Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности становления деят-ти(игр.труд.и изобр) у ДЦП.

В дошк. возрасте R сразу несколько видов деят-ти. Ведущим видом в этот период яв-ся игра, однако важное значение имеют также трудовая, учебная, изобраз-я, конструк-я деят-ти. У Д. с ДЦП R –е всех видов деят-ти проходит своеобразно. Связано это в основном с двигат. патологией, т.к. любая деят-ть предполагает выполнение активных внешних действий и операций, формир-е навыков и умений, в т.ч. и двигательных. У Д. с ДЦП предметная деят-ть, предшествующая игровой, формир-ся со значит опозданием. У Д, пред-е действия затруднены вследствие сложной стр-ры двигат-го деф-та. Это приводит к задержке формир-я целостного представления о предмете, к недостаточному запасу знаний и представлений об кор. мире. Для R предметной деят-ти важное значение имеет сформированность зрительно-моторной координации. Д. с ДЦП часто не могут следить глазами за движениями и действиями рук, что препядствует формированию предметной деят-ти. Эти и мн. другие особенности формир-я предметной деят-ти негативно сказываются на R игры. Динамику R игровой деят-ти у дошк-в с ДЦП изучала Симонова. Ее рез-ты исследования показали следующее: 1. игровая деят-ть дошк-в 4-5 лет (1 год О) носит процессуальный хар-р, подражательный хар-р, замысел игры отсутсвует, набор операций ограничен, отмечается бедность средств выразительности, скупость или отсут-ие реч. сопровождения игр действий. 2. игровая деят-ть Д. с ДЦП 5-6 лет (2 год О.) хар-ся становлением сюжетно-ролевой игры. Расширяется тематика игр, увеличивается ее продолжительность, используются предметы-заместители, игра носит групповой хар-р (4-5 чел) 3. игровая деят-ть Д. с ДЦП 6-7 лет (3 год О). Хар-ся незначит. изменениямиструктурно-динамич-ой стороны. На этом этапе появ-ся формир-ие самост. творческих коллективов, сворачивается направляющая, планир-я функция взрослого в игре. В дошк. возрасте могут начать формир-ние трудовых навыков и умений у Д. с ДЦП. Трудовая деят-ть направлена не столько на получение конечного рез-та, сколько на совершение самого процесса. Обычно выд-ся след. виды труд. деят-ти дошк-в: с/обслуживание, хоз-быт труд, труд в природе, ручной труд. В связи с двигат. патологией особую активность в дошк. возрасте приобретает освоение навыков с/обслуживания. Формир-е этих навыков у Д. с ДЦП яв-ся частью подготовки их к школе и самост. жизни. Изодеят-ть: Большинство Д. с ДЦП в возрасте 4-5 лет не могут выполнить даже самых примитивных рисунков. Их граф. деят-ть носит х-р доизобразит-го черкания. Д. с непроизвольными навязчивыми движениями хаотически чертят, выходят за пределы листа бумаги. Большие трудности испытывают Д. при проведении прямых, горизонтальных и вертикальных линий, особенно те из них, кот. вследствии поражения правой руки начинают рисовать левой. Они часто игнорируют левую сторону листа, размещают свой рисунок на правой. Еще одна особенность - изображая предмет на пространстве листа, реб-к не соединяет его части м/у собой (при рисовании человека сильно затрудняются). Нар-е тонких диф-ных движений пальцев и кисти рук отриц-но сказывается на умении рисовать, на написании букв и цифр. Испытываемые Д. с ДЦП затрудняютс в конструировании, что связано с нар-ми пространственного воспр-я. Многие Д. ошибаются, делая постройки из кубиков или палочек, не могут правильно разрезать картинки. Выполняя пробы Кооса Д. правильно находят части данной картинки, но расположить их относит-но друг друга не могут. При копировании ассиметричной фигуры из палочек делают ее изображение зеркальным.



 

32. .Особенности содерж. и организ.помощи детям младенч. и раннего возр-та с ДЦП.Основная цель работы оказание мед.,пед-ой,соц-ой помощи на основе чего происходит повышение соц-ой активности, развития самостоятельности,самоорганизации и оказываемая помощь носит комплексный хар-р. Обязательным условием явл-ся согласованность в работе всех специалистов.1.медикаментозное лечение,применение различных видов массажа,ЛФК, оказание артопедич.помощи и проведение физиотерапевтич.процедур.2.ранняя диагностика ДЦП.На основе проведенной диагностикевозможно выявить и определить патологию двигат.развития реб-ка и определить влияние двигательное нарушение на психич.развитие реб-ка.коррек-ая работа проводится с учетом ведущих видов Дея-ти.3.соблюдение правильного режима дня,что позволяет организовать коррекц.занятияс разными специалистами,положительно влияет на формир-ие эмоционально-волевой сферы.4.необходимо тесное взаимодействие специалистов учрежд. с родителями.

В основе раб-ты по оказанию помощи детям с ДЦП лежит принцип ранней диагностики и коррекции. Причем ранняя коррекц.подразумевает оказание лечебной и психолого-пед-ой помощи детям. Работа на начальном этапе должна начинаться с родильного дома или поликлиники.Помощь дети могут получить в поликлин.,спец.саноториях,яслях-интернатах,доме-реб-ка, различн.реабилитационных центрах. Эти центры сущ-ют в Москве,Питере и др. крупных городах

Основные задачи псих.помощи: устранение вторичных личностных нарушений котор.возникают как реакция на физич.дефект,на длительное пребывание в стационаре либо на хирургическое вмещательство.Педагогич.помощь оказыв-ся в образоват.учрежд.,спец.дош-х и школьных учрежден.В яслях,садах,дет.домах.

Задачи корр-но-пед-ой работы в младенческом возр-те:1Развитие эмоц-го общения со взрослыми.Работа ведется ч.з.стимуляцию комплекса оживления,ч.з.обучение родителей продлевать эмоц.контакт.2.Нормализация тонуса мышц,маторики,артикуляц-го аппарата.3Коррекц.кормления(процесс сосания жевания глотания).4.Развитие сенсорных процессов,учить детей зритель-му сосредоточению и плавному за звуком и пре-ом.5.Работа над слуховым сосредоточением.6.формир.двигат-но кинестетич.ощущений котор.явл-ся основой для формирования двигательн.навыков.6.формиров. движений руки и действий с предметами.7.развитие реч-го дыхан.и голоса. Задачи коррекц-пед-ой помощи детям раннего возраста.1Формир.предм-но-манипулятивной дея-ти.2Формиров.наглядно-действенного мышления.3Формирование речевого предметно практич-го общения с окружающими.4.Развитие знаний и представлен.об окруж.мире.5.Стимуляция сенсорной активности.6.Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук.7.развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенич.норм.

 

33. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП, формирование у них предпосылок учебной деятельности и подготовка к школе.Основными целями коррекционной работы при ДЦП являются: оказание детям 'медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально
полной и ранней социальной адаптации, общего и профессио­нального обучения. Очень важно развитие позитивного отноше­ния к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность
лечебно-педагогических мероприятий определяется своевремен­ностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Важное условие комплекс­ного воздействия согласованность действий специалистов, раз­личного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК,
логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя.

1. Существует несколько основных принципов коррекционно-пе-дагогической работы с "детьми, страдающими церебральным па­раличом. Комплексный характер коррекционно-педагогической рабо­ты. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.

2. Раннее начало онтогенетический последовательного воздействия опирающегося на сохранные функции. В_последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП.

3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. В младенческом возрасте (до 1 года) ведущий вид деятель­ности - эмоциональное общение со взрослым; в раннем возрасте (от 1года до 3 лет) - предметная деятельность; в дошкольном воз­расте "(от 3 до 7 лёт) - игровая деятельность; в школьном возрасте -учебная

~4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития

5.Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ре­бенка.

Родители основные участники педагогической помощи при ДЦП. важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребёнок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определен­ные обязанности выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уве­ренность в своих силах.

Основными направлениями коррекцисшно-педагогической ра­боты в раннем и дошкольном возрасте являются:

развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с окружающими;.

стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового, кине­стетического восприятия). Формирование простран­ственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);

формирование математических представлений;

развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев; подготовка к овладению письмом;

воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

 

34. З-чи и содержание психокорек-ой помощи дет. с тяжелыми нар-ми функций ОДА, проблема формирования у них готовности к школ. обуч-ю.Основной целью кор-ой работы при ДЦП явл-ся оказание детям мед-ой, психол-ой, пед-ой, логопед-ой и соц-ой помощи; обеспечение максимально полной и ранней соц-ой адаптации, общего и проф-ого обучения. Важное условие комплексного воздействия-согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, деф-га, психолога, воспитателя. В комплексное восстановительное лечение ДЦП входит: медикаментозные сред-ва, различные виды массажа, ЛФК, ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры. Комплексный хар-р коррек-но-пед-ой работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых псих-ких нар-ий в динамике продолжающегося развития р-ка. В следствии этого необходимо совместная стимуляция раз-ия всех сторон психики, речи и моторики, т.ж. предупреждение и кор-ия их нар-ий. Необходимо ранее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. Корр.-пед-кая работа организуется в рамках ведущей деят-ти. Нарушения психического и реч-ого раз-ия при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деят-ти детей. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой). Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм корр.-пед-ой работы (индив-я, подгруп-я, фрон-я). Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением р-ка явл-ся залогом эффективности коррекц.-пед-ой работы. Нужно постепенно раз-ть правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Ни в коем случае родители не должны стыдиться свое больного р-ка. Тогда и он сам не будет стыдиться свое болезни, уходить в себя, ограничивать соц-ые контакты. Подготовка к шк.Формирование первоначальных навыков чтения и письма. В ходе обуч-я грамоте решаются и диагностические з-чи, что позволяет правильно определить направления корр-ой работы. Кор-ая работа провод-ся на индив-х и гр-х занятиях логопеда, а т.ж. на гр-х занятиях воспит-ля. В ходе корр.-пед-ой работы важно учитывать хар-р и стр-ру реч-ого нар-я каждого р-ка операций. Обучение полному звуковому анализу звучащей речи предполагает формир-е умения определять: - линейную последовательность звуков в составе слова; - местоположение звука, кол-во звуков в слове. Прог-ма подготовительного периода в обучении грамоте имеет несколько разделов, кот-е тесно связаны м/у собой. Это: - формир-е навыков произношения; раз-е фонемат-ого воспр-я, формир-е звукового анализа и синтеза; - раз-е ритмической и звуко-слоговой стр-ры слова. Обуч-е письму нач-ся с обследования возможностей овладения графическим навыкам письма. Важным этапом работы явл-ся обуч-е р-ка адекватной позе во время письма. При этом необходимо решать след-е з-чи: - подбор позы и «рефлекс-запрещающих» позиций, при кот-х нар-е мышечного тонуса и интенсивность гиперкинезов были бы минимальными; – отработка общей позы при письме и обучении среднему положению головы, поворотом и наклонам при строго определенном положении рук; раз-е зрит-ого контроля за движением рук в разных направлениях. ФЭМП работу по изучению состава числа рекомендуется вести следующим образом: показать цифру, обозначить новое число, показать различные варианты состава данного числа, пользуясь подсобным материалом и предложить подобрать несколько др. вариантов, затем дать обязательно возможность пересчитать подобранный мат-л без зрит-ого контроля. На следующем этапе учить дет. подбирать число «на один больше», пользуясь наглядными объектами. Важно дать дет. представление, что число не зависит от величины пред-в, расстояния м/у ними, их простран-ого расположения и направления счета. В корр-ую работу необходимо вводить т.ж. двигательный и звуковой вар-ты счета: пересчитать кол-во хлопков, ударов в бубен, шагов, взмахов. Большое значение прид-ся формир-ю временных и прострен-х представлений. Необходимым эл-том обуч-я счету явл-ся познание цифрового ряда. Важное место занимает формир-е геометрических предст-й.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.