С. Яковлев и др. Главная заслуга в развитии актерского мастерства принадлежит М.С. Щепкину (1788—1863). Выходец из крепостных, он всю жизнь отстаивал принципы демократизма в театре. М.С. Щепкин утверждал просветительное значение театра, требовал подчинения всего творческого процесса общей идее, разрабатывал принципы искусства перевоплощения.

Общественная мысль

В сфере философии и общественной мысли в середине XIX века наметились два полюса. Один был представлен западниками, требовавшими копирования, воспроизведения в России западноевропейской культуры и цивилизации во всей ее полноте, другой — славянофилами, которые, не отрицая достоинств западной культуры, требовали более внимательного отношения к национальным корням и к традициям, изучения и выдвижения на первый план исторической самобытности России. Западники (П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев и др.) считали историю России частью общемирового исторического процесса. Они сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник», «Русский вестник». Славянофилы (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, В.А. Черкасский и др.) выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Близки к славянофилам были В.И. Даль, А.Н. Островский, А.А. Григорьев, Ф.И. Тютчев, Н.Н. Страхов, Н.Я. Данилевский и др.

После крестьянской реформы 1861 года западники сблизились со славянофилами на почве либерализма. И те, и другие выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати, критиковали недостатки самодержавия и выдвигали проекты реформирования государственного строя.

Великое противостояние западников и славянофилов сохранилось и в XX столетии. Его нельзя рассматривать как частный эпизод в развитии общественной мысли, поскольку конфликт индивидуалистических и коллективных ценностей, старого и нового в культуре выражает глубинные проблемы становления национального самосознания. С давних времен Россия решала для себя вопрос о том, за кем следовать — за Востоком или Западом, какого пути в экономике придерживаться — рыночного или нерыночного, на каких ценностях — общечеловеческих (понимаемых прежде всего как протестантские) или самобытных, главным образом православных, воспитывать подрастающее поколение.

Движение от западничества к славянофильству происходит в России волнами: вслед за увлечением одной крайностью следует разочарование и переход к другой. Поверхностное соприкосновение с западноевропейской культурой сменяется столь же неглубоким возрождением национальной самобытности. Поскольку проблема до конца ни разу не была решена (мы никак не можем стать стопроцентными европейцами или, напротив, вытравив привнесенное, вернуться к древнеславянским корням), она обречена возникать снова и снова. Такова историческая судьба евразийской цивилизации, находящейся на стыке Запада и Востока. Ее проблема решается иначе: необходимо осознать, что подобная двойственность является исторической удачей, а не несчастьем» [25].

 

Архитектура

«Русская архитектура первых трех десятилетий XIX в. связана со стилем ампир, завершившим развитие классицизма. Ампир, как и классицизм, ориентировался на декоративность, монументальность и должен был как бы олицетворять могущество государства. Этот стиль проявился в творчестве архитекторов А.Д. Захарова (1761—1811), А.Н. Воронихина (1750—1814), К.И. Росси (1775—1849), В.П. Стасова (1769—1848).

Характерная черта зодчества того времени — создание крупных архитектурных ансамблей, что особо проявилось в Петербурге, многие кварталы которого поражают удивительной гармонией и единством. По проекту Захарова было возведено Адмиралтейство. На Невском проспекте Воронихиным построен Казанский собор, по его проектам возведены Горный институт, дворцы в Гатчине, Павловске. По проекту А.А. Монферрана (1786—1858) создан Исаакиевский собор — самое высокое здание того времени в России.

После пожара 1812 г. вновь отстраивалась Москва в традициях классицизма и ампира. Возглавлял комиссию для восстановления Москвы О.И. Бове (1784—1834) — представитель стиля ампир. Так возник крупный архитектурный ансамбль на Манежной площади со зданиями университета, перестроенного архитектором Д.И. Жилярди (1785—1845), и зданием Манежа (архитектор О.И. Бове). О.И. Бове была создана Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад. Архитектурным сооружениям Москвы этого времени были свойственны черты лиризма, интимности, простоты и уюта.

Но затем на смену классицизма и ампира пришли различные эклектические течения, в том числе русско-византийский стиль (или псевдорусский). По проекту архитектора К.А. Тона (1794 —1881) в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя в Москве как памятник победы русского народа в войне 1812 г.» [28].

 

Живопись

«В первой половине XIX века в русском искусстве разные стили и направления развивались параллельно, а не последовательно, как в других национальных школах. Однако господствующие позиции занимал классицизм. Наиболее яркими его представителями были К.П. Брюллов (1799—1852), О.А. Кипренский (1782—1836), А.А. Иванов (1806—1858). В области жанровой живописи работали В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов, П.А. Федотов» [29].

«С картины К.П. Брюллова (1799—1852) «Последний день Помпеи», являющейся ярким примером академического классицизма, начался расцвет русской живописи. Автор стремился показать человека перед лицом величайшего испытания, перед лицом смерти.

В замечательных портретах современников художника О.А. Кипренского отразилось влияние романтизма и, в то же время, в них наглядны элементы реализма, взгляд на человека как на независимую личность.

А.Г. Венецианов (1780—1847) — первый русский живописец, который смог порвать с академической тематикой и ввести в свои картины русские сюжеты: «Гумно», «Крестьянка, чешущая шерсть», «Крестьянка с грибами», «Помещица, занятая хозяйством». Поэтические, немного идеализированные образы крестьянской жизни неразрывно связаны в картинах Венецианова с передачей неброской красоты среднерусской природы.

Другой живописец – А.А. Иванов (1806— 1856) над своим монументальным полотном «Явление Христа народу» работал 20 лет, сделав 600 этюдов. Художник трактует евангельский сюжет как поворотное событие в истории человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения» [28].

 

Музыка

«Традиции русской музыкальной культуры сложились к концу XVIII в. Композиторы А.А. Алябьев (1787–1851), А.Е. Варламов (1801–1848), А.Л. Гурилев (1803-1858), Н.А. Титов (1800—1875) в первой половине XIX в. создали замечательные произведения камерного жанра. Представитель романтического направления в музыке А.Н. Верстовский (1799—1862) создал оперу «Аскольдова могила».

Основоположником русской классической музыки был М.И. Глинка (1804—1857). По значению вклада в развитие музыкальной культуры Глинка занимает место, равное Пушкину в литературе. Основу его стиля составила народная музыка, прежде всего русская. Глинка говорил: «Музыку создает народ, мы, композиторы, ее только аранжируем».

Он заложил основы двух главных направлений отечественной оперной классики: народной музыкальной драмы и оперы сказочно-эпического жанра. Его стиль был истинно русским в мелодическом звучании и выражении дум, чаяний и миропонимания народа. В опере «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») главным действующим лицом композитор сделал крестьянина, мужественного и самоотверженного патриота. В опере «Руслан и Людмила» он обратился к сценам из жизни Древней Руси и восточным сказкам.

Его симфонические произведения («Вальс-фантазия», «Камаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде» и др.) демонстрируют высочайшее мастерство композитора добиваться гармонии и синтезировать народные мелодии.

Огромно вокальное наследие М.И. Глинки: он написал около 80 произведений для голоса и фортепиано на слова А. Пушкина («Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне»), М.Ю. Лермонтова («Слышу ли голос твой»), В. Жуковского («Ночной смотр»), Е. Баратынского, Н. Кукольника и других поэтов.

Младшим современником М.И. Глинки был А.С. Даргомыжский (1813—1869). В первой его опере «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери») проявились романтические черты, свойственные раннему периоду творчества. Вслед за Глинкой он укреплял реализм в русской музыке и первым создал народно-бытовую музыкальную драму — оперу «Русалка» (по одноименной поэме А.С. Пушкина), в которой в образе мельника отразил сочувствие к «маленькому» человеку.

Композитор обратился к новым приемам в музыкальном искусстве: работая над оперой «Каменный гость», он поставил задачу использовать полный текст литературного произведения и мелодизированный речитатив. Обращаясь к драматическим формам выражения, Даргомыжский стремился к воплощению конкретного индивидуального образа, сложных душевных противоречий, постановке социальных проблем русской жизни (романсы «Мне грустно», «Я все еще его люблю», «И скучно и грустно», песни «Старый капрал», сатирико-комические песни «Червяк», «Титулярный советник» и др.).

Таким образом, в русском музыкальном искусстве к середине XIX столетия утвердились русские, реалистические традиции, стало все больше осознаваться растущее значение русской культуры. Ее передовые и художественные образы огромного звучания впитывались мировой культурой» [28].

Вопросы для самопроверки:

  1. Охарактеризуйте историко-культурную ситуацию в России в начале XIX в.
  2. Назовите некоторых представителей российской научной мысли и отметить их вклад в науку.
  3. Какие направления были характерны для литературы в первую половину XIX века? Назовите литераторов, представляющих разные направления, охарактеризовать некоторые их произведения.
  4. В чем проявилось противостояние между западниками и славянофилами? Изложите точку зрения участников каждой из этих групп.
  5. Перечислите наиболее значимые архитектурные сооружения этого периода в Москве и Петербурге, назовите их авторов.
  6. Назовите наиболее ярких представителей изобразительного и музыкального искусства первой половины XIX в, дайте краткую характеристику их некоторым произведениям.

Словарь к главе:

Ампир(от фр. empire — империя) — стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий XIX в., завершившийся развитием классицизма. Сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров. Стиль ампир выражал идеи величия государственной власти. В России он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов.

Реализм– появился с развитием аналитического критического мышления, благодаря развитию естественных наук в XIX в.. Он тяготел к максимальной объективности, конкретно-историческому анализу действительности, воспроизведению типичных характеров и ситуаций при полноте художественной индивидуализации (т.е. отражению национальных, исторических, социальных примет).

Романтизм (франц. romantisme) – идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца XVIII – первой половине XIX вв. В нем отразилось разочарование в итогах Великой французской революции и общественном прогрессе. Исходной позицией для всех участников романтического движения явилось неприятие реальной действительности и стремление противопоставить ей романтический идеал. Романтизм отразил переходное, неустойчивое состояние общества, назревание глубоких перемен в жизни, предчувствие нового.

Русский, псевдорусский стиль – характеризуется тенденцией к возрождению образов древнерусской архитектуры и декоративного искусства в культуре XIX – XX вв. Пережил несколько стадий развития. В 1830 г. возник «русско-византийский» стиль, который с 1870-х гг. развивается, опираясь на народное деревянное зодчество и резьбу.

Эклектика (от греч. еklektikos – выбирающий) – механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п. В архитектуре и изобразительном искусстве эклектизм (эклектика) – сочетание разнородных стилевых элементов.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.