Сделай Сам Свою Работу на 5

ПСИХОДУХОВНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.





Киселев Ю., ЯрГУ

Отвергая все, что нельзя воспринять

Обычным путем,

Можно ли освободиться от ущербности?

Дао Дэ Цзин

 

Целью данной статьи является рассмотрение проблемы психодуховного развития в контексте феноменологического анализа. Здесь мы хотели бы конспективно (из за ограниченного объема статьи) представить некую модель, метафору, которая на наш взгляд адекватно отражает механизм психотрансформации личности.

Прежде всего, рассматривая психическую реальность личности, ее природу и содержание следует учитывать представление сложившееся в рамках "вечной философии", а так же трансперсональной психологии о всеохватной космической природе сознания, которое (потенциально) является микрокосмосом. Такое представление не позволяет четко очертить границы психического, оно уходит в бесконечность и всеохватность. Однако человеческий разум не оперирует и не мыслит такими понятиями. Он стремиться к конкретному, определенному, а потому и ограниченному представлению о психической реальности.

Каждый этап человеческой истории и индивидуального личностного развития сопровождается определенными представлениями о психической реальности. От этого содержания, точнее представления о нем, зависит и все бытие человека (как он воспринимает себя, окружающих людей, природу, весь мир). Это же представление создает определенный ряд экзистенций (форм существования) (Ж.П. Сартр) и экзистенциональных проблем.



Приведем несколько исторических примеров рассмотрения психической реальности и сознания. Представления о сознании тесно связаны с господствующи­ми мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцент­ризм Нового времени формировали разное понимание содержания психической реальности.

Метафору печати на воске для описания сознания применяли Пла­тон, Аристотель: как буквы отпечатываются на дощечке воска, так объект отпечатывается на «дощечке разума». Так было словесно оформлено представление о сознании.

Античная философия открыла только одну сторону сознания - направленность на объект, потому и была ис­пользована соответствующая метафора. Таким образом, психическая реальность, прежде всего, сводилась к процессу отражения внешней реальности.



В культуре христианства произошло одно важное со­бытие: обострение потребности человека обращать внима­ние на собственные переживания. Она была вызвана необ­ходимостью общения с трансцендентным Богом. Возникла практика такого общения — молитва. В ней человек дол­жен погрузиться внутрь себя, отключиться от потока жиз­ни, от чувственных восприятий, освободиться от диктата тела. Душа теперь — это то, что истинно сущест­вует, когда остается без мира, освобождается от него. Мо­литву всегда сопровождают душевные переживания. Вот они-то и становятся предметом внимания средневековых философов, которые начали искать формы и способы их выражения.

Плотин (философ неоплатоник) заложил основы серьезной проработки темы ду­ховного содержания психики и связанной с ней темы сознания. В духовном опыте он выделяет три уровня. Первый — высший, где происходит отдохновение в Боже­ственном. Чтобы выйти на этот уровень, надо, учил Плотин, пробудиться от своего тела, прийти к самому себе, стать недосягаемым для внешнего мира. Но долго, а тем более вечно, находиться в этом состоянии человек не может: он с необхо­димостью опускается на второй уровень — рефлексии и рассуждения. Третий уровень — низший. Здесь господствуют инстинкты и страсти. Сознание в структуре духовного опыта, по его мнению, есть как бы возмещение нашей недо­статочности, нашей несостоятельности, проявляющейся в том, что нам не дано пребывать постоянно в состоянии Бо­жественной простоты. Если бы мы могли это делать, то жизнь духа стала бы нашей жизнью. Сознание — это ка­кой-то центр между двумя теневыми зонами: безмолвной, не осознающей себя жизнью нашего "я" в Боге, и молчали­вой, бессознательной жизнью нашего тела.



В Новое время происходит изменение взглядов на психическую реальность. Важно отметить, что отказ от Бога свидетельст­вовал о формировании нового духовного опыта людей, в ко­тором не оказалось места для того высшего его уровня, ко­торый Плотин называл Божественной простотой, отдохно­вением в Божественном. А это значит, что прежний механизм формирования сознания, его понимания и объяснения был сломан, разрушен. Возникла необходимость переоткрыть со­знание, по-новому его истолковать.

Единственной несомненной реальностью был признан инди­вид и его сознание. Р. Декарт — объявил, что акт "я мыслю" яв­ляется самым простым и самым очевидным основанием су­ществования человека в мире, а также самого мира.

Внутреннее духовное пространство, т.о. сжима­ется до предметно-логического содержа­ния и переживаний, связанных с чувственностью. Поэтому Декарт все свое внимание обращает на тот уровень духовной жизни, который Плотин называл уровнем рефлексии и раз­мышления. Бога в душе уже нет. Декарта интересует не доказательство бытия Бога, а метафизическое обоснование существования внешнего для человека мира.

Итак, Декарт заложил основы отождествления сознания и души с предметно-логическим содержанием. Религиозные и мистические компоненты опыта сознания были утеряны, в нем восторжествовали правила логики. Сознание перестали отличать от познания.

Знаковыми историческими фигурами также являются Карл Маркс и Зигмунд Фрейд, которые предложили свое видение содержания и природы психической реальности. Их представления оказали огромное влияние на всю психологическую мысль XX века.

В настоящее время происходит возрождение в философии и психологии (прежде всего трансперсональной) широкого, глубинного, включающее трансперсональные области взгляда на психическую реальность. Человек снова становится причастен к божественному, к Космосу (терминологию просьба рассматривать как общеупотребимую метафору).

Таким образом, на основе данного краткого исторического анализа мы приходим к убеждению, что рассмотрение психической реальности имеет феноменологический характер, то есть, зависит от тех психических процессов, феноменов с которыми она отождествляется в каждый конкретный исторический период. Выбор осуществляется с помощью осознания, которое освещает какой-то определенный набор психических феноменов (в широком смысле) и не может по каким-либо причинам принят в область осознания другой ряд, область феноменов. Таким образом, с одной стороны осознание это то, что расширяет психическую реальность, принимает какую то часть психического содержания, но с другой стороны, и ограничивает объем воспринимаемого психического содержания определенными границами, которые имеют свою природу и свои причины.

На основе такого рассмотрения психической реальности мы можем ответить на вопросы, что же представляет тогда из себя психодуховный кризис и процесс психодуховной трансформации. Нам кажется, что для объяснения этих понятий следует привлечь и рассмотреть теоретическую модель феноменологического сдвига.

Феноменологический сдвиг может, на наш взгляд, иметь два уровня или вида:

сдвиг с идентификаций материального и социального порядка на область духовных идентификаций

второй вид обусловлен проникновением в сознание, в психический опыт личности ИСС, как агентов глубинных уровней психической реальности (архетипических, трансперсональных и т.п.). Этот вид может одновременно являться и причиной для первого описанного нами уровня феноменологического сдвига, т.е. провоцировать изменения личностной структуры идентификаций.

Говоря о феноменологическом сдвиге мы должны указать и возможные причины таких изменений. Встают такие вопросы как: благодаря чему наш феноменологический опыт может расшириться? Что может запустить такой процесс?

Можно, на наш взгляд, выделить два основных вида причин психодуховной трансформации личности:

Спонтанные. Они основаны на спонтанном самораскрытии психической реальности, как саморазвивающейся системы. Такой процесс часто является неожиданным для личности и требует соответствующей психологической поддержки.

Искусственно созданные условия для таких изменений. Хорошим примером являются ИИПТ (см. работы В.В. Козлова), где психологические изменения происходят в благоприятных поддерживающих условиях.

Таким образом, расширение психического опыта личности за счет расширения осознания и интеграции его в психической структуре личности является позитивным процессом психоразвития личности. Применение феноменологического подхода является адекватным (на наш взгляд) для создания методологической основы для теоретического осмысления процесса психодуховной трансформации личности.

Литература

1. Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исслед. внутр. мира: Пер. с англ. -М, Издательство Трансперсон. Ин-та, 1994, - 338 с.

2. Гроф С. Области человеческого бессознательного. Опыт исследований с помощью ЛСД. - М. ИНИОН, 1992, -312с.

3. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцедентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.- 752 с.

4. Козлов В.В. Три аспекта психотехнологий, в социальной работе. Психотехнологии в социальной работе. / Сб. под. ред. Козлова В.В. - Ярославль, 1997, с. 9 -19.

5. Козлов В.В. Истоки осознания - М., 1997 -363 с.

6. Козлов В.В. Дао трансформации. - М.: "ПАНГЕЯ", 1998, 101 с.

7. Козлов В.В. , Бубеев Ю.А. Измененное состояние сознания: психология и физиология. М., 1997 - 197с.

8. Козлов В.В., Майков В.В. Основы трансперсональной психологии. Истоки, история, современное состояние. М.: Изд-во Института трансперсональной психологии, 2000. - 304 с.

9. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. / Общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича и Ю.В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986.- 432 с.

10. Пути за пределы "эго" . Под ред. Роджерса Уолша и Фрэнсис Воон. - Пер. с англ. М. - Папуша, Е. Поле и К. Андреевой - М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. - 318 с.

11. Философия. / Ред. В.П. Кохановский, -Ростов н/Д.: "Феникс", 1998. - 576 с.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.