Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни
Существует несколько методик изучения психофизического развития детей первого года жизни. Широкую популярность у нас в стране получили Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика (DDST) и некоторые другие. Среди отечественных методов можно отметить работы Г. В. Пантюхиной, К. Н. Печоры, Э.Л.Фрухт, О.В.Баженовой, Л.Т.Журбы, Е.М.Мастюковой.
И отечественные, и зарубежные методики построены по одному принципу: они включают наборы заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличения возраста эти задания усложняются. Результаты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормативом. Методики позволяют решать, находится ли формирование психики ребенка в пределах нормы, а если отстает, то какие сферы наиболее страдают.
В практике обычно пользуются следующими приемами обследования детей первого года жизни (О.В.Баженова, Л.Т.Журба, Е. М. Мастюкова).
Особое внимание обращают на характер контакта младенца с матерью.
Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество контроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе; у детей старше 8 мес внимание обращают на развитие шаговых движений. Затем определяют развитие сенсорных реакций: изучают характер прослеживаний и фиксаций. Для этого перед глазами ребенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером 7—10 см в горизонтальном, вертикальном, круговом направлениях. Далее проверяют наличие реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помощью поворота головы и глаз, способность прислушиваться к речи, а также находить спрятанный объект и рассматривать два объекта в одно и то же время.
Определяют состояние развития способа взаимодействия со взрослым: выясняют наличие эмоциональных и зрительных контактов между матерью и ребенком, пытаются установить подобного рода контакты между ребенком и исследователем.
Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста (1—3 года)
Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих:
- познавательные процессы;
- эмоционально-волевую сферу;
- предречевое и речевое развитие;
- двигательное развитие.
При диагностике особенностей познавательной сферы детей раннего возраста в центре внимания исследователей находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Причем важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать:
- принятие задания;
- способы выполнения задания;
- обучаемость в процессе обследования;
- отношение к результату своей деятельности.
При отборе методик для психолого-педагогического изучения детей раннего возраста необходимо исходить из закономерностей возрастного развития. Задания предлагаются с учетом постепенного возрастания уровня трудности — от наиболее простых до сложных.
Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом в диагностике являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. Основными методиками при изучении познавательной сферы детей раннего возраста являются «Доска Сегена» (2 — 3 формы), складывание пирамидки (из шариков, из колечек), разборка и складывание матрешки (двухсоставной, трехсоставной), парные картинки (2 — 4), разрезные картинки (из 2 — 3 частей).
Диагностика развития двигательной сферы детей раннего возраста предполагает изучение как общей, так и мелкой моторики.
Параметры оценки развития общей моторики базируются на общевозрастных нормативах развития двигательной сферы у детей:
13 мес — ходит сам; 15 мес — ходит длительно, приседает, наклоняется, ползет вверх по лестнице, сам садится в кресло, может встать с коленей; 18 мес — сам поднимается и спускается по лестнице, может тащить за собой игрушки, перешагивает через палку, лежащую на полу; 21 мес — умеет ходить по поверхности шириной 15 —20 см на высоте 15 —20 см от пола; 2 года — может поднять игрушку с пола, нагнувшись; перешагивает через препятствие, чередуя шаг; попадает по мячу ногой; 2,5 года — приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу на расстоянии 20 см друг от друга; 3 года — может несколько секунд простоять на одной ноге; поднимаясь вверх по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку; спускаясь, ставит на ступеньку обе ноги; прыгает на двух ногах; может ездить на трехколесном велосипеде.
Уровень развития мелкой моторики можно оценить по исполнению таких заданий, как построение башни, выполнение заданий с досками, застегивание пуговиц, рисование. Приведем некоторые нормативы:
18 мес — повторяет штрих;
2 года — по показу повторяет вертикальные линии и круги; 2,5 года — делает две линии или больше при рисунке креста;
3 года — копирует круг, повторяет по показу крест, рисует человека без туловища («головонога»).
Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет)
Психологическое обследование начинается с беседы с ребенком, которая направлена на установление эмоционального контакта. Во время беседы выявляются общий запас знаний и представлений ребенка об окружающем, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные особенности: контактность, интересы, любимые игры и занятия.
При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования: уровень развития перцептивных действий, наглядно-образного мышления, ведущей деятельности — игровой, а также типичных видов деятельности — конструирования и рисования.
Важной задачей обследования детей 4 —5-го года жизни является изучение уровня развития их ориентировочно-познавательной деятельности. Именно ориентировочно-познавательное действие становится основной структурной единицей познания.
Главная цель обследования детей 7-го года жизни — целенаправленное изучение их психологической готовности к школьному обучению.
Понятие «психологическая готовность к школе» включает в себя несколько важных компонентов: умственную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную готовность (т. е. умение ребенка строить свои отношения со сверстниками и с новыми взрослыми).
Основными параметрами умственного развития дошкольника можно считать:
- принятие задания;
- понимание условий задания;
- способы выполнения (хаотические действия, примеривание, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка);
- обучаемость в процессе обследования;
- отношение к результату деятельности.
При диагностике особенностей познавательной сферы детей дошкольного возраста используются специальные задания, проводимые в форме «обучающего эксперимента», а также задания, позволяющие выявить уровень сформированности знаний и умений. (Методики по изучению познавательной деятельности дошкольников широко описаны в специальной литературе.)
Обязательным компонентом психолого-педагогического изучения ребенка дошкольного возраста является обследование состояния речи.
Логопедическое обследование осуществляется общепринятыми в логопедической практике методами и включает в себя изучение основных компонентов, составляющих речевую систему.
Одним из важнейших показателей уровня развития ребенка является его игровая деятельность, а ее оценка может быть одним из диагностических критериев.
Спец.пед-ка как науч. Дисциплина, ее цель объект предмет и т.д.
СП – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы, формы организации процесса спец-го образо-я лиц с нар-ми или отклонен-ми в психофизическом развитии.
Объектом СП – яв-ся специальное образов-е лиц с особыми образоват-ми потребностями.
Предмет СП – теоретические и правктические вопросы изучения обуч-я, воспит-я и развит.детей с отклонен-ми в рзвитии. Цель – кор-я недостатка, его компенсация педаг-кими и клинич-ми сред-ми.
Задачи:- разрабатывает теоретические и методологические основы изучения воспитания и Р Д с отклонениями в Р -разрабатывает теоретические подходы к дифферен-й диагностики, к дифф-му обуч-ю и восп-ю Д с отклонениями в R. -разрабатывает пед-кие технологии, ме-ды, принципы в воспитании и обучении Д с отклонениями в R -разрабатывает и реализует программы профориентации профконсульт-ия, подготовки соц-но-трудовой адаптации лиц с ограниченными возможностями. -разрабатывает и реализует концепции интегрированного обучения -осуществляет клиническо- пед-кую подготовку родителей, имеющих Д с ограниченными возможностями. Научные основы спец-й пед-ки 1.философские основы.Философия по отношению к специальному образованию выступает во-1ых как мировоззренческий фундамент, включ-й сис-му наиболее общих представлений о человеке и его социоприродном бытие, во-2ых как методологическая основа, предполагающая применение разных принцмпов и способов при изучении спец. Образов-я 2. экономические основы надбавки к зарплате для привлекательности. Экономически более выгодно является перенос приоритетов финонсированияна систему ранней помощи и дош-ое образование детей с отклонен.в развитии.Ранняя и своевременная помощь помогает детям влится в сис-му образов.общего назначкния. 3.правовые основы К настоящему времени разработан и принят целый ряд документов ООН по проблеме прав лиц с умственными и физическими недостатками: Всеобщая декларация прав человека, декларация о правах инвалидов, декларация о правах у.о. лиц, конвенция о правах Р, стандартные прав-ла обеспечения равных возможностей для инвалидов 4. клинические основы Лица с отклонениями в развитии нуждаются в мед. Помощи. Любая мед. Помощь начинается с диагностики. Проводится мед. Обследование в рез-те кот. Врач определяет возможности и способы лечения прогнозирует ожидаемый от него эффект. СП помогает развивать, закреплять и усилять эффект достигнутый с помощью медицины а так же помогает человеку научиться полноценно жить с тем недостатком кот. Нельзя преодолеть мед. путем. 5.псих.основ. выявление общих и спецеф.закономерностей псих-го развития аномаль-го реб-ка в сравнении с нор-но развивающ-ся реб-ом .Изучение закономерностей развит.лич-ти чел-ка с огранич. возможностями. На основе спец.пси-ии строится си обуч-ия, воспит. и адоптации. Современная СП состоит из предметных областей: тифлопедагогика (незрячие и слабовидящие), сурдопедагогика (глухие и слабослышащие, позднооглохшие), тифлосурдопедагогика (слепоглухие), логопедия (лица с речевыми нарушениями в развитии), олигофренопедагогика (нарушение интеллекта и образовательными затруднениями), отрасль СП применительна к лица с ОДА, с нарушением ЭВС. СП ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями. К числу таких смежных сфер относятся: философия, история педагогика, психология, клиническая психология, социальная и спец. Психология, медицина, социология, физиология, лигвистика, физика, информатика, гуманитарные и естественные науки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|