Глава 9. Культура России второй половины XIX века
Пореформенный период (после 1861 года)
«Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой — российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа» [37].
«Определяя особенности развития культуры этого периода, следует назвать:
- во-первых, огромное воздействие демократических и социалистических идей на формирование культуры;
- во-вторых, неустанный философско-нравственный поиск русской интеллигенцией справедливости, правды-истины, ее веру в особую миссию русского народа;
- в-третьих, русская культура, с успехом вбиравшая достижения культур других народов, провозгласившая свободу, разум, счастье для всех людей, независимо от их социального происхождения и положения, языка и вероисповедания, вызывала к себе огромный интерес во всем мире» [28].
Культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже XIX—XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX в. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, которого современники назвали «серебряным веком» русской культуры.
Просвещение
«Преобразования Александра II, отменившего крепостное право, проведшего затем земскую, судебную, военную и другие реформы, затронули и народное просвещение» [25].
«В период школьных реформ 60-х гг. для низших сословий расширилась сеть начальных школ, народных городских, уездных и сельских училищ, церковно-приходских школ. В городах также возникли новые учебные заведения — воскресные школы для взрослых, число которых уже в начале 60-х гг. достигло 316. С конца 80-х гг. их деятельность активизировалась. Заслуга этих школ в распространении грамотности и знаний среди населения огромна. Значительна была роль вольной крестьянской школы, в которой в начале 90-х гг. обучалось до 100 тыс. чел. Но основным звеном начального образования была земская общественная школа. В 1864—1874 гг. открылось около 10 тыс. земских школ, которые отличались лучшей, чем в государственных, методикой обучения.
Господствующим типом средней школы утвердились классические гимназии с преподаванием греческого и латинского языков и реальные училища с преимущественным преподаванием естествознания и точных дисциплин.
В пореформенные годы были созданы всесословные женские гимназии, а также высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве. В 1882 г. был открыт женский медицинский институт. С открытием в 1888 г. Томского университета началось развитие высшего образования в Сибири. В начале XX в. открыт университет в Саратове. В связи с техническим обновлением промышленного производства, транспорта и связи увеличилась численность отраслевых вузов. Были открыты политехнические, технологические, сельскохозяйственные высшие учебные заведения. К концу XIX в. в России функционировало более 60 государственных вузов, в которых обучалось около 30 тыс. студентов.
Тяга к знаниям народа была велика, поэтому большую долю расходов на начальное образование добровольно нес народ. В 1880 г. 77,8% бюджета на образование составляли взносы сельских обществ и уездных земств.
В 1893 г. в России действовало 44545 правительственных школ с 2,7 млн. учащихся, 567 средних школ с контингентом 159 тыс. человек, 9 университетов с 14 тыс. студентов. Около 50% общей численности учащихся средней и высшей школ составляли дворяне.
По данным переписи 1897 г., только 21% населения России умело читать. Число грамотных среди женщин было меньше 13%. Крайне низкой была грамотность среди нерусского населения: среди таджиков — 3,9%, казахов — 2,1%, узбеков — 1,6%, киргизов — 0,7%. Многие народы не имели своей письменности.
В целом возможности российского образования отставали от потребностей страны» [28].
Просветительская деятельность
«В пореформенной России и в начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. С 60-х годов XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование.
Для развития культурно-просветительской деятельности были oткрыты народные дома, Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, в них устраивались публичные лекции и театрально-концертные представления.
Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие независимо от социального статуса, материального положения и вероисповедания.
Наибольшую известность приобрел Московский народный университет имени А. Л. Шанявского, основанный в 1908 г. Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И. Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф. Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».
Во второй половине XIX — начале XX в. значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом).
Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П.М. и С.М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве» [37].
Развитие науки и техники
«Вторая половина XIX в. — это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку. Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи в научных изданиях.
Во второй половине XIX — начале XX в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные науки. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.
В стране возникли новые научные центры: Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (1863), Общество русских врачей, Русское техническое общество (1866). При всех российских университетах были созданы физико-математические общества. В 70-х гг. в России действовало более 20 научных обществ.
Гениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему химических элементов, был Д.И. Менделеев (1834—1907). Периодическая система явилась фундаментом в изучении неорганической химии и продвинула далеко вперед эту науку. Работа Д. И. Менделеева «Основы химии» была переведена на многие европейские языки, а в России только прижизненно была издана восемь раз.
Ученые Н.Н. Зинин (1812—1888) и А.М. Бутлеров (1828—1886) — основоположники органической химии. В середине XIX в. Зинин открыл реакцию ароматических производных в ароматические амины. Этим методом он синтезировал анилин — основу для создания промышленности синтетических красителей, взрывчатых веществ и фармацевтических препаратов. Бутлеров разработал теорию химического строения и был создателем крупнейшей казанской школы русских химиков-органиков.
Основоположник русской физической школы А.Г. Столетов (1839—1896) сделал ряд важнейших открытий в области магнетизма и фотоэлектрических явлений, в теории газового разряда, получившей признание во всем мире.
Из изобретений и открытий П.Н. Яблочкова (1847—1894) наиболее известна так называемая «свеча Яблочкова» — практически первая пригодная дуговая электрическая лампа без регулятора. За семь лет до изобретения американского инженера Эдисона А.Н. Лодыгин (1847—1923) создал лампу накаливания с применением вольфрама для накала.
Мировую известность приобрели открытия А.С. Попова (1859—1905). 25 апреля 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он сообщил об изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов, а затем продемонстрировал работу «грозоотметчика» — радиоприемника, нашедшего очень скоро практическое применение.
А.Ф. Можайский (1825—1890) исследовал возможности создания летательных аппаратов. В 1876 г. с успехом прошла демонстрация полетов его моделей. В 80-х гг. он работал над созданием самолета.
Н.Е. Жуковский (1848—1921) — автор исследований в области механики твердого тела, астрономии, математики, гидродинамики, гидравлики, теории регулирования машин. Он создал единую научную дисциплину — экспериментальную и теоретическую аэродинамику. Им была сооружена одна из первых в Европе аэродинамическая труба, определена подъемная сила крыла самолета и разработан метод ее вычисления.
Выдающееся значение имели работы К.Э. Циолковского (1857—1935), одного из пионеров космонавтики. Преподаватель гимназии в Калуге, Циолковский был ученым широкого масштаба, он первым указал пути развития ракетостроения и космонавтики, нашел решения конструкции ракет и ракетных двигателей.
Крупные научные и технические открытия были сделаны физиком П.Н. Лебедевым (1866—1912), который доказал и измерил давление света.
Велики были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый ряд законов развития организмов.
Крупнейшие открытия были сделаны русскими учеными в физиологии. И.М. Сеченов (1829—1905) — основоположник естественнонаучного направления в психологии и создатель русской физиологической школы. Он положил начало научному исследованию нервной деятельности человека. Его учение о рефлексах И. П. Павлов назвал «гениальным взмахом русской научной мысли».
Научные интересы И.П. Павлова (1849—1936) представляла физиология мозга. Он создал основанное на опыте учение о высшей нервной деятельности, современные представления о процессе пищеварения и кровообращения. Учеными всего мира он был признан величайшим авторитетом в области физиологии, в 1904 г. за огромный вклад в мировую науку ему была присуждена Нобелевская премия.
И.И. Мечников (1845—1915) — выдающийся эмбриолог, микробиолог и патолог, внесший большой вклад в развитие науки. Он основоположник (совместно с А.О. Ковалевским (1840—1901)) новой научной дисциплины — сравнительной эмбриологии и учения о фагоцитозе, имеющих огромное значение в современной микробиологии и патологии. Его труды в 1905 г. были отмечены Нобелевской премией (вместе с П. Эрлихом).
Крупнейшим представителем российской науки был К.А. Тимирязев (1843— 1920). Он исследовал явление фотосинтеза — процесса превращения неорганических веществ в органические в зеленом листе растений под воздействием солнечных лучей, доказав применимость закона сохранения энергии к органическому миру.
В.В. Докучаев (1846—1903) — создатель современного генетического почвоведения, изучил почвенный покров России. Его труд «Русский чернозем», признанный в мировой науке, содержит научную классификацию почв и систему их естественных типов.
Много сделали в исследовании Севера России, Урала и Кавказа основатель русской геологической научной школы А.П. Карпинский (1846/47—1936) и А.А. Иностранцев.
Большой интерес в мире вызвали экспедиции по изучению Средней и Центральной Азии и Уссурийского края Н.М. Пржевальского (1839—1888), впервые описавшего природу этих регионов. Он внес огромный вклад в исследование флоры и фауны этих регионов, впервые описал дикого верблюда, дикую лошадь (лошадь Пржевальского). П.П. Семенов-Тян-Шанский (1827— 1914) — руководитель Русского географического общества, исследовал Тянь-Шань, инициатор ряда экспедиций в Центральную Азию, издал в соавторстве (с В. И. Ломанским) труд «Россия. Полное географическое описание нашего отечества».
Н.Н. Миклухо-Маклай (1846—1888) — русский ученый, путешественник, общественный деятель и гуманист. Во время путешествий в Юго-Восточную Азию, Австралию, на острова Океании провел ценные географические исследования, не утратившие до сегодняшнего дня своего значения. Он доказывал, что отсталость в развитии народов этих регионов объясняется историческими причинами. Выступал против расизма и колониализма» [28].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|