Вместе проводить подготовку ко всем детским праздникам и развлечениям и участвовать в их проведении.
Детские утренники, праздничные и тематические, являются итогом всей коррекционногвоспитательной работы с детьми за данный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.
4. Проводить работу с родителями.Учитель-дефектолог и воспитатели рассказывают родителям о ребенке, делая акцент на положительных его возможностях, дают рекомендации по проведению режима дня дома, по оформлению игрового уголока, по общению, играм. Все рекомендации должны быть хорошо продуманы и согласованы между педагогами.
Рассмотрим подробно совместную деятельность учителя-дефектолога и воспитателей. Мы уже ознакомились с особенностями психического развития умственно отсталых дошкольников и знаем, их типичные, характерные для всех отклонения, первичные и вторичные дефекты, которые требуют коррекции. Но мы знаем также, что каждый ребенок развивается по-своему, имеет свою индивидуальную структуру нарушений. Кроме того, у детей, поступающих в детский сад, разный уровень подготовки, так как они воспитывались в равных условиях. Поэтому учи теля-дефектологи и воспитатели должны владеть методами изучения детей.
Планирование:Содержание обучения в специализированном дошкольном учреждении определяется программой воспитания и обучения умственно отсталых детей в дошкольном возрасте. В основу программы положены сложившиеся представления о структуре дефекта умственно отсталого ребенка, где ведущим является нарушение интеллектуальной деятельности.
Задачи специализированного дошкольного обучения в основном совпадают с задачами дошкольного воспитания и обучения детей в норме. В соответствии с этим все основные разделы программы специализированных дошкольных учреждений соответствуют тем, которые имеются в программе дошкольных учреждений общеообразовательного типа.
Однако очень важно при этом подчеркнуть, что содержание каждого раздела является специфическим. При отборе содержания обучения учитываются замедленный темп развития, отклонения в физическом и психическом развитии воспитанников. В содержание работы вводятся не только общие, возрастные, но и коррекционные задачи. Поэтому не следует автоматически переносить в занятия с умственно отсталыми детьми содержание программы детских садов общеобразовательного типа.
При отборе содержания для проведения занятий, как фрон-тальних, так и индивидуальных, педагоги и воспитатели должны, опираясь на программу специализированного детского сада, учитывать год обучения, уровень развития и возможности детей.
Планируя занятия с подгруппой, в которую входят дети с менее выраженной интеллектуальной недостаточностью, педагог должен сделать содержание занятий более насыщенным, чем с детьми второй подгруппы, в которой находятся дети с более выраженной умственной недостатоностью.
Особенно внимательным следует быть при отборе содержания индивидуальных занятий.
Хотя известна типичная структура нарушений ребенка', страдающего олигофренией в степени дебилъности, в каждом индивидуальном случае она несколько видоизменяется. Так, у одного
ребенка, кроме познавательной деятельности, резко страдает моторика, у другого — внимание, способность к подражанию, у третьего отсутствует практическая деятельность. Следовательно, при работе с первым ребенком нужно отбирать задания, дающие возможность повседневно и последовательно развивать моторику (крупную и мелкую), во втором случае — в каждое занятие включать упражнения, развивающие внимание, учить ребенка подражать действиям взрослого. В третьем случае на первый план ставится работа над формированием практической деятельности.
Поскольку умственно отсталые дети развиваются замедленно без коррекционного обучения, каждый такой ребенок обязательно должен пройти последовательно сначала программу первого года обучения, затем второго и т.д., независимо от того, в каком возрасте он поступил в специализированное дошкольное учреждение. При этом темп прохождения программы должен изменяться: если дети поступают в учреждение на шестом году жизни, то за один год нужно пройти
программу первого и второго годов обучения.
48. особенности организации психологической помощи детям- олигофренам в условиях специального дошкольного учереждения. Проблема психологической готовности умственно отсталого ребенка к обучению в школе. Проблемы психю готовности - П.Г. к О. в школе рассм-ся в психол-гии как комплексная хар-ка реб-ка, в кот. раскрыв-ся его псих-ие кач-ва.. Осн-ми компонентами П.Г. к школе яв-ся: умственная, мотивационная, ЭВ гот-ть, гот-ть к общению со сверст-и и учителем. Реш-я роль в подготовке к школе принадлежит соц-й среде, условиям В. и О. При этом В. и О. носит R-ий хар-р. .Подготовка уо детей к школе:Готовность к школьному обуч.включает в себя необходимый уровень физ-го и псих-го развития реб-ка,а т.ж. приобретение им определенной суммы знаний.Подготавка уо детей к школе осущ-ся в спец.дош-х учреждениях.Реб-к должен владеть навыками самообслуживания для того чтобы реб-к вошел в новый режим,вклю-ся в новую Дея-ть,важной предпосылкой явл-ся организация и темп дея-ти. Ребенок должен уметь вовремя включаться в работу,уметь переключаться с одного задания на другое Все это фор-ся в спец.дош-ом учреж. В процессе обуч.и воспит.Другой необходимой препосылкой к усвоению школ-ой программы явл-ся наличие у уо отсталого реб-ка элементар.позноват.интересов и позноват.активности.Педагоги и воспитатели должны всегда помнить,что в дош-ом образов.учреждении должен быть нор-ый эмоц.климат.Полож.эмоц.фон необходим для правельного развит.лич-ти реб-ка. Еще одним условием необходимым для того чтобы обеспечить подготовку к школе ,оказы-ся ситуация успеха.Чтобы реб-к хотел занематься каким либо видом дея-ти она должна приносить ему удовлетворение. Большое значение будет иметь и сформирован.в дош-ом воз-те общие интелектуальн.умения,позволяющие реб-ку не только реализовать полученные в дош.учрежден.знания,умения и навыки,но и успешно приобретать новые
Специализированные (коррекционные) детские сады и специализированные детские дома имеются во всех регионах страны и составляют важную часть системы специального образования РФ.
В структуре специализированного дошкольного учреждения системы Министерства образования и науки РФ предусматриваются разные возрастные группы: младшая группа предназначена для детей 3 — 4 лет; средняя — 4 — 5 лет; старшая — 5 — 6 лет; подготовительная — 6 — 7 (8) лет.
Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств.
В специализированном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные.
В диагностическом блоке задач ведущей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях, с одной стороны, уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а, с другой — разработки индивидуальной программы развития ребенка.
Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств.
Руководит данным учреждением заведующий (директор детского дома), который направляет и координирует работу сотрудников, контролирует деятельность своего учреждения с учетом его специфики, руководствуясь образовательной программой развития своего учреждения.
В штате дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта имеется должность старший воспитатель. Он организует весь педагогический процесс в учреждении, осуществляет повседневное руководство и контроль за коррекционно-педагогической работой с детьми.
В специализированном дошкольном учреждении ведутся как групповые, так и подгрупповые и индивидуальные виды работы с детьми. В каждой группе специализированного детского сада для детей с нарушениями интеллекта занятия проводятся учителем-дефектологом, воспитателями, логопедом, психологом и специалистами по музыкальному и физическому воспитанию.
В зависимости от возрастной группы количество занятий, их продолжительность, а также их виды варьируются на разных годах пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Это положение относится как к занятиям учителя-дефектолога, так и воспитателя. Продолжительность занятий учителя-дефектолога и воспитателя в младшей группе 20 — 30 мин., в старшей — 30 — 40 мин.
Воспитатель специализированного дошкольного учреждения отвечает за жизнь вверенных ему детей. Охрана жизни и здоровья детей является центральной задачей деятельности воспитателя.
Учебная нагрузка учителя-дефектолога — 20 часов в неделю, которые он проводит непосредственно на своем рабочем месте. В течение рабочего дня учитель-дефектолог проводит 4 подгрупповых занятия (2 подгруппы по 2 занятия в день), 4 — 6 индивидуальных занятий. Каждый ребенок должен посетить не менее трех индивидуальных занятий в неделю у учителя-дефектолога.
Кроме того, необходимо предусмотреть время для изучения деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, при выполнении режимных моментов, в ходе проведения музыкальных, физкультурных занятий, на праздниках и утренниках. Дефектолог должен проводить работу с воспитателями по использованию индивидуальных подходов к каждому ребенку как в самостоятельной, так и в организованной деятельности. Дефектолог совместно с воспитателем планирует проведение целенаправленных наблюдений, проведение экскурсий, организацию досугов и праздников.
Учитель-дефектолог ведет следующую документацию:
· личное дело каждого ребенка, которое включает в себя: заключение по результатам первичного психолого-педагогического обследования психического развития ребенка (приложение 3) и учет динамики развития ребенка, отражаемой в анализе результатов коррекционно-развивающего обучения два раза в год — январь, июнь;
· перспективный план работы с детьми своей возрастной группы по всем видам занятий, которые им проводятся;
· календарный план работы с детьми по всем занятиям;
· индивидуальная программа развития ребенка;
· планы индивидуальных занятий с детьми;
· аналитический отчет о результатах коррекционно-развивающего обучения в своей группе за учебный год:
· методическая тетрадь (отражающая посещения дефектологом открытых занятий, семинаров, педсоветов и темы выступлений на различных педагогических мероприятиях) .
Музыкальный руководитель специализированного дошкольного учреждения проводит занятия по музыкальному воспитанию и развитию ритмических способностей, а также организует подготовку и проведение детских утренников, праздников, досугов, отражающих национальные и общекультурные традиции своего народа.
В тех случаях, когда в учреждении имеется должность инструктора по физич ескому воспитанию, создаются условия для более интенсивной деятельности по совершенствованию физического развития и здоровья детей.
Учитель-логопед специализированного дошкольного учреждения проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции речевых нарушений у детей. Каждый ребенок должен посетить индивидуальные логопедические занятия не менее 3 раз в неделю.
В обязанности логопеда специализированного дошкольного учреждения входит изучение состояния речевой деятельности воспитанников, ее связи с другими видами психической деятельности ребенка, разработка программы индивидуального речевого развития каждого ребенка в группе.
Учитель-логопед в учреждении для детей с нарушением интеллекта проводит индивидуальные и подгрупповые_занятия по коррекции речевого развития у детей. С детьми до 5 лет проводятся только индивидуальные занятия, в старшей и подготовительной группах целесообразно проводить подгрупповые занятия, наполняемость подгруппы при этом может варьироваться.
Педагог-психолог дошкольного учреждения проводит индивидуальные и групповые занятия. Он же осуществляет психологическую поддержку ребенка в течение адаптационного периода и оказывает квалифицированную помощь ребенку и членам его семьи в кризисных ситуациях.
Взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения строится на основе индивидуальной программы обучения, разработанной для каждого воспитанника детского учреждения. В соответствии с такой программой четко определяются индивидуальные особенности ребенка, его потенциальные возможности и потребности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|