|
Изобразительное искусство
Поворот русского изобразительного искусства к критическому реализму обозначился в конце 50-х гг. XIX в. Важнейшие тенденции развития живописи определили художники, объединившиеся по инициативе И.Н. Крамского (1837—1887), Г.Г. Мясоедова (1834-1911), Н.Н. Ге (1831-1894), В.Г. Перова (1833-1882) в Товарищество передвижных художественных выставок. Идейным вождем объединения стал И.Н. Крамской. Цель Товарищества была определена как необходимость пропаганды живописи русских художников.
Уже первая выставка картин передвижников в 1871 г. показала, что сложилось новое направление в живописи, для которого характерны отказ от академических канонов, переход к критическому реализму, гражданственность, изображение русской действительности. Передвижники обращались к истории страны, природе, прославляли величие, силу, красоту и мудрость русского человека, решительно осуждали самодержавие и угнетение.
Поразительными эффектами освещения, романтическим характером пейзажей отличались картины А.И. Куинджи (1842—1910) «Украинская ночь», «Березовая роща», «Ночь на Днепре». Внимание к мельчайшим изменениям природы, предметов, и в то же время обобщенность, цельность картины — это черты, присущие живописи Ф.А. Васильева (1850—1873), таким его произведениям как «После дождя», «Оттепель», «Мокрый луг». Пейзажи И.И. Шишкина (1832—1898) — это отражение вечного, незыблемого на земле (известны его картины «Рожь», «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу»).
Н.А. Ярошенко (1846— 1898), в своих полотнах «Курсистка», «Студент», «Кочегар» впервые обратился к образам интеллигенции и рабочих.
Товарищество объединяло все талантливые художественные силы России, в его состав в разное время входили также И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Е. Маковский, К.А. Савицкий, В.Д. Поленов, А.М. и В.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.А. Серов и др.
Реализм в русском изобразительном искусстве проявился в творчестве художников И.И. Левитана, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, ВА. Серова, скульпторов С.Т. Коненкова, А.С. Голубкиной.
И.И. Левитан (1860—1900) — пленительный, тончайший пейзажист. Обладая исключительной работоспособностью, он каждый год создавал шедевры, которые сразу становились событием: «Вечер на Волге», «Осень. Мельница. Плёс», «Первая зелень. Май» (приобретены меценатом П.М. Третьяковым). В полотнах «Березовая роща», «Вечер. Золотой Плес», «Свежий ветер. Волга», «Золотая осень», «Март» проявились характерные черты его пейзажа: глубокое содержание и простота темы, цельность и жизненная трепетность. Лучшим его творением многие искусствоведы признают «Владимирку», в котором прозвучала любимая тема художника — дорога, именно дорога, над которой не утихал кандальный звон. Последнее полотно Левитана «Озеро (Русь)» — гимн Родине и прощание с ней.
И.Е. Репин (1844—1930) работал в разных жанрах: бытовом, историческом, в жанре портрета, пейзажа. Он создал образы героев-революционеров: «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Не ждали». В портретах выдающихся современников — М.И. Глинки, А.Ф. Писемского, М.П. Мусоргского, Н.И. Пирогова, П.А. Стрепетовой, В. В. Стасова, Л.Н. Толстого — раскрывал личность в психологическом и социальном плане. Великого художника привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны с историческими событиями — «Царевна Софья», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Глубоко народное, связанное с демократическими идеями, творчество И.Е. Репина — одна из вершин русского классического искусства.
В.И. Суриков (1848-1916) - замечательный живописец, в искусстве которого воплотился русский национальный гений. Обращаясь к переломным эпохам истории России, он искал в прошлом ответы на вопросы, волнующие современников. На 80-е гг. приходятся его наиболее значительные полотна — «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова». В 90-х гг. В. Суриковым были написаны картины, в которых отразились героические свершения русского народа — «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы».
Уже ранние работы В.А. Серова (1865—1911) — «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» — свидетельствовали о замечательном, самобытном таланте живописца. Раннему русскому импрессионизму были присущи такие черты как новизна художественного письма, его простота и раскованность, чистота цвета и ощущение свежести.
С 90-х гг. основным жанром в творчестве Серова становится портрет, художник стремится передать психологическую характеристику человека. Он пишет портреты деятелей культуры: К. Коровина, И. Левитана, Н. Лескова, Н. Римского-Корсакова, Ф. Шаляпина и др.
В 1890 — начале 1900-х гг. в творчестве Серова появляются новые жанровые мотивы («Бабы в телеге», «Стригуны на водопое»). В конце творческого пути, отказавшись окончательно от импрессионизма, Серов обращается к стилю модерн, но при этом сохраняет принцип реалистического познания мира человека и природы» [28].
Театр
«Во второй половине XIX — начале XX в. активно развивалось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы — А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького.
В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов (М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, А. И. Сумбатов-Южин). В 1898 г. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. В нем играли В.И. Качалов, И.М. Москвин, О.Л. Книппер-Чехова и др. В начале XX в. открылся театр великой русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Началась режиссерская деятельность В.Э. Мейерхольда, искавшего новые формы сценического искусства.
Кино
На рубеже XIX—XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. (в Петербурге — в увеселительном саду «Аквариум», в Москве — в саду «Эрмитаж»). С 1903 г. стали открываться стационарные «электротеатры», «иллюзионы». К 1916 г. в России было около 4 тыс. кинотеатров, которые ежедневно посещало до 2 млн. зрителей.
В 90-х годах в России начали снимать документальные фильмы. Отечественные кинофирмы А.О. Дранкова и А.А. Ханжонкова возникли в 1907—1908 гг. Первоначально они также создавали документальные ленты. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». В 1911—1913 гг. в России насчитывалось около 30 отечественных кинофирм, выпустивших более 600 картин. В 1911—1913 гг. в России был создан первый в мире объемный (кукольный) фильм.
Особую известность приобрели фильмы режиссера Я.А. Протазанова. Звездами отечественного немого кино стали актеры Вера Холодная и И.И. Мозжухи» [37].
«XIX век — это особый период в развитии России. Прогресс наблюдался во всех сферах жизни общества. Россия создала новую политику, дипломатию, армию, промышленность, торговлю, архитектуру, науку, искусство. В XIX веке произошел новый подъем русской национальной культуры. В стране были сделаны выдающиеся открытия и изобретения, созданы произведения в области литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки и театра, ставшие достоянием всего человечества.
Во многом благодаря реформам в образовании XIX век завершил великую революцию — переход от боярской культуры, базирующейся на патриархальных нормах и полуварварских обычаях, к дворянской культуре, построенной на утонченных манерах и светском этикете» [25].
«В развитии культуры XIX в. выделяются два основных этапа. Первый охватывает время с начала столетия до 1861 г. В этот период культурные достижения были сосредоточены в дворянской среде, именно этот класс был носителем культуры. В образовательном и культурном уровне между привилегированными сословиями и трудовым народом существовал огромный разрыв. К тому же культурная жизнь России была полноценной лишь в столицах, а провинции и окраины находились в культурном застое. Второй этап охватывает 60—80-е гг. XIX в. Это время развития капитализма, потребовавшего решения серьезных теоретических и практических задач образования и науки.
Особое место в культуре XIX в. заняла литература. Развиваясь по различным направлениям (равно как и другие виды искусства), ведущим из которых был критический реализм, она отличалась гуманизмом, подлинной народностью, социальной заостренностью, вниманием к нелегкой судьбе «маленького» человека, что было созвучно настроениями части российского общества. Поэтому произведения Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Толстого составили золотой фонд мировой литературы прошлого. В целом достижения русской культуры получили мировое признание» [28].
Вопросы для самопроверки:
1. Какие изменения произошли в российской культуре во второй половине XIX в.?
2. Охарактеризуйте российскую систему образования пореформенного периода.
3. Какие просветительские организации и структуры (научные, технические и т.д.) появились в России во второй половине XIX в.?
4. Отметьте достижения российских ученых в сфере естественных, гуманитарных, географических и др. наук.
5. Дайте характеристику литературной деятельности в России во второй половине XIX в. Назовите русских писателей этого периода и их наиболее значимые произведения.
6. Какую роль сыграла «Новая русская музыкальная школа» («Могучая кучка») в развитии музыкальной культуры России? Назовите композиторов, прославивших русское музыкальное искусство за рубежом и их выдающиеся произведения.
7. Какие художники входили в Товарищество передвижных выставок? Какие задачи решало это объединение художников?
8. Какие зрелищные виды искусства получили развитие во второй половине XIX в.? Назовите представителей театрального и киноискусства этого периода.
Словарь к главе:
Импрессионизм -(франц. impression – впечатление) направление в искусстве в конце XIX – начале XX вв.. Характерно стремление к передаче реального мира в изменчивости, подвижности. Возник во Франции. Французские художники (К.Моне, К.Писсаро и др.) работали на открытом воздухе (плэнере), стараясь передать вибрацию солнечного света и воздуха.
Модерн - (франц. moderne – новейший, современный) стилевые направление в европейском и американском искусстве конца XIX - начала XX вв. Его особенностью является широкое использование новых форм и комбинация разных материалов. Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|