Социальные слои – представители традиционной культуры,
Участвовавшие в освоении Алтая
Казачество
Одной из наиболее многочисленных категорий служивых людей, начавших осваивать обширные пространства Сибири и Алтая, было казачество. Особые условия освоения Сибири способствовали появлению различных групп казачества (городовые, линейные и т.д.). В состав казачьего общества принимались беглые, самовольные переселенцы, жители северных районов России, а также пленные, ссыльные (представители украинской, польской шляхты, донские и др. казаки – участники крестьянских восстаний). Казачьи отряды возводили крепости, охраняли укрепленные линии и заводы – это являлось их основной задачей.
Хозяйственная деятельность алтайского казачества была разнообразной. Помимо хлебопашества, интенсивного развития животноводства, пчеловодства, огородничества в казачьем хозяйстве значительное место отводилось различным промыслам – сбору кедровых орехов, охоте, рыбной ловле и торговле. Натуральный и хозяйственный уклад и общинный быт сближали крестьянские и казачьи хозяйства, при этом алтайскому казачеству приходилось еще нести и военную службу.
Старообрядчество
Другая внутриэтническая целостность – старообрядцы, объединенная вначале общностью судьбы, впоследствии превратилась в этническую единицу, связанную общностью быта и семейным отношениями. Именно благодаря старообрядцам был сохранен глубинный пласт древнеславянской культуры.
Старообрядчество как значительное духовно-религиозное движение, оппозиционное официальному православию, появилось на Алтае в XVIII веке. Преследование сторонников «старой веры» вызвало их массовое бегство не только на Урал, но и в необжитые районы Сибири. Среди первопоселенцев начала XVIII века были и старообрядцы. В начальный период заселения территории Верхнего Приобья «…в лесных местах по реке Чумыш основался целый ряд маленьких деревень с населением, как оказалось потом почти сплошь раскольническим».[4] Помимо этого, старообрядцы заселяли бассейны рек Алея, Чарыша, основали поселение в ведомстве Бийской крепости, а также близ Колывано-Воскресенского завода А. Демидова. На заводе работало немало старообрядцев.
В 60-е гг. XVIII века на Алтай была выселена большая группа старообрядцев из Польши – «поляков», получивших статус государственных крестьян, которые находились в ведомстве Усть-Каменогорской крепости. Деревни, населенные ими – Бобровская, Секисовская, Шемонаевская, Верх-Убинская, Старо-Алейская и др. были практически целиком старообрядческими.
Другую этнокультурную конфессиональную общность составляли бухтарминские «каменщики» (или «русские ясашные инородцы») платившие ясак и получившие в конце XVIII века статус «инородцев». Они поселились в верховьях Бухтармы и Катуни.
Помимо локальных самоназваний старообрядцев – «поляки» и «каменьщики», на Алтае было известно самоназвание «кержаки». Произошло это очевидно, за связь со староверами, жившими на р. Керженец в Нижегородской губернии. Впоследствии это название получило распространение среди других групп старообрядцев Западной Сибири.
«Синтез христианских и дохристианских религиозных систем» проявился в быту старообрядцев и прежде всего в традиционных костюмах. Показательно, что «моленный костюм», в котором совершались семейные богослужения, «в наибольшей степени отразил аскетизм старообрядцев юга Западной Сибири, их верность религиозным догмам и стал своего рода объединительным символом».[5]
Другим объединяющим моментом, характеризующим уклад старообрядцев, являлась община, складывающаяся на основе семейно-родовых связей, которые носили корпоративный характер.
Локальная культура старообрядцев явилась одним из наиболее стойких компонентов пласта традиционной культуры Алтая. В ней длительное время «сохранялось то, что исконно национальное русское начало, которое свято хранилось… и передавалось благодаря традициям из поколения в поколение. Это играло большую роль в развитии национального самосознания, в сохранении веры и культуры.[6]
Крестьянство
Алтайские приписные крестьяне, объединенные в территориальные сельские общины и отмеченные единой спецификой быта, представляли основную часть континента сельского населения.
Основную массу переселенцев Колыванского, Кузнецкого, Бийского уделов составляли государственные крестьяне, приписанные навечно и потомственно в 60-е годы XVIII века к горным предприятиям Алтая.
Заселение юга Западной Сибири протекало достаточно успешно, связано это с рядом факторов: большие площади незанятой плодородной земли, пригодной для пашни и сенокоса, что благоприятствовало развитию хлебопашества и скотоводства, а также защита укрепленных линий. В результате к началу 80-х годов XVIII века в Колыванской области (куда входили алтайские владения) было образовано четыре уезда (два из них возникли ранее в XVII в. – Томский и Кузнецкий и два вновь созданные - Бурлинский и Барнаульский). В новых уездах сконцентрировалось 55,6% всех русских поселений Колыванской области.
Переселенцы первой половины XVIII столетия основывали свои достаточно крупные поселки на 15-30 дворов, что было продиктовано объективными причинами заселения: совместное освоение целинных территорий и защита на случай внезапного нападения недружественного кочевого населения. К тому же такие поселенцы как казаки и старообрядцы, сосланные на Алтай в XVIII - XIV вв., компактно проживавшие ранее на центральной Российской территории, водворившись и на новые места, продолжали сохранять традиционные семейно-соседские связи.
На старожильческое население и развитие всей пореформенной алтайской деревни большое значение оказала миграция европейских поселенцев («россейских») в Сибирь и на Алтай в конце XIX – начале XX вв. Позитивный характер этого процесса стал очевиден в скором времени, повлияв на культуру земледелия, животноводства и агротехнику в старожильческих поселениях. Переселенцы принесли на новые места любовь к земле и более прогрессивные традиции земледелия и заставили вновь взяться за земледелие алтайских старожилов, начавших отвыкать от него под влиянием заводских работ. Переселенцы заводят более интенсивное хозяйство и оказывают решительное предпочтение земледелию перед разными промыслами (кедровым, охотой, которые отрывают сибиряка от земли). Благодаря «россейским» здесь вводятся теперь земледельческие орудия и машины, а местная соха сменяется русским плугом».[7]
Натуральное крестьянское хозяйство Алтая в целом носило комплексный характер. По окончании сезонных сельскохозяйственных работ алтайский крестьянин обращался к промыслам и ремеслам, обеспечивая насущные потребности своей семьи и хозяйства. Изделия, произведенные сверх необходимого продавались. Женщины ткали холсты, пряли пряжу, вязали варежки, чулки, плели кружева. Мужская часть населения алтайской деревни занималась извозом, заготовкой сена на продажу, охотой (в незначительном количестве) зимой и рыболовством летом. Помимо этого, в хозяйстве могли изготавливаться сани, телеги, колеса, деревянная и глиняная посуда, выделка овчин. Занимались крестьяне и сбором ягод, кедровых орехов, хмеля и т.д.
Впоследствии, к концу XIX века начинает развиваться пчеловодство (особенно в предгорьях Алтая), а также насущные для сибиряков промыслы, связанные с развитием овцеводства и внедренные российскими переселенцами – овчинно-шубный и шерстобитно-пимокатный. Некоторые деревни специализировались на данных промыслах, выполняя заказы города. С началом добычи золота на Алтае, золотоискательство становилось одним из видов деятельности населения. То же можно отнести к маслоделию – новой товарной отрасли сельского хозяйства.
Русское население Алтая сложилось в ходе двух основных периодов заселения. В первый период (XVIII – XIX в.) русские расселялись в соседстве с местными коренными жителями на свободных землях, как и вообще старожильческое население Западной и Восточной Сибири.
Формирование весьма компактных ареалов поселений, а также постоянная связь с основной территорией и ранее освоенными местностями позволяли русскому народу сохранять этническую самостоятельность и вживаться в новую среду обитания. Первоначальное поселение Алтая осуществлялось из северных местностей Западной Сибири. Выходцы оттуда являлись носителями северно-русских традиций.
В конце XVIII – XIX вв. направление движения переселенцев изменилось. Поток новосёлов шел непосредственно из Европейской части страны, и представляли его преимущественно жители южнорусских губерний, приносивших традиции родных мест. Переселенцы оседали среди русского старожильческого населения, что облегчало их приживаемость на новом месте.
В срубном доме, построенном первопоселенцами по севернорусским образцам, поселялась семья, являвшаяся хранительницей русского генофонда и фонда традиционной народной культуры.
Единение семьи и общины было достаточно консервативно на начальных этапах заселения. Это выражалось в локальной сплоченности и обособленности русских селений, а также в создании семейных союзов почти исключительно в своей среде, что обеспечивало сохранение в чистоте генофонда и традиционализм культуры. По мере утверждения и закрепления русского населения в новом регионе внешние контакты расширялись, налаживались бытовые связи с местными нерусскими жителями [7; 9; 19; 15; 17; 18; 22; 23; 25; 33; 38].
Вопросы для самопроверки:
1. Как происходило присоединение Алтая и какое это имело значение для России?
2. Какие группы населения принимали участие в освоении Алтая?
3. Как повлияло строительство оборонительных линий Ишимской, Бухтарминской, Колывано-Кузнецкой и др. оборонительных линий на заселение и освоение Алтая?
4. Какими природными ресурсами располагал Алтайский регион?
5. Как протекало переселенческое движение в Алтайском округе в конце XIX – начале XX вв.?
6. Охарактеризуйте такие социальные слои населения как казачество, старообрядцы, крестьянство, которые принимали участие в освоении Алтая.
7. Какой род занятий, промыслы были присущи жителям Алтая в XVIII – XX вв.?
Словарь:
Колывно-Воскресенский горный округ (с 1747 г.) – административно-территориальная структура. С 1834 г. – Алтайский горный округ, с 1896 по 1917 гг. – Алтайский округ.
Ясак(тюрк.) – дань, которую платили в царскую казну народы Сибири и Поволжья.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|