Сделай Сам Свою Работу на 5

Технические редства О. детей с нар. зрения. Тифлограф-ка.





Тифлотехника (ТТ) – специализированная отрасль приборостроения, предназначенных для лиц, с нар-ем зрения. ТТ. играет существенную роль в трудовой и соц. реабилитации инвалидов по зрению Осн. задачей при конструировании ТТ яв-ся разработка и создание спец. средств отображения информации (СОИ) с учетом возможностей сохран-х анализаторов людей. Спец. СОИ пред-ют собой осн. звено тифлоприбора. Пр-пы разработки ТТ: 1. замещений функций зрит-го анализатора функциями других сохраненных анализаторов с использованием акустических, тактильных, проприоцептивных средств в отображении информации; 2. усиление визуального сигнала, превышающего уровень помех, создаваемых деф-том зрит. анализатора; 3. рациональное использование и охрана нарушенного зрения и сохраненных анализаторов. Существует множество оптических средств, техн. приспособлений, машин и аппаратов, кот. предназначены для людей с нар. зрения. К оптич. средствам относятся разл. рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки ( микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, накладные оптические средства для сл/вид-х предназначенные для чтения, письма, рисования; проекционные увеличивающие ап-ты (эпи-и диапроекторы. Существует спец. система «Говорящая книга» - это записи книг на аудиоустройствах. Для ориентировки сл-х в пространстве исп-ся не только трость, но и локаторы, принимающие отраженные от предметов сигналы, разл-го вида звуковые маяки. В целях улучшеня физ. подготовки сл-х Д и R их двигат. активности исп-ся спец. тренажеры, звучащие мячи. Спец. технические средства исп-мые в труде и при проф. обучении, позволяют осуществлять слепым сборку электротехн Тифлографика. – это графика преобразованная для сл-х и сл/ вид-х, удовлетворяющая их потребности в разл. видах деят-ти. По способам выполнения она предназначена для тактильного, зрит-такт-го и зрительного восприятия. Графика выполняет ряд функций: 1. познавательная –с ее помощью передается форма предметов, раскрываются процессы и яв-я окр. действительности 2. Воспитат-ая фун-ия – графика учит познавать и понимать прекрасное, помогает раскрывать положительные стороны окр. мира. 3. информат-я и коммуник-я функция графики - графика относится к знаковым системам и яв-ся носителем информации. Граф. знаки исп-ся для хранения, передачи и проебразования информации. К граф. знакам относятся рисунки, схемы, чертежи и др. 4. корр-но-R-яя функция - графика яв-ся важным средством корр-но – компенсационного R сл-х и сл/вид-х. В процессе О. графике обогащается сенсорный опыт, конкретизируется представления, R –ся речь и мышление. 5. Профессиональная функция - в проф. деят-ти исп-ся разл. виды изображений. Задачи и методика О. спец. графике: В проц-се О. спец. графике д. решатся след. задачи: 1. нравственное и эстетич-ое воспитание; 2. формир-е навыков чтения и выполнения изображений; 3. обучение осязанию символич-ой функции графики; 4. ознакомление с выдающимися произведениями графики. При графическом воспроизведении простых св-в и отношений предметов сложно выделить ряд компонентов, кот. Д. овладеть Д. – это наблюдение, измерение, построение. Специальная графика - графика, преобразованная для слепых и слабовидящих, удовлетворяющая их потребнос­ти в различных видах деятельности. По способам выполнения она предназначена для тактильного, зрительно-тактильного и зрительного восприятия. Ею могут пользоваться слепые и слабовидящие. Графика выполняет в жизни слепых и слабовидящих ряд важнейших функций, основными из которых являются: позна­вательная, воспитательная, коррекционно-развивающая, ин­формационная, коммуникативная, профессиональная, гедони­стическая. 1. Графика - важное средство отражения действительности. Познаватель­ная информация, содержащаяся в графике, существенно попол­няет знания слепых и слабовидящих в сфере науки, культуры, техники. С помощью изображений они проникают в суть ве­щей и явлений, схватывают и «опредмечивают» внутренние, скрытые от непосредственного восприятия свойства предметов, процессы и явления. 2. Воспитательная функция графики - одна из важнейших. Огромная эмоционально-действенная сила, которой обладают произведения графики, способствует формированию личности. Графика учит познавать и понимать прекрасное, помогает рас­крытию положительных сторон окружающего мира. В обучении слабовидящих и слепых специальной графике превалирует познавательная сторона и мало представлена чувственно-эмоциональная, эстетическая. Считалось, что слепым и слабовидящим трудно передать эстетическое содержание графики. Воспитательное воздействие специальной графики на слабовидящих и слепых значительно меньше воздействия обычной графики на зрячих. Объясняется это снижением ее художественных возможностей Эстетическое восприятие изобразительной формы слепыми и слабовидящими детьми изучено сравнительно мало. Иссле­дования, касающиеся восприятия ребенком изобразительной наглядности, рассматривают обычно вопрос со стороны пони­мания им лишь содержания картинки. 3. Графика относится к знаковым системам, является носите­лем информации и специфическим каналом связи. Как всякая знаковая система, графика имеет свой исторически обусловлен­ный код и свою систему условностей.







Графические знаки используются для передачи, хранения и преобразования информации. К графическим знакам относятся рисунки, чертежи, схемы, обо­значения на географических и исторических картах и др. Они имеют познавательную, эстетическую и практическую ценность. Вместе с тем слабовидящие и слепые ощущают значительный дефицит в графической информации. Они ограничены в выбо­ре графических средств при решении коммуникативных задач. 4. Специальная графика служит важнейшим средством коррекционно-компенсаторного развития слабовидящих и слепых. В процессе обучения графике обогащается сенсорный опыт, кон­кретизируются представления, развиваются речь и мышление. 5. В профессиональной деятельности используются различные виды изображений. Чертежи, графики, схемы позволяют за­фиксировать технологические параметры производственных процессов. Они доступны для восприятия, несут огромное ко­личество информации, позволяют хранить, передавать и пре­образовывать ее. В них отображаются пространственные, ко­личественные и качественные параметры продукта труда. 6. Графика, как один из видов искусства, способна доставлять людям наслаждение и оказывать воздействие на душевное со­стояние. В связи с этим для слепых и слабовидящих должны использоваться преобразованные или специально созданные художественно-графические произведения, доступные для вос­приятия. Несмотря на значительное сокращение объема позна­вательной и эстетической информации, они способны доставлять наслаждение и вызывать восхищение у слепых и слабовидящих,

Тифлотехника - специализированная отрасль приборо­строения, занимающаяся разработкой общих и специальных принципов конструирования и производства различных тифлотехнических средств, предназначенных для лиц с наруше­нием зрения. Тифлотехника играет существенную роль в тру­довой и социальной реабилитации инвалидов по зрению. Со­временная тифлотехника развивается по трем основным направлениям: учебная, производственная_ и культурно-бытовая Существует немало разнообразных оптических средств, тех­нических приспособлений, машин и аппаратов, которые пред­назначены для слабовидящих и слепых.

К оптическим средствам относятся различного рода лупы (ручные, опорные стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, накладные оптические средства для слабовидящих, пред­назначенные для чтения, письма, рисования, про­екционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы).

Разработаны телевизионные увеличивающие устройства для слабовидящих, позволяющие получить увеличение до 60 раз.

Существуют различного вида дисплеи для слабовидящих. Говорящая книга и др.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.