Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие дизонтогенеза. Этиология, патогенез и виды дизонтогений. Клинические и психологические закономерности дизонтогенеза. Психологические параметры дизонтогенеза.

Понятие о дефекте и его структуре в зависимости от разной модальности дизонтогенеза. Компенсация и сверхкомпенсация.

Выгодский о дефекте и компенсации.

Дефект- недостаток к-л органа, выпадение к-л физиологической или психической функции. Структура дефекта- сочетание первичных и вторичных дефектов аномалии развития. Первичный дефект обусловлен биологическим характером болезни (нарушение слуха, зрения при поражении органов чувств, др. нарушений при локализованных поражениях ГМ). Вторич. дефект возникает опосредованно в процессе аномального развития. Дефект развития- психический или физический недостаток, вызывающий нарушение в развитии. (Дудьев В.П.)

Центральным вопросом спец. психологии и спец. педагогики явл-ся проблема компенсации. Задача спец.организованного О и В детей с нар.психического развития в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций. Компенсация (От лат. уравновешивание, уравнивание) – возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. 2 типа: 1. Внутрисистемная. Осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. 2. Межсистемная – которая осуществляется путем перестройки функциональных си и включения в работу новых элементов и др. структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций.

Теория компенсация прошла большой путь развития. Сначала особая роль в компенсации отводилась слову, кот приписывалось мистическое воздействие на психику человека. Австрийский психолог Адлер выдвинул теорию сверхкомпенсации. С его точки зрения человек самое биологически неприспособленное существо, по этому у него изначально возникает ощущение неполноценности, которое усиливается при наличии физ. дефекта. Самоощущение неполноценности – стимул для развития психики. ТО, малоценность это не минус, а плюс, источник силы, стимул к развитию. Сверхкомпенсация является крайней точкой из 2 путей компенсации: неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность или самореализация.



Выготский в своих работах критически проанализировал существующие взгляды на проблему компенсации психических функций и обосновал понимание компенсации как синтез биологических факторов. Он придавал особое значение включению аномальных детей в разнообразную значимую деятельность, созданию активных и действенных форм человеческого опыта. При выпадении какого-либо органа чувств, другие начинают выполняют такие функции, которые не выполняли обычно. Ввел понятие структура дефекта. Первичное нарушение (снижение слуха или зрения) влечет за собой вторичные отклонения, и отклонения третичного порядка. Вторичные отклонения носят системный характер. Педагогическое воздействие направлено на вторичные нарушения. Выготский выдвинул положение о связи общих задач воспитании и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному и их взаимосвязь. Основной путь компенсации видел во включении детей с откл. в развитии в активную труд. деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества, создаются условия для интеграции в общество. «Сами по себе слепота или глухота частные дефекты не делают носителя их дефективными. Решает судьбу личности соц. психологическая реализация дефекта. Изучали проблему компенсации: Лурия, Зейгарник, Левина, Соловьев, Лебединский.


 


Понятие дизонтогенеза. Этиология, патогенез и виды дизонтогений. Клинические и психологические закономерности дизонтогенеза. Психологические параметры дизонтогенеза.

В 1927 Швальпе впервые употребил термин «дизонтогенез». Обозначая им отклонение внутриутробного формирования структур организма от нормы развития. Впоследствии термин приобрел более широкое значение. Им стали обозначать разл. формы нарушений онтогенеза, включая постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические си организма еще не достигли зрелости. Этиология – это учение о причинах. Как известно, нарушения развития могут быть вызваны как биологическими так и соц. факторами. Причинами м/б неблагоприятная наследственность, конституциональные причины (нарушение обменных процессов, хромосомные аберрации, генные мутации). Большая роль отводится внутриутробным нарушениям (в связи с тяжелыми токсикозами беременности, токсиплазмозом, краснухой и др. инфекциями, разл. интоксикации и травмы). Реже опухолевыми заболеваниями раннего постнатального периода. Патология родов.

При этом отклонения развития м/б связаны с относительно стабильными патологическими факторами НС (мозговой недостаточностью), возникать на фоне текущих заболеваний(врожденные дефекты обмена, прогрессирующая гидроцефалия, опухоли, эпилепсия).Незрелость развития мозга обуславливает повышенную восприимчивость ЦНС р/кА к разл вредностям. Большое значение имеет время поражения. Объем поражения тем дольше выражен, тем больше чем раньше действует патологический фактор. Характер нарушения так же зависит от мозговой локализации процессов и степени ее распространенности( с одной стороны это незрелость мозга ребенка, с другой стороны это большая способность к компенсации). Соц. причины нарушений: соц., пед. запущенность, обусловленная культурной депривацией, неблагоприятными условиями воспитания; патохарактерологическое формирование личности, аномалии развития эмоц.- вол. сферы с наличием стойких аффективных изменений.

Виды дизонтогенеза Лебединский: 1. Недоразвитие. Хар-но раннее время поражения, наиболее выраженная недостаточность псих. функций (мышление, речь). Пример – УО. 2. Задержанное развитие. Замедление темпа формирования познавательной и эмоц-вол сфер, мозаичность поражения. ЗПР. 3. Поврежденное развитие. Хар-но позднее в 2-3 года патологическое воздействие на мозг, регресс интеллекта. Органическая деменция. 4. Дефицитарное развитие. Нарушение сл, зр, ОДА. Первичные дефект ведет к недоразвитию функций, кот с ним связаны. Компенсация в условиях адекватного О и В. 5. Искаженное. (РДА). Одни функции развиваются ускоренно, не подтягивают развитие других. 6. Дисгармоничное. Хар-но рано приобретенная диспропорциональность в эмоц-вол сфере(психопатия).

Закономерности дизонтогенеза: 1. снижение способности к приему, переработке, хранению и исп-ю информации. 2. трудности словесного опосредования 3. замедление темпа формирования понятий (причина – отсутствие способности к обобщению). 4. Ретардация – незавершенное формирование психических функций другого периода. Есть закономерности, кот хар-ны для того или иного типа дизонтогенеза (Н-р, НарСлуха- замедленное психическое развитие после рождения, ускоренное в последующие периоды).

Лебединский. Психологические параметры дизонтогенеза: 1) связан с функциональной локализацией нарушения и определяет его вид: общий дефект – вызван нарушением развития регуляторных си (корковых и подкорковых), частный – обусловленный недостаточностью отдельных функций. 2) время поражения – чем раньше произошло поражение тем вероятнее явление недоразвития, чем позднее – распад психических функций. 3) Вытекает из идеи Выготского о системном строении нарушения, характеризует взаимоотношения м/у первичным и вторичным дефектом. 4) Нарушение межфункционального взаимодействия. При нормальном психическом развитии выделяют типы взаимодействия психических функций: временная независимость – хар-на для ранних этапов развития (относительная независимость развития мышления и речи до двухлетнего возраста), ассоциативные связи: разрозненные разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно временной близости. Это указывает на малую дифференцированность психических процессов. Иерархический тип взаимодействия – обладает высокой пластичностью и устойчивостью, ведут к компенсаторной перестройке псих функций.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.