Сделай Сам Свою Работу на 5

МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК РЕГУЛЯТОР ТРЕВОЖНОСТИ.

Горячева М., Латвийский Университет

Данная статья представляет собой теоретический обзор основных предпосылок музыкотерапии, а также описание исследования с использованием экспериментальной музыки.

Идентификаторы: музыкотерапия, экспериментальная музыка, воздействие, тревожность.

Возможность использования музыкальный продукт в любое время и в любом месте, позволяет в целом расширить применение музыкотерапии. В последнее время можно наблюдать активный интерес к этой области, что в значительной степени облегчает принятие музыкотерапии как необходимой составляющей развития, исследования и самоактуализации индивида.

Музыкотерапевтические приёмы используются в условиях психологического консультирования, тренингов личностного роста, одновременно музыкотерапию можно рассматривать как прикладную отрасль в психиатрии, хирургии, стоматологии.

Так, например, клинические музыкотерапевты используя музыку во время операций, отмечали изменения в нейроэндокринной системе: фиксировали снижение уровня стресс-гормонов в крови.

Таким образом, музыка влияет на нейроэндокринную систему, в частности – на гормональный уровень в крови. Сопоставив эти данные с тем фактом, что в тревожном состоянии отмечаются изменения на нейроэндокринном уровне, можно предположить, что музыка влияет также на тревожность.

Анализируя исследования в музыкотерапии, следует отметить широкий диапазон области её применения:

Развитие коммуникативных навыков: (Горячева, 2002; Saperston, 2001; и др.);

Развитие творческих способностей, творческого мышления: (Блинова, 1998; и др.);

Развитие эстетических потребностей: (Петрушин, 2000; и др.);
Развитие способности релаксации: (Skartelli, 1992; и др.);
Коррекция и развитие эмоциональной сферы: (Князева и Пашина, 2001; и др.);

Изменения функциональных систем (Шушарджан, 2000; Фудин, Тараканов и Классик, 1996; и др.).

Постепенно выстраивается научная парадигма музыкотерапии, структурируются основные положения музыкотерапии: функции, механизмы, направленности воздействия.



Следует отметить, что воздействие в музыкотерапии – это целенаправленный переход музыкальной информации от одного участника взаимодействия к другому.

В настоящее время не существует однозначного мнения о механизмах воздействия в музыкотерапии, в рамках данной работы можно выделить определённые характеристики этого феномена.

По мнению многих авторов, высокочастотные звуки (3000-8000 Гц и выше) вызывают резонанс в мозгу и воздействуют на когнитивные процессы. Длительный же и громкий звук может привести к полному истощению организма. Звуки среднего диапазона (750-3000 Гц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие звуки (125-750 Гц) воздействуют на физическое движение, вызывают напряжение и даже спазмы в мускулатуре. Музыка, в которой используются низкие вибрации, не даёт возможности сконцентрироваться или успокоиться.

Дисфункцию в работе организма также вызывает использование определённых искусственно тембральных инструментов, а также антигуманистическое содержание текстового материала песен. Таким образом, характер музыкального материала способен вызывать психофизиологические реакции.

Отмечая исследования вегетативных реакций в зависимости от характера музыки, быстрый темп, мажорная музыка повышает артериальное давление, повышает мускульный тонус. В зависимости от формы волны звуки могут оказывать успокаивающий и раздражающий эффект.

В психофизиологических изменениях, которые возникают в процессе музыкотерапии, существенную роль играет также установки индивида и его общее физическое состояние.

Мелодии, которые вызывают у индивида радость, способствуют нормализации артериального давления, при прослушивании раздражающей музыки можно зафиксировать обратный эффект.

Обобщая выше сказанное, можно выделить 3 группы факторов, которые воздействуют на индивида в процессе музыкотерапии:

Характер музыки: сила, высота, частота и длительность звука, звуковые вибрации;

Семантический характер музыки: текстовое содержание;
Психофизиологичекий характер: установки, общее физическое состояние индивида.

Эти факторы позволяют более точно контролировать процесс воздействия.

В рамках данной темы статьи необходимо также отметить результаты исследований применения музыкотерапии в регуляции тревожности. В своих исследованиях Д. Скартелли (Scartelli, 1992) находит корреляцию между прослушиванием музыки, снижением тревожности и формирование способности релаксации. Результаты исследования показывают, что музыка может способствовать снижению тревожности, как на психологическом, так и на физиологическом уровнях.

Анализ факторов, которые, по мнению многих специалистов (Б. Саперстон, Д. Скартелли, Т.Князевой, А.Пашиной), могут препятствовать снижению тревожности, даёт представление об ограничениях в применении музыкотерапии.

Так, например, Князева и Пашина констатировали, что у респондентов с музыкальным образованием прослушивание музыки (Р. Шумана, В.А.Моцарт, В.Ребиков) не вызывает изменения тревожности. Этот факт авторы объясняют тем, что у людей с музыкальным образованием восприятие музыки больше подвержено логике музыкального произведения и меньше зависит от его индивидуальных характеристик.

Вербальная стимуляция во время прослушивания музыки активизирует когнитивные процессы, поэтому может препятствовать снижению тревожности, а также достижению других поставленных целей.

Следует отметить, что для того, чтобы не создавать излишнюю смысловую нагрузку у участников исследования, в экспериментальной музыке, которая использовалась в эксперименте, вокальное исполнение лишено словесного выражения.

Во многих клинических исследованиях можно отметить следующую тенденцию: авторы выбирают музыкальные произведения из достаточно известного репертуара классической музыки. В то же самое время в исследовательской базе музыкотерапии, использование экспериментальной музыки ограничено, что может быть связано со сложностью нахождения адекватного музыкального материала. Экспериментальная музыка – это музыка, которая создана, с целью применить необычный звуковой материал, а также поиск новых отраслей в музыкальном искусстве.

В экспериментальной музыке, используемой в исследовании, были задействованы различные народные музыкальные инструменты: кокле, волынка, варган, фуруйя, флейта, африканские барабанчики, Хакасские бубны, ксилофон, Тибетские колокольчики, авторские музыкальные инструменты, а также звучал голос (альт). Поиск новых направлений в музыке был направлен на создание необычного сочетания вокала и звучания музыкальных инструментов.

Гипотеза исследования: прослушивание экспериментальной музыки снижает личностную и ситуативную тревожность.

Исследование проводится среди работников организации “ХХХ” (100 респондентов), в течение 10 дней.

Процедура эксперимента:

1 день. Измеряется уровень тревожности (методика Спилберга-Ханина) у экспериментальной и контрольной группы.

2 - 9 день. В экспериментальную группу вводится независимая переменная – прослушивание экспериментальной музыки по 15 минут в день.

10 день. Измеряется уровень тревожности (методика Спилберга-Ханина) у экспериментальной и контрольной группы.

Экспериментальная музыка записана на диске, и прослушивание осуществлялось на качественной аппаратуре.

На данном этапе исследования проведено анализ теоретического материала, тестирование с помощью методики Спилберга-Ханина и первичные манипуляции с независимой переменной. При завершении эксперимента предполагается статистическая обработка данных, а также обсуждение результатов.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ ИХ РЕШЕНИЯ



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.