|
Основные компоненты лечебного воспитания детей с РДА.Модели обучения детей с РДА в группах адаптации, специальных группах и в группах при массовых образовательных учреждениях.
Лечебное воспитание – лечение, которое осущ-ся педаг. Методами, приемами и средствами, т.е. предполагает именно лечение, а не коррекцию.
Основная цель лечеб. восп. – это развитие осмысленного взаимодействия ребенка с окр. миром. 1. компонент (раздел) леч. восп. – это установление эмоц. контакта. Проблема общения детей с РДА зак-ся в том, что эти дети психически не выносливы, ранимы. Поэтому для установления контакта необходимо создать ситуацию общения комфортной подкрепляя ее приятными впечатлениями и не требуя недоступных форм взаимодействия. Во многих случаях помогае х-терапия. При установлении контакта нужно показать ребенку, что взрослому интересно нах-ся рядом с ним. 2 компонент – развитие активного и осмысленного отношения к миру. Установление контакта дает возможность поднять активность детей. Основным принципом работы яв-ся подключение к различным формам аутостимуляции. В работе используются продуктивные способы с помощью кот. Легче внести смысл в происходящее. Способы тонизирования д. различной группы: 1 группа – используется сенсорное впечатление: зрительные и вестибулярные (это прыжки, кружение, подбрасывание и т.д.) 2 группа – сипользуется чисто сенсорные впечатления. Для работы со 2й группой больше всего подходит аутостимуляция раскачивание, стереотипное раскладывание узоров. Также необходимо совместное усвоение пространства ребенка, что достигается с помощью эмоционально-смыслового комментирования. 3я группа – с этой группой необходимо вносить дополнения в сюжет их агрессивных организаций. Эти дополнения не должны носить контрольные ф-ции. 4 группа – с этой группой работать легче, т.к. ребенок более вынослив, речь их более активна. Работа проходит с использованием всех способов самостимуляции. Поэтому работа с подключением разнгых впечатлений носит более интенсивный хар-р.
3й компонент – развитие различных форм взаимодействия с ребенком вклбючает в себя: пространственно-временную организацию среды: 1. при обдуманной организации среды мы можем вести ребенка от одного занятия к другому и определять его действия в конкретном занятии. Стереотипы поведения. Попытка улучшить окружающую среду, привычные способы действия вызывают у ребенка страх. Он начинает требовать чтобы все вернули назад. Контакт устанавливается с ребенком путем подключения взрослого к стереотипу поведения. Если взрослый начнет взаимодействовать с ребенком внутри этого стереотипв, он получает возможность развить его осмыслить. Работа идет по 2м направлениям: 1. развитие отдельных стереотипов поведения, позволяющих ребенку быть более адекватным в конкретных жизненных ситуациях. 2. разработка общего стереотипа жизни. Путем совместного осмысления стереотипный порядок жизни может постепенно стать основой осознанного распорядка дня, расписания занятий и т.д. организация поведения с помощью поставленной цели: одной из проблем организации взаимодействия яв-ся их неспособность ждать. Поэтому аутичным детям нельзя ничего обещать. Ребенок сможет ждать, если перспектива последних событий будет для него упорядочена и осмыслена.
1 направление: для установления контакта с р-ком должны создавать ситуацию общения комфортной, подкрепляя это общение приятными впечатлениями и не требовать от него недоступных форм взаимодействий (это помогает решать и диагностич.задачи: предпочтения, желания).
2 направление: работа строится с учетом той ин-ции, которая получена на 1 этапе. Однако не предполагается усложнения ее. Работают с теми стереотипами, которые имеются у р-ка: подключение к стереотипам, аутостимуляциям. Р-к д.привыкнуть, что вы подключаетесь к его стереотипам. Происходит фор-е картины мира. У р-ка появля-ся возможности взаимодействия с ч/ком. Аутостимуляции м.б. такими, подключение к которым возможно о будет продуктивным (раскачивание, смотрит в окно, собирает узор). Кусание щек, игра с языком, слюной – непродуктивным , подключение не возможно.
3 направление: Успехом любой деят-ти – активность р-ка. Усложнить аутостимуляции за счет включения дополнений, связанных с отношениями в об-ве и действиях с миром. Эмоц.-смыслов. Комментарий – такой комментарий, к. позоляет поймать внимание р-ка, сосредоточить его на ч-то, для того, чтобы добиться осмысления происходящего и осознать сказанное. ЭМК д.б. привязан к опыту р0ка, вносить смысл во внешнюю бессмысленную активность р-ка, расставлять эмоц.акценты, давать представления о человеч. Эмоциях, чувствах, отношениях людей, не д.б. простым и торопливым. Возможно использовать сюжетное рисование.
56. Организ.псих.-пед-ой помощи детям с РДА в раннем детстве.Холдинг-терапия как метод коррекц. Метод основан на естественном желании матери обнять реб-ка и удержать его при себе, когда его поведение и самочувствие вызывает тревогу.Данный метод был популярен на западе в конце 80х начале 90х годов.Данный метод разработан в США доктором Вэлч.Открытие данного метода связано с попыткой найти выход из ситуации когда не медикоментоз.лечение ни традиционные медикоментоз.приемы не приводят к положител.рез-ту. Классическая процедура проведен.холдингтерапии: Мать прижимает привлекая к себе реб-ка удерживает его,пытается
установить зрительн.контакт.Ребенок чаще всего оказывает сопративление.Первый сеанс мож.быть самым длительным(от 40мин до 4х часов).Результат использован.данного метода:реб-к начинает рассматривать лицо матери,прижиматься к ней,устонавл-ся положительт.эмоциональный контакт. В данном методе выделяют три стадии:1конфронтация
2.отвержение,3.разрешение. В рамках первой стадии реб-к противится началу метода ищет любые поводы ч/б отклониться от процедуры.втор.стадия наступает после первой стадии.Если она наступает то это свидетельствует о нормальн.ходе процедуры.В это время нельзя поддаваться жалобам и плачу реб-ка или ругаться и отпускать его под физич.натеском.После продолжительной второй стадии наступает разрешение.В рамках этой третей стадии реб-к перестает сопротив-ся,устонавл-ся глазной контакт,появл-ся улыбка и появ-ся проявление нежности.
Доктор Вэлч рекомд.проводить холдинг ежедневно 1 раз.,т.ж в тех ситуациях когда реб-ку это необходимо. Цель холдинг терапии это формиров. Аффективной сферы,в связи с этим данный метод д.б. введен в целостную корр-ую систему. С помощью данного метода взрослый получает возмож-ть помочь реб-ку в преодолении состояния внутреннего дискомфорта.Этот метод дает возмож-ть постепенно подготовить реб-ка к введению в группу детей.Показания к холдинг терапии: если набл-ся нарушение общения с реб-ком.Отсутствие проявления физич.близости с родными.Отсутствие отклика реб-ка на обращение к нему близких.Сложности выражения собст-го эмоц-го состояния.Отсутствие интереса к игруш.к окруж.миру.противопоказания: Хронич.и самотич.заболев.дет и родителей.Судорожные приступы в анамнезе.Тяжелые органич.порожения нерв.системы.Невозмож-ть участия отца.
В работе по применению данного метода можно говорить о двух направлениях:1.преобразование негативных аффектав,снятие напряжения тревоги страха,уменьшение агрессивности и негатевизма.2.разработка новых форм эмоц-го контакта,провоцирующ.реб-ка на подрожание,развивающих его способность на переживание.
Организация занятий.
Занятия должны проводится в определенном месте в сторого отведенное время.Садится спиной к стене с игрушками. На столе должны быть лишь необходимые для работы с ребенком предметы и материалы.Изначально невозможно организовать деятельность р-ка и занятия выглядят как продолжение игры.Прелагают р-ку любимые занятия(рис-е).Важно сформировать у реб-ка положительную эмоциональную установку на занятие,закрепить опред.последователность действий. Первые занятия длятся 5-10 минут, по окончанию занятия и проговаривание того, что было сделано.Организованная деяельность должна быть основана на приятных ощущениях р-ка.Сначала р-к действует самостоятельно. Педагог должен комментировать действия и включать р-ка в совместную деятельность.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|