Сделай Сам Свою Работу на 5

Ранний железный век Алтая

Изобретение способа получения железа и изготовления из него орудий труда и оружия явилось крупнейшим достижением человечества, что способствовало бурному росту производительных сил. Переход от бронзы к железу занял несколько столетий и протекал неравномерно. В северной Евразии железо появилось в конце II – начале I тыс. до н. э., в Южной Сибири – в III – II вв. до н.э.

С началом железного века связана техническая революция в материальном производстве. Железные орудия труда – лемех плуга, серп, коса, топор (как более производительные) позволили развивать земледелие в лесной зоне. Значительного развития достигает ремесло. Поскольку железные орудия получались методом ковки, то ведущим является кузнечное ремесло, обеспечивающее древнее общество орудиями труда и оружием.

В начале железного века многие народы и племена находились в стадии первобытнообщинного строя, вместе с тем в обширной историко-географической зоне, охватывавшей Северную Азию (в том числе и Сибирь) начинают формироваться ранние государства. Оформляются два основных типа цивилизации: степной, скотоводческий и оседлыйземледельческо–скотоводческий. Взаимоотношения между данными типами цивилизации носят разнообразный и устойчивый характер. Этому способствовал, в определенной мере, Великий шелковый путь – трансконтинентальный феномен, а также в еще более значительной мере – Великое переселение народов, формирование мигрирующих этносов, что непосредственно сказалось на сложении скифо–сибирского степного мира Алтая.

На основе археологических материалов в I тысячелетии до н.э. на значительной территории Евразии выделяются два крупных хронологических периода: скифская эпоха (VII–II вв. до н.э.) и хунно-сарматская эпоха (II в. до н.э. – IV в. н.э.).

В III в. до н.э. южнее Саяно-Алтая происходит усиление тюркоязычных племен хуннов, которые наносят поражения народам, обитавшим в этих местах. В результате государство хуннов становится доминирующим в Центральной Азии, а его столица переносится в Северную Монголию. Одновременно с усилением хуннского государства происходит ослабление Азиатской Скифии.



На территории Горного Алтая возникает в этот период ряд новых культур: буланкобинская, майминская (в северных предгорьях) и кулайская в лесостепном Приобье, прекратившие свое существование в начале I тысячелетия н.э.

Поскольку народы скифо-сибирского мира оказали значительное влияние на развитие культуры данного периода, а пазырыкская культура, как наиболее изученная, получила мировую известность за пределами Горного Алтая, возникает необходимость рассмотреть скифскую эпоху более подробно.

В середине I тыс. до н.э. в степных зонах от Дуная на западе до Забайкалья и плато Ордос (Северо-Восточный Китай) на востоке возникли культуры скифо–сибирского мира. Одни этносы, входившие в группу народов скифского мира известны как скифы, савроматы, саки, другие – ушли в прошлое (самоназвание их не известно), оставив после себя культуру курганов, как это произошло в Горном Алтае.

Еще XIX в. исследователями было отмечено сходство артефактов, найденных в скифских курганах, которые были открыты в разных регионах страны, удаленных друг от друга. Сходство было вначале отмечено по трем группам предметов (так называемая «скифская триада»): вооружение, детали конской сбруи и произведения искусства. Об общности материальной и духовной культуры свидетельствует и распространение «скифских» котлов из бронзы на поддоне, с вертикальными ручками и выпуклым двойным пояском по поверхности, имитирующим шнур, круглых бляшек – символов солнца, а также одинаковых украшений, глиняной посуды, алтарей и обширных погребальных склепов.

Степи Евразии с древности были местом обитания европеоидного населения. У древних индоиранцев уже во II тысячелетии до н.э. на значительной территории возникла андроновская и срубная общности, где впоследствии сложились культуры скифо-сибирского мира. Миграции индоиранцев не последнюю роль сыграли в формировании новой степной культуры.

Таким образом, при всей сложности и пестроте этносов, заселявших степные пространства в первой половине I тыс. до н.э., видимо, преобладали представители индоиранской группы, что привело к оформлению скифо–сибирского единства. Это проявилось прежде всего в хозяйственно-экономической и идейно-мифологической сферах, в закреплении устойчивых культурных и экономических связей.

В скифский период в степях вместе с местными культами складываются общие скифо–сибирские культы: солнца, предков, животных, растительных сил природы (Древа жизни), позже – культ огня (с V в. до н.э.). В них воплотились представления о Вселенной, добре и зле, круговороте в природе и др.

Влияние подобной сложной мифологической системы можно проследить в погребальном обряде и искусстве звериного стиля, которые подтверждают единство культур скифо—сибирского мира. Общим для этих культур является и изображение солнечного божества в виде летящего золотого оленя.

В VI в. до н.э. иранские племена скифов и саков покинули Переднюю Азию, заселив евразийские степи. Смешиваясь с местным населением, они способствовали образованию ряда этносов близких по языку и культуре.

В Горном Алтае процесс образования культур скифо–сакского круга начался раньше. Поэтому период VIII–VI вв. до н.э. относят к раннескифскому, когда идет процесс формирования основ культур скифского облика в местной среде и выделение отдельных центров (крупное политическое образование алтайцев в Южной Сибири). Второй период – V–III вв. до н.э. связан с расцветом культур скифо–сибирского единства – новой эпохой в развитии степной культуры. Для данного этапа характерно: подъем скотоводческого хозяйства и пойменного земледелия, оформление единой идеологии и искусства, демографический скачок, а также возникновение объединений раннегосударственного типа.

Если в Горном Алтае идет сложение культур скифского облика, то на других территориях, в частности, в Верхнем Приобье сохраняется культура местного населения, основным металлом которого остается бронза. Как ясно из археологических исследований, на Алтае в скифо–сакское время существовало пять культур. Базой для формирования каменской, староалейской и быстрянской (лесостепной и предгорный Алтай) культур послужила (отмеченная ранее) большереченская культура переходного времени; существовали также пазырыкская и каракобинская культуры (Горный Алтай). В переходный (раннескифский) период известны большереченская (лесостепь) и наиболее ранняя из ряда скифских культур – майэмирская (VII–VI вв. до н.э., Горный Алтай), еще малоизученная.

Выявляя основные культуры скифо–сибирского мира, следует выделить собственно скифскую культуру, культуру саков, а также пазырыкскую (V–III вв. до н.э.) культуру Горного Алтая, достаточно изученную к настоящему времени.

Следует отметить ряд ученых, изучавших на протяжении XX в. эпоху ранних кочевников Горного Алтая скифского времени: А.Б. Адрианова, С.И. Руденко, С.В. Киселева, М.П. Грязнова, В.Д. Кубарева и др.

Курганы скифского времени были найдены в долинах Горного Алтая. Всемирную известность получили курганы урочища Пазырык в долине реки Большой Улаган, а также Баш-Адаре, Туэкте Онгудайского района, на Кош-Агачском высокогорном плато, в долинах рек Каракол, Урсул и других местах.

Устройство алтайских курганов было однотипным. Они представляли собой большие каменные насыпи, под которыми находился настил из бревен лиственницы (иногда до 300-х сот стволов). Внутри могильной ямы помещались один или два бревенчатых сруба (один в другом), между которыми было воздушное пространство. Благодаря большой высоте (курганы находились на высоте около 1600м над уровнем моря) и воде, проникавшей в погребения, под курганами образовалась линза вечной мерзлоты, не таявшая даже летом, что помогло сохранить археологические артефакты, которые в других условиях никогда не дошли бы до нашего времени. Ценные находки, найденные в курганах: деревянные конструкции, изделия из меха, войлока, кожи, шерсти, ковры, ткани, мумии людей и захоронения великолепных скакунов золотисто-рыжей масти позволяют составить представление об обитателях Горного Алтая того времени. Это были скотоводы, достигшие высокого уровня развития, близкие по культуре и типу хозяйства сакам долины Семиречья.

О развитых торговых и культурных связях ранних кочевников Алтая с далекими странами свидетельствуют предметы роскоши, найденные в курганах. Это иранские ткани с изображением жриц в высоких тиарах, изделия из шкуры леопарда, семена кориандра и раковины каури, привезенные с берегов Индийского океана.

Богатство и пышность захоронений, их большие размеры свидетельствуют о знатности и значимости погребенных, которые были, вероятно, вождями, возглавлявшими крупные племена или целые племенные объединения.

Об единстве с другими культурами скифо–сибирского мира свидетельствуют произведения искусства из пазырыкских курганов. Центральное место отводится изображениям животных (косуля, лось, тигр, лев, кабан) и птиц (хищные птицы, лебедь, гусь). Складывается своеобразные «звериный стиль», в котором большое место отводилось изображению мифических существ, фантастически совмещавших в себе признаки различных животных. Наиболее часто встречается грифон – существо с телом льва или тигра, крыльями птицы и ушастой головой, а также тарандр (тело льва, морда волка с рогами оленя) и т.д.

Животные в скифскую эпоху изображались динамично: свернувшиеся в кольцо, в позах с вывернутыми крупом, с подогнутыми ногами. Часто на различных предметах скифского быта изображались сцены «терзания»: грифон, напавший на горного козла, борьба животных. Сцены «терзания» чаще всего изображались на золотых парадных предметах и воспринимались как символ весеннего возрождения, и как царская эмблема власти.

Хотя искусство пазырыкской культуры в ряде случаев близко искусству Древнего Востока (и, особенно, Ирана), оно глубоко самобытно и отражает высокую культуру местного населения.

Среди наиболее интересных археологических находок следует отметить два уникальных ковра, найденных в пятом пазырыкском кургане. На первом большом войлочном ковре (6,5 м х 4,5 м) по всему его полю расположены двумя горизонтальными рядами повторяющиеся изображения всадника и сидящей женщины в высоком головном уборе в длинной одежде с цветущей ветвью в руке. Судя по всему, это богиня земли и плодородия, т.к. присутствуют все атрибуты этого божества: Древо жизни (ветвь), зерна, корень и весеннее поле (головной убор оформлен как символическое изображение пашни). На ковре изображена культовая сцена: всадник получает из рук сидящей на троне богини символ власти.

Второй ковер (4 м2) – самый древний, сохранившийся до нашего времени, многоцветный тканый ковер с бархатным ворсом. Вокруг центрального поля квадратной формы, заполненного геометрическим узором в виде розеток, расположены широкие каймы, на которых изображены фантастические грифоны, лошади со всадниками и олени.

В одном из курганов была найдена повозка с большими колесами, ан которой, очевидно, доставлялся к месту погребения саркофаг с вождем.

Как отмечают исследователи, скифское общество представляло собой раннеклассовое государство с недостаточно развитыми структурами. Характерна четырехступенчатая структура общества: семья, род, племя и крупное родоплеменное объединение (страна) во главе с правителем – царем. Центральной фигурой являлся вождь–царь. На археологических материалах курганов Горного Алтая было выделено четыре социальных группы представителей пазырыкской культуры: общинники–скотоводы, жрецы, воины и ремесленники.

Основу общества составлял значительный класс рядовых общинников, производящих материальные блага, который являлся основной рабочей силой при выполнении больших общественных работ.

Высокое положение в обществе занимала аристократия. К ней относились верховые представители знати, родовая и племенная аристократия, а также представители лидирующих родов и племен.

Воины составляли опору аристократии. Их погребения отличались определенным снаряжением, наличием особых знаков (нашивок на обувь).

Формировался слой ремесленников, занятых в горном деле, металлургии, требовавших высоких профессиональных навыков.

Существовала еще одна категория населения – рабы. Их было не много. Рабство носило домашний характер и не было ведущей формой эксплуатации.

Искусство скифо–сибирского мира по своему назначению не было собственно искусством, хотя и было представлено высокохудожественными произведениями. Их, скорее всего, следует отнести к искусству полисемантических символов, отражающих духовную сущность общества. Эти художественные символы являлись носителями определенных мировоззренческих идей, а также служили символами общественной иерархии и, возможно, символами политических объединений. Главным сюжетом в искусстве было изображение летящего в галопе оленя с ветвистыми рогами. У изображенных животных подчеркивались отдельные части тела: рога, лапы, когти и т.д.

Скифо–сибирский звериный стиль был выражением общей мировоззренческой основы скифо–сибирского мира, которая характеризовала цивилизацию скотоводов степей Евразии I тысячелетия до н.э.

Искусство свидетельствовало о существовании исторического единства в степях Евразии.

К основным сторонам мировоззренческой системы скифо–сибирского мира относятся:

1. Представления о трехчленной вертикальной и четырехчленной горизонтальной структуре мира.

2. Развитое представление о живой материи и разнообразии ее форм (человек, животный и растительный мир).

3. Представление о роли Солнца как источника жизни.

В основе картины мира скифского общества лежало представление о движении, цикличности и развитии, переходе из одного состояния в другое. Все это отразилось в искусстве символов скифо–сибирского мира.

Религиозные представления скифов были довольно разнообразны и сложны: распространен культ огня, которому приносили жертвы в небольших храмах; пышный погребальный обряд и курганные сооружения, свидетельствующие о культе предков и о потустороннем мире.

В скифо–сибирском мире существовало три символа культа природы: дерево, антропоморфное существо и образ животного.

Таким образом, во второй половине I тысячелетия до н.э. существовал большой культово-мифологический пласт изображений–символов растительного и животного плодородия, характерный для обширной зоны скифо–сибирского мира степной Евразии. Здесь сформировался особый культ природы, имеющий ту же мировоззренческую основу, что и в древнейших цивилизациях.

В заключение следует отметить следующее:

- Начиная с VIII в. до н.э. на обширных евразийских степях синхронно возникают и развиваются культуры скифо–сибирского типа, сходные в основных своих чертах. При наличии миграций и межплеменного обмена передовые культурные приобретения одного племени быстро распространялись в степях.

- Разнообразные природно-климатические условия горных долин и засушливых степей способствовали появлению в скифо–сибирском мире нескольких типов хозяйств: полукочевого степного (скифы–кочевники, царские скифы, саки); оседлого (скифы–земледельцы, тагарская культура) и горнодолинного сезонного отгонного скотоводческого (Горный Алтая, Тыва).

- Достигшая высокого развития культура Алтая скифского времени развивалась в тесной взаимосвязи с другими культурами скифо–сибирского мира, со странами Древнего Востока.

- Возникшие к V в. до н.э. в степях Евразии государства скотоводов (в том числе и в Горном Алтае) с их единым высоким уровнем развития хозяйства, культуры, идеологии, социальных отношений и организации власти были определяющей силой всего скифо–сибирского мира. Их влияние распространялось на соседние племена и народы, не достигшие еще уровня развития этих государств. Таким образом, можно говорить об особом очаге цивилизации в степях Евразии и возникновении там ранней формы государственности во второй половине I тысячелетия до н.э., хотя она не достигла расцвета. Раннегосударственные степные общества, возникнув в V в. до н.э., просуществовали около 300-350 лет.

Данный тип степной скотоводческой цивилизации отличался тремя чертами: курганами как монументально-архитектурными сооружениями, искусством «звериного стиля» и скотоводческой ориентацией хозяйства [1; 4; 17; 24; 27; 36; 38].

Вопросы для самопроверки:

1. Каково значение железного века в культурном развитии народов Древнего Алтая?

2. Как происходило формирование культуры скифо-сибирского мира? Ее особенности?

3. Чем уникальны курганы скифского времени?

4. Объясните понятия: «скифская триада» и «звериный стиль»?

5. Дайте характеристику пазырыкской культуры.

6. Каким образом искусство было связано с мировоззренческой системой скифо-сибирского мира?

 

Словарь к главе:

Антропоморфный (греч. аnthropos – человек и morphe – вид, форма) - человекообразный.

Архаический (греч. аrhaios) – древний, старинный.

Биоценоз (греч. bios - жизнь и koinos – общий) – сообщество.

Микролиты – (греч. mikros – малый и lithos – камень) – очень маленькие (не больше ногтя) каменные орудия первобытного человека каменного века.

Палео … (греч. palaios – древний) – в сложных словах указывает на отношение данных слов к древности, к доисторической эпохи.

Петроглифы (греч. petra – cкала, утес, камень и glyphe - резьба) - высеченные на поверхности скал слабо углубленные изображения животных, а также людей и т.д., иногда непонятных фигур и знаков. Относятся к каменному веку.

Семантика (греч. sematikos обозначающий) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими особенностями культуры (в том числе языка), и сознанием своего единства и отличия от всех других.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.