Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности эмоционально- личностного развития и познавательных процессов у детей с общим недоразвитием речи.





Среди работ, посвященных исслед-ю особенностей ЭВС и лич-го R при реч-х нар-ях можно выделить работы Селиверстова, Зайцевой, Волковой и др. Для Д. с нар-ем речи свойственна пассивность, сензетивность, зависимость от орк-х, склонность к спонтанному поведению. У 40 % Д. набл-ся концентричность, что говорит о сосредоточенности на своих проблемах, склонности все переживания держать в себе, замкнутости. У учеников 1-х классов реч-х школ набл-ся низкая работоспособность, кот. у многих сочетается с выраженностью стрессовых реакций и доминированием эмоций. Уже на 2 году О. у Д. ­ работоспособность, преобладает оптимист-ий уровень эмоц-го реагирования, понижается склонность к стрессам. Такое улучшение эмоц-го состояния Д. с реч-ми нар-ми связано не только с адаптацией к школьному режиму, но и нормализацией взаимоотношений в коллективе сверст-в. У девочек с нар-ой речью с/оценка оказывается выше, чем у N-х, но они не считают себя здоровыми и общительными. Мальчики с N-ой речью считают себя веселыми, честными, общительными, здоровыми, счастливыми. Мальчики с нар-ой речью считают себя храбрыми, необидчивыми, честными, но они не менее общительны и счастливы. Т.о. Д. с нар-ем речи осознают, что причиной их необщительности яв-ся реч-ой дефект, однако девочки переносят его тяжелее. В целом все исслед-я показывают, что учащиеся с реч. патологией недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их. В большинстве случаев объективная личн-ая хар-ка не совпадает с с/оценкой, многие их своих черт хар-ра дети не отмечают и не оценивают. Чаще всего Д. не фиксируют внимания на негативных чертах хар-ра, а положительные кач-ва несколько переоценивают. Иссед-я уровня притязаний млад. школ-в с нар. речи выявили неадекватность реакции на не успех. Это вражается в том, что после удачно выполненного задания, часть детей переходит к более легкому, а не трудному. Это как защитная реакция у детей с реч.патологией, стремление поддержать успех даже на заниженном уровне..



Осознание реч.дефекта, степени фиксир-ти на нем изучались в основном приминительно к заикающимся (СС.Ляпидевский, С.И.Павлова, Селиверстов)и лицам с нар-ем голоса (Орлова, Гончарук). Ими были выделены 3 варианта эмоц.отношения заикающимхся к своему дефекту: безразличное, умеренно-сдержанное, безнадежно-отчаянное – и 3 варианта волевых усилий в борьбе сними: их отсутствие, наличие, перерастание их в навязчивые действия и состояния.



Селиверстов выделяет след. степени фиксированности Д. на своем деф-те: 1. нулевая фиксированность на своем деф-те – Д. не испытывают ущемления от сознания неполноценности своей речи или даже не замечают ее недостатков 2. умеренная степень - Д. исп-ют неприятные переживания и волнения, скрывают их, осознание своего деф-та не выливается в постоянное чувство неполноценности; 3. выраженная степень - Д. пост-но фиксированы на своем реч. недостатке, глубоко переживают его, всю деят-ть ставят в зависимость от своих реч. неудач. Хар-н уход в болезнь, страх перед речью. В ЭВС набл-ся ряд особенностей: повышенная возбудимость , раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения. Расстр-ва в ЭВС личн-ой сфере Д. с нар. речи понижают и ухудшают работоспосбность, могут приводить к нар-ям поведения и яв=ям соц. дезадаптации, в связи с чем особую значимость приобретает психопрофилактика и психокорр-я имеющ-ся у Д. особенностей эмоц-но-личн-го R. Психокорр-я А. с такими Д. должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия соц. факторов, на улучшение общего псих-го состояния реб-ка, на формир-е у него интереса к реч. общению и необх-х навыков поведения, на организацию правильного реч-го воспитания. Эффект-ть психолого-пед-ой корр-ии во много будет определяться спец. занятиями.



 

20. Организация, содержание и методика логопедического обследования дошкольника с недоR речи. Оформление результатов обследования и перспективное планирование индивидуальной и групповой логопедической работы.

Обследование речевого развития детей дошкольного возраста предусматривает выявление навыков связной речи; объема пас­сивного и активного словарного запаса; степени сформированности грамматического строя речи; произносительных навыков, фонематического слуха и восприятия. Обследование рекомендуется проводить в процессе игровых ситуаций.

Важно не только выявить у ребенка отклонения в формировании каждого из компонентов языковой системы, но и проанализировать характер данного нарушения в сопоставлении с нормой До начала обследованию ребенка, необходимо иметь сведения о состоянии его физического слуха, интеллекта (заключения специалистов), ознакомиться с данными раннего речевого развития (когда появились первые слова, предложения, развернутая фразовая речь).

В предварительной беседе с родителями логопед выясняет в какой семье воспитывается ребенок, посещает ли детский сад' благополучное ли речевое окружение, как занимаются родители воспитанием ребенка, что их беспокоит в его речевом развитии (плохое понимание речи, неумение пользоваться синтаксическими конструкциями, грамматическими формами, ошибки в звукопроизношении). Важно знать, обращались ли ранее к логопеду и каков был результат логопедической работы. Первые впечатления о речи ребенка логопед получает, беседуя с ним. Вопросы для беседы подбирают с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей. Прежде всего они должны быть направлены на выявление навыков ориентировки в окружающей действительности (о самом ребенке, о его семье, детском саде, товарищах, игрушках и т. д.).

Вопросы должны предусматривать не только односложные ответы, но и развернутые, например: «Как тебя зовут? Как твоя фамилия? Сколько тебе лет? Где ты живешь? Как ты едешь в детский сад? Сколько членов в вашей семье? В процессе беседы выявляется, как быстро ребенок вступает в контакт, есть ли у него простая фразовая речь или он говорит лишь отдельными словами. Беседу можно построить так, чтобы выявить правильность употребления грамматических форм, объем словаря, состояние звукопроизношения. При рассматривании картин, на которых изображены животные, ребенку задают вопросы, направленные на выявление пассивного и активного словаря, грамматических навыков. На­пример: «Назови, каких ты знаешь домашних и диких животных. Покажи, где медведица, бельчонок, зайчата. При обследовании лексического запаса важно не только выявить количественный запас существительных, глаголов, прилагательных, но и проверить самостоятельное употребление их в речи. Для этого ребенку предлагают закончить предложение, добавить недостающее по смыслу слово. При обследовании грамматической правильности речи ребенку дают задание составить, используя необходимые грамматические формы, предложение по картине, по вопросам, описать действие, которое ему демонстрируют; дополнить предложение, употребив заданное слово в нужном падеже.Проверяются умения согласовывать прилагательные, числительные с существительными, образовывать притяжательные при­лагательные от существительных, существительные с уменьшительно-ласкательным значением. В процессе наблюдения за детьми вырисовывается и состояние звукопроизношения (состояние артикуляционного аппарата, артикуляц.моторики; произношение звуков в словах, предложениях; обследование слоговой структуры слова, дифференциация звуков).Для проверки фонематического слуха ребенку предлагают следующие задания: а) запомнить и повторить ряд слогов из правильно произносимых звуков типа па-ба-па, да-та-да б) узнать слово с заданным звуком среди других слов; в) отобрать картинки с заданным звуком; г) самостоятельно придумать слова с определенным звуком. При обследовании связной речи можно использовать предметные и сюжетные картины. Материал для составления рассказов по картине, серии картин, по представлению (рассказов-описаний) подбирают с учетом возраста ребенка, программных требований данной и нижестоящих возрастных групп, а также речевых и пси­хических особенностей малыша. Предварительно дается время на рассматривание картины, проводится беседа по ее содержанию уточняется значение отдельных слов. Далее предлагается план рассказа. Если у ребенка возникают затруднения (он может и не понять задание), логопед дает образец рассказа. Ребенок повторяет его. Затем предлагается аналогичное задание на другом материале. Образцы детской речи записывают в речевой карте — как пра­вильно, так и неправильно построенные.

В логопед.заключении описывается состояние речи р-ка на данный момент, пропысываются нарушения с учетом обеих класс-ций. Обследование в логопед.группах проводится ежегодно в начале и конце года, а также при зачислении на логопункт. В связи с выявленными особ-тями реч.развития логопед планирует дальнейшую работу. В подгруппы объединяются дети, имеющие одинаковый уровень реч.развития, одинаковые симптомы. Ежедневно со всеми детьми логопед проводит 1 фронтальное занятие и ряд индивид.

В основе формирования устной речи у детей лежит обучение составлению предложений разных типов. Последовательность усвоения конструкций предложений, грамматических форм определяется тем, как происходит развитие речи в норме. Учебный материал, методические приемы каждого этапа работы предусматривают постепенное усложнение, но с обязательной опорой на то, что у ребенка уже сформировалось спонтанно или в результате предыдущей логопедической работы.

21. Задачи, основные принципы и методы психолого-педагогич.исследования детей с нарушен.речи.обследование детей в ПМПК как правело начинается с изучения их документации и продуктов деятельности. Врач-невропатолог знакомит членов консультации с имеющейся мед.документ. только после тщательного изучения всех материалов документации начинают непосредственно обследование ребенка. Задача дефектолого-провести психолого-педагогич. И логопедич. Обследование дет. С использов.соответсвующих материалов. В обследовании важно включить элементы обучения,варианты помощи, задания аналогичного характера в которых проявляется способность ребенка к переносу показанных приемов деятельности.задания д.б. направлены на исследования различных форм мышления.начинать обследование целесообразнее с заданий средней трудности. Нельзя перегружать обследование. При проведении обследования реб-ка необходимо учитывать следующие показатели:1эмоционал.реакции реб-ка на сам факт обследования.2понемание инструкции и цели задания3хар-р деятельности.необходимо обратить внимание на наличие и стойкость интереса к заданию,целенаправленность Дея-ти реб-ка,умение доводить дело до конца.4Реакции на рез-т работы.Правельная оценка своей Дея-ти,адекватная эмоц-ая реакция.

Общая хар-ка некоторых методов обследования детей: метод наблюдения явл-ся одним из ведущих при изучении детей. Оно нач-ся с момента появления реб-ка в консультации и продолж-ся на протяжении всего времени обследования. Наблюд.всегда должно провод-ся целенаправленно.Его материалы необходимо фиксировать. Метод изучения рисунков: рисунок явл-ся важным дифференциально-диагностич.покозателем при изучении детей.Втех,случаях когда рисунок находящийся в педагогич.документации реб-ка, чем-то настараживает, целесообразно провести специальное исследование, предложив реб-ку рисовать свободно и по заданию.

Методы эксперимент-но – псих-го исслед. Играют важную роль при изучении детей в психолого-медико-педагогичес. консультациях. они предусматривают создание определенных ситуаций,при котор. актуализир-ся психич.процессы подлежащие спец-му изучению. С помощью эксперем-но – псих. методик можно вскрыть причину и мех-мы тех или иных состояний. При обследовании детей в психодиагностич. целях используется и метод тестов. Наиболее широкое применение получил адоптированный

Детский вариант теста Векслера. При индивид-ных психологич.обследованиях тест, давая необходимые дополнительные сведения о реб-ке оказывает большую помощь.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.