Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности произвольного внимания и восприятия при различных нарушениях психического R в детском возрасте, их изучение и коррекция.

Вним-е - сосредоточенность и направленность психич. деят-ти на опред. объект, который предполагает повышен. уровень сенсор., интел. и двигательной активности.

1.УО дети- отмеч-ся недост-ть произв. W. Для них св-но непроизв-ое насильствен-ое W, сопровождаемое чрезмерной отвлекаемостью, двиг.беспокойством, подвиж-ю или вялостью и пассив-тью. Низкий уровень произволь. W связан c недоR волевых качеств У.О. Для них хар-на неспособ-ть распределить W м/у различ. объектами: оно проявл-ся в нетерпении, задавании не относящ-ся к теме ???-ов и т.д.С возрастом объем произв. W возрастает, но устойчивость и возм-ть распред-я значит. отл. от N. У У.О. детей отмеч-ся своеобразие воспр-я окруж-го пространства, замед-ть, узость зрит. воспр-я и ускорение с возрастом. Недостаточ-ая дифферен-ть зр.воспр-я наблюд-ся в неточном распознании близких по спектру цветов, в глобальном видении объектов ( не видит части предметов). Нар-е пространст-ой ориентировки. Восприятие картин не полное, поверх-ое, а также не адекват-ое. При осязат-ом воспр-ии у.о. обнаруж. пассив-ть, недостоющая целенаправленность, ассиметрич-ть, несогласов-ть движения рук, импульсивность, не сосредоточенность. Объемные предметы дети с у.о. узнают лучше чем плоскостные.

2.ЗПР-особен-ти W: неустой-ть, которая ведет к снижению продуктивности, треб-ся постоянный контроль; сниженная концентрация- трудность в сосредоточении на объекте, высокая утомляемость; сниж.объема W – удерживает одновременно меньший объем информации, чем нужно; низ-ая избирательность вним-я -затрудняются в выделении цели деятельности и условиях ее реализации; низкое распредел-е W - реб-к не может одновременно выполнять несколько действий; прилипание W – трудности в переключ-ии вним-я с одного вида деят-ти на другой; повышенная отвлекаемость.

Для детей характерны недостаточ-ть, огранич-ть, фрагментарность знаний об окружающем мире. При ЗПР нар-ся такие св-ва восприятия как: предметность, структурированность, испытывают затруднения в узнавании предметов, находящ. в непривычном ракурсе. Страдает и целостность воспр-я, т.е. в вычленении разл. отд.элементов



Из объекта, который воспринимается как целое, затр-ся в достраивании образа по к-л его части, сами образы формируются замедленно. Отмеч-ся замедлен. процесса переработки инф-ции, поступ-й ч/з органы чувств. У детей отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объектов какой бы канал они не использовали. Ориентировка в пространстве грубо нарушена, складывается постепенно, от чувства собственного тела до выработки стратегии поведения в физич. и соц.мире.

3.Нарушение слуха - в дошкольном возрасте ведущим видом явл-ся непроизвольное внимание, оно станов-ся сознат-м и контролир-м, вырабат-ся устойчивость, распределение и переключение. Осн. нагр. идет на зрение. Отмеч-ся трудности переключ-я вним-я, больше времени требуется на «врабатывание». Это приводит к снижению скорости выполнения деятельности, увеличению кол-ва ошибок. Прод-ть вним-я зависит от избират-ти качеств в предлаг. материала (яркость, выразит-ть предметов).Наиб. темп R произвольн-го вним-я происходит в подростковом воз-те, это связано с отставанием в R речи. Первоначально произвольн-ое вним-е опоср-но общением со взрослыми. Жесты, реч-ые инструкции взр. выделение из окруж.предметов, на которых реб-к заостряет вним-е. Большое знач-е в компенсации слуха имеет R зр. воспр-я. У детей набл-ся замедленное узнавание предметов. У глухих аналитический тип воспр-я преоблад-ет над синтетическим. Дети испыт-ют трудности в воспр-ии перекрестных изображ-й, простран.-времен-ых отношений, трудности в воспр. предметов в необход-ом ракурсе, контурном изображ. предметов.Зр-ое воспр-е необх-мо R у детей в единстве с обуч-ем речи.

4. Нар-е зрения.- нарушаются практически все качества вним-я: акт-ть, напр-ть, объем, распред-е, переключ-е, инт-ть, сосред-ть, уст-ть, оказ-ются под влиянием н. зр., но способны к высок.. R этих качеств. Замедленность воспр-я, осущ-го с пом-ю осязания и зр-я сказыв-ся на темпе переключаемость, проявл. в неполноте и фрагментарности образов, низком объеме и устойчивости внимания. Необх-мо R произ-ть вним-я, сосред-ть, умение не отвлекаться, т.е. R сосредоточ-ти и уст-ти вним-я. R вним-я связ. с формированием волевых , интелек-х, эмоц-ых св-в лич-и, протек. в усл-ях актив-ой деят-ти. Зр.воспр-е явл-ся доминир. в познании окруж-го мира. У слепых зр-ое восп-е совершен-ся за счет незрительных стимулов: тактильн. стимулы помогают в создании полноценного образа. При остат-ом зрении ослабл. интерес к окруж., снижается общ-ая активность, избир-ое воспр-е нар. предметность воспр-я,проявл-ся схематизм зрительного образа, его бедность нар. ценность, в образе предмета отсут. гл. и второстепенные детали, т.е. фрагментарность и неточность воспр-я, скорость воспр-я и просв-ть зр. образа страдает ,образы станов-ся неадекват-ми действит-ти. Большое место отвод-ся слух-му воспр-ю- звуки явл-ся связью сл. с предметами , их дейст-ми. Также воспр-е явл-ся отраж-ем целого комплекса качеств объектов воспр. чел. ч/з прикосновение, ощущение давления, температуры, боли. Чел-к познает различ. св-ва объектов.

5.Дети с НР – Вним-е хар-ся рядом особ-ей: избирательностью, низким уровнем показателей произв.вним-я, трудности в планир-ии своих действий.Обнаруж-ся различия в проявл-ии произволь-го вним-я в завис-ти от раздражителя(и зрит, слу-го)труд-ти сосред. вним-е в усл-ях словест-ой инструкции чем зрит.Затр-но распредел-е вним-я, м/у рчью и практич-ой деятельностью. Набл-ся наруш-е фонем-го

восприятия. Зр-ое воспр-е отст-ет в R от N и хар-ся недост. информ-ю целого образа.

6Дети с ДЦП. Вним-е хар-ся рядом патологич-их особ-тей: повышенная психич-ая утомляемость и истощаемость,низкая работоспособность,трудности сосредоточения, вялость и раздражительность. Нар-е функционир-я избирательности,уст-ти, концентрации, переключения, распределения.Особ.труд-ть возникает при формировании произвольности вним-я, наруш. целенаправленности, сосредоточ-ть и произвольность.Воспр-е детей с ДЦП отлич-ся от N-но развив-ся детей,как в колич-ом, так и в качественном своеобразии. Отмеч-ся своеобразное R зрит-го и слух-го ориент. реакц. возн. Защитно- оборонительное вздрагивание, плач, испуг.Нар-я зрит-го восприятия вызываются косоглазием и нистагмом.Проявление нарушений св-в восприятия: актив-ти, предмет-ти, целостности , структурности. Наблюд-ся нарушения восприятия в связи со слабым ощущением предметов. Выраженные нарушения ориентировки в пространстве и схемы тела. При ДЦП проявляется недостаточность пространственно-различительной деятельности слух. анализатора.

7.РДА.- повышенная сенсорная и эмоциональная чувствительность обуславливает низкий уровень активного вним-я. У детей наблюд-ся грубые нар-я целенаправленности и произвольности вним-я, концентрации вним-я. Харак-ой чертой явл-ся психологич-ая пресыщаемость и неустойчивость. Хар-но своеобразие реагир-я на сенсорные раздражители, т.е. повышенная сенсорная ранимость, игнорирование воздействий. Нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины мира; они чувствительны к запахам, любовь к музыке. Большое значение имеют тактильные и мышечвные ощущения, идущие о собственного тела.

 

Психолого – педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии разного возраста, его задачи, основные принципы и методы. Планирование коррекционно- педагогической работы с аномальными детьми на основе данных их обследования.

Диагностику нарушенного развития на современном этапе необходимо проводить с опорой на ряд принципов (подходов), ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, С.Д.Забрамная).

Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог).

Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.

Динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных Качественных новообразований и их своевременная реализация в Различных видах деятельности ребенка.

Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка — этот принцип опирается на теоретическое положение Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий.

Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.