Сделай Сам Свою Работу на 5

Наука. Деятельность М.В. Ломоносова

«Распространению образования и наук в России способствовали потребности Российского государства, нуждающегося в исследовании новых территорий, а также их особенностей. Это приводило к развитию таких отраслей науки (преимущественно естественной) как минералогия, ботаника, биология, география и этнография: к примеру, первое этнографическое и географическое описание Камчатки было составлено В. Атласовым в 1697—1699 гг., а в 1720 г. опубликована первая достоверная карта Каспийского моря Ф. Саймонова и К. Вердена. В 1720-е годы первая правительственная научная экспедиция под руководством Д. Мессершмидта обследовала Сибирь» [23].

Организация среднего и высшего образования была тесно связана с созданием Академии наук (официально с 1724 г.). В нее входили Академия, Университет и гимназия. Академия делилась на три класса: математики, физики и гуманитарный. Вначале среди академиков были одни иностранцы. Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) стал первым русским академиком, который очень много сделал для развития отечественной науки и организации образования.

В 1755 г. по инициативе М. В. Ломоносова был создан Московский университет, ставший крупным культурным центром. Он имел философский, юридический, медицинский факультеты. В организованной при университете типографии издавалась газета «Московские ведомости» (до 1917 г.)» [28].

«Начало Просвещения в России связано с именем великого ученого и литератора М.В. Ломоносова (1711—1765). Без того огромного вклада, который он внес в русскую культуру, видимо, невозможен был и «золотой» екатерининский век, начало которого приходится на последние годы жизни ученого-реформатора. Его по праву называют первым российским ученым-естествоиспытателем мирового значения, поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка, художником, историком, страстным поборником развития отечественного просвещения, науки и экономики. С 1731 года он обучался в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 года — в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1745 году стал академиком Петербургской Академии наук. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755). Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания: он развил атомно-молекулярные представления о строении вещества, сформулировал принцип сохранения материи и движения, заложил основы физической химии, исследовал атмосферное электричество и силу тяжести, выдвинул учение о цвете, открыл существование атмосферы на Венере, описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов, написал труды по русской истории, заложил основы силлабо-тонического стихосложения. Он также являлся создателем русской оды философского звучания, автором превосходных поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и грамматики русского языка» [25].



 

Книгоиздательское дело

«Значительно усилилось книгоиздательское дело. В 1708— 1710 гг. была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу. Были введены гражданская (в отличие от церковной) азбука и гражданская печать, что способствовало увеличению издания светских, гражданских книг, в том числе учебников. Для народных училищ издавались «Азбука», книга Ф. Прокоповича (1681—1736) «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. С 1708 по 1725 гг. было напечатано около 300 гражданских книг, но тиражи их еще были невелики.

Книгоиздательская деятельность расширилась со второй половины XVIII в. Большая заслуга в этом принадлежит представителю русского Просвещения, писателю, журналисту Н. И. Новикóву (1747—1818). Около одной трети издаваемых в последней четверти XVIII в. книг (приблизительно тысяча названий) печаталось в его типографиях. Он издавал не только книги по всем отраслям знаний, но и сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек», «Всякая всячина», в которых критиковал крепостное право. Новиков был организатором библиотек и школ в Москве, книжных магазинов в 16 городах России.

Ранее в России при царском дворе издавалась рукописная газета «Куранты» (сохранилась с 1600 г.), информировавшая правительство о зарубежных новостях. Первой русской печатной газетой стали «Ведомости» (1702—1727), издававшиеся по указу Петра I. В 1703—1704 гг. вышло 39 номеров. С 1710 г. газета печаталась гражданским шрифтом. В «Ведомостях» публиковались военные сообщения, известия о состоянии торговли и промышленности, о новых школах и др., а также иностранная хроника.

Литература

Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы.

В это время популярными были стихотворные произведения — сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708—1744). Горячо сочувствуя делу петровских реформ, Кантемир вошел в кружок Ф. Прокоповича, так называемую ученую дружину. Настроения кружка нашли выражение в сатирах Кантемира («Куму своему», «Филарет», «Евгений» и др.). Кантемир активно занимался переводами. Его перевод трактата Б. Фонтенеля «Разговор о множестве миров» сыграл значительную роль в разработке русской научной терминологии. Он ввел такие термины, как «начало», «принцип», «наблюдение», «плотность», «вихри» и др.

Поэт В.K. Тредиаковский (1703—1768) стал реформатором русского языка и стихосложения. В работе «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» были сформулированы принципы силлабо-тонического стихосложения. Это дало мощный толчок дальнейшему развитию литературы в России.

Основоположником русской драматургии стал А.П. Сумароков (1717—1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге. Он писал в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни.

В произведениях этих писателей нашли отражение идеи русского классицизма, который получил развитие в дальнейшем» [28].

«К плеяде просветителей можно отнести В.Н. Татищева (1686—1750), яркого представителя русской культуры первой половины XVIII века, создавшего ряд произведений философско-педагогического характера. Татищев являлся видным историком и государственным деятелем, его перу принадлежат труды по географии, этнографии и истории, в частности пятитомная «История Российская с самых древнейших времен».

Вершиной русского Просвещения считается произведение А.Н. Радищева (1749—1802) «Путешествие из Петербурга в Москву», где дается правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества» [25].

«Последняя четверть XVIII в. стала временем расцвета творчества крупного поэта того времени Гавриила Романовича Державина (1743—1816). Основным жанром его произведений была ода. В них он дал широкую картину современной ему жизни: пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления, сатиру на вельмож. Известная его ода «Фелица» проникнута идеей сильной государственной власти. В ней он показывает образ идеального монарха. Автор призывает «истину царям с улыбкой говорить». В своих стихах Державин смело сочетал «высокий» и «низкий» стили, внес элементы живой речи в русский язык.

Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин (1744/45—1792), обличавший невежество, тиранию. Его комедии положили начало обличительно-реалистическому направлению в русской литературе.

Основоположником русского сентиментализма стал Николай Михайлович Карамзин (1766—1826), автор повестей «Бедная Лиза», «Деревня», «Наталья, боярская дочь». Карамзину принадлежат также «Письма русского путешественника», где запечатлена жизнь Западной Европы накануне и во время Французской революции. «Письма» пронизаны исканиями истины и желанием служить народу. Основное сочинение Н.М. Карамзина — «История государства Российского» (12 томов). Свой труд автор адресовал всем слоям российского общества» [28].

 

Архитектура

«В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру, и в строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи. Правительство финансировало крупные постройки.

С политико-экономическим развитием страны предъявляются новые требования к гражданскому строительству. Появление промышленных мануфактур, учреждение Сената, коллегий потребовало нового типа построек. Строительство в Москве отличалось разнообразием городских зданий.

Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Хамовный двор, Суконный двор, Большой каменный мост, Арсенал в Кремле, а также трехэтажное здание Главной аптеки, где вначале помещался первый русский университет.

Достопримечательностью Москвы стал «Странноприимный дом» Н. П. Шереметева (ныне здание Института им. Склифосовского), украшенный двойной колоннадой в центре, выгнутой навстречу зрителю.

В храмовом зодчестве начала XVIII столетия особо следует выделить церковь архангела Гавриила (Меншикова башня в Москве), построенную в 1705— 1707 гг. талантливым русским архитектором И.П. Зарудным (?—1727). Традиционная композиция церкви — восьмерик на четверике — сближает ее с постройками XVII в., но завершение в виде шпиля 30-метровой высоты со скульптурой ангела (шпиль существовал до пожара 1723 г.) и обильные лепные украшения в стиле европейского барокко говорят о новых тенденциях в архитектуре, пришедших вместе с реформами Петра. Это образец переходного периода между ярусной композицией XVII в. и стилем барокко первой половины XVIII в.

Выдающимся зодчим Москвы в 50-х годах XVIII в. был Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719—1774). По его проекту триумфальные Красные ворота в 1753 г. были заменены каменными. Они имели композицию в виде триумфальной арки с тремя пролетами, были украшены скульптурными фигурами, группами колонн, декоративными вазами.

Наиболее интересным и значительным произведением Ухтомского стала колокольня Троице-Сергиевой лавры. Она отличается многоярусной композицией и богатством декоративного убранства.

В 1749 г. Ухтомский организовал в Москве Первую в России Архитектурную школу, в которой под его руководством прошли ученичество такие выдающиеся русские архитекторы, как В.П. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов и др.

Петровская эпоха характеризуется прежде всего строительством новой столицы — Петербурга (с 1703 г.), для чего были приглашены иноземные зодчие – Трезини, Растрелли. На первом этапе строительством руководил Доменико Трезини (ок. 1670—1734), швейцарец, приехавший в Россию в 1703 г. Новая столица была задумана как регулярный (спланированный) город, с длинными лучевыми проспектами, с городскими ансамблями кварталов и улиц, площадей, каменными домами равномерной высоты, выходящими на «красную линию»[1]. Трезини выступил автором «типовых проектов» жилых зданий трех категорий: для «именитых» граждан — каменных, для «зажиточных» и «подлых» (простых) людей — мазанковых. К 1718 г. было построено свыше четырех тысяч жилищ.

Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля, например, здание Двенадцати коллегий (ныне университет). Самым значительным сооружением Трезини был Петропавловский собор Петропавловской крепости, его отличала колокольня с высоким узким шпилем.

В числе общественных зданий Петербурга выделялись Гостиный двор, Биржа, Адмиралтейство.

Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями. Петергоф был задуман как загородная резиденция Петра I, которую он хотел уподобить Версалю, особенно его центр с каскадами фонтанов и скульптурной фигурой Самсона.

Решающей для расцвета стиля русского барокко была деятельность Растрелли (отца и сына). Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744), итальянский скульптор, с 1716 г. работавший в Петербурге. Он принимал участие в декоративном оформлении Петергофа, выполнил скульптурные портреты Петра I и императрицы Анны Иоанновны с арапчонком. Его сына, также Бартоломео Растрелли (1700—1771) в России звали Варфоломеем Варфоломеевичем, он считался уже русским архитектором.

Стиль его зодчества — русское барокко, вобравшее в себя и западные, и русские традиции. Он автор Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском Селе и др. Растрелли любил размах, пышность, яркие краски, использовал богатое скульптурное убранство, затейливый орнамент.

В 60-е гг. XVIII в. на смену русскому барокко в зодчестве пришел русский классицизм, который достиг своего расцвета в начале XIX в. Представителями классицизма в России стали архитекторы В. П. Баженов, М. Ф. Казаков и И.Е. Старов.

Талантливым русским архитектором был Василий Петрович Баженов (1737/38—1799), им построены дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, Дом Пашкова — самое красивое здание XVIII в. в Москве, Михайловский замок в Петербурге. Его творения отличаются смелостью композиций, разнообразием замыслов, сочетанием западного и русского стилей.

Прославлено также имя Матвея Федоровича Казакова (1738—1812), который разработал в Москве типы городских домов и общественных зданий. По его проектам построены Сенат в Московском Кремле, Московский университет, Голицынская больница (ныне Первая городская), Петровский дворец, возведенный в псевдоготическом стиле, Дворянское собрание с великолепным Колонным залом. Казаков руководил составлением генерального плана Москвы, организовал Архитектурную школу.

Иван Егорович Старов (1745—1808) — автор ряда замечательных архитектурных творений в Петербурге: Троицкого собора Александро-Невской лавры и Таврического дворца — памятника победы в русско-турецкой войне.

Особенно проявился классицизм в усадебном строительстве, которое представляло собой уютные и изящные дома с колоннами, хорошо вписавшиеся в русский пейзаж.

Главная ценность классицизма — ансамбль, организация пространства: строгая симметрия, прямые линии, прямые ряды колонн. Яркий пример — Дворцовая площадь архитектора Карла Ивановича Росси (1775—1849) в Петербурге. Площадь представляет собой плавную дугу с замыкающей ее двойной аркой Главного штаба, с высокой Александровской колонной посредине площади и барочным фасадом Зимнего дворца. В 1829— 1834 гг. Росси завершил формирование Сенатской площади. Отличающийся грандиозным размахом, ясностью объемно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений ансамбль Росси — вершина градостроительного искусства эпохи классицизма.

Сохранившиеся здания XVIII в. и сегодня являются не только украшением русских городов, но и шедеврами мирового значения» [28].

 

Живопись

«Особенностью русской живописи рассматриваемого периода становится сочетание в ней западной традиции, которую представляют приглашенные елизаветинским двором иностранные художники, работающие в стиле рококо: итальянец П. Ротари, немец Г.Х. Гроот и др., и национальной, составленной рядом русских художников, учившихся на родине и воспринявшие русские традиции: И.Я. Вишняков, А.П. Антропов, И.П. Аргунов» [23].

Продолжала развиваться также и русская живопись. В это время во главе русских живописцев становится Иван Вишняков (1699-1761). Он был известным портретистом. Искусство живописного портрета составляет одну из вершин этой эпохи. Русские художники освоили немало его разновидностей. Так, был очень любим ими парадный портрет, перекликавшийся по духу с барочным интерьером, с его характерной пышностью и пафосом. Эти портреты передавали не только характер, но и социальное положение человека. Вишняков работал в основном в жанре парадного портрета, который отличался содержательностью, изяществом образов, красотой цвета и легкой графической орнаментальностью.

Более значителен и перспективен был камерный портрет, хотя расцвет этого жанра приходится на вторую половину XVIII в. Главной для мастеров камерного портрета стала физиономическая характеристика, внимательная и заинтересованная передача внешности модели, а также черт ее характера. Эти произведения невелики, изображения на них приближены к передней плоскости холста, как бы взяты крупным планом. Крупным мастером камерного портрета стал Алексей Антропов (1716-1795), который в своих работах выразил эстетику барокко в наиболее законченной форме. Герои его портретов изображаются статично, просто, в них подчеркивается трехмерность, весомость. Портреты выполнены почти с фотографической точностью, что придает его полотнам живой колорит и выделяет их среди других работ, где было принято смягчать не слишком красивые детали натуры.

Нельзя не упомянуть творчество Ивана Аргунова (1729-1802), крепостного художника графа Шереметева, который, хотя и учился у придворного художника Гроота, работал исключительно по велению хозяина. Поэтому его портреты представляют собой работы полупарадного типа — поколенные портреты, с пышными одеждами и богатством аксессуаров. Таковы портреты князя и княгини Лобановых-Ростовских, генерал-адмирала князя М.М. Голицына. Но ему же принадлежат лишенные официальности, отражающие внутренний мир героев, прекрасные камерные портреты - супругов К.А. и Х.М.Хрипуновых (1757), графини Толстой(1768), автопортрет (1760), а также неизвестный портрет крестьянки в русском костюме (1784)» [13].

«Особого развития русское портретное искусство достигает во второй половине XVIII — начале XIX века. Это время работы выдающихся портретистов, чья слава распространилась далеко за пределами России: Ф.С. Рокотова, Д.Т. Левицкого, В.Л. Боровиковского.

Ф.С. Рокотов (1735—1808), выходец из семьи крепостных, является одним из лучших мастеров века Просвещения. Галерея его портретов — поэтический мир образов современников, погруженных в мечтательную задумчивость, в едва уловимые затаенные движения души.

Наряду с Ф.С. Рокотовым и В.Л. Боровиковским, Д.М. Левицкий (ок. 1735—1822) считается одним из крупнейших российских живописцев-портретистов XVIII— XIX веков. В юности он писал иконы, а в 1771 —1787 гг. возглавлял портретный класс Академии художеств. Вершину его искусства составляет серия портретов воспитанниц Смольного института - «смольнянок». На картине они музицируют, танцуют, общаются друг с другом, разыгрывая перед зрителем лукавый живописный театр. К числу лучших работ Левицкого принадлежат также погрудные портреты Д. Дидро, М.А. Дьяковой, Н.И. Новикова и Екатерины II, которая представлена в античном храме богини правосудия.

Портретам В.Л. Боровиковского (1757—1825) присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера («М.И. Лопухина»). Первоначальное художественное образование он получил у отца-иконописца, занимался религиозной живописью в традициях украинского барокко. Переселившись в Санкт-Петербург, сблизился с выдающимися интеллектуалами того времени (В.В. Капнистом, Г.Р. Державиным, Н.И. Хемницером). Писал иконы и парадные портреты в стиле барокко и классицизма. В 1804—1811 гг. пишет религиозные картины для Казанского собора в Санкт-Петербурге. В поздний период Боровиковский активно занимается преподаванием, организовав у себя дома нечто вроде частной школы (среди его учеников был А.Г. Венецианов)» [25].

 

Скульптура

«Известный скульптор Федор Шубин (1740—1805) — земляк М. В Ломоносова, сын крестьянина-помора. В 19 лет талантливый юноша отправился в Петербург. Учился в Академии художеств, совершенствовал свое мастерство за границей. Под влиянием просветительских идей создал свой собственный стиль, отличающийся ясностью и реалистической достоверностью. Он создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов А. М. Голицына, М. Р. Паниной, И. Г. Орлова, М. В. Ломоносова, Павла I и др.

Классическое направление представлял Михаил Козловский (1753—1802) — скульптор и рисовальщик. Его творчество проникнуто идеями Просвещения, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью. Особенно наглядно это выразилось в статуе «Самсон, раздирающий пасть льва» для каскада в Петергофе — аллегорической фигуре, олицетворяющей победу России над Швецией. Также интересен его памятник А. В. Суворову в Петербурге.

Известный французский скульптор Этьенн Морис Фальконе (1716—1791) приехал в Россию специально для сооружения памятника Петру I. Над памятником «Медный всадник» он работал 12 лет. В создании памятника скульптору помогала его ученица Мари Анн Колло. Открытие памятника на Сенатской площади состоялось в 1782 г. В нем воплощен образ созидателя, преобразователя: конь, вставший на дыбы, усмиряется твердой рукой могучего всадника. «Медный всадник» стал символом города на Неве.

В конце XVIII в. формируется одна из богатейших художественных коллекций мира — Эрмитаж. В его основе частное собрание (Екатерины II) картин западноевропейских мастеров (с 1764 г.). Открыт для публики в 1852 г.

Изобразительное искусство XVIII в. сделало значительный шаг вперед в развитии светского направления.

 

Театр

В XVIII в. продолжалось развитие театра. В 1702 г. по велению Петра I был создан Публичный общедоступный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве было выстроено здание — «Комедиальная храмина». Там давала спектакли немецкая труппа И. X. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели. В 1706 г. театр прекратил свое существование, так как не получал субсидий.

В начале XVIII в. продолжал свою деятельность школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Ставились спектакли, прославляющие дела Петра I.

Петровский официальный театр распался на несколько театров. Театральные труппы продолжали свою деятельность в столицах и провинциях. С начала 30-х гг. XVIII в. в Петербурге снова появился официальный театр. В 40-х гг. возник школьный театр при Шляхетском кадетском корпусе. Актерами в нем выступали кадеты. Душой этого театра был А. П. Сумароков, который ставил там и русские пьесы, в том числе свою первую трагедию «Хорев».

В середине XVIII в. во многих городах выступали иностранные актерские труппы — французские, немецкие и др. Но среди публики рос интерес к русскому театру, связанный с общим подъемом национального самосознания. В 1750 г. в Ярославле начались спектакли первого провинциального публичного театра с русскими актерами, художниками, музыкантами. В его репертуаре были и русские пьесы. Во главе театра стоял первый известный русский актер Федор Григорьевич Волков (1729— 1763). Царица Елизавета Петровна выписала Федора Волкова со всей труппой ко двору, и в 1752 г. театр переехал в Петербург. На основе этой труппы в 1756 г. указом императрицы был создан театр «для представления трагедий и комедий». Директором его стал Сумароков, а первым придворным актером — Федор Волков, прославившийся исполнением главных ролей в трагедиях А.П. Сумарокова. Таким образом, был создан первый постоянный профессиональный государственный публичный театр под названием Российский театр (с 1832 г. — Александринский). В 1779 г. был создан частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), которым руководил известный русский актер И.А. Дмитриевский (1734—1821), игравший в театре Ф. Волкова в Ярославле. В этом театре впервые были поставлены пьесы Д. И. Фонвизина, но в 1783 г. по указу Екатерины II театр закрылся.

В 1780 г. в Москве был открыт Петровский театр, где ставились драматические, оперные и балетные спектакли.

Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах сначала драматических, затем оперных спектаклей. Постепенно стали складываться балетные труппы. Для подготовки танцоров придворной балетной труппы в 1738 г. был утвержден проект «Собственной Ее Величества танцевальной школы».

Со вступлением на русский престол в 1741 г. дочери Петра I Елизаветы был издан указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы. Со времени постановки отдельного балета «Победа Флоры над Бореем» приглашенным австрийским балетмейстером Гильфердингом в 1760 г. сюжетный балет прочно утвердился в России. Первым русским балетным либреттистом был А.П. Сумароков.

Наряду с иноземными танцорами прославились и русские артисты. Тимофей Бубликов стал первым танцовщиком в Петербурге, получил придворный чин и звание танцмейстера двора. В Москве известными артистами балета были Иван Еропкин, Василий Балашов, Гаврила Райков. Первыми русскими балетмейстерами стали Балашов и Райков, поставившие в Москве комические балеты и дивертисменты. Арина Собакина стала ведущей московской танцовщицей.

Существовал также крепостной театр — это были дворянские театры с труппой из крепостных. В основном такие театры создавались в Москве и Подмосковье (театры Шереметевых, Юсуповых и др.). Они возникли в конце XVII в., но получили свое развитие в XVIII в. В историю театра вошли имена крепостных актеров Прасковьи Жемчуговой, Татьяны Шлыковой-Гранатовой. Был вначале крепостным и известный русский драматический актер Михаил Щепкин. Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.

Театр в России в XVIII в. приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.

 

Музыкальное искусство

В XVIII в. начинает широко распространяться светское музыкальное искусство. Распространяется любительское музицирование, устраиваются домашние и публичные концерты с участием русских и зарубежных исполнителей. В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое общество, в котором исполнялась старинная и классическая музыка. В последней трети XVIII в. формируется композиторская школа, появляются первые русские композиторы — авторы оперной, хоровой инструментальной, камерной музыки. Крупным достижением русской музыкальной культуры того времени стала музыкальная мелодрама «Орфей» композитора Е.И. Фомина (1761—1800). Он был также создателем песенной оперы на национальный русский сюжет «Ямщики на подставе», оперы «Американцы» и других произведений. Ведущим музыкальным жанром становится опера. В это время создавал оперы и Д.С. Бортнянский (1751—1825), автор около 200 музыкальных произведений («Сокол», «Сын-соперник» и др.). Как директор придворной певческой капеллы он сочинял и церковную музыку.

На рубеже XVIII—XIX вв. появился жанр камерной лирической песни — русский романс на стихи русских поэтов. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский (1754—1831), написавший «Российские песни», героико-патриотические полонезы. Один из них на слова Г.Р. Державина «Гром победы раздавайся» долгое время был русским национальным гимном» [28].

 

«В целом, говоря об особенностях развития русской культуры XVIII в. необходимо отметить следующее. Реформы Петра I раскололи общество и привели к образованию двух различных укладов — «почвы» и «цивилизации» — по терминологии В. Ключевского. «Почва» — это уклад, основные черты которого сложились в условиях Московского царства. С ним была связана основная масса населения. Здесь господствовал коллективизм, уравнительный принцип социальной справедливости, антисобственнические настроения. «Почва» развивала богатейшие традиции народной культуры, культивировала свои системы обрядов, обеспечивавших непрерывность и жизненность традиций. «Цивилизация» — это уклад западного типа. Его выражала профессиональная интеллигенция и предприниматели, связанные с промышленным производством. Начало ему положили реформы Петра I. Между «почвой» и «цивилизацией» была пропасть. Это отразилось и в лингвистическом разрыве. «Почва» говорила на русском языке, «цивилизация» — на французском. Практически в рамках одной страны сосуществовали два общества, обладавшие разными ценностями, идеями, тяготевшие к различным путям развития. Расколотость России, противостояние двух культур — важнейший фактор, определивший развитие России в XVIII—XIX веках. Другие противоречия накладывались на этот глубинный раскол.

В период XVIII—XIX веков Россия складывалась как цивилизационно неоднородное общество. В Россию приезжали французские, итальянские, английские художники, ученые, артисты, в массовом масштабе поощрялось переселение немцев. Завоеванные территории включались как составная часть в единое государство. К началу XX века в России жили около 165 народов, относящихся к различным типам цивилизации. Национальное самосознание складывалось в открытом контакте с другими народами. И когда речь идет о русских, это вовсе не значит, что имеются в виду только русские по крови. Будучи рядом с другими народами, русские впитывали все лучшее, что было в многонациональной культуре. В этом один из «секретов» богатства русской культуры. На первое место выступила идея служения Отечеству, в различных модификациях просуществовавшая почти до конца XX века» [30].

«Итоги историко-культурного развития России в XVIII в. весьма значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства. В то же время укрепление связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Укрепление могущества русского государства, которое стало одним из крупнейших государств мира, способствовало формированию русской нации и единого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все направления культуры — образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Произошло обмирщение, секуляризация культуры, проникновение в Россию идей Просвещения. Это способствовало появлению новых видов культуры — первых литературных журналов, художественной литературы, общедоступного театра, светской музыки. Происходило становление русского классицизма. Значительно расширилась сфера духовной деятельности русских людей.

Развитие культуры России XVIII в. подготовило блестящий расцвет русской культуры в XIX в., ставшей неотъемлемой составной частью мировой культуры» [28].

Вопросы для самопроверки:

1. Какие преобразования – экономические, политические, культурные происходили в России в первой четверти XVIII в. и какое значение они имели для страны?

2. В чем проявились особенности русского Просвещения. Каковы его отличия от просветительских идей Европы?

3. Как складывалась система образования в петровскую эпоху? Какие учебные заведения были созданы?

4. Какую роль сыграла деятельность М.В. Ломоносова в формировании российской науки?

5. Охарактеризуйте книгоиздательское дело и деятельность известного представителя русского просвещения – Н.И. Новикóва.

6. Какие стилевые направления были характерны для литературы XVIII в.? Назовите их наиболее ярких представителей.

7. Назовите известных архитекторов, проектировавших здания в Москве и Петербурге. Какие стилевые направления характерны для их деятельности?

8. Каковы особенности русской портретной живописи XVIII в.? Охарактеризуйте творчество некоторых представителей портретной школы этого времени.

9. Охарактеризуйте творчество скульпторов (русских и иностранных), работавших в Петербурге в XVIIIв.

10. Когда был создан первый русский профессиональный театр? Какие еще театры существовали в этот период?

11. Дайте характеристику достижениям музыкальной культуры.

12. Какие изменения произошли в русской культуре XVIII в.?

 

Словарь к главе:

Барокко (итал. barocco – причудливый, неправильный) – одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца XVI – середины XVII вв.. Для него характерны: динамичность образов, напряженность, яркость, изящность, контрастность, стремление к величию, парадности и пышности, к синтезу искусств, сочетание реальности и иллюзии, повышенная эмоциональность и чувственность.

Классицизм (от лат. сlassicus – образцовый) – стиль и направление в литературе и искусстве XVII – начала XIX вв., обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в XVII в. во Франции. В XVIII в. был связан с Просвещением, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.

Просвещение – прогрессивное идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма: послужило идеологической подготовкой ряда буржуазных революций (особенно Великой Французской революции). В ряде стран Западной Европы и России распространилось в XVIII в. Представители русского Просвещения – Н.И. Новикóв, А.Н. Радищев, М.В. Ломоносов. Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве», за политическую свободу и гражданское равенство. Большое значение для достижения нового общественного порядка они придавали распространению знаний.

Сентиментализм(от франц. sentiment – чувство) – течение в европейской и американской литературе и искусстве 2-й половины XVIII – начала XIX вв., провозглашающее культ чувств и природы. Выдающееся значение европейского сентиментализма связано с его просветительской направленностью.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.