Психолого-пед-ая обуч. детей с наруш.функ.ода.
Срук-ра деф-ов при Дцп включает в себя спцифич.отклонения в псих. р-ии.Для детей с ДЦП характерна своеобразная аномалия псих. р-ия,обусловленная ранним органическим пораженим головного мозга и различными двигательными речевыми и сенсорными дефектами.Аномалии р-ия психики включают нарушения формирования познавательной д-ти – ЭВС и личности.Структура интеллектуального дефекта при ДЦП характеризуется рядом специфических особенностей-1Неравномарный сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире.2Неравномерный дисгармонический хар-р интеллектуальной недостаточности, т.е. нарушение одних Интел-х ф-ий, задержка р-ия других и сохранность третьих.3Выраженность психоорганических проявлений – замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения с одного вида д-ти на другой.Основным нарушением познав-ой д-ти яв-ся ЗПР.У детей с ДЦП своеобразная структура лич-ти.Лич-ная незрелость проявляется в наивности суждений слабой ориентировки бытовых и практических вопросов.Трудности соц-ой адаптации способствуют формированию таких черт л-ти как робость,застенчивость,неумение постоять за свои интересы.Психолго-пед-ая хар-ка:1 Спастическая диплегия – самая распространенная форма ДЦП.Характерной особенностью яв-ся тетропарез т.е. паралич верхних и нижних конечностей,резко повышен тонус мышц в нижних конечностях.У 20-30% наблюдаются гиперкинезы(непроизвольные насильственные движения), у детей часто наблюдается вторичная задержка развития.Три степени тяжести-1тяжелая-дети самостоятельно не передвигаются или с помощью костылей.2средняя-передвигается самостоятелтно,но с дефектной осанкой.3Легкая –неловкость,замедление темпа движения. 2.Гемипареитч.форма-хар-ся порожен.одноврем.рук и ног;паралич одной стороны тела,причем руки поражаются больше чем ноги.Реч.наруш.-мотор.аллалия,дислексия,дисграфия.Выделяют три степени тяжести:1Тяжелая-наруш.тонуса мышц по типу спастичности и ригидности верхних и нижних конечностей.Уменьшены кисть,стопа и лопатка.
2Средняя-функция верхних конеч.значительна нарушена,но реб-к может брать пред-ты рукой.Дети нач-ют ходить в 1.5-2года. 3.гиперкинетическ.форма-повреждены подкорковые отделы г.м.Характ-но наличие гиперкинезов(насильст.движен.)и наруш.тонуса мышц.Дети сам-но нач-ет самос-но ходить с 4-7лет.это благоприят.форма в отнош-ия обуч.и соц-ой адаптации.Прогноз зависит от степени тяжести двигат.функций. 4.Двойная гемиплегия-самая тяжелая .Наб-ся тотальное поражение ЦНС или г.м.Повреж-ся все четыре конечности в равной степени,развит.двигат.функций затруднено,наруш.мыш-го тонуса по типу ригидности.Дети не овладевают навыками сидения ,стояния,ходьбы.Наличие уо умеренной и тяжелой степени.грубые речевые наруш.Эта форма сочит-ся с микроцифалией.прогноз крайне неблагоприятен.Диагноз указ-ет на полную инвалидность реб-ка.5.Астонич-ки-астотич.-повреж-ся мозжечок и лобные отделы.Хар-ся парезами низким мыш-ым тонусом,наруш.координац.движений и равновесием.Начинают сидеть к 1-2годам,самост-но ходить с 6-9лет. Движение при захвате пред-та недеференциров.,неточны,неловки.Речевые нар-ия мозжечковая дизартрия,алалия,задерж.реч-го развития.Может встреч-ся наруш-е интеллекта в степени дибильности,Имеет благоприят.прогноз .6.смешанная- сочитание всех выше перечисленных.
30. организ.корр-но – педагогич.и мед.помощи детям с нар.функций ОДА. Особенности построения кор-пед. Процесса, общеразвивающ.и коррек.задачи.основная цель работы оказание мед.,пед-ой,соц-ой помощи на основе чего происходит повышение соц-ой активности, развития самостоятельности,самоорганизации и оказываемая помощь носит комплексный хар-р. Обязательным условием явл-ся согласованность в работе всех специалистов.1.медикаментозное лечение,применение различных видов массажа,ЛФК, оказание артопедич.помощи и проведение физиотерапевтич.процедур.2.ранняя диагностика ДЦП.На основе проведенной диагностикевозможно выявить и определить патологию двигат.развития реб-ка и определить влияние двигательное нарушение на психич.развитие реб-ка.коррек-ая работа проводится с учетом ведущих видов Дея-ти.3.соблюдение правильного режима дня,что позволяет организовать коррекц.занятияс разными специалистами,положительно влияет на формир-ие эмоционально-волевой сферы.4.необходимо тесное взаимодействие специалистов учрежд. с родителями.
В основе раб-ты по оказанию помощи детям с ДЦП лежит принцип ранней диагностики и коррекции. Причем ранняя коррекц.подразумевает оказание лечебной и психолого-пед-ой помощи детям. Работа на начальном этапе должна начинаться с родильного дома или поликлиники.Помощь дети могут получить в поликлин.,спец.саноториях,яслях-интернатах,доме-реб-ка, различн.реабилитационных центрах. Эти центры сущ-ют в Москве,Питере и др. крупных городах. Распредел.занятий в спей.учреждениях происходит след.образом.:1.занятия по развит.позноват.дея-ти осущ-ся учителем дефектологом.2.воспитатель проводит работу по формир. Навыков самообслужив.,организует Дея-ть детей вне занятий и организовывает прогулки.
Деф-г и воспитатель распредел. м/д собой следующие занятия:1изобразит.деят-ть-деф-г развивает сенсорное воспит.,а воспитатель учит приемам рисования.2развит.предмет. и игровой дея-ти-воспитатель работает по рекоменд.дефек-га.3развитие речи и ознакомление с окруж.миром-деф-г проводит работу по формир.предпосылок речи и работу по профелак.речев.наруш.4труд.вос-ие-больше занятий проводит воспитат.,но деф-г тоже принимает участие.
Основные задачи псих.помощи: устранение вторичных личностных нарушений котор.возникают как реакция на физич.дефект,на длительное пребывание в стационаре либо на хирургическое вмещательство.Педагогич.помощь оказыв-ся в образоват.учрежд.,спец.дош-х и школьных учрежден.В яслях,садах,дет.домах.
Коррекционно-пед.задачи:1развитие реч.общенияс окружающими.2Расширение знаний и. представлений об окруж.мире .3Совершенствование сенсорных функций.4Формиров.пространствен.и временных представлений и раз-ие кинестетического восприятия.5Развитие основных псих.процессов.6Формиров.элементарн.матем.представлений.7Подготовка руки к овладению письма.8Воспитание навыков самообслуж.и культурно-гигиенич.навыков.9Подготовка к школьному обучению.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в младенческом возрасте (в доречевой период)являются:
развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым, включения'ребенка в практическое сотрудничество со взрослым);
нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, тонических нарушений типа ригидности). Развитие подвижности органов артикуляции;
стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов);
коррекция кормления (сосания, глотания, жевания). Стимуляция рефлексов орального автоматизма (в первые месяцы жизни — до 3 мес.), подавление оральных автоматизмов (после 3-х мес.);
развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания);
развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка); формирование движений руки и действий с предметами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно-моторной координации; развитие хватательной функции рук; развитие манипулятивной функции — неспецифических и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук);
формирование подготовительных этапов понимания речи.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрастеявляются:
формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;
формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации);
развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова);
стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия);
формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрастеявляются:
развитие игровой деятельности;
развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);
формирование математических представлений;
развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;
воспитание навыков самообслуживания и гигиены;
подготовка к школе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|