Сделай Сам Свою Работу на 5

Полиморфность группы детей с расстройствами эмоц-вол сферы. Синдром РДА как специфическое нарушение развития, его полиэтиологический характер, симптоматика РДА.





Эмоциональные нарушения: дисгармоничное психическое развитие (неврозы, психопатии). Эмоциональные расстройства, обусловленные фобиями. Эмоц растр, обусловленные сиблинговым соперничеством. Эмоц расстройства, обусловленные РДА.

РДА – особая патология ЦНС, которая характеризуется 1. уходом в себя 2. неумением налаживать контакт 3. специфическим интеллектуальным и речевым развитием. Описан Каннером в 1943. Формируется синдром к 2,5-3 годам. Причины РДА недостаточно ясны. Общепринятой считается роль генетических факторов. Наиболее вероятным считается мультифакторный механизм передачи РДА. Это означает, что генный комплекс обеспечивает передачу не саму патологию, а предрасположенность к ее развитию и реализуется при наличии провоцирующего фактора, кот м/б экзогенным (внешним – травма, инфекция, интоксикация, психотравма), и эндогенными (внутренние – возрастной кризис, конституциональные особеннсости).

Органическое поражение ЦНС рассматривается в связи с этиологией РДА уже 50 лет. У большинства д с РДА при внимательном обследовании обнаруживаются признаки поражения ЦНС.

Психогенный фактор рассматривается в США и ЗападЕ в рамках психоаналитического подхода. По их представлениям психогенный фактор м/б 1. манифестным для любых форм РДА.2. вносит вклад в образование третичных образований РДА(невротические расстройства). 3. является следствием депривационного психического развития при сенсорных нарушениях. Беттельлейм



Эндокринные причины описывают, когда рассматривают аутизм как шизофреническое расстройство при кот наблюдается нарушение гормонального порядка.

Аутоиммунные причины. Организм вырабатывает антитела к клеткам собственного происхождения (в частности к клеткам ГМ).

Лебединский. Аутизм – это отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешнее воздействие, пассивность или ранимость в контактах с окр средой.

Каннер. Симптомы РДА: 1. Аутизм с аутистическими переживаниями. Никольская определила это как экстремальное одиночество. Степень проявления М/б различной. Проявляется в трудностях установления глазного контакта, взаимодействия с другими, выражение св состояния и понимания других. 2. Стереотипность поведения с элементами одержимости и спецификой двигательной сферы. Связано со стремлением сохр постоянство привычных условий жизни. Феномен тождества- стремление поддерживать и сохранять неизменность окружающей обстановки. Особенности в моторной сфере: однообразность движений действий(потряхивание руками, раскачивание и тд), в сенсорной сфере(пристрастие к одним и тем же предметам), в речевой деятельности (повторение одних и тех же Зв, слов, фраз), в интеллектуальной сфере (стереотипные интересы).3. Своеобразие нарушения речи. 3 направления: а) задержка реч развития – особенно коммуникативной функции, у 1/3 вплоть до ее отсутствия; б) относительно нормальное реч развитие с большим количеством особенностей в) ускоренный темп реч развития, но после трех лет наблюдается регресс.



Элективный мутизм – не м/т говорить в присутствии других; Эхолалии – бессмысленное, буквальное отсроченное повторение речи; Штампы – осмысленное воспроизведение какой-то фразы или слова, кот остается неизменной.

Негативизм, страхи, агрессия, Самоагрессия.

Выд 4 гр аутичных д. В основе классифик лежат особенности функционирования уровней базальной си аффективной организации поведения и в каждой гр возможны проявления симптомов гиперфункционирования соот уравня. 1. полная отрешенность от окр мира 2. активное отвержение окр мира 3. захваченность аутичными интересами 4. чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с окр миром. 1группа. Для д хар-но отсутствие речи (2/3 мутизм, 1/3 недостаточная реч активность) и невозможность орг поведение ребенка. С д нет глазного контакта, невозможно добиться ответной улыбки. Д не обращаются к род не с жалобами не с просьбами, не проявляют эмоций. 2ая группа. Эти д более активны и более ранимы в контактах с окр миром. Для д ха-на повещенная избирательность контактом с миром и непринятие тех впечатлений, кот вызывают неприятные ощущения. 3-я гр. Д ха-ся неуправляемым поведением. Их называют д – экстремалы. Д все делают наоборот. Сверх захвачены св стереотипными интересами и контактами с миром. 4-я гр. По уровню развития наиболее благоприятны. М/т обучаться в массовых шк, но по индивидуальным программам. Для них ха-на повышенная ранимость, тормозимостью контактов со средой, неразвитость высоких форм общения, трудности орг поведения ребенка. Внешне это физ хрупкие, быстроутомляенмые дети, часто на лице выражение страха, тревоги. Речь замедленна, в ней присутствуют эхолалии, но практически нет штампов.



 

50. Уровни эмоциональной регуляцииповедения в детском возрасте и психологическая классификация РДА.

Базовая аффективная регуляция человека представлена авто­рами в виде структуры, состоящей из четырех основных уровней.

1. Уровень полевой реактивности (в онтогенезе появляется третим, в начале 2г.жизни).

2. Уровень аффективных стереотипов.(появляется первым, на 1мес.жизни)

3. Уровень аффективной экспансии(появляется четвертым)

4. Уровень аффективного (эмоционального) контроля(появляется вторым)

Первый — уровень полевой реактивности исходно связан с наи­более примитивными, пассивными формами психической адапта­ции ребенка. Аффективные переживания на этом уровне еще не содержат положительной или отрицательной оценки, они связа­ны лишь с общим ощущением комфорта или дискомфорта. Этот Уровень является базальным в адаптации ребенка к миру. Задача этого уровня — организация аффективной преднастройки ребенка к активному контакту с окружающим миром. 'у ребенка начинают формироваться собственные при­емы стабилизации аффективной жизни (душевного равновесия). В более старшем возрасте у ребенка и у взрослых этот уровень выполняет фоновые функции в осуществлении эмоционально-смысловой адаптации к окружающему. Он обеспечивает тониче­скую реакцию аффективных процессов. При гипофункции первого уровня отмечается чувствительность ребенка к интенсивности изменений в процессе контакта и взаимодействия с другими людьми, к изменениям в расположении окружающих объектов в процессе освоения им жизненного пространства, к интенсивности сенсорных впечатлений. Особенности поведения: —убоится новых впечатлений; перепады в настроении; любит играть один. При гиперфункции первого уровня: Ребенок не испытывает дискомфорта при интенсивных изменениях во время взаимодействия и общения с другими, не реагирует отрицательно на интенсивное измене­ние объектов в окружающем мире во время освоения пространства, любит частые перемены во внешних обстоятельствах; с трудом усваивает правила поведения, не стремится их выполнить; постоянно повышенное настроение. Второй — уровень аффективных стереотипов играет важней­шую роль в регуляции поведения ребенка первых месяцев жизни, в отработке его приспособительных реакций — пищевых, оборо­нительных, установления физического контакта с матерью-На этом уровне происходит углубление аффективного контакта со средой. Одной из задач этого уровня является регуляция процесса удовлетворения витальньных потребностей. Уровень аффективных стереотипов устанавливает контроль за функциями организма. Важной характеристикой этого уровня является непереноси­мость, неприятие впечатлений, связанных с изменениями условий жизни. Именно на этом уровне закладываются основы формирования индивидуальности человека. Типом поведения, характерным для этого уровня аффективной адаптации, являются стереотипные реакции. Аффективные стерео­типы можно рассматривать как необходимый фон для обеспечения самых сложных форм поведения человека. при гипофункции второго уровня ребенок чрезмерно чувствителен к качеству сенсорных впечатлений и собственному соматическому состоянию. испытывает дискомфорт в нестабильных, меняющихся обстоятельствах: Ребенок испытывает трудности и дискомфорт во взаимо­действии и общении с другими людьми, часто имеет пониженное настроение. При гиперфункции второго уровня Особое влечение ребенка к разнообразным сенсорным впечатлениям и затруднения в оценке собственных физиологических потребностей, Проблемы в процессе взаимодействия и общения с другими людьми, нетерпелив, ригиден; склонен к стереотипным аффективным реакциям при давлении со стороны других. тот уровень, так же как и первый, способствует стабилизации аффективной жизни человека. уровень аффективной экспансии — является следующей ступенью эмоционального контакта человека со средой. Его механизмы по­степенно начинают осваиваться ребенком на втором полугодии жизни и способствуют формированию активной адаптации к новым условиям. Аффективные переживания третьего уровня связаны не с самим удовлетворением потребности, как это было на втором уровне, а с достижением желаемого. Приспособительной, смысловой задачей этого уровня является овладение неизвестной (следовательно, опасной) ситуацией; поиск путей преодоления трудностей; получение положительных тонизирующих переживаний, если преодоление удалось. Этот уровень позволяет ребенку адекватно оценивать свои силы в столкновении с препятствием, Информацию о границах собственных возможностей. Аффективные переживания этого уровня отличаются большой силой и на­пряженностью. При гипофункции третьего уровня Ребенок испытывает значительные затруднения в решении проблемных ситуаций. Испытывает затруднения в общении и взаимодействии с другими людьми, испытывает чрезмерную чувствительность к оценке отрицательных впечатлений; может быть боязлив;неуверен в себе, имеет неадекватную самооценку. При гиперфункции Ребенок затрудняется в понимании смысла взаимодействия; легко вступает в контакт, но к эмоциональному взаимодействию не стремится; проявляет кратковременную заинтересованность в заданиях; легко заражается состоянием другого человека, склонен к вранью, бродяжничеству; стремится к опасным, рискованным поступка. уровень эмоционального контроля (высший уровень системы базальной эмоциональной регуляции) формируется на основе субординации, взаимодополнения и социализации всех .предыдущих уровней. Смысловой задачей этого уровня является налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми: формирование правил, норм взаимодействия с ними. С помощью этого уровня обеспечивается контроль социума над индивидуальной аффективной жизнью, она приводится в соответствие с требованиями и нуждами окружающих. Значимыми сигналами становятся лицо человека, его мимика, взгляд, голос, интонация, прикосновение, жестакая ориентировка позволяет оценить возможные эмоциональные Последствия собственного поступка. Этот уровень реально опирается на аффективный опыт других людей стабильно обеспечивает адекватную реакцию на их оценку, и это является основой для возникновения эмоционального контроля че­ловека над своим поведением. создаются предпо­сылки развития самооценки. При'гипофункции четвертого уровня :Ребенок испытывает трудности в коммуникации и чрезмер­ную зависимость от эмоциональной оценки других людей, внушаем; мнителен; излишне зависим от принятых им норм поведения; При гиперфункции четвертого уровня:Ребенок чувствует чрезмерную потребность в эмоциональном общении с людьми: несамостоятелен, часто труслив; слепо подчиняется правилам. 5 уровень: символической регуляции эмоц.процессов. Обусловлен не аффектом, а интеллектом р-ка и яв-ся завершающим звеном системы регуляции поведения. При нормальном развитии появление 5 уровня способствует снижению нагрузки на базальные уровни, т.к.позволяет обобщать эмоц. Опыт и строить свое поведение т.о., чтобы избежать столкновения с травмирующими ситуациями. У р-ка появляется замещающий характер используемых им образов.

1)в раннем воз-те дети поражают своим внимательным взглядом и осмысленным выражением лица.реб-к спокоен пассивно подчиняется всем режимным моментам.дети рано начинают реагировать на лицо взрослого,отвечать улыбкой на улыбку.,но никогда не требует активного контакта.дети не пользуются активно игрушками,не стремятся взять что-то в руки,но уже на первом году жизни у них появ-ся интерес к книгам.рано отмечается особые очарованность светом,движением-бликами.(боятся собсвенной тени).после освоением навыками ходьбы родители отмечают,что дети становятся неуравнрвешанными.у детей невозмож-но развить не бытовые,не игровые,не речевые навыки.(мутиз,отказ от речи)2уровень дети по сравнению с первой группой требуют большего ухода и внимания.они более активны,требовательны в выражении в своих желаний. Неподчиняются всем режимным моментам и вскоре начинают диктовать свои порядки,активно отвергают требования ,при данном развитии родители вынуждены придерживаться стереотипов взаимодействия с окруж.миром.такие дети очень чутко относятся к соблюдению режима со всеми мельчайшими подробностями.наруш.стериотип.привычек сопастовимо для него с реальной угрозой для жизни. У детей может формир-ся достаточно сложные ритуалы.до 1го года может наб-ся повышенный интерес к цвету,форме,фактуре окруж.пред-ов.на 3ем году жизни хорошо запоминают ,показывают буквы,цифры,страны на карте мира. 3уровень: у детей на первом году жизни хар-на сенсорная ранимость. В первые годы жизни дети пассивны,беспокойны,с трудом засыпают,у детей отмечаются соматич.проблемы.дети чувствуют дискомфорт, на руках крутятся. Рано выделяют близких и привязываются к матери.много читают,переживания реб-ка носят развернутый хар-р и имеют некоторый сюжет поэтому у этих детей достаточно рано поя-ся сложная речь,которая необходима для проигрывания таких стереотипных сюжетов их речевой фантазии которые заменяют их реальную жизнь. Речь активно использ-ся и для развития др.форм аутостимуляции(дразнит провоцирует на отрицательную реакцию близкий),использует в речи плохие слова.проигрывает в речи соц-но неприемлемые ситуации,ускоренное интеллектуальное развитие. 4уровень: легкий вариант.раннее аффективное раз-ие у этих детей в большей степени приближено к норме. Наблюдается небольшая задержка моторного развития, выраженная задержкой в речевом развитии. Вялые апатичные плаксивые,мышечный тонус снижен,слабые реакции.рано выделяют мать и близких ему людей. У реб-ка своевременно появ-ся и выраж-ся боязнь чужого человека, хар-на реакция испуга на неадекватное выражение лица взр-х,неожиданное поведение сверстника.детей очень трудно отвлечь.перключить,отвергают помощь со стороны взр-х.на 2-3ем году жизни у детей появляется медлительность,неуверенность и констатируется задерж.в речевом развитии. Задетж.связана с развитием речи с отставанием тенденции и произвольному подрожанию.у детей в тоже время наб-ся эхолалии.достаточно длительно употребляют в отношении себя женский род. При попытки втянуть в Дея-ть возникает негативизм. Если удается организовать Дея-ть то очень быстро истощаются. Реб-к очень долго может заниматься какими либо манипуляциями. В состоянии стресса реб-к ведет себя крайне неадекватно,что приводит к ухудшению соматического состояния,обостряет хронические заболевания,и временной задержке в речевом и моторном развитии.

51. Особенности псих. и соц-го развит. при РДА:сниж.жизннего тонуса и порога аффектив-го дискомфорта,спецеф.нар-ия развития восприятия, речи, мышления, поведения.В целом псих.развит.при РДАсвойственна неравномерность. Одним из главных патогенных факторов,обуславливающих развитие личности по аутическому типу, является снижение общего жизненного тонуса. Это проявляется прежде всего в ситуациях, требующих активного,изберательного поведения. Восприятие:к первым признакам необычности поведения детей с РДА которые замечаются родителями, относятся парадоксальные реакции на сенсорные стимулы, проявляющиеся уже на первом году жизни.У части детей реакция на новизну,например изменение на освещение, необычайно сильная. Многие дети наоборот яркими предметами заинтересовались слабо, у них также не отмечалось реакции испуга и страха на внезапные и сильные звуковые раздрожители,и вместе с тем у них отмечали повышенную чувствительность к слабым раздрожителям:дети просыпались от едва слышного шуршания и т.д. в восприятии реб-ка с РДА отмечаются также нарушения ориентировки в пространстве,искажение целостной картины реального предметного мира.Для них важен не предмет в целом,а отдельные его сенсорные качества,они повышенно чувствительны к запахам. Речь:у детей с РДА отмечается отношение к речевым действиям.При восприятии речи заметно сниженная реакция на говорящего. Игнорируя простые,обращенные к нему инструкции, ребенок может вмешивается в необращенный к нему разговор. Первые слова обычно проявляются обычно рано. У большинства с двух лет появляется фразовая речь,как правело с чистым произношением.но дети практически не пользуются ею для контактов с людьми. При этом наедине с собой дети обнаруживают богатую речевую продукцию. Некоторые демонстрируют выраженную многоречивость,но несмотря на это получить ответ на конкретный вопрос от таких детей очень сложно, их речь не сочетается с ситуацией и никому не адресована. Мышление: развитие мышления у таких детей связано с преодолением огромных трудностей произвольного обучения,целенаправленного разрешения реально возникающих задач.многие специалисты указывают на сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую. Такому ребенку трудно понять развитие ситуации во времени, уступить причинно следственные зависимости. Это ярко проявляется в пересказе учебного материала, при выполнение заданий, связанных с сюжетными картинками.они не в состоянии активно перерабатывать информацию, активно использовать свои возможности, с тем чтобы приспосабливаться к меняющимся окружению, среде, обстановке. Поведение: в клинической картине РДА многократно были описаны формы стереотипного поведения, внешне не имеющие смысла, но имеющие чрезвычайно важное аффективное значение для самого ребенка. Особая аффективная направленность аутичных детей, стремление получить определенные впечатления может проявляться очень рано. Для раннего возраста наиболее характерно раскачивание и кручение головой, игра с пальчиками,потряхивание кистей рук;сверхсосредоточенность на определенных зрительных впечатлениях(свитящихся,блестящих объектах),особое пристрастие к музыке. У детей наблюдаются трудности в выражении собственного эмоционального состояния, трудности в выражении просьбы.

Социальное R.Люди,страдающие аутизмом, самые большие трудности испытывают в овладении соц.навыками мышления. Др. проблема аутичных д.-коммуникация.Людям с аутизмом часто лучше помогают формы коммуникации с более низким уровнем абстракций:письменная речь, фотографии, рисунки, объекты. Некоторые из аутистов остаются на предкоммуникативном уровне: они хотят что-то передать, но не научились по-настоящему общаться, и т.о., у них появляются вспышки гнева:они хотят что-то сказать, но их никто не понимает. Аутисты по своей природе социально слепы: понимание чувств, идей и желаний др. требует слишком большого анализа значений. Некоторые социальные навыки, имеющие практическое назначение, находятся на пограничной территории: н-р,соц.-ое самообслуживание(прием пищи, приветствие людей и т.д). Владение навыками поведения соц. взаимодействия явл. наиболее трудными.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.