Сделай Сам Свою Работу на 5

Система специального образования лиц с различными отклонениями в R. Понятие интеграции чел-ка с нарушениями психического R в общество. Модели и формы интегрированного обучения.

Понятие интеграции. Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отношения в R и ограничения возможностей.

Интеграция основывается на концепции «нормализаций», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должна быть как можно боле приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Применительно к Д. это означает: 1 особый Реб. Имеет общие для всех потребности, особенно потребность в любви и стимулирующей Развит. обстановке, 2 Р.д. вести жизнь, приближающей к норме, 3 лучшим местом для Р. Является его дом, 4 учиться могут все дети, а значит им всем должна предоставляться возможность учиться

Модели интегрального обучения:1.совместное обучение в классе массовой школы. Некоторый практический опыт подготовки детей с сенсорными нарушениями (зрение, слух) к обучению неслышащих детей в обычном классе – относительно новое явление в России. Этот процесс осуществляется с соблюдением особых требований к образовательной среде, в которую помещается ребенок. Неслышащим и слышащим детям необходимо одновременно с обучением получать сурдопедагогическую помощь.

Причины, по которым родители выбирают массовую школу: 1) отсутствие достаточной информации о системе спец. Образования; 2) преемственность посещения ребенком массового учреждения; 3) Общественная оценка готовности ребенка с нарушенным слухом к обучению в массовой школе; 4) нежелание отправлять ребенка в массовую школу 2. Спец. Классы в образовательных учреждениях общего назначения.

1.Самая распространенная модель. Спец классы создаются для детей: с нарушениями интеллекта (там где нет спец школы); с ЗПР; «группы риска школьной дезадаптации» способных к усвоению массовых образовательных программ, но испытываемых временные учебные и адаптационные затруднения в школьной среде.А) классы коррекции для детей с ЗПР. В отличии от обычных школьников и учащихся классов компенсирующего обучения (пед. поддержки) для обучающихся в коррекционных классах (школах VII вида) предусмотрено освоение соответствующего стандарта специального образования в сроки более продолжительные, чем то время, которое отводится на освоение соответствующего стандарта специального образования в сроки более продолжительные, чем то время которое отводится на усвоение соответствующего материала в обычных классах..Б) классы педагогической поддержки (компенсирующего обучения). Все дети на этапе поступления характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и освоении роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации – это дает основание рассматривать их как группу пед. риска. Направление в коррекционные классы дает ПМПКонсультация или МПКомиссия. Вопрос об открытии такого класса решается на пед. совете школы и утверждается местными органами образования. В учебный план классов компенсирующего обучения вводятся специальные лечебно-оздоровительные и коррекционно развивающие занятия (ритмика, ЛФК, психологическая помощь и т.д.). На базе каждого класса А группа продленного дня.В расписании занятий, режима А группы учитываются повышенная утомляемость детей.Важными характеристиками системы компенсирующего обучения является:1. Высокое внимание к психофизическому здоровью детей;2. Переориентация учебного процесса на развитие творческих способностей;3. Личный, а не нормативный характер оценки достижения ученика;4. Развитие познавательных возможностей, содействие нравственному становлению;5. Целенаправленная коррекционно-развивающая среда. Формы интегрированного обучения: С точки зрения соотношения занятий, которые ребенок получает посещая массовое или специальное учреждение, выделяется частичная лил полная интеграция. При частичной интеграции - ребенок приходит в массовое учреждение 1-2 раза в неделю или посещает отдельные уроки, занятия. Все остальное время ребенок обучается по спец. Программе в спец учреждении. При полной интеграции – ребенок занимается все время в массовом д/с или школе.С точки зрения продолжительности интегрированного обучения выделяют: 1) t-ная – полная или частичная интеграция в течении определенного времени; 2) постоянная (перманентная) – ребенок постоянно посещает массовое учреждение. Соотношение понятий «образовательная интеграция» и «инклюзивное образование».образовательной интеграции — «воспитании и обучении особых детей совместно с обычными» (определение Н.Н. Малофеева. — Прим. автора).



2. Совместное обучение детей с ОВЗ и их нормативно развивающихся сверстников было легитимировано (узаконено) в России в 90-х годах. Однако практика показала, что признание возможности такого обучения далеко не единственное условие для его эффективной реализации.
В своей статье Н.Н. Малофеев выделил группы интегрированных детей следующим образом:
— дети, чья «интеграция» невольна и обусловлена тем, что отклонение в развитии не было выявлено;
— дети, родители которых, зная об особых проблемах ребенка, по разным причинам хотят обучать его в массовом детском саду или школе;
— дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой родителями и специалистами, подготовлены к обучению в среде нормально развивающихся сверстников, в результате чего специалисты рекомендуют им интегрированное обучение;
— воспитанники специальных дошкольных групп и классов в массовых детских садах и школах, чье обучение и воспитание осуществляется с учетом их отклонений в развитии.

3. Естественно, что успешность обучения и социальной адаптации различна для вышеперечисленных групп. Специальные, учитывающие особенности развития детей с ОВЗ, условия создаются лишь для двух последних категорий детей. В остальных случаях мы имеем дело с так называемой «стихийной интеграцией», когда ребенок формально находится в классе (группе), но фактически исключен из совместного обучения.
Например, особому ребенку для понимания материала могут быть необходимы наглядные средства или дополнительное внимание учителя. Или проблемы в поведении могут препятствовать нормальному общению со сверстниками и педагогами. Чаще всего такая «интеграция» заканчивается переводом на домашнее обучение, что по сути перечеркивает все стремления создать оптимальные условия для полноценного личностного развития.
Еще один важный момент — из вышеприведенной типологии следует, что вместе с «обычными» сверстниками может обучаться только тот особый ребенок, который к этому готов. Таким образом, ребенок должен отвечать требованиям, которые предъявляются к остальным. Именно этот момент и послужил основой для критики интегрированного образования. Ведь из этого следует, что если ребенок не может соответствовать таким требованиям, то и путь в общеобразовательную (массовую) школу для него заказан.

4. Инклюзия — «включающее» образование

Альтернативным понятию «интеграция» (соединение) считается понятие «инклюзия» (включение). Новый термин «инклюзия» был введен в обиход в 1994 году Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.
В общественном сознании стало укрепляться мнение об инклюзии как наиболее прогрессивной (по сравнению с интеграцией) идее, позволяющей любому ребенку независимо от типа и степени выраженности нарушения обучаться вместе со своими нормативно развивающимися сверстниками.
Однако существует и другая точка зрения. Некоторые специалисты считают инклюзию более рискованным и менее эффективным способом совместного обучения детей с особенностями и их нормативных сверстников, в отличие от интеграции. Так, например, Р. Дименштейн и И. Ларикова (Центр лечебной педагогики, г. Москва) проводят терминологическое сравнение:

5. «Интеграция (от лат. integratio — соединение) — процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.

6. Инклюзия (калька с англ. inclusion) — включение, добавление, прибавление, присоединение.

7. Итак, интеграция — процесс двусторонний, симметричный; инклюзия — однонаправленный, асимметричный.

8. …Интеграция в нашем понимании предполагает построение последовательно усложняющихся образовательных (коммуникативно-познавательных) сред, позволяющих конкретному ребенку постепенно наращивать свой образовательный и социальный потенциал. Каждая из этих сред должна содействовать расширению возможностей ребенка и готовить его к переходу на следующий уровень интеграции.

9. … в отличие от интеграции, инклюзия даже терминологически является более узким понятием. Как следует из словарного анализа этого термина, инклюзия — односторонний процесс, представляющий «внедрение» кого-то куда-то (очевидный насильственный оттенок), результатом которого является наличие в некоей среде инородного для нее «тела».
Однако в настоящий момент мы видим, что идеи инклюзивного образования получают все большее распространение: возникают законодательные инициативы, создаются государственные программы (например «Доступная среда»), организовываются центры сопровождения инклюзивного образования.

 

11. Образов потр-ти и содер-е спец. обр-я. Формы организации и средства обеспечения корр. пед-го пр-саВ зависимости от степени ограничения возможностей и в 1ю очередь от сохранности интеллект. возмож-ей, лица с особ-ми образ-ми потребностями могут осваивать разные уровни образования. Так часть Д. с нар-ми слуха, зрения, ОДА, ЭВС, речи – способны освоить не только общее среднее обр-е но и высшее. Лица с нар-ми интеллекта способны к элементарной общеобразовательной подготовке, корр-но-R-ей А-те, профилак-й и оздоров-й А, трудовой и начальной проф. Подготовке.Для преодоления этих недостатков вносятся изменения в содержание образовательных предметов, проводится их корректировка..

Принципы спец. обр-я 1.принцип пед-го оптимизма, он основ-ся на признании права каждого чел-ка независимо от его особ-й быть включенным в обр-й процесс. 2.принцип ранней педагогической помощи – СП считает одним из успешных условий коррекционно-педагогической помощи – обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в R Р., для определения его особых образовательных потребностей. 3.принцип коррекционно-компенсирующей направленности обр-я – принцип предполагает опору на здоровье силы обучающихся, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов. 4.принцип соц. Адаптирующей направленности образования. Социальная адаптация напр-ть обр-я позволяет преодолеть «соц. выпадение», сформировать структуры соц. Компетентности и психол-ю подготовленность к жизни человека в откр-й среде. 5.принцип дифф-го и индивидуального подхода. Индивидуальный подход направлен на создание благоприятных условий обуч-я, учитывающих индивидуальные особенности каждого Р. и его специфические особенности. Дифферентный подход обусловлен наличием вариативных типологических особенностей, даже в рамках одной категории нарушений. 6.принцип необходимости специального педагогического руководства. Только спец. Педагог, зная закономерности и особенности развития данного Р., возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи может организовать пр-е учебно-познават. деятельности и управлять им.

Технологии и методы спец. Обр-я.1. специальные образовательные технологии (последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение пед-х задач). 2. методы обучения и учения (упорядоченные способы взаимодействия учителя и обучающегося, направленные на передачу ЗУН. 3. м-ды воспитания (нераздельны с обучением, т.к. в пр-се обр-я человек становится развит и социализирован) Методы обуч-я: 1. словесные методы 2. метод работы с учебником. 3. наглядные методы. 4. практич-е методы: дидиактические игры и упражнения

Формы орг-ции спец. обучения. 1.индивидуальные формы – применяется в тех случаях, когда: - обуч-ся имеет тяжелые и множеств. Нарушения; - ребенок нуждается в индивидуально психолого-пед-кой , логопедической и иной коррекц. Помощи, которая может дополнять фронтальные занятия; - ребенок обучается в дом. Условиях, продолжительность 20-30 мин. 2. Индивидуально- групповая форма – используется в кач-ве продолжения индивидуальной, когда достигнут некоторый коррекц.- пед-ий эффект. 3. классно-урочные системы –Уроки в спец. школе хар-ся использованием групповых форм работы, когда дети объединяются в группы (в зависимости от познавательных возможностей, темпов учебной деят-ти) и бригады (временные группы выполняющ. Какое-либо учебное задание). Дополнительные формы работы: экскурсии, самоподготовка, внеклассные формы пед. Работы. Вспомогательные формы: кружковая и клубная работа, олимпиады, конкурсы, походы, факультативы. Ср-ваобеспечения коррекц. образоват. Процесса 1. Слово учителя – ср-во передачи учителем знаний, оно должно быть воспринято учеником. 2. дактильная (общение при помощи ручной азбуки) и жестовая (явл. Разговорной и применяется в неофициальной обстановке и калькулирующей, каждый жест эквивалентен слову) речь. 3. зрительное восприятие устной речи – упрощает процесс восприятия неслышащих информации. 4. музыкальные ср-ва – оказывает положит. Влияние на совершенствование ритмика-мелодийной стороны устной речи, развитие слуховой речи. 5. изо. ср-ва – способ выражения чувств, эмоций, впечатлений. 6. ручной труд . 7. художественно-речевая деят-ть . 8. театрализованная, игровая . 9. учебники – имеют свою специфику, обусловленную особенностями развития Д. 10. дидактический материал – предназначен для практической деят-ти ребенка с расчетом на самостоятельность . 11. технические ср-ва обучения – их применение играет важную роль для коррекции и компенсации. ТСО – это аппаратура предназначенная для более эффективного и кач-ного усвоения материала. 12. примаенение наглядности – ср-во осмысления учебного нимание устного слова.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.