|
Умственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха
В процессе воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха осуществляется их разностороннее развитие. Важность правильно организованного обучения для развития ребенка подчеркивают многие психологи и педагоги.
Умственное развитие включает в себя формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе развитие познавательных интересов, развитие речи как средства познания.
В качестве одной из задач умственного развития детей с нарушениями слуха выступает развитие познавательных процессов и способностей, овладение способами умственной деятельности, к которым относятся такие действия, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Решение этой задачи связано также с развитием умений принимать и понимать умственные задачи, выбирать способы их решения, планировать свою деятельность, оценивать результаты. Для старших дошкольников с нарушениями слуха особое значение приобретает развитие способностей к самостоятельному познанию.Умственное развитие ребенка невозможно без усвоения определенного объема знаний об окружающих предметах, природе, о человеке и его жизни в обществе. Овладение ими позволяет ребенку участвовать в повседневной жизни, строить свои взаимоотношения со взрослыми и детьми. Накопление знаний, определенный уровень их обобщения и систематизации являются одним из условий школьной готовности ребенка, обеспечивают базу, необходимую для усвоения ряда школьных предметов. Умственное развитие ребенка не может протекать интенсивно без наличия у него познавательных интересов, стремления узнать новое, получить информацию о незнакомых объектах и явлениях. Познавательные стремления способствуют лучшему усвоению нового материала, а у старших дошкольников обеспечивают устойчивый интерес к учению в школе.
Умственное развитие детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста неразрывно связано с овладением речью, потому что формирование психических процессов, познание объектов и явлений окружающей жизни, опосредованное речью, протекают более успешно, становятся основой для становления способов умственной деятельности детей, обеспечивают более гибкое оперирование представлениями и знаниями.Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности:Развитие познавательных процессов является важной задачей умственного воспитания детей с нарушениями слуха. Развитие ощущений и восприятия, формирование различных форм мышления, внимания, памяти, воображения являются элементом проведения разнообразных занятий и организации детской деятельности.
Познание окружающей действительности дошкольником обеспечивается процессами ощущения и восприятия, от развития которых зависят полнота и точность формирующихся представлений. Развитие восприятия связано с накоплением различных чувственных образов — зрительных, двигательных, вкусовых, осязательных, слуховых. Формирование способов чувственного познания, совершенствования ощущений и восприятий лежит в основе сенсорного воспитания. Эти процессы наиболее интенсивно складываются в раннем и, дошкольном возрасте, поэтому сенсорному воспитанию детей как основе умственного воспитания уделяется значительное внимание. В процессе сенсорного развития внимание детей привлекают к различным признакам и свойствам предметов. Выделение различных свойств и качеств тесно связано с овладением способами обследования (перцептивными действиями) и накоплением представлений о сенсорных признаках. Формирование обобщенных представлений о внешних свойствах, качествах и отношениях предметов, ориентирование в пространстве и во времени позволяет подвести детей к овладению эталонами, т. е. общепринятыми мерками — системой геометрических форм, цветов, эталонов величины, времени, материалов, запахов и др. Результатом последовательной работы по сенсорному развитию детей является возможность применять усвоенные знания и способы обследования предметов в собственной деятельности, при познании различных явлений окружающей действительности.
Развитие ощущений и восприятия у детей с нарушениями слуха требует учета своеобразия формирования этих процессов, обусловленного нарушением слухового восприятия и недостаточным участием речи в познании предметов окружающего мира.
У детей с нарушениями слуха следует формировать зрительное, тактильно-двигательное восприятие. Информативными для таких детей оказываются вибрационные ощущения, близкие по своему происхождению к слуховым. Целесообразно учить детей с недостатками слуха воспринимать разные по интенсивности, по местонахождению, по принадлежности вибрационные ощущения.
Большое значение для полноты представлений о предметах имеют осязательные ощущения, позволяющие дополнить ряд зрительно воспринимаемых свойств.Особое значение имеет не только правильное определение содержания работы, но и выбор методов в развитии восприятия. Эта работа проводится в виде различных дидактических игр на занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности, при формировании элементарных математических представлений. Сенсорное развитие детей интенсивно осуществляется на занятиях по разделу «Дидактические игры». В качестве методов в зависимости от возраста детей и этапа обучения используются совместные действия взрослого и ребенка, действия ребенка по подражанию взрослому, действия по образцу, по словесной инструкции. В процессе использования этих приемов речевое общение с ребенком дополняется естественными жестами, указаниями на предметы. В процессе их развития важно учитывать некоторые особенности детей с нарушениями слуха в усвоении общественного опыта: бессмысленное подражание действиям взрослого у детей раннего возраста, повышенную ориентировку на реакцию взрослого у детей младшего дошкольного возраста. Поэтому нужен учет последовательности в выполнении заданий.
В зависимости от возраста детей формирование способов восприятия связано с числом объектов, которыми оперирует ребенок, так как оно непосредственно влияет на результат. В работе с детьми преддошкольного возраста число предметов ограничивается двумя-тремя-четырьмя, а затем постепенно увеличивается.
Развитие восприятия тесно связано с формированием речи, так как накопление чувственного опыта создает основу для усвоения значений слов и обобщения наглядно воспринимаемых признаков, что способствует возникновению представлений, необходимых для развития образных форм мышления. Важно правильно понимать последовательность формирования словесных обобщений. Первоначально, в процессе обучения подражанию действиям взрослого, используется инструкция «Делай так» Выполнение задания подкрепляется одобрением педагога («Верно. Тут круг и тут круг»). Развитие восприятия и представлений детей с нарушениями слуха на различных этапах обучения предполагает разноаспектную работу: соотнесение парных предметов и их изображений, свойств и качеств формирование целостных образов предметов; восприятие действий и их изображе ний, последовательности действий на картинках, мимики лица и эмоциональных состояний и др. Основными методическими приемами являются организация дидактических и сюжетных игр, анализ свойств и назначения предметов в процессе ознакомления с окружающим и развития речи, проведение дидактических игр и обследование предметов на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, формированию математических пред ставлений.
Развитие восприятия и формирование представлений тесно связаны с развитием зрительного внимания, которое у необученных глухих и слабослышащих детей отличается нестойкостью, кратковременностью. Важным условием развития восприятия является использование усвоенных способов познания предметов в деятельности ребенка: играх, рисовании, лепке, конструировании.
Одним из способов познания окружающего мира является мышление, а развитие разных форм мышления в процессе обучения детей с нарушениями слуха в значительной степени определяет уровень их умственного развития. Первой формой мышления, непосредственно связанной с развитием предметных действий, овладением способами использования различных предметов и орудий, является наглядно-действенное мышление. Его развитие в первую очередь связано с употреблением различных предметов, имеющих фиксированный способ назначения в жизни человека. В специальных дидактических играх и упражнениях, в быту, в процессе формирования навыков самообслуживания детей раннего возраста учат правильному употреблению наиболее распространенных обиходных предметов: расчески, чашки, лейки и др.
Другим важным средством развития наглядно-действенного мышления является формирование представлений о возможностях использования вспомогательных средств — орудий, которые могут быть применены в новой, непривычной ситуации. С этой целью создаются практические ситуации, в которых ребенок может, оценив практическую задачу, воспользоваться вспомогательными средствами. Развитию наглядно-действенного мышления способствует анализ ситуаций, в которых устанавливаются причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Важным средством развития наглядно-действенного мышления являются игры со сборно-разборными игрушками, различные виды конструирования, строительные игры.
При решении наглядно-действенных задач велика роль речи, особенно у детей среднего и старшего дошкольного возраста, когда ребенок должен уметь объяснить связь явлений. «Почему завяли цветы в вазе?»
Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения детей протекает в разных условиях: это прежде всего сюжетные игры, которых ребенок начинает под руководством взрослого использовать предметы-заместители. Занятия по рисованию, лепке, конструированию также направлены на формирование представлений об изображаемых предметах и сюжетах, а правильность и точность их передачи в рисунках и поделках в значительной степени зависит от сформированных представлений. Необходимым условием развития наглядно-образного мышления служит овладение речью. Важная роль в плане формирования образного мышления и воображения принадлежит умению читать, в процессе которого у детей формируются представления о событиях, отраженных в тексте. Использование иллюстрирования текстов, инсценирования, составление конструктивных картин позволяют выявить адекватность и точность формирующихся представлений.
Для развития наглядно-образного мышления также проводят дидактические игры на специальных занятиях, включают их в другие виды занятий, в ходе которых дети учатся воспринимать изображения предметов и явлений. Для развития образного мышления целесообразно использовать такие виды игр, в которых предлагаются дорисровывания.
Значительное внимание необходимо уделить восприятию и пониманию изображенного на картинах. Для развития элементов логического мышления необходимо учить детей понимать временные и причинно-следственные связи. Основой их понимания является анализ реальных практических ситуаций. Вначале педагог учит детей замечать последовательность событий в быту. Для развития наглядно-образного мышления важно развивать использование и понимание детьми различных средств знаковой символизации: широко применять пиктограммы, графические схемы. В процессе развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления развиваются элементы логического мышления формируются способы умственной деятельности.
Для развития словесно-логического мышления необходимо проводить классификации на словесном материале.
Развитие различных форм мышления происходит в процессе «всей жизни ребенка в детском саду. Одним из важных разделов, содержание которого направлено на умственное развитие детей, является формирование элементарных математических представлений. Формирование знаний и представлений об окружающей действительности.Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом умственного развития ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир. Для умственного развития детей существенно важным является приобретение знаний о природе и природных явлениях, а также о человеке и условиях его жизни.
В содержание ознакомления детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста с окружающим миром входит прежде всего накопление запаса представлений об окружающем мире в виде чувственных образов. Таким образом в процессе познания окружающих ребенка предметов развиваются его восприятие, мышление, память, способы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, классификация.
Большое значение для жизни ребенка имеет знакомство с живой природой: с животными и растениями, их внешним видом, условиями жизни, уходом за ними, поведением животных. В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается познание быта и условий жизни человека, расширяются представления о сферах его деятельности, предметах и орудиях, необходимых для ее осуществления. Расширение информации о явлениях в живой и неживой природе, ее обогащение новыми сведениями и обобщение связано с формированием у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи.
73. Дошкольная тифлопед-ка, предмет, задачи, методы.Система обучения и воспитания детей с наруш. зр-я в России.
Тифлопедагогика (от греч. typhlos - слепой) - наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения - является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии. Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с глубокими нарушениями зрения; выяснение типологии нарушений функций зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Важное место занимают: разработка содержания, методов и организации обучения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих; определение типов и структуры специальных учреждений для их обучения и воспитания; разработка научных основ построения учебных планов, программ, учебников, частных методик. Методы обучения.Существуют разные определения этого понятия. В основном их содержание сводится к тому, что метод обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.
Методы обучения детей с нарушением зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Традиционные методы обучения (словесные, наглядные, практические) и специфику их применения.
Словесные методы обучения являются основными. К числу наиболее распространенных словесных методов обучения и получения информации относятся: беседа, рассказ учителя, работа с учебником, печатными текстами и иллюстрациями, письменные и устные самостоятельные работы, учебные радио- и телепередачи, «говорящие» книги, школьные лекции.
Наглядным методам обучения слабовидящих уделяется особое внимание. К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи, модели и т. п Практические методы обучения предусматривают целенаправленную самостоятельную деятельность учащихся, связанную с овладением знаниями и умениями .Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения
являются государственными учреждениями общественного воспитания слепых и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией в возрасте от 2—3 до 7 лет. Деятельность этих учреждений направлена на воспитание, лечение, восстановление и коррекцию нарушенных функций зрения у детей, подготовку их к обучению в школе. В соответствии с Типовым положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением зрения организуются следующие дошкольные учреждения: детские дома для слепых и слабовидящих, включая детей с амблиопией и косоглазием; детские сады и ясли с круглосуточным и дневным (12-часовым) пребыванием для слабовидящих детей, а также для детей с косоглазием и амблиопией; дошкольные группы для слабовидящих детей, а также для детей с косоглазием и амблиопией при детских садах и яслях-садах общего типа; дошкольные группы при школах-интернатах для слабовидящих и слепых. В детские сады (группы при школах) для слабовидящих детей принимаются дети с остротой зрения 0,05-0,6 с коррекцией очками. Для детей с амблиопией и косоглазием существует сеть дошкольных учреждений. В них осуществляется целостная система коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы. Длительность пребывания в дошкольных учреждениях детей с амблиопией и косоглазием зависит от индивидуальных особенностей ребенка, определяется врачом-офтальмологом и составляет 1 год и более. Школы для слепых и слабовидящих детей содержатся на средства государства и находятся в ведении органов народного образования. Общеобразовательные школы для слепых и слабовидящих детей состоят из трех ступеней: первая ступень — начальная школа, вторая ступень — основная (неполная средняя) школа, третья ступень - средняя школа. Школа первой ступени призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, коррекцию отклонений в развитии, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование умения и желания учиться.-В начальной школе проводятся занятия по развитию зрительного восприятия, осязания (у слепых), лечебной физкультуре, ритмике, социально-бытовой ориентировке, ориентировке в пространстве, коррекции речевых нарушений. Школа второй ступени закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества . Средняя школа третьей ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса трудового обучения. В школах для слепых обучение осуществляется по учебникам массовой школы, которые издаются рельефно-точечным шрифтом. Окончившие среднюю школу для слепых и слабовидящих детей получают такой же, как и в массовой школе, аттестат о среднем образовании и могут на общих основаниях поступать в высшие учебные заведения по доступным им специальностям или работать в различных отраслях народного хозяйства.
74. ДОУ для д. с нар. слуха.Задачи,принц.методы.
1. д/сады компенсаторного вида для гл-х и сл/слыш д. 2. д/с комбинир-го вида. . 3. д/с (группы) общеR-го вида. Здесь возможно интегриров-ое обучение д. с нар. сл со слышащими.. 4. Дошк-ые группы, отделения в спец. школах, школах- интернатах для не слышащих, сл/слыш-х и позднооглохших детей. 5.Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, ПМП реабилитации и коррекции.Сурдопед-гипроводят корно-R занятия с детьми, консультируют род-ей по ? О. и В. д. в семье, ведут контроль за R д., интегрированных в ДОУ. 7. Группы кратковременного пребывания В спец. ДОУ решаются: 1. Диагностические задачи – ведущей диаг-ой задачей яв-ся организ-я комплексного МПП изучения реб-ка в целях уточнения диагноза при наблюдении за ним в условиях корноR-го пр-са . 2. Воспитательно- образ-ые задачи – направлены на восп-е положит. личных качеств, . 3. Корно-R задачи – R слух-го воспр-я и обучение устной речи, Принципы: В В. и О. исп-ся общие дидакт. пр-пы: - п-п доступности; п-п последовательности; п-п прочности; п-п сознательности; п-п наглядности и слов-х срд-в обуч-я; п-п связи О. с практикой. И специфические пр-пы: 1. учет психофизиолог-х особ-й и сензетивных периодов в R. Этот п-п предполагает такую сис-му В. и О., кот. основывается на возр-ых особ-х дошк-ов и начале формиров-я тех или иных пр-ов в наиб. благопр-е сроки 2. п-п организ-ии спец. корно-восп-ой А. с учетом инд-х особ-й детей (дифференц-ый подход) и стр-ры нар-я. В соотв-ии со степенью снижения слуха обучение ведется по разным прогр-м 3. п-п деятельного подхода в О. и В. Он означает, что О, В. и R реб-ка и коррек-я его наруш-я д. осущ-ся в русле осн. видов деят-ти. . Методы В. и О. Метод направлен на решение учебн. Задачи в целом; прием- на решение частной задачи. В дошк-й сурдопед-ке рас-ся исп-ие наглядных, словесных, практ-х и игр-х методов обуч-я. В проц-се шк-го обуч-я выд-ся 3 гр. методов: 1- общие, исп-ся в разных типах школ; 2- специфич-е , применяют при изучении того или иного пред-та в школе гл-х и сл/слыш; 3- спец-ые, применяют сурдопед-ги в опред. разделах А(напр.: А. над произношением Организация и содержание В. и О. Программы В. и О. Д. с нар. слуха строятся на основе общих закономер-ей их R и сензетивных периодов в R псих-х проц-сов. Программы рассчитаны на 5 лет обучения и содержат необх-ый материал для организ-ии восп-но – образ-го процесса с каждой возр-й группой. Пед-кая А. должна обеспечивать разностор-ее R реб-ка и подготовку его к школ-му обучению. Программа ставит задачи: - помочь пед-гу в п-п изучении детей; - спосбст-ть обогащению общего R реб-ка, ; - подготовить реб-ка к обучению в школе. Программа состоит из 9 разделов, кот. в совокупности позволяют обеспечить пед-ю А. по разл. направлениям. Разделы расположены в опред. послед-ти с учетом особ-й восп-ия аном. Детей. Программа вкл-ет след. разделы: физич-е В., труд, игра, изодеят-ть и конструирование; озн-е в окр. миром; R речи, R слуха, R слух-го восприятия и обучение произношению; ФЭМП, музык-е В.
75. Социальное воспитание дошкольников с нарушениями слуха, подготовка их к обучению в школе.Социальное развитие ребенка является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитие самосознания, осознание своего места в обществе. Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социальное развитие детей, Для дошкольников с нарушениями слуха характерны трудности понимания окружающих событий, направленности и смысла поступков взрослых и детей. Затруднения возникают при понимании чувств людей, овладении нормами поведения, формировании нравственных представлений и чувств.
Негативное влияние на социальное развитие глухих и слабослышащих детей оказывает пребывание в интернатных учреждениях, что обуславливает ограниченность социальных контактов, снижает социальную направленность коммуникативной деятельности, приводит к неумению наладить сотрудничество со взрослыми и детьми.
Социальное развитие ребенка в процессе воспитания и обучения носит многоаспектный характер, охватывает различные сферы жизни ребенка и его отношений со взрослыми и своими сверстниками. В социальном воспитании можно выделить основные задачи: формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослыми; развитие общения ребенка со сверстниками и формирование межличностных отношений; развитие сферы самосознания, формирование образа самого себя.
1. Формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослым является важнейшим источником психического развития дошкольников. Взаимодействие взрослых с детьми, имеющими нарушения слуха, должно
способствовать осознанию ребенком- себя среди детей и взрослых, формировать интерес и обогащать представления о социальных и природных явлениях, способствовать формированию таких свойств личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, возникновению «Я-сознания».
Поскольку коммуникативная деятельность у глухих и слабослышащих детей нарушена в силу недоразвития речи, взрослый остается главным инициатором общения значительно дольше, и его роль более ответственна, чем в процессе общения со слышащими детьми. Основными условиями взаимодействия взрослых с детьми пред-дошкольного и младшего дошкольного возраста, только поступившими в детский сад, являются создание эмоционального комфорта в группе, развитие интереса, доверия ко взрослому, стремления к сотрудничеству с ним. Большинство малышей, поступающих в детский сад, болезненно реагируют на отрыв от семьи, от матери, к которой дети с нарушенным слухом сильно привязаны. Педагоги, организуя общение с детьми, стремятся к установлению эмоционального контакта, обеспечивая эмоциональный комфорт детей в группе.2. Общение ребенка со сверстниками является одним из условий его социально-личностного развития, так как путь овладения социальными нормами поведения прежде всего связан с жизнью ребенка в коллективе. В условиях воспитания в дошкольном учреждении ведущая роль в организации межличностного общения детей, имеющих нарушения слуха, принадлежит взрослым.Глухие и слабослышащие дети в возрасте двух-трех лет, поступающие в дошкольные учреждения, недостаточно вступают в контакт с другими детьми. Большинство из них предпочитает игры в одиночку или с воспитателем. Одна из задач взрослых на этом этапе — воспитывать интерес и доброжелательное отношение к сверстникам. С этой целью в процессе различных видов деятельности и занятий взрослые фиксируют внимание ребенка на других детях, знакомят их, называя имена (в устной и письменной форме), учат соотносить внешность ребенка с его фотографией. Педагоги побуждают детей рассматривать друг друга, обращают внимание детей на внешний вид девочек и мальчиков, их одежду. Внимание детей привлекается к эмоциональному состоянию детей («Катя плачет: мама ушла»). Педагоги показывают, как можно помочь, утешить, пожалеть другого ребенка, привлекают к этому детей. 3. Понимание ребенком себя, формирование устойчивых представлений о самом себе, создание образа своего «я» является результатом его взаимодействия со взрослыми и детьми В процессе педагогической работы с детьми двух-трех лет с нарушениями слуха необходимо фиксировать внимание малыша на его лице, теле, рассматривать вместе с ним части тела — свои и кукол, подбирать и соотносить личные вещи ребенка. Это может происходить в различные режимные моменты, в играх, на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, в материал которых включены темы «Семья», «Части тела» и др
Готовность дошкольника с нарушенным слухом к школьному обучению является одним из важных итогов его развития в дошкольный период детства. Готовность к обучению в школе предполагает необходимый уровень физического развития ребенка, позволяющий ему быстро адаптироваться к школьным нагрузкам: увеличению продолжительности уроков и их количеству, отсутствию дневного сна, иному режиму питания и т. д. Одним из факторов адаптации детей к школьному режиму является увеличение времени занятий в подготовительной группе, использование в занятиях некоторых структурных элементов, характерных для школьных уроков.
Важное значение для адаптации ребенка к школьным условиям имеет воспитание трудолюбия, сформированность культурно-гигиенических навыков. Условия специальных школ-интернатов, куда поступает большая часть воспитанников дошкольных учреждений для глухих и слабослышащих, довольно резко отличаются от условий детского сада, что предполагает сформированность навыков самообслуживания: умение следить за своим внешним видом, быть опрятным, быстро одеваться, раздеваться, аккуратно есть, формирование разных видов детской деятельности, и прежде всего игры в ее развитом виде, оказывает определяющее значение для становления произвольности, волевого управления поведением, проявления некоторых личностных качеств, важных для формирования школьной готовности. Нравственно-волевые предпосылки школьной готовности также формируются под влиянием содержания занятий и используемых приемов обучения. Наряду с игровыми приемами в подготовительной группе значительно больше используются словесные: чтение, беседы, рассказы, объяснения, предполагающие сообщение информации в прямом виде. Готовность к школе в области умственного развития включает ряд взаимосвязанных сторон. Многими педагогами и психологами подчеркивается, что решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка. Интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к новому, нежелание включаться в решение задач, прямо не связанных с практическими потребностями или игровыми интересами, не способствуют успешному учению в школе, даже несмотря на определенный запас знаний и сформированность некоторых умений.
К школьному обучению ребенок с нарушенным слухом должен подойти, имея определенный уровень сформированности познавательных процессов. Важное значение имеет сформированность дифференцированного восприятия, что обеспечивает возможность анализировать, сравнивать предметы и явления, выделять свойства и особенности.
76. Сенсорная организация человека, роль зрения в психическом R реб-ка.Сенсорный дефект, зависимость R психики от состояния зрительной функции.Детская тифлопсихология, ее объект, предмет, задачи. Тифлопсихология – изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушениями зрения формирование компенсаторных процессов обеспечивающих возмещение недостатка информации, а также влияние этого дефекта на психичсекое развитие детей с нарушением зрения. Объект – являются не только слепые но и лица имеющие глубокие нарушения зрения, а также дети имеющие амблиопию и косоглазие. Предмет – изучение своеобразия психического развития детей с нарушениями зрения, влияние этого дефекта на психическое развитие, а также установление возможностей и путей компенсации нарушений различных сложностей. Задачи: 1. изучение общих специфических закономерностей психического развития детей с глубокими нарушениями зрения, механизмов, обеспечивающих компенсацию слепоты и слабовидения. 2. изучение зависимости психического развития от степени, характера и времени возникновения дефекта зрительных функций. 3. выявлении потенциальных возможностей лиц с нарушением зрения, их способностей преодолению отклонений в формировании психических процессов и личностных отклонений. 4. разработка псих. Основ эффективной коррекционно-пед. Помощи детям с недостатками зрительных ф-ций. 5. разработка соц. Психологических основ, эффективной интеграции лиц с нарушением зрения в обществе.
Значение зрения в психическом развитии. С помощью зрения обеспечивается обозрение окружающих предметов, процессов, действительности. Формирование с участием зрения чувственного познавательно опыта ребенка базируется на образовании сложных системных зрительно-слуховых, зрительно-тактильных, зрительно-двигательных связей, являющихся физиологической основой дальнейшего развития высших форм познавательной деятельности. Зрение играет огромную роль и в трудовой деятельности человека, обеспечивая при этом саморегулирование и самоконтроль движений. Особенно велико значение зрения в процессе учебы: при чтении, письме, изодеятельности, при практических работах связанных с визуальным наблюдением.. При норм-м зрения отмеч-ся недост-ки в фор-ли двигат, V, точности координации движения и др.
Нарушение функций зрения приводит к сокращению и ослаблению зрительных ощущений у частично зрячих и слабо-видящих или полному их выпадению у тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, т.е. на первой ступени чувственного отражения, неизбежно д. отразятся на следующем его этапе – восприятии.
Восприятие – это пре-е отражения п-в или яв-й дейст-ти, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их св-в и качест, в рез-те чего в сознании возникает образ О-к. Поскольку воздействие на человека О-ы обладают комплексом св-в, в пр-се восприятия участвуют ощущения различных модальностей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|