Сделай Сам Свою Работу на 5

Сенсорное В. детей с ДЦП.

С.В. – это воспит-е, направленное на формир-е полноценного воспр-я реб-ком окр. дейтсвит-ти. У Д. с ДЦП формир-е проц-сов восприятия задерживается и нар-ся в связи с оргнич. поражением гол. мозга, двигат. сфера, нар-ем зрит-го , слух-го, двигат-кинестетич-го анализ-в. У них патологич-ки R схема положений и движений тела Задачи СВ: 1. R всех видов воспр-я (зрит-го, слух-го и т.д.); 2. формир-е сенсорных эталонов цвета, формы, величины, врем-х и прост-х эталонов и мышечно-суставного чувства; 3. формир-е полноценных представлений об окр. мире; 4. R сенс-ой кул-ры реб-ка; 5. R ВПФ (внимания, памяти, мышления) и корр-я их нар-ий; 6. R речи, обогащение словаря. При R зрит. В. А. начинается с О. выделять с окр. обстановки идентичные прд-ты. Особую группу составляют упражнения, направленные на воспитание дифферен-го зрит. воспр-я. Эти упражнения предпол-ют аназил контурных, перечеркнутых, перевернутых, недорисованных изображений. В ходе занятий Д. должны научиться отбирать предметы указанного цвета; группировать предметы по цвету, передавать реальный цвет в продуктивной деят-ти; знать названия осн. цветов и оттенков и тд. R представлений о величине: здесь могут использоваться игры-упражнения со строит. материалом – построение башен, домиков и т.д. В ходе занятий Д. учатся обозначать размер пред-в словесно, овладевают способами сравнения пред-в для определния их рамеров, учатся группировать пред-ты по величине. Формир-е пространственных пред-ий: следует начинать с R представлений о схеме своего тела и расположении, перемещении своего тела в пространстве. Для формир-я представлений о схеме тела исп-ют зеркало, где реб-к видит свое отражение Исп-ся приемы - дорисовывание чел-ка, аппликация лица и фигуры из готовых частей. Очень важно обучать реб-ка ориентироваться на листе бумаги, необх-о сформировать и закрепить у реб-ка понятия о верхней и нижней, правой и левой строне лица. Это достигается в ходе игр-упражнений по размещению на листе геометр. фигур или изображений в соответствии с инструкцией. Формир-е временных предст-ий: исп-ся тонкие упражнения такие как рассматривание и обсуждение серий картинок, фотографий, изображающих деят-ть людей в разные отрезки времени (части суток), игры «Когда это бывает», «Назови соседей ночи». При формир-ии понятий неделя, сегодня, завтра, вчера может исп-ся календарь, изготовленный из листков разл. цвета. При изучении времен года и месяцев также желательно сделать календарь. 2 - У большинства Д. нар-но кинестетич-ое восприятие и стереогноз. Для их корр-ии используют игры «Волшебный мешочек», «Узнай что это». Необх-о иметь неско-ко наборов предметов, различных по форме, величине, тяжести, фактуре материала. Д. определяют сначала более сохр-ой рукой, а затем пораженной. Д. должны научиться выбирать предметы на ощупь, различать на ощупб ткани, узнавать пред-т по обводящему движению; различать поверхности предметов, определять температуру. 3- слуховое воспр-е при ДЦП недостаточно дифф-но, страдает фонематич-ий слух, слух-е внимание. В А по R слух. внимания ипс-ся игры –упражнения «Определи направление звука», «Отгадай кто кричит» и тд. Для R фонемат-го слуха реб-ку предлагают упр-ие на различение слов на слух



 

37. Детская Олигофренопсихология.Основные понятия Степени уо.Системат.олигофрении.

Психология у.о.д. –одно из направлений спец. психологии, рассматривающее динамику познават. деят-ти. и личности у.о.д. дошк-го и школьного возраста. . Задача Психологии ум-ой отсталости- определение своеобразия общих, особых и инд-х черт, присущих психике у.о.д., выявление характ-х для них недостатков и имеющихся положит. возможностей, обуславливающих R реб-ка и его способность соц-но адаптироваться.. История. Первые вспомогат. школы появились в России в 1908-1910 гг. В сер. 19 в. врачи стали отделять у.о.д. от других пациентов психиатрических больниц. По мере попыток их В. и О. накапливались сведения об особ-ях их психич. деят-ти. Выгодский оказал большое влияние на R общей и спец. психологии в России. Им был сформирован ряд важнейших теор. Осн. понятия ол-психологии (ОП): у.о. - стойкое, необратимое нарушение познавательной деят-ти, возникшее в рез-те органич. Пораения гол. Мозга Сложная стр-ра дефекта – сочетание 2 или более дефектов R у одного реб-ка. Олигофрения - врожденное или приобретенное в младенческом воз-те недоR псих-й. деят-ти ( 3 степени- дебильность, имбицильность, идиотия). Деменция - нарушение N-го начавшегося R или потеря уже сформировавшихся способностей (после 3 лет). Компенсация - замещение или перестройка наруш-х или недоR функций орг-зма, за счет других сохранных функций.. Стр-ра дефекта - наличие первич-го (органич. пораж-е мозга; биол-й деф-т), вторичного ( на фоне 1-го, нарушение псих-го R) и третичного (нар-ие формир-ния личности). Коррекция - с-ма мер, направл-я на исправление или ослабление недостатков психофиз-го R реб-ка. Дефект- недостаток, нар-ие или повреждение имеющее хар-р серьезного или относит-но стабильного откл-я, связ-го с отсутст-ем или потерей к/л органа или его функции. Тотальность - в состоянии недоR нах-ся все нервнопсихич-е и в опред. мере соматические функции, начиная от врожденной несфор-ти рядв внутр. органов и кончая недоR ВПФ.

Степени у.о.: Дебильность –наиб. легкаяпо степени и наиб. распростр-я форма (70-80%). Д. отстают в R от N-но р-ся свер-ков . Они позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками. Д. неловки, физ-ки слабы, часто болеют. Они мало интересуются окруж-м.. Дети обучаются в спец. школах, по адаптированным к ним программам. В школах получают проф. ориентацию. Люди дееспособны, они д.отвечать за свои поступки п/д законом, нести воинскую повинность, наследовать имущ-во. Имбецильность - умеренная степень у.о. Поражены кора бол. полушарий гол. мозга и ниже лежащие отделы. Овладение ходьбой после 3 лет. Речь появ-ся к концу дошк-го возраста и предст-ет собой отдельн. слова, редко фразы Познават-е возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, воспр-ие, память, внимание, мышл-е. . Идиотия - наиб. тяжелая степень у.о., глубокое недоR функ-й восприятия; мыш-ие по существу отсутствует. Собственная речь представлена нечленоразд-ми звуками, либо набором неск. слов В России эти люди нах-ся в леч. учреж-ях Мин. соц. защиты, где за ними обеспечивается только уход. Систематика Ол-ии: Классиф-ия Певзнер - выд-ся 3 формы ол-ии, в основе кот. клинич-ий аспект, за основу берется клинич. синдром: 1. не осложненная форма ол-ии (связана с генетич. Патологией)2. осложненная форма ол-ии( род. травмы, асфиксия, инфекции в раннем возрасте). 3. Атипичная форма – нарушение закономер-ей псих. R, возможно грубое недоR 1 фун-ии на фоне менее грубого недоR другой. Классиф-ия Сухаревой- построена на клинико-патогенетической основе- 4 формы ол-ии: 1. Осн. форма - хар-ся относит-но равномерным и поверхностным поражением коры гол. мозга 2. Ол-я с выраженными нейродинамиче-ми расстр-ми. Нарушен баланс м/у пр-ми торможения и возбуждения. 3. Ол-я с выраженной реч-ой патологией. Сочетание диффузного поражения коры с глубокими поражениями в области речевых зон. Осн. симптом - нарушение речи. . 4. Ол-я на фоне кот-ой недоR познават-ой деят-ти и лич-ти в целом. Изменена иерархия потреб-ей и мотивов, имеются патологические наклонности.

 

38. Особенности ВНД реб-ка олигофрена.Специфика безусловно-рефлект. деят-ти и форм-е условных рефлексов при раннем органич. пораж.ЦНС.ВНД включает в себя условные и безусловные рефлексы. К безусловынм рефлексам отн-ся сосательный, хватательный и др. рефлексы. Одним из первых появ-ся сосательный, кот. по мере R реб-ка преобразуется в условынй (когда мама кормит в одно и то же время). Затем прояв-ся ориентировочный реф-с в виде поворота глаз, головы на раздражитель. Одним из проявлений ориен-го реф-са яв-ся комплекс оживления и таких реакций на внешние раздражители, кот. прояв-ся в торможении движений реб-ка при действии нового раздражителя. Показателем нормального функ-я ВНД яв-ся угасание сосат-го реф-са. N-ое R ВНД происходит за счет образования новых условных связей и их усложнения. У Д. ол-нов отм-ся отклонения в R рефлекторной деят-ти, кот. обнаруживаются достаточно рано. При глубоких степенях интелл-го недоR даже пищевой рефлекс м/б снижен из-за чего у Д. может наступать истощение орг-ма. Выработка условных реф-с при Оли-ии значит. затруднена, а иногда даже невозможна. Значит. слабее, чем в N-ме прояв-ся ориент-ый рефлекс на новые раздражители. При Оли-ии нар-ся изменения безусл-ых реф-с в проц-се R. Кроме того у этих Д. набл-ся нар-е анализаторных систем, кот. обеспечивают поступление информации из внешнего мира и в соотв-ии с нар-ем анализа и синтеза поступающих раздражителей набл-ся картина значит-го недоR-я познават. деят-ти реб-ка. У Д. ол-нов набл-я нар-е порога болевых ощ-ий и др. чув-в. Порог болевых ощущений м/б снижен и м/б повышен. У многих Д. набл-ся нар-я моторики, что вызвано задержкой доминирования условно-рефлект-ой, двигат-ой активности. Патологич-е изменения ВНД сказываются особ-но значит-но на деят-ти 2 сигнальной системы (речь), что приводит к ее грубому недоR. Все это приводит к неполноценности познават. деят-ти, д, не могут выделить главное и второстепенное, не умеют правильно оценить обстановку, не умеют делать выводы, страдают абстрактные формы мышления. При ол-ии нар-ся нейродинамика (баланс взаимод-я проц-в возбуждения и торможения ): 1 вариант - ослабление замыкательной функ-ии коры гол. мозга – прояв-ся в замедленном образовании сложных условных связей. Простые условные связи вырабатываются быстро, но кратковременно; 2 вариант - чрезмерно широкая генерализация раздражителя. Означает, что после выработки условного сигнала возникает неадекватная реакция на посторонний раздражитель; 3 вариант - инертность нер-х пр-ов, кот. обнаруживаются в виде двигат-х и реч-х застреваний и в трудностях переключения от одного вида действия или деят-ти к другому.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.