Сделай Сам Свою Работу на 5

Вместе проводить подготовку ко всем детским праздникам и развлечениям и участвовать в их проведении.

Детские утренники, праздничные и тематические, являются итогом всей коррекционногвоспитательной работы с детьми за данный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педаго­гический коллектив группы совместно с музыкальным руково­дителем.

4. Проводить работу с родителями.Учитель-дефектолог и вос­питатели рассказывают родителям о ребенке, делая акцент на положительных его возможностях, дают рекомендации по прове­дению режима дня дома, по оформлению игрового уголока, по общению, играм. Все рекомендации должны быть хорошо про­думаны и согласованы между педагогами.

Рассмотрим подробно совместную деятельность учителя-де­фектолога и воспитателей. Мы уже ознакомились с особенно­стями психического развития умственно отсталых дошкольни­ков и знаем, их типичные, характерные для всех отклонения, первичные и вторичные дефекты, которые требуют коррекции. Но мы знаем также, что каждый ребенок развивается по-своему, имеет свою индивидуальную структуру нарушений. Кроме того, у детей, поступающих в детский сад, разный уровень подготов­ки, так как они воспитывались в равных условиях. Поэтому учи теля-дефектологи и воспитатели должны владеть методами изу­чения детей.

Планирование:Содержание обучения в специализированном дошкольном уч­реждении определяется программой воспитания и обучения умст­венно отсталых детей в дошкольном возрасте. В основу програм­мы положены сложившиеся представления о структуре дефекта умственно отсталого ребенка, где ведущим является нарушение интеллектуальной деятельности.

Задачи специализированного дошкольного обучения в основ­ном совпадают с задачами дошкольного воспитания и обучения детей в норме. В соответствии с этим все основные разделы про­граммы специализированных дошкольных учреждений соответ­ствуют тем, которые имеются в программе дошкольных учреж­дений общеообразовательного типа.

Однако очень важно при этом подчеркнуть, что содержание каждого раздела является специфическим. При отборе содержа­ния обучения учитываются замедленный темп развития, откло­нения в физическом и психическом развитии воспитанников. В содержание работы вводятся не только общие, возрастные, но и коррекционные задачи. Поэтому не следует автоматически пе­реносить в занятия с умственно отсталыми детьми содержание программы детских садов общеобразовательного типа.



При отборе содержания для проведения занятий, как фрон-тальних, так и индивидуальных, педагоги и воспитатели долж­ны, опираясь на программу специализированного детского сада, учитывать год обучения, уровень развития и возможности детей.

Планируя занятия с подгруппой, в которую входят дети с ме­нее выраженной интеллектуальной недостаточностью, педагог должен сделать содержание занятий более насыщенным, чем с детьми второй подгруппы, в которой находятся дети с более вы­раженной умственной недостатоностью.

Особенно внимательным следует быть при отборе содержа­ния индивидуальных занятий.

Хотя известна типичная структура нарушений ребенка', стра­дающего олигофренией в степени дебилъности, в каждом инди­видуальном случае она несколько видоизменяется. Так, у одного

ребенка, кроме познавательной деятельности, резко страдает моторика, у другого — внимание, способность к подражанию, у третьего отсутствует практическая деятельность. Следовательно, при работе с первым ребенком нужно отбирать задания, дающие возможность повседневно и последовательно развивать моторику (крупную и мелкую), во втором случае — в каждое занятие вклю­чать упражнения, развивающие внимание, учить ребенка подра­жать действиям взрослого. В третьем случае на первый план ста­вится работа над формированием практической деятельности.

Поскольку умственно отсталые дети развиваются замедленно без коррекционного обучения, каждый такой ребенок обязатель­но должен пройти последовательно сначала программу первого года обучения, затем второго и т.д., независимо от того, в каком возрасте он поступил в специализированное дошкольное учреж­дение. При этом темп прохождения программы должен изме­няться: если дети поступают в учреждение на шестом году жиз­ни, то за один год нужно пройти

программу первого и второго годов обучения.

 

48. особенности организации психологической помощи детям- олигофренам в условиях специального дошкольного учереждения. Проблема психологической готовности умственно отсталого ребенка к обучению в школе. Проблемы психю готовности - П.Г. к О. в школе рассм-ся в психол-гии как комплексная хар-ка реб-ка, в кот. раскрыв-ся его псих-ие кач-ва.. Осн-ми компонентами П.Г. к школе яв-ся: умственная, мотивационная, ЭВ гот-ть, гот-ть к общению со сверст-и и учителем. Реш-я роль в подготовке к школе принадлежит соц-й среде, условиям В. и О. При этом В. и О. носит R-ий хар-р. .Подготовка уо детей к школе:Готовность к школьному обуч.включает в себя необходимый уровень физ-го и псих-го развития реб-ка,а т.ж. приобретение им определенной суммы знаний.Подготавка уо детей к школе осущ-ся в спец.дош-х учреждениях.Реб-к должен владеть навыками самообслуживания для того чтобы реб-к вошел в новый режим,вклю-ся в новую Дея-ть,важной предпосылкой явл-ся организация и темп дея-ти. Ребенок должен уметь вовремя включаться в работу,уметь переключаться с одного задания на другое Все это фор-ся в спец.дош-ом учреж. В процессе обуч.и воспит.Другой необходимой препосылкой к усвоению школ-ой программы явл-ся наличие у уо отсталого реб-ка элементар.позноват.интересов и позноват.активности.Педагоги и воспитатели должны всегда помнить,что в дош-ом образов.учреждении должен быть нор-ый эмоц.климат.Полож.эмоц.фон необходим для правельного развит.лич-ти реб-ка. Еще одним условием необходимым для того чтобы обеспечить подготовку к школе ,оказы-ся ситуация успеха.Чтобы реб-к хотел занематься каким либо видом дея-ти она должна приносить ему удовлетворение. Большое значение будет иметь и сформирован.в дош-ом воз-те общие интелектуальн.умения,позволяющие реб-ку не только реализовать полученные в дош.учрежден.знания,умения и навыки,но и успешно приобретать новые

Специализированные (коррекционные) детские сады и специализированные детские дома имеются во всех регионах страны и составляют важную часть системы специального образования РФ.

В структуре специализированного дошкольного учреждения системы Министерства образования и науки РФ предусматриваются разные возрастные группы: младшая группа предназначена для детей 3 — 4 лет; средняя — 4 — 5 лет; старшая — 5 — 6 лет; подготовительная — 6 — 7 (8) лет.

Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потен­циала ребенка, формирование его пози­тивных личностных качеств.

В специализированном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, образова­тельные, коррекционно-развивающие и воспитательные.

В диагностическом блоке задач веду­щей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изу­чения ребенка в целях, с одной стороны, уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а, с другой — разработки индивидуальной программы развития ре­бенка.

Блок образовательных задач направ­лен на обучение детей способам усвое­ния общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирова­ние всех видов детской деятельности, ха­рактерных для каждого возрастного пе­риода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных осо­бенностей и возможностей каждого ре­бенка.

Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ре­бенка, на преодоление и предупреждение у воспитанников дет­ского сада вторичных отклонений в раз­витии их познавательной сферы, поведе­ния и личностных ориентиров.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автоно­мии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельнос­ти и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных лич­ностных качеств.

Руководит данным учреждением заве­дующий (директор детского дома), ко­торый направляет и координирует рабо­ту сотрудников, контролирует деятельность своего учреждения с учетом его специфики, руководствуясь образова­тельной программой развития своего уч­реждения.

В штате дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта имеется должность старший воспитатель. Он организует весь педагогический процесс в учреждении, осуществляет повседнев­ное руководство и контроль за коррекционно-педагогической работой с детьми.

В специализированном дошкольном учреждении ведутся как групповые, так и подгрупповые и индивидуальные виды работы с детьми. В каждой группе специализированно­го детского сада для детей с нарушения­ми интеллекта занятия проводятся учителем-дефектологом, воспитателями, лого­педом, психологом и специалистами по музыкальному и физическому воспита­нию.

В зависимости от возрастной группы количество занятий, их продолжитель­ность, а также их виды варьируются на разных годах пребывания ребенка в до­школьном учреждении. Это положение относится как к занятиям учителя-дефектолога, так и воспитателя. Продолжи­тельность занятий учителя-дефектолога и воспитателя в младшей группе 20 — 30 мин., в старшей — 30 — 40 мин.

Воспитатель специализированного дошкольного учреждения отвечает за жизнь вверенных ему детей. Охрана жиз­ни и здоровья детей является централь­ной задачей деятельности воспитателя.

Учебная нагрузка учителя-дефектоло­га — 20 часов в неделю, которые он про­водит непосредственно на своем рабочем месте. В течение рабочего дня учитель-дефектолог проводит 4 подгрупповых за­нятия (2 подгруппы по 2 занятия в день), 4 — 6 индивидуальных занятий. Каждый ребенок должен посетить не менее трех индивидуальных занятий в неделю у учителя-дефектолога.

Кроме то­го, необходимо предусмотреть время для изучения деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, при выполнении режимных моментов, в ходе проведения музыкальных, физкультур­ных занятий, на праздниках и утренни­ках. Дефектолог должен проводить рабо­ту с воспитателями по использованию индивидуальных подходов к каждому ре­бенку как в самостоятельной, так и в ор­ганизованной деятельности. Дефектолог совместно с воспитателем планирует проведение целенаправленных наблюде­ний, проведение экскурсий, организа­цию досугов и праздников.

Учитель-дефектолог ведет следующую документацию:

· личное дело каждого ребенка, которое включает в себя: заключение по результатам первичного психолого-педагогиче­ского обследования психического разви­тия ребенка (приложение 3) и учет дина­мики развития ребенка, отражаемой в анализе результатов коррекционно-развивающего обучения два раза в год — ян­варь, июнь;

· перспективный план работы с детьми своей возрастной группы по всем видам занятий, которые им проводятся;

· календарный план работы с детьми по всем занятиям;

· индивидуальная программа развития ребенка;

· планы индивидуальных занятий с де­тьми;

· аналитический отчет о результатах коррекционно-развивающего обучения в своей группе за учебный год:

· методическая тетрадь (отражающая посещения дефектологом открытых за­нятий, семинаров, педсоветов и темы вы­ступлений на различных педагогических мероприятиях) .

Музыкальный руководитель специ­ализированного дошкольного учрежде­ния проводит занятия по музыкальному воспитанию и развитию ритмических способностей, а также организует подго­товку и проведение детских утренников, праздников, досугов, отражающих наци­ональные и общекультурные традиции своего народа.

В тех случаях, когда в учреждении имеется должность инструктора по физич ескому воспитанию, создаются условия для более интенсивной деятельности по совершенствованию физического развития и здоровья детей.

Учитель-логопед специализирован­ного дошкольного учреждения проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции речевых нарушений у де­тей. Каждый ребенок должен посетить индивидуальные логопедические занятия не менее 3 раз в неделю.

В обязанности логопеда специализи­рованного дошкольного учреждения вхо­дит изучение состояния речевой деятель­ности воспитанников, ее связи с другими видами психической деятельности ре­бенка, разработка программы индивиду­ального речевого развития каждого ре­бенка в группе.

Учитель-логопед в учреждении для де­тей с нарушением интеллекта проводит индивидуальные и подгрупповые_занятия по коррекции речевого развития у детей. С детьми до 5 лет проводятся только ин­дивидуальные занятия, в старшей и под­готовительной группах целесообразно проводить подгрупповые занятия, наполняемость подгруппы при этом может ва­рьироваться.

Педагог-психолог дошкольного уч­реждения проводит индивидуальные и групповые занятия. Он же осуществляет психологическую поддержку ребенка в течение адаптационного периода и ока­зывает квалифицированную помощь ре­бенку и членам его семьи в кризисных ситуациях.

Взаимодействие всех специалистов дошкольного учреждения строится на основе индивидуальной программы обуче­ния, разработанной для каждого воспи­танника детского учреждения. В соответ­ствии с такой программой четко опреде­ляются индивидуальные особенности ре­бенка, его потенциальные возможности и потребности.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.