Сделай Сам Свою Работу на 5

Гордеева Е.Г., Агапова М.В., Пахтусова Е.Е., Искандирова А.Б., Москва





Изучение феномена эмоционального выгорания, как механизма психологической защиты (приобретенный стереотип поведения, который проявляется в уменьшении эмоционального реагирования, как в личной, так и в профессиональной сфере), проводилось нами среди работающих специалистов психологов, психотерапевтов и психиатров. С результатами данного исследования можно познакомиться в сборнике материалов 5 Всероссийской конференции «Душевное здоровье человека – духовное здоровье нации» (2002г).

Одна из тем конференции по вопросам использования методов психодиагностического обследования претендентов на должность судьи и психологического обеспечения деятельности судей, а также отдельных категорий работников аппарата, проводившейся по инициативе судебного Департамента, звучала как медико-психологическое исследование и реабилитация эмоционально – психологического состояния судей. Синдром эмоционального выгорания включает в себя многие симптомы дистресса, симптомы именно психологических проблем или нарушений. Поэтому для изучения психо-эмоционального состояния судей, мы использовали именно эту методику, как основную.



Задачей проведенного исследования стало выявление уровня сформированности психологической защиты в форме эмоционального выгорания у профессионалов, т.е. реально работающих судей. Интерес представляет именно прогнозирование дисфункциональных следствий, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнёром (клиентом, коллегами).

В уменьшении эмоционального реагирования имеется, как положительный момент, поскольку уменьшение эмоционального реагирования позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы, так и отрицательный момент, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполне­нии профессиональной деятельности и отношениях с парт­нерами.

Методика «диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко, позволяет выявить сформированность фаз стресса – «напряжение», «резистенция», «истощение» и ведущие симптомы «выго­рания».

Первая фаза стресса - «напряжение», состоит из следующих симптомов:



переживание психотравмирующих обстоятельств (на сколько близко к сердцу человек принимает травмирующие ситуации);

неудовлетворенность собой;

ощущение загнанности в клетку;

тревога или депрессия.

Вторая фаза стресса - «резистенция», состоит из следующих симптомов:

неадекватное избирательное эмоциональное реа­гирование (эмоциональная лабильность);

эмоционально-нравственная дезориентация (неспособность контролировать эмоции в рамках морально-этических норм)

расширение сферы экономии эмоции (избегание ситуаций, когда необходимо проявление эмоций, участия, сопереживания);

редукция профессиональных обязанностей

Третья фаза стресса - «истощение», состоит из следующих симптомов:

эмоциональный дефицит;

эмоциональная отстраненность;

личностная отстраненность (деперсонализация);

психосоматические и психовегетативные нарушения.

По итогам тестирования можно сказать, какие фазы стресса уже сформировались или находятся в стадии формирования, какие симптомы доминируют.

По количественным показателям можно судить о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени. Исходя из этих данных, можно планировать тактику психотерапевтической помощи и психологической реабилитации судей.

Данная методика не дает достаточно полной картины психо-эмоционального состояния личности, на основании ее можно лишь говорить о наличии того или иного синдрома или симптома. Поэтому в дополнительный пакет исследовательских методик вошли: методика диагностики уровня невротизации личности Л.И. Вассермана, которая направлена на определение выраженности эмоциональной возбудимости; методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге, адаптированная Т.И. Балашовой, разработанная для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии. Пакет подобран таким образом, что многие шкалы из разных методик коррелируют друг с другом, что позволяет наиболее дифференцированно подойти к оценке результатов методики эмоционального выгорания, а также являются своебразной шкалой лжи для «выявления эмоционального выгорания».



По результатам исследования можно предположить возникновение вероятных трудностей в некоторых сферах жизнедеятельности личности. Такие как: стрессовая астения, уменьшение сил, в связи с этим ограничивание себя в жизни на уровне среды и окружения; на уровне возможностей и способностей – человек ограничивает возможности воплощения своих идей, творческого потенциала и дальнейшего развития себя как личности; на уровне ценностей и убеждений – как обедняются ценности, духовные подменяются бытовыми и материальными, появляется цинизм; на уровне личности, сущности – возможно снижение самооценки или «звездной болезни», появление психопатологических симптомов, психосоматических расстройств.

Методика диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана, высокий показатель уровня невротизации свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность); о безынициативности; низкий уровень невротизации свидетельствует: об эмоциональной устойчивости; о положительном фоне переживаний (спокойствие, оптимизм); об инициативности; о чувстве собственного достоинства.

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге, адаптированная Т.И. Балашовой, опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, в целях предварительной доврачебной диагностики. Результаты могут отразить различные уровни депрессии: от состояния без депрессии до истинного депрессивного состояния.

Дополнительные методики (Зунге, Вассерман) позволяют выявить корреляцию между шкалой «Напряжение» методики эмоционального выгорания, которая включает в себя переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённости собой, тревоги и депрессии с методикой диагностики депрессивных состояний. Шкалы эмоциональной и личностной отстранённости (методика эмоционального выгорания) с методикой исследования уровня невротизации личности Вассермана и т.д.

Шкала «тревога и депрессия» из методики эмоционального выгорания коррелирует с методиками изучения уровня невротизации личности и диагностики депрессивных состояний.

Исследование проводилось в судах г. Подольска, в обследовании принимало участие 28 человек, судьи с различным стажем работы.

Результаты исследования таковы: 25% - участников обследования имеют хотя бы одну сформированную фазу синдрома профессионального выгорания – это или «напряжение» или «резистенция» или «истощение». Чаще всего это сформированная или находящаяся в стадии формирования фаза «резистенции», включающая в себя симптомы неадекватного эмоционального реагирования, эмоционально нравственную дезориентацию, расширения сферы экономии эмоций и редукции профессиональных обязанностей.

47% - обследуемых имеют хотя бы по одному сложившемуся или складывающемуся симптому эмоционального выгорания, чаще это симптомы эмоциональной и личностной отстранённости, неадекватного эмоционального реагирования, и т.д.

6 % испытуемых имеют психосоматические и психовегетативные нарушения в качестве сформировавшегося и доминирующего симптома.

Остальные участники обследования не имеют выраженных психо – эмоциональных нарушений, в основном это люди, работающие менее 10 лет в данной профессии.

В беседе, которая проводилась перед обследованием, специалисты говорили о своих психо-эмоциональных проблемах, отмечали у себя психосоматические симптомы, такие как головные боли, трудности со сном. Трудности в эмоциональной сфере – депрессивные состояния, излишняя эмоциональная включенность в работу (переживания, связанные с судебными процессами), трудности в семейных взаимоотношениях, связанные с профессиональной занятостью и усталостью, тревожность.

Судьи, говоря о своих эмоционально – психологических проблемах, высказывали пожелание получать квалифицированную психологическую и психотерапевтическую помощь. Они говорили о том, что встреча с психологом или психотерапевтом необходима им хотя бы один раз в полгода. Говоря о запросе на такой вид помощи, особо отмечают темы эмоциональной разгрузки, релаксации, снятия психологического напряжения.

Данные психологического обследования и субъективная оценка своего состояния самими судьями позволяет говорить о необходимости психологического и психотерапевтического обеспечения их деятельности.

Тема исследования психо–эмоциональных нарушений у судей и их последующей психологической реабилитации и психокоррекции требует более глубокого и детального изучения специалистами, занимающимися проблемами данной области.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.