|
Особ. психич.R при дефектах зрения в раннем и дошк.возрасте. Проблема готовности д. с наруш.зр.к обуч. В школе.
Ранняя сенсорная депривация вызывает дефицит мотивационного компонента внимания, негативность эмоциональной реактивности на внешнии воздействия, избегание новой информ, что может привести к вторичной ЗПР реб. Т.к. все дети младенческого возр. с н.з.в раннем возр. испытывают сенсорную депривацию, то псих.R отлич. по темпу и качественной хар-ки. Страдают след.зрит.функции:фиксация взора, прослеживающие движения глаз что приводит к ограничению псих.R д. с н.з. Слепой и слабовид. реагирует: с рождения-резкие звуки, 3-я неделя- громкие звуки, конец 1ого месяца – человеч. голос.3 ий месяц – ответ улыбкой на обращ. реч., двиг.активностью. Реб. с н.з. зависит от выбора, обработки, удержания в памяти и использования слузов. информ. R дифференц. слух-ого воспр. относится к 5мес возрасту. Отсутств. Зрения или его нар-е в ран-м возрасте не оказ.сущ-ого отриц-ого влияния на R осн-ых движ-ий и осязания. У реб.формир-ся: созревание .двиг-ой сферы, R руки, захват. и отпускание предметов-вне участия зрения. Р-к с н.з.из-за отсутствия координ-щей и коригир-щей движ-е функций зрения начин.отставать в R координации рук, что ведет к задержке R мелких движ.пальцев. Р-к с н.з.компенсир.недостатки R-я за счет двиг.сферы, кинистетики, осязания и слуха. У некоторых слепых 3-4хлет наблюд.:неуверенность при принятии вертикал.позы, передвижения приставляя одну ногу к др., ходьба мелкими шагими с упором на пятки, трудности переноса массы тела с пяток на носки. R-е процессов восприятия и их соверш-е происходит в предметной деятельности, но предмет.деятельлность затягив.до 3-4лет. Долго сохраняются не дифференцир.движений(длительно держат и не выпускают предметы). Специфич.манипуляции и отдельные функцион.действия появл. после 2 лет. Слепой реб.1,5-2 года испльзует развивающую речь как основное средство общения со взр., речь формальна. Дошк. возр-т – ограниченный запас знаний и представлений, трудности в осущ.предметной дея-ти, ориентировки и передвижения в пространстве, овладение мелкими движ.рук и основными движ.своего тела. R-е восприятия основывается на формир-и и совершен-ии перцептив.действий. Основным путем компенсации перцептив.действий явл.осязательная ориентир-а в малом и большом пространстве, опред-е простран-ого соотнесения предметов и их частей и вербализация их. Т.О. овлад-е сенсор-и эталонами осущ-ся интеллект-ым путем. У д.трудно и медленно формир-ся предметность восприятия, они харак-ют осязательные кач-ва предмета, соотнося их со знакомым предметом как целым. Р-к выделяет не только отдельно звуковые хар-ки и кач-ва предметов, но и их предметную отнесенность. В старш.дошкл.в-те д.четко соотносят звук-е кач-ва с предметами, действиями с ними, обосновывая логич свои суждения. Игровая деят-ть слеп. Р—ка обеспеч. R возмож-ти представл-я и сожран-я образов предметного мира, умение ими оперерировать. Д.опир-ся на бедный и огранич-ый опыт практич-действий, на плохо R моторику и речь. В процессе измения объектов деят-ти у слеп.д. формир-ся способ-ть выделять сущ-ые кач-ва объектов. Процессы мышления начинают занимать значит-ое место в комепенсации. R-е нагляд-действ, нагляд-образ, слов-логич-го мышления опред-ся совершен-ем средств и способов познав-ой деят-ти. Для слеп .р-ка хар-на полиморфность мыслит-х процессов, связь с практич. употребл. натур. объектов.В мативации учеб.деят-ти слеп.д не отлич от N видящих. Подготовка слеп. Д.к школ.обуч-ю предусматр формир-я умений воспринемать и узнавать окруж-е предметы, используя сохран.анализатор, умение анилизировать предметы окружения, делать простейшие обобщения. Осязательное воспр-е материала, закреп-е образов требует не тлк.увелич.времени но и спец-ой работы по обуч.-ю д.действовать по правилу. Самостоятельное приобретение знаний и умений у слепого р-ка ограничено.
78. Личность и деятельность при дефектах зрения. Изменения сенсорной организации человека в условиях слепоты и слабовидения.
Для слепых отсутствие зрения само по себе не является фактором психологическим, они не чувствуют себя погружёнными во мрак. Психологическим фактором слепота становится только тогда, когда они вступают в общение со здоровыми людьми. Нарушение социальных контактов приводит к отклонениям в формировании личности слепого и может вызвать появление негативных характерологических особенностей. Ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир. Устойчивые свойства личности слепых (направленность, способности, темперамент, характер) лишь косвенно связаны с дефектами зрения. В одном случае эта связь обусловлена недостатками в области чувственного познания и неудачным опытом познавательной и ориентировочной деятельности (боязнь нового), а в другом—неблагоприятными условиями воспитания, выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отрицательными результатами попыток налаживания контактов со зрячими. Ещё менее выражена связь между формированием отдельных структурных компонентов личности и глубиной и временем возникновения первичного дефекта. То есть, в формировании основных свойств личности на первый план выходят социальные факторы, действие которых не зависимо от патологии зрения.При формировании направленности личности, некоторых моральных, волевых, интеллектуальных черт характера дефекты зрения могут быть первопричиной отклонения их от нормы, затрудняя общение ребенка со сверстниками и взрослыми, препятствуя накоплению индивидуального опыта. Но при создании благоприятных условий (широкое вовлечение ребёнка в различные виды деятельности, правильная организация Рассматривая вопросы формирования личности, необходимо особое внимание уделить проблеме активности личности, так как не подлежит сомнению то, что отсутствие или патология зрения вносят существенные изменения в жизнь человека, затрудняют его взаимодействие с окружающим миром, снижают его активность. Основной источник активности—наши потребности. Выпадение зрительных функций отрицательно влияет на их формирование: нарушается соотношение материального и духовного. В силу того, что органические потребности более легко удовлетворяемы, их развитие у слепых может привести к доминированию и даже к гипертрофированности. . Деятельность при дефектах зрения.Одной из важнейших задач реабилитации инвалидов по зрению является включение их в активную, самостоятельную и социально значимую трудовую деятельность. При этом сама деятельность выступает одновременно как непременное условие компенсации дефекта.Разнообразная деятельность является решающим условием как для преодоления преград, встающих на пути, так и для предупреждения дегенеративных изменений, распада психики при слепоте.Включение в деятельность слепорождённых и рано ослепших благоприятно влияет на компенсаторное приспособление. Их участие в игровой, учебной, а затем и в трудовой деятельности повышает активность, формирует мотивационную сферу, сенсибилизирует чувствительность сохранных и нарушенных анализаторов, положительно сказывается на развитии высших психических функций. Кроме того, включение инвалидов по зрению в активную деятельность препятствует появлению псевдокомпенсаторных приспособлений. Однако слепота и слабовидение обуславливают некоторую специфику деятельности. Это проявляется в изменении характера сенсорного контроля, т.е. в ограничении или полном выпадении зрительного контроля над протеканием операций и замене его контролем осязательным и слуховым. Также дефекты зрения существенно ограничивают сферу приложения человеческих сил, так как некоторые виды деятельности требуют постоянного зрительного контроля.
79. Организ.и содерж.псих-ой и коррекц.-пед-ой помощи детям с наруш.зрен.И.Т.Д.
Детят-ть ДОУ направлена на воспитание, лечение, восстановление и коррек-ю нар-ых функций зрений у Д., подготовку их к О. в школе. Пед-ая работа- направлена на гармонич. R реб-ка в той степени, в кот. это позволяет сделать уровень нар-я зрения, в каждом отдельном случае, а также псих-ое и физич-ое R реб-ка. Пед-ая работа исходит из программ О. и В. в массовых д/садах, на основе кот. разраб-ся спец. программы. Задача спец. пед-ки в данном случае состоит в системной А. по корр-ии отклонений в познават., личностной, двигат. сферы Д., по охране и R зрения, слуха, осязания. Т.е. всей компенсац-ой системы. А. в ДОУ для Д. с глуб. нар-ем зрения (слепота, незначит. остатки зрения) направлена на корр-ю отклонений в R, восстановление остат-х функций зрения, оздоровление детей. Значит. внимание уделяется R всей компенс-ой системы (слуха, осязания, мобильности и ориент-и в простарнстве, формир-е навыков самообслуживания). Проводится А. по гигинене, охране, R остатосного зрения, корр-ии познават, лич-ой и двиг. сфер деят-ти, формир-е ориен-ки, самообслуживания. Д. в д/садах если это необх-мо учатся пользоваться очками. У Д. R-т все элементы зрит-го восприятия: способность видеть вблизи и в дали, наблюдать за движ-ся предметами, различать форму пред-в, цвета, рассматривать картинки, ориентир-ся в пространстве. В ДОУ для Д. с амблиопией и косоглазием осущ-ся целостная система корр-педаг-ой и лечебно-восстан-ой А. Режим дня в этих ДОУ имеет свои особенности, связанные с проведением целого комплекса лечебных мероприятий. Под корр-но пед-ой А. понимается система спец. пед-х мероприятий, сред-в, форм и методов О и В, направленных на активихзацию пр-в компенсации, преодоление недостатков познават., личн-ой, двигат-ой сфер Д. с нар. зрения.
Под коррекционно-педагогической работой понимается система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на активизацию процессов компенсации, преодоление или устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушением зрения. В обучении и воспитании слепых и слабовидящих важную роль играют процессы восприятия, в структуре которых можно вычленить действия по выделению, отбору, переработке информации и построению на их основе образа и опорного представления об изучаемых явлениях и предметах окружающей действительности. Слабовидящие дети испытывают трудности в восприятии формы и размеров, оценке положения предметов, в частности в узнавании обозначений и деталей изображений на рисунках, чертежах и схемах. У них наблюдаются ошибки в точности и полноте восприятия предметов и изображений. Поэтому необходимо обогащать зрительный опыт созданием специальных условий, обеспечивающих предоставление информации об окружающей действительности, выделением сигнальных свойств в предметах и изображениях. Разнообразие заболеваний и проявлений нарушения цветового зрения предполагает учет индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создание условий, компенсирующих имеющиеся недостатки цветовосприятия. К ним относятся усиление насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях, применение специальных средств для рисования и черчения (фломастеры, подсветы, цветорегули-руемые экраны и др.) На восприятие предметов окружающей среды значительное влияние оказывает контрастная чувствительность органа зрения, обеспечивающая выделение объекта из фона, а также темных и светлых участков предмета. Для повышения различительной чувствительности зрения требуется усиление контраста между фоном и объектом, выделение четкости границ изображений и рассматриваемых предметов. Планомерное полисенсорное воспитание детей расширяет возможности в познавании ими окружающего мира. Совместное использование частичного зрения и осязания дает значительно лучшие результаты при узнавании предметов. Дети, использующие осязание и остаточное зрение, лучше воспринимают форму, точнее оценивают размеры, быстрее выделяют конструктивные особенности предметов. С помощью тактильного восприятия дети с нарушением зрения получают разнообразный комплекс ощущений -прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль. Это позволяет им определять форму, размеры, фактуру, деформацию тел, устанавливать пропорции и пропорциональные отношения. При отсутствии или глубоком нарушении зрения мобилизуется деятельность сохранных анализаторов, повышается острота восприятия сохранившихся видов чувствительности. Этому способствует треировка, упражнение органов чувств в условиях целенаправленной деятельности. В учебной, игровой и трудовой деятельности важную роль играет слуховое восприятие, которое необходимо целенаправленно развивать. По звукам слепые и слабовидящие дети могут определить многие предметные и пространственные свойства окружающей среды. При достаточной тренировке они могут по звуку локализовать его источник, установить, находится ли звучащий предмет в покое или движении, и даже определить скорость и направление его движения Важным условием полноценного овладения знаниями и умениями является активная предметно-практическая деятельность, связанная с процессами анализа, сравнения, мысленными обобщениями и словесными обозначениями физических качеств, пространственных свойств и отношений предметов. В работе по развитию и коррекции пространственного представления большое значение имеет формирование знаний о форме и размерах предметов, протяженности и направлениях пространства. При изучении формы предметов она анализируется и делится на составляющие элементы с выделением существенных признаков. Изучению размеров и пропорций предметов, протяженности и направлений пространства способствуют измерительная практика, моделирование и конструирование по образцу и словесному описанию, развитие умений ориентироваться в условиях микро- и макропространства. Все это имеет определенное значение для формирования представлений, развития пространственного анализа и синтеза, а также конструктивно-творческого мышления.
Взаимосвязь-Учет и знание лечебно-восстановительных мероприятий,рекомендаций помогает тифлопедагогам и воспитателям правильно построить учебный процесс,организовать работу с ориентиром на индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку со зрительной патологией.Тифлопедагоги должны знать состав и структуру нарушения зрения, диагноз заболевания и вытекающие из этого данные о рекомендациях;знать зрительные возможности ребенка;данные о сопутствующих дефектах и заболеваниях.На каждого р-ка составляется подборка данных о следующих показателях:1.Диагноз заболевания органа зрения;2. возраст реб-ка в котором было утрачено зрение.3.нарушенные зрительные функции.4.педагогическая поддержка.5.рекомендуемые приборы для улучшения зрения.6. режим зрительных и тактильных нагрузок.7. режим физических нагрузок. 8. сроки лечения и повторного осмотра врачом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|