Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями функций ОДА. Влияние двигательных нарушений на психическое развитие ребенка.
Срук-ра деф-ов при Дцп включает в себя спцифич.отклонения в псих. р-ии.Для детей с ДЦП характерна своеобразная аномалия псих. р-ия,обусловленная ранним органическим пораженим головного мозга и различными двигательными речевыми и сенсорными дефектами.Аномалии р-ия психики включают нарушения формирования познавательной д-ти – ЭВС и личности.Структура интеллектуального дефекта при ДЦП характеризуется рядом специфических особенностей-1Неравномарный сниженный запас сведений и представлений об окружающем мире.2Неравномерный дисгармонический хар-р интеллектуальной недостаточности, т.е. нарушение одних Интел-х ф-ий, задержка р-ия других и сохранность третьих.3Выраженность психоорганических проявлений – замедленность, истощаемость психических процессов, трудности переключения с одного вида д-ти на другой.Основным нарушением познав-ой д-ти яв-ся ЗПР.У детей с ДЦП своеобразная структура лич-ти.Лич-ная незрелость проявляется в наивности суждений слабой ориентировки бытовых и практических вопросов.Трудности соц-ой адаптации способствуют формированию таких черт л-ти как робость,застенчивость,неумение постоять за свои интересы.Психолго-пед-ая хар-ка:1 Спастическая диплегия – самая распространенная форма ДЦП.Характерной особенностью яв-ся тетропарез т.е. паралич верхних и нижних конечностей,резко повышен тонус мышц в нижних конечностях.У 20-30% наблюдаются гиперкинезы(непроизвольные насильственные движения), у детей часто наблюдается вторичная задержка развития.Три степени тяжести-1тяжелая-дети самостоятельно не передвигаются или с помощью костылей.2средняя-передвигается самостоятелтно,но с дефектной осанкой.3Легкая –неловкость,замедление темпа движения. 2.Гемипареитч.форма-хар-ся порожен.одноврем.рук и ног;паралич одной стороны тела,причем руки поражаются больше чем ноги.Реч.наруш.-мотор.аллалия,дислексия,дисграфия.Выделяют три степени тяжести:1Тяжелая-наруш.тонуса мышц по типу спастичности и ригидности верхних и нижних конечностей.Уменьшены кисть,стопа и лопатка.
2Средняя-функция верхних конеч.значительна нарушена,но реб-к может брать пред-ты рукой.Дети нач-ют ходить в 1.5-2года.
3.гиперкинетическ.форма-повреждены подкорковые отделы г.м.Характ-но наличие гиперкинезов(насильст.движен.)и наруш.тонуса мышц.Дети сам-но нач-ет самос-но ходить с 4-7лет.это благоприят.форма в отнош-ия обуч.и соц-ой адаптации.Прогноз зависит от степени тяжести двигат.функций. 4.Двойная гемиплегия-самая тяжелая .Наб-ся тотальное поражение ЦНС или г.м. Повреж-ся все четыре конечности в равной степени,развит.двигат.функций затруднено,наруш.мыш-го тонуса по типу ригидности.Дети не овладевают навыками сидения ,стояния,ходьбы.Наличие уо умеренной и тяжелой степени.грубые речевые наруш.Эта форма сочит-ся с микроцифалией.прогноз крайне неблагоприятен.Диагноз указ-ет на полную инвалидность реб-ка.5.Астонич-ки-астотич.-повреж-ся мозжечок и лобные отделы.Хар-ся парезами низким мыш-ым тонусом,наруш.координац.движений и равновесием.Начинают сидеть к 1-2годам,самост-но ходить с 6-9лет. Движение при захвате пред-та недеференциров.,неточны,неловки.Речевые нар-ия мозжечковая дизартрия,алалия,задерж.реч-го развития.Может встреч-ся наруш-е интеллекта в степени дибильности,Имеет благоприят.прогноз .6.смешанная- сочитание всех выше перечисленных.
При детском церебральном параличе развитие познавательной деятельности ребенка может страдать как из-за возможной органической и функциональной патологии со стороны центральной нервной системы, так и вследствие ограничений, накладываемых двигательными нарушениями на познавательные процессы.
Так, глазодвигательные нарушения, недоразвитие и задержка формирования важнейших двигательных функций (удержание головы, сидение, ходьба и т.п.) способствуют ограничению полей зрения, что, в свою очередь, обедняет процесс восприятия окружающего, приводит к недостаточности произвольного внимания, пространственного восприятия и познавательных процессов.
Двигательные нарушения ограничивают предметно-практическую деятельность, что обусловливает недостаточное развитие предметного восприятия. Двигательная недостаточность затрудняет манипуляцию с предметами, их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации и речи препятствует развитию познавательной деятельности.
Таким образом, отклонения в познавательной деятельности у детей с церебральным параличом в значительной степени обусловлены недостаточностью их практической деятельности и социального опыта, коммуникативных связей с окружающими и невозможностью полноценной игровой деятельности.
Нарушения мышления при детском церебральном параличе проявляются в задержанном формировании понятийного, абстрактного мышления. Особенности мышления у детей с церебральным параличом наиболее четко обнаруживаются при выполнении заданий, требующих симультанного характера интеллектуальных процессов, т.е. целостной интеллектуальной операции, основанной на взаимодействии анализаторных систем.
У детей с церебральным параличом обычно отмечаются не только малый запас знаний и представлений, за счет бедности их практического опыта, но и специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе предметно-практической деятельности. Эти специфические особенности мышления часто сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Часто наблюдается замедленность мышления, его инертность.
По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную категорию: одни имеют нормальный интеллект, у многих наблюдается своеобразная задержка психического развития, у некоторых имеет место олигофрения.
Для детей с церебральным параличом характерны нарушения высших корковых функций. Наиболее часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать и писать. Недостаточность высших корковых функций может проявляться также в задержке формирования пространственных и временных представлений, фонематического анализа и синтеза, стереогноза.
Нарушения мышления при детском церебральном параличе обусловлены ограниченным практическим опытом ребенка, на формирование которого большое значение оказывает существенно ограниченный режим больных, страдающих двигательными нарушениями. Обобщающие понятия, сформированные вне практической деятельности, не способствуют в должной мере развитию интеллекта и общей стратегии познания.
Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные психоэмоциональные расстройства, которые проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения.
Повышенная эмоциональная лабильность сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым, благодушным настроением (эйфория), со снижением критики. Нередко эта возбудимость сопровождается страхами, особенно характерен страх высоты.
Повышенная эмоциональная возбудимость может сопровождаться по отношению к взрослым. Все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для ребенка обстановке и могут быть одной из причин школьной и социальной дезадаптации. При чрезмерной физической и интеллектуальной нагрузке, ошибках воспитания эти реакции закрепляются и возникает угроза формирования патологического характера.
Нарушения психоэмоциональной сферы у детей с церебральными параличами проявляются в виде синдрома раздражительной слабости. Этот синдром включает два основных компонента: с одной стороны, это повышенная истощаемость психических процессов, утомляемость, с другой - чрезвычайная раздражительность, плаксивость, капризность.
Дети с церебральным параличом стойко психически истощаемы, недостаточно работоспособны, не способны к длительному интеллектуальному напряжению. Синдром раздражительной слабости обычно сочетается у этих детей с повышенной чувствительностью к различным внешним раздражителям (громким звукам, яркому свету, различным прикосновениям и т.п.).
Специфические нарушения деятельности, движений и общения при детском церебральном параличе могут способствовать своеобразному формированию личности. Наиболее часто наблюдается диспропорциональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Причем, с возрастом эта диссоциация обычно увеличивается. У ребенка легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности, так ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|