|
Никифорова О.В., Чернецов В.Ю., (Ярославль)
В данной статье мы предприняли попытку обобщить и проанализировать опыт групповой психокоррекционной работы с родственниками клиентов проекта «Вершина» (российско-голландский проект по реабилитации наркозависимых, работающий на основе модели Jelinec института (Амстердам) и Института Психического здоровья и Наркозавизимости (Антверпен), базой для реализации которого является Ярославская областная клиническая наркологическая больница).
Необходимость работы с родственниками наркозависимых непосредственно вытекает из стратегических задач, стоящих перед специалистами российско-голландского проекта: внедрение в реабилитационный процесс комплексного биопсихосоциального подхода, использование возможностей так называемой мультидисциплинарной бригады (врач, психолог, соц. работник), достижение максимально возможной социально-психологической адаптации клиентов проекта. Последнее, как показывает мировой опыт и наши собственные наблюдения, невозможно без коррекции дисфункциональных семейных взаимоотношений, которые являются мощным дестабилизирующим фактором и зачастую провоцируют возврат наркозависимых к потреблению психоактивных веществ. В связи с этим, параллельно с индивидуальной и групповой работой с идентифицированными пациентами, мы проводим социально – психологическую работу с членами их семей, в том числе - и в групповой форме.
Группа включает в себя от 8 до 12 участников, гетерогенна по возрасту, полу и образовательному уровню. Частота встреч варьируется в зависимости от ситуации, и этапа группового процесса от 1 до 3 встреч в неделю. Группа является открытой для новых участников, однако имеет сформированное «ядро», состоящее из 3 супружеских пар. Длительность существования группы на настоящий момент – 1,5 года.
В работе используется интегративный психотерапевтический подход, включающий в себя структурированные техники семейной терапии, групповую дискуссию, элементы трансактного анализа и психодрамы, ситуационно – ролевой тренинг, арттерапевтические техники и техники релаксации, приемы социально – психологической поддержки и обязательное обсуждение критических событий в семье. Один раз в месяц проводятся клубные встречи, где за чаем обсуждаются достижения и недоработки, подводятся итоги занятий, дается обратная связь.
В своем развитии описываемая группа проходила через несколько этапов. Для начального были характерны трудности, которые могут быть условно отнесены к 2-м категориям:
универсальные, т.е. сопровождающие начало работы любой психотерапевтической группы (несформированность структуры отношений внутри группы, некоторая пассивность участников, связанная с отсутствием у них опыта психотерапевтического общения с одной стороны, и ожиданием активности от ведущих - с другой и т.п.)
специфичные, т.е. присущие именно данному контингенту участников. К ним можно отнести: гипер - и гипомотивированность родственников наркозависимых на психотерапевтическую работу (часть из них понимает ее необходимость, но ожидает «слишком многого и сразу», другие считают, что психотерапия нужна, но только самим наркоманам, а не их родственникам, тем самым, слагая с себя ответственность за происходящее в семье); «размытость» целей; черты созависимости, проявляющиеся, к примеру, в склонности напрямую связывать свое отношение к групповой работе с динамикой состояния своих близких – наркопотребителей (по типу: «у нас все хорошо сейчас и я могу не ходить на занятия», или «он опять колется, все это бесполезно») и т.п.
После 3-4 встреч группы мотивация участия в работе стала более сформированной, определились цели и задачи, стоящие перед ведущими и участниками, начала складываться социальная структура группы, общение в ней стало более свободным и искренним. За это время произошел «отсев» 4-х из 13 участников, гл. образом из разряда гипомотивированных.
В дальнейшем, работа группы стала более целенаправленной, стабилизировался ее состав, были выработаны групповые традиции и нормы, чем и знаменовался переход к следующему, основному этапу ее существования. Задачи, решаемые на этом этапе, разделяются на следующие категории:
Когнитивные (решаются с помощью информационно-просветительских блоков, работы с иррациональными установками и семейными «мифами»).
Эмоциональные (вырабатываются навыки распознавания эмоций и контроля над ними, отреагируются субъективно тягостные чувства: растерянность, обида, беспомощность, отчаяние)
Поведенческие (формируются адаптивные поведенческие навыки, и происходит отказ от неконструктивных поведенческих стереотипов).
Социальные (используются механизмы социальной поддержки, групповой сплоченности, возможности обогащения конструктивным опытом друг друга). По истечении 6 месяцев работы группа достигла наиболее продуктивного этапа, демонстрируя высокий уровень зрелости и сплоченности. Это сопровождалось перераспределением ответственности между ведущими и «ядром» группы, в связи с чем функции ведущих трансформировались в координционно-поддерживающие. Стала очевидной тенденция к перерастанию родительской психотерапевтической группы в общество самопомощи. Следует отметить, что аналогичные процессы наблюдались и в существующей параллельно терапевтической группе идентифицированных клиентов (наркозависимых), большая часть которых является детьми участников описываемой родительской группы.
В настоящее время группа родственников наркозависимых клиентов работает как самостоятельная структура, которая обращается к помощи специалистов только по необходимости. Более того, наиболее инициативные участники группы стали организаторами общественного движения «Родители против наркотиков».
Наш опыт показывает, что одновременное психотерапевтическое «сопровождение» пациентов и их родителей помогает отследить динамику семейной ситуации, оперативно регулировать кризисные моменты в семье, воздействовать на проявления зависимости и созависимости, которые неразрывно связаны между собой, а также – способно перерасти в «стартовую площадку» для развития самостоятельных социальных инициатив. В результате такой работы семья становится мощным фактором, способствующим продлению ремиссий и повышению уровня социально-психологической адаптации наркозависимых.
АНАЛИЗ СНОВИДЕНИЙ КАК МЕТОД ПСИХОДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ: ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕМАТИКИ СНОВИДЕНИЙ ОТ АКЦЕНТУАЦИИ ЛИЧНОСТИ.
Парфентьев С., ЯрГУ.
Проблема интерпретации сновидений и первые попытки концептуализации сновидческой реальности возникли довольно давно, когда явления окружающего мира и сущность внутрипсихических процессов понимались в рамках религиозно-мистических традиций (языческие, туземные традиции, шаманизм, эзотерические школы и мировые религии).
Изучение сновидений в рамках психоанализа явилось толчком для развития научного изучения сна и сновидений и создания огромного количества объясняющих моделей. Сновидения, несмотря на свою «метафизичность» с точки зрения академической науки, вполне успешно используются целым комплексом психотерапевтических школ: психоанализ, аналитическая психотерапия, адлерианский подход, психодрама, гештальт-терапия, онтопсихология А.Менегетти, трансперсональное направление психологии и психотерапии и т.д. При этом каждый из перечисленных подходов закладывает в «работу со сновидениями» свой краеугольный камень, базовый критерий, который, в свою очередь, определяет понимание механики сновидения и его смыслов.
Данная статья посвящена исследованию сновидения как психического явления, определению более четких границ этого феномена, и, самое важное, определению связи между сюжетом сновидения, динамикой его образов и личностными свойствами, личностной направленностью. Исследование состоит из двух этапов: 1 – составление психологического портрета сновидца (ицы), для чего используется многофакторный опросник MMPI (“Мини-Мульт”), выявляющий акцентуации личности, модель поведения, мышления, тип реагирования личности на внешние обстоятельства и кофликты, т.е. позволяющий составить достаточно полное представление о личности сновидца; 2 – анализ сновидений испытуемых.
Базовые цели исследования можно определить следующим образом:
проследить влияние личностных свойств на процессы сновидения;
выявить особенности сновидений у различных типов акцентуаций личности;
выявить степень сохранения привычных паттернов поведения и типа реагирования «дневной личности» в сновидении.
Что касается анализа сновидений, то исходя из целей исследования, выбор подхода к интерпретации сновидений не принципиален. Тем не менее базовые посылки для анализа сновидений следующие: 1) сновидение вносит баланс в пространство личности сновидящего путем коррекции его сознательной установки бессознательной (К.Г.Юнг); 2) Исполнение желаний и реализация влечений в маскированном виде является основной задачей сновидения (З.Фрейд и психоанализ); 3) Сновидение – это имманентно присущий личности способ разрешения проблем; стиль мышления и паттерны поведения сознательной жизни индивида определяют стиль мышления и модель поведения личности в сновидениях (А.Адлер).
В исследовании участвовало 60 испытуемых, мужского и женского полов, в возрасте от 18 до 49 лет. Для каждого испытуемого составлялся «профиль» (характеристика по результатам опросника) и анализировались два сновидения, которые сновидец(ица) посчитал(а) наиболее яркими и впечатляющими за период от недели до полугода до начала исследования. В данной статье каждый тип акцентуации личности будет представлен одним-двумя примерами.
Циклоидный тип личности.
Профиль 1. Пол: женский; Возраст: 22.
Характеристика: Преобладающие черты личности: тревожность сочетающаяся с активной позицией. Характерна чрезмерная гибкость мышления, имеющая тенденцию разбросанности, размытости, и нехватки определенной доли стабильности и устойчивости. Благодаря этому качеству и склонности компенсировать тревожность импульсивным и экспансивным поведением, личность сохраняет некий баланс. Прослеживается внутренний конфликт, выраженный равноценной выраженностью таких качеств как тревожность, пессимистичность и импульсивность. Конфликт заключается в следующем: противоречивость реагирования личности: динамичность процессов возбуждения сочетается с неустойчивостью. В поведении личности сталкиваются разнонаправленные тенденции: мотивация достижения успеха – с мотивацией избегания неуспеха, склонность к активности и решительным действиям – со склонностью к блокировке активности в ситуации стресса, повышенное чувство достоинства и стремление к доминированию – с неуверенностью в себе и избыточной самокритичностью, стеничный регистр эмоций гнева, восхищения, гордости, и презрения – с эмоциями астенического регистра: страхом, чувством вины, тревожностью. Взаимная компенсация разнонаправленных тенденций адаптирует личность, но нагнетает внутреннюю напряженность. Акцентуация: циклоидная, конституционально-возбужденная; тип реагирования – смешанный.
Сновидение: «Спорю со знакомым (синтезированный образ нескольких грубых и узколобых человек). Далее стою перед аквариумом с золотыми рыбками и маленькими юркими сомиками (пятнистыми). Долгое время я пытаюсь рассадить рыбок по разным аквариумам. Совершенно фантастические впечатления, когда две рыбки решили размножиться (самочка раздулась). Самое страшное, когда к рыбкам доливают грязной воды и они начинают умирать, выпрыгивая из аквариума. Я пытаюсь их спасти, хватаю, и бегу к пруду. Причем появляется мысль, что наиболее благоприятно рыбки перенесут дорогу, если я их понесу во рту. В конце я выпускаю их в пруд, они оживают. Ощущение рыбки во рту отвратительно».
Это сновидение является хорошей иллюстрацией к профилю личности. Сначала она спорит с неким синтезированным образом человека-оппонента в споре. Собирательность этого образа наталкивает на мысль о том, что у сновидицы заведомо определенное отношение к идеям и потенциалу оппонента в споре. Здесь имеет место несколько завышенная самооценка, возможно касающаяся интеллектуального компонента личности. Не менее вероятно, что это может быть ситуативный случай, а не правило. Тем не менее, сновидица определенно «выносила» в себе, в своем сознании определенную «модель мира», которая в многом может противоречить мнению большинства. Эту модель мира и систему ценностей иллюстрирует аквариум с красивыми рыбками. Здесь проявляется также такое качество личности как склонность к самолюбованию (скорее, внутренне качество, скрываемое). Конфликт этой красивой модели мира с мнением окружающих воспринимается как «вливание грязи в аквариум», что называется «всю идею опошлили», и субъективно воспринимается болезненно. Упорство личности сновидицы проявляется в стремлении спасти «свою модель мира», сменив футляр, оболочку для идеи. Причем, модель уже очевидна начинает разваливаться, не выдерживает внешнего давления. Лишь опять восстановив герметичность, эта система взглядов «оживает». Тем не менее, на «вкус она отвратительна» - сновидица выстроив эту красивую модель, и долгое время любовавшись ею, сама воспринимала ее отстраненно, с позиций теоретика. Когда обстоятельства заставляют опробовать, или доказать окружающим свою правоту, горечь внутренних противоречий дает о себе знать.
Эта интерпретация, в значительной степени умозрительная, тем не менее, обращает внимание на основные качества личности - тревожность, чувство своей уникальности, и отчаянные попытки защитить свое видение мира, часто доводящие ситуации сознательной жизни до абсурда, но с единственной целью – ни в коем случае не дать распасться своей «модели мира». Здесь вполне отражена определенная доля конфликтности, и болезненно заостренное чувство СЕБЯ и СВОЕГО, характерное циклотимикам.
Профиль 2. Пол: мужской; Возраст: 21.
Характеристика: выражено состояние свободноплавающей тревоги. Соотношение шкал подсказывает, что причиной этого возможно была длительная предшествующая невротизация. При этом для личности характерна импульсивность и поведенческая активность – как механизм вытеснения тревоги. Проблемы осознаются личностью, снижая общий фон настроения. В ситуации конфликта данной личности характерно внешнеобвиняющее поведение, импульсивность. Выражена мотивация достижения. Личность достаточно адаптированная, так как тревога как состояние еще не оформилась, и действуют защитные механизмы – эмоциональное отреагирование. Общая картина профиля соответствует циклоидному типу акцентуации. Тип реагирования личности – смешанный.
Сновидение: «Я прихожу домой к другу, где живет моя бабушка и прошу ее сшить мне кожаную сумку-портфель прямоугольной формы бежевого цвета, объясняя это тем, что на днях прилетит Змей Горыныч и без сумки здесь не обойтись. Бабушка не соглашается и я ухожу расстроенный. Прихожу снова и бабушка дает мне сшитый кожаный портфель. Потом я попадаю на встречу со Змеем Горынычем. Под ногами туман, напротив меня стоят три человека лет 15. Из-за них выходит Змей Горыныч и чем-то мне угрожает. Тогда «Петя Васечкин» выходит из-за меня и достает пистолет. З.Г. достает еще более крутую пушку, тогда рядом с нами появляется «Гусев» и достает четырехствольный пистолет. З.Г. стреляет, и я поднимаю портфель. Потом на весь «экран» бежевый портфель, на нем гильза, а в ней две дробинки и фраза «Гильза может остановить пули».
В сновидении на первый план выступает борьба сновидца за «сумку», которая может быть символом статуса, позиции социального эго, возможно карьерного роста или учебного статуса. Очевидна важность встречи сновидца с каким-то лицом в дневной жизни, которое при этом вызывает тревогу. Сначала, подготовка к встрече срывается, во второй раз сновидец вступает в конфронтацию с образом-противником, уже во всеоружии. Противостояние разрешается благополучно, тем самым прогнозируя развитие ситуации в дневной жизни, а, возможно, и сценарий своего нереализованного поведения в прошлой ситуации.
Насыщенность сновидения человеческими образами указывает на общительность сновидца, на стремление находиться среди людей. При этом внешний вид этих образов (Змей Горыныч, Петя Васечкин), свидетельствует об инфантильности мышления. Также, это может быть защитный механизм эго, механизм мифологизации, гиперболизации, называние чего-то незнакомого уже знакомым, и не особенно страшным, своего рода снижение уровня воспринимаемой опасности, чем на самом деле, что существенно облегчает разрешение жизненных проблем.
Данное сновидение отличается причудливостью логики, которая во многом противоречива, но тем не менее индивидуальна. Соответствие психологическому портрету выражается в негативным эмоциях и тревожных чувствах, которые, практически мгновенно вытесняются вовне с помощью внешнеобвиняющего поведения, эмоционально-действенного отреагирования. Также характерна склонность самостоятельно принимать решения, при этом утилизируя возможности своего окружения и свои внутренние резервы.
Гипертимный тип личности.
Профиль 1. Пол: мужской; Возраст: 18.
Характеристика: Личность характеризуется гиперактивностью, стеничностью установок, типично «мужским стилем поведения». Ярко выраженная гипертимная акцентуация проявляется оптимизмом и сверхактивностью, которая имеет тенденцию размытости и разбросанности. Практичность, опора на собственный опыт, активная позиция сочетаются с упорством в отстаивании своего мнения. Активность, как правило поведенческая или двигательная, имеет свойство спонтанности и проявляется скорее как потребность, нежели направленное достижение какой-либо цели. Частые эмоциональные вспышки формируют такую черту личности как эксплозивность, а присущее упорство и, в некоторых случаях, самоуверенность проявляются в ущерб гибкости мышления. В целом, данные характеристики соответствуют возрасту, а акцентуированы они благодаря незрелости мышления и эмоциональных реакций. Тип реагирования личности: гиперстенический.
Сновидение: «Я стою на остановке, жду автобуса. Я скорее бегу садиться, и только начал открывать дверь и встал одной ногой на порог, автобус резко тронулся и начал набирать скорость. Меня вместе с дверью толкнуло назад по инерции, но я держусь обеими руками за ручку двери, и краешком ноги стою на пороге. Потом водитель резко затормозил, как будто специально, и у меня соскользнули руки с ручки, меня закрутило в воздухе. Я очень сильно испугался и упал на асфальт. Я начал подниматься, чтобы посмотреть, где я нахожусь. И только поднял голову, вижу, что на меня едет машина с большой скоростью. Я даже не успел что-то предпринять, как она ударила бампером мне поверх головы и проехала надо мной. Я перестал чувствовать свое тело и в голове очень сильно гудело, в глазах стоял туман. Потом я почувствовал как будто мне на голову льют теплую воду. Это оказалась кровь. Я боялся представить, что у меня творится на голове. Потихоньку стал приходить в чувство, но не чувствовал конечностей. Я докатился до бордюра и упал в большую лужу. Один глаз у меня залило кровью. Я лежу в 10 метрах от остановки и никто из людей не смотрит на меня. Я думаю, почему люди не помогают мне, даже не смотрят на меня, как будто я куча мусора. Кровь льется и льется, я постепенно теряю сознание, и в этот момент просыпаюсь».
Это сновидение можно анализировать исходя из нескольких критериев. Во-первых, образ себя проявляется здесь как личность попавшая в «обстоятельства». Отсутствует способность контролировать ситуацию, события происходят со сновидцем в таком контексте, что как он ни старается, все равно ничего не выходит. Это может быть проявлением враждебности к окружающим, т.е. несколько неадекватной оценки того, как окружающие люди воспринимают сновидца. Эмоциональные вспышки, о которых упоминалось в характеристике, находят свое отражение в развитии скорости, тряске сновидца – это происходит неконтролируемо. Во-вторых, в этом сновидении проявляется самая характерная черта гипертимов – постоянное движение, двигательная активность, независимо от качества ситуации. В-третьих, с юнгианской позиции – в этом сновидении можно усмотреть проигрывание бессознательным одного из вариантов хода жизненных событий – не совсем, как мы видим, благоприятного – и явный акцент на том, что поведение сновидца в реальности, его эмоциональные реакции или мировосприятие небезопасно для него самого, оно деструктивно. Следует также обратить внимание на автобус как образ сновидения. Образ автобуса может не символическим, т.е. не означать ничего, кроме автобуса, однако, дальнейшие события сновидения свидетельствуют об обратном. Автобус присутствует здесь как символ жизни, «судьбы» сновидца: гиперактивность и незрелость поведения сновидца в «дневной жизни», излишняя эмоциональность проявляется в том, что «образ себя» сновидца в сновидении перестает соответствовать нормам и правилам жизни и выбрасывается на асфальт, получает травму и никто ему не хочет помочь. В этой точке сновидения проявляется страх сновидца остаться в изоляции.
Профиль 2. Пол: женский; Возраст: 18.
Характеристика: Ярко выраженная поведенческая активность, высокий уровень жизнелюбия. Стремление подчеркнуть собственную миролюбивость, добродушие, показать себя в лучшем свете, нормативность. Характерна неосторожность, ветреность, большая доля инфантилизма. При этом низкая мотивация достижения и поисковая активность, собственная позиция не выражена, индивидуальность мышления и поведения подавлена. Характерна ограниченность в плане самореализации. Мышление характеризуется инертностью, отсутствием самостоятельности, зависимостью, опорой на нормы и правила, являющиеся важным ориентиром поведения. Поверхностность интересов, тенденция часто переключаться с одной деятельности на другую, неустойчивость внимания.
Сновидение: «Я сплю. Открываю глаза и вижу ярко оранжевый свет. Сначала не понимаю, где я, и что происходит. Внезапно я чувствую животный страх: все горит, комната объята огнем. Огонь подбирается к моей кровати. Свет слепит глаза. Я вскакиваю с кровати, пробираюсь к двери, пытаюсь открыть ее. Я не чувствую боли от ожогов. Очень страшно и хочется жить. Разворачиваюсь и бегу к окну. Разбиваю его, поранив руки, лицо. Оказавшись на снегу, я ощущаю боль от порезов и ожогов. Не оглядываясь бегу вперед».
Сновидение можно интерпретировать следующим образом: происходят определенные личностные изменения, влекущие за собой серьезные перемены во всем, в образе жизни, в окружении, в месте проживания, в образе себя. Чувствуя неизбежность этого у личности (у образа себя, у ЭГО) просыпается животный страх смерти (смерти эго), и всеми способами оно бежит от перемен, которые опасны для него как «огонь». Происходит побег от перемен, учитывая возраст сновидицы, побег от взрослости. Обратный этому вариант интерпретации: стремление вырваться за пределы своей «скучной», «старой» жизни. Возможно здесь проявлена неблагоприятная семейная обстановка (в доме все горит), и сновидица, несмотря на раны полученные при прыжке из окна, убегает. В этом сновидении для нас является важным эмоциональность образа «Я» сновидицы в пространстве сновидения и двигательная активность: образы сновидения очень яркие, интенсивно меняющиеся, затрагивающие даже переживания физиологической боли; эмоциональная составляющая несколько экзальтированна, проблема разрешается эмоционально-поведенческим отреагированием сновидицы вовне. Перечисленные черты вполне соответствуют гипертимной акцентуации личности, а негативные эмоции, присутствующие здесь являются вообще гораздо более характерной чертой сновидений как таковых, нежели приятные переживания. Это связано с функциональной направленностью сновидений – проработка внутриличностных конфликтов (разнообразные попытки завершения «дневных гештальтов»), очередное «проживание» дневного опыта, попытка его переструктурирования, планирование дальнейших событий жизни и т.д.
Психастенический тип личности.
Профиль 1. Пол: мужской; Возраст: 21.
Характеристика: выраженная психастеническая акцентуация при общем повышении активности защитных механизмов личности. Выраженные свойства личности: тревожность, склонность к самоанализу и раздумьям, тормозимый тип поведения, неуверенность в себе. Оценка реальности пессимистичная. Нередко поведение приобретает демонстративный характер. Превалирует мотивация избегания неуспеха, установка на конгруэнтные отношения с окружающими. В ситуации стресса – блокировка или ведомая активность вслед за большинством или лидирующей личностью. Наблюдается чувство ответственности, обязательность, скромность, повышенная тревожность, в некотором смысле ритуальные действия. Тип реагирования: гипостенический.
Сновидение: «Я лежу дома на моей кровати, вдруг начинает происходить что-то ужасное. Кровать начинает трястись. С моим телом происходит что-то непонятное, оно начинает вращаться и перемещаться в пространстве с помощью какой-то загадочной силы. Мне становится страшно и во сне я просыпаюсь. Несмотря на это меня продолжает трясти. Мне становится еще страшнее, поскольку я думаю, что проснулся и в реальности такие вещи не должны происходить. Мне кажется, что я схожу с ума. Ужас достигает своего апогея и на этом я просыпаюсь уже окончательно и с облегчением понимаю, что весь этот бред мне приснился». Сновидение – повторяющееся.
Сновидение наполнено тревожными чувствами и ощущениями, страхом, боязнью сойти с ума. Сновидец зафиксирован на мыслях о своем здоровье. Образ тела, процессов, происходящих в нем, является источником тревожных мыслей. Глубокая интровертированность и сложность установления контактов с окружающими являются причинами повышенной склонности к анализу и самоанализу – это состояние, возможно, натолкнуло сновидца на неприятные выводы – поэтому тряска, вращение и страх связаны с непониманием процессов, которые происходят со сновидцем. Естественное для него чувство – тревога, страх сойти с ума ( базовый страх, являющийся основой решетки ЭГО) возникает как защитная реакция. Интересен тот факт, что сновидец находится один на один с неодушевленными предметами, проявление его мироощущения через призму своей «инакости», одиночества, несколько метафизическое мировоззрение, допускающее «загадочные силы» больше, чем свою активность. Неустойчивость своего положения, непонятные события вокруг можно экстраполировать на восприятие сновидцем окружающей реальности в сознательной жизни
Профиль 2. Пол: женский; Возраст: 22.
Характеристика: Состояние свобоно-плавающей тревоги, характерное морально-физическому истощению. Оценка реальности неопределенная. Поведение тормозимое, выражена склонность к раздумьям. Превалирует мотивация избегания неуспеха, установка на конгруэнтные отношения с окружающими. Мышление инертное, позиция часто пассивная, равнодушная, в ситуации конфликта испытуемая уходит в оборону, ведет себя не агрессивно, но и не капитулирует. Социальное ЭГО достаточно сильно, реактивное состояние свободноплавающей тревоги и пассивность компенсируются необходимостью сознания путем сверхконтроля держать личность в рамках.
Сновидение: «Действие происходит в общежитии, в котором я тогда жила. Я как будто подметаю пол в коридоре. В этом месте в данный момент очень светло, что не характерно для этого помещения. Свет очень приятный, мягкий и солнечный. Я люблю такой свет, мне сразу становится уютно и приятно. Я подметаю. Тут я поднимаю голову и вижу - передо мной стоит мальчик лет 9-10. Он одет в длинную рубаху такого цвета как бывает выбеленный лен. Она явно не с его плеча. Она похожа на русскую косоворотку. Сам мальчик худоватый и с не свойственным живому человеку цветом лица. Он достаточно миловидный, у него большие карие глаза, но синие круги под ними говорят о нездоровье. И вообще цвет лица с синим оттенком. Он смотрит на меня очень странным взглядом. Я тоже смотрю на него. При этом пытаюсь прогнать его веником. Но внезапно я понимаю, что у этого маленького человека мертвый взгляд. И как озарение, я осознаю, что передо мной стоит утопленник. Тут меня охватывает ледяной ужас, остолбенение, холод, бегающий по позвоночнику, и т.д. Я понимаю, что теряю сознание, в глазах вспыхнул белоснежный свет, вся картина пропала. И только где-то на периферии сознания, возникает чувство, что бояться нечего. И тут я просыпаюсь».
Анализировать это сновидение более приемлемо с точки зрения гештальт-подхода – любой элемент сновидения является фрагментом личности сновидца. Итак, сновидение начинается с того, что сновидица подметает в коридоре общежития, где она пожила больше 2 лет. Свет и эмоции, с ним связанные, говорят о теплых чувствах и уюте, который сновидица любит в этом месте. Дальше происходит нечто неожиданное и очень странное, с точки зрения сновидицы: перед ней мальчик (странность этого эпизода можно объяснить символически – мальчик необычного вида в необычной одежде – перемены в жизни; эти перемены воспринимаются личностью настороженно, дает о себе знать ригидность, контроль за собой). Мальчик-утопленник – продукт страха сновидицы перед изменениями, которые он несет. Она выбирает другой путь: остаться там, где она есть сейчас, где светло, уютно и приятно. Изменения воспринимаются Эго сновидицы как смерть, т.е. необходимость Эго перестраиваться и ломаться. Этот конфликт заставляет сновидицу застыть в нерешительности. С одной стороны, объективные обстоятельства несут в себе необходимость меняться, с другой – страх перемен парализует ее. Сновидение разрешается примирением – проблема проработана. Это достаточно умозрительный анализ, тем не менее, он дает определенную информацию о личности сновидицы: оригинальность мышления, абстрактно-образная его наполненность ярко представлены в сновидении; миролюбивость – свет, уют, теплота, спокойствие и т.д.
«Мальчик-утопленник», странный на вид также является манифестацией истинного «Я» сновидицы (в плане психологических характеристик) – он худой, с болезненным цветом лица и т.п., - эти качества – метафоры психологических свойств личности – отрешенность, тревожность, болезненность переживаний, пассивность и т.д. Изначально, ЭГО гонит прочь этого мальчика, затем происходит осознание его и интеграция его свойств в ЭГО. Возраст «мальчика» корректирует его символическое значение – он олицетворяет «Я-ребенок» сновидицы, детскость, непосредственность, которой в данном случае не видно. Сновидица забыла «своего ребенка», она теперь взрослая, однако эта сверхвзрослость, серьезность и бесконечная проблематизация реальности не проходит бесследно. Я-ребенок напоминает о себе. Каждый вариант интерпретации этого сновидения можно оспорить, тем не менее, каждый из этих вариантов открывает нам одни и те же черты, соответствующие психастенической акцентуации: тревожность, интровертированность, сверхконтроль сознания, болезненное восприятие перемен и т.д.
Эпилептоидный тип личности.
Профиль 1. Пол: женский; Возраст: 21.
Характеристика: Ярко выражен внутренний конфликт: сочетание разнонаправленных тенденций – высокая поисковая активность, динамичность процессов возбуждения и выраженная инертность и неустойчивость. При присущей раздражительности, нервозности и сильной застреваемости мышления, а также отсутствии его гибкости это усугубляет состояние, и испытуемая часто страдает оттого, что чувствует свою неловкость, неадекватность своего поведения обстоятельствам. Восприятие окружающего негативно. Вторичный слой характеристик: сильно выраженный контроль сознания, уход в себя из-за трудностей адаптации, демонстративное поведение, выражающееся в незрелых эмоциональных реакциях и поведении, направленном на привлечение внимания любой валентности к своей персоне. Такие качества предполагают скрытое чувство собственной неполноценности и нередко злобно-тоскливые настроения, персеверативное мышление. Имеют место сверхценные идеи.
Сновидение: «Я бегу на консультацию по курсовой работе к научному руководителю. Я очень боюсь опоздать, ищу ее по всем аудиториям и не могу найти. На этой консультации, за неделю до защиты, она должна была посмотреть черновик курсовой работы. Потом, когда я нашла ее на пятом этаже, там почему-то уже проходила защита: комиссия из 2-х человек и один студент. Я была в таком ужасе, что мне поставят тройку, выбежала, села плакать, откуда-то появился мой сокурсник, стал меня утешать, успокаивать, потом неожиданно целовать. Эмоционально сновидение сопровождалось следующими эмоциями: страх, отчаяние, истерика, невезение и растерянность, желание иметь хорошую оценку, беспомощность и неожиданное удовольствие».
Это сновидение достаточно полно отражает интересующие нас свойства личности испытуемой. Во-первых, испытуемая сильно зафиксирована на учебных проблемах и, главное, на том, как ее работу оценят. Здесь проявляются излишняя тревожность и беспокойность личности испытуемой. Ригидность и персеверативность мышления даже в сновидении не оставляют обыденных проблем, продолжается выход тревожных чувств, накопившихся за прошедшее время. Во-вторых, ярко выражен, как в профиле опросника, так и в сновидении, мотив избегания неуспеха и скрытое стремление к конгруэнтности с окружающими.
Ярко выражена сознательная установка личности, основное свойство которой: все должно происходить в соответствии с моими желаниями. ЭГО личности, в силу ригидности, не стремится учитывать то, что происходит в окружающем мире. Возникает желание или импульс, и встраиваясь в социальные нормы, ЭГО требует реализации всего задуманного: если этого не происходит – происходит фиксация на травмирующих событиях и длительная их переработка, не достигающая собственно благоприятного результата. Т.е., капризность в дневной жизни и затруднения в общении, а также негативная оценка окружающего создают серьезные проблемы, влекущие за собой чувство собственной неполноценности и тоскливые настроения. В сновидении личность компенсирует свою неловкость в сознательной жизни и эмоциональную сдержанность, доходящую до степени зажатости, тем, что позволяет себе истерику в Университете и неожиданный эпизод, проявление скрытого желания – утешения сокурсника.
Эпилептоидность сновидицы вполне проявлена в этом сновидении. Об этом свидетельствует нервозность, излишняя тревожность, сверхценная идея успешности в учебе. Далее, сюжет сновидения характеризуется некоторой эмоциональной «разорванностью», экзальтированностью, доходящей до совершенно неожиданного желания сексуального характера.
Профиль 2. Пол: женский; Возраст: 43.
Характеристика: Личность, сильно акцентуированная по эпилептоидному типу. Невротические и психопатические механизмы достаточно сильно представлены в ее структуре, а также действует большое количество защитных механизмов, целью этого является достижение хотя бы минимального уровня адаптации. Личность характеризуется слабым контролем сознания, т.е. эмоциональные и поведенческие ее реакции абсолютно спонтанны. Ярко выражены сентиментальность и вспышки враждебности. Способ общения с миром и проявления своей индивидуальности – гиперактивность. Это также является защитным механизмом, скрывающим под собой сильную неуверенность в себе. Личность практична, при принятии решений опирается на реальные факты и собственный опыт. Ярко выражена конфликтность, усугубляющаяся ригидностью личности, гиперактивностью, застреваемостью мышления. Отличительной чертой является истероидность – лабильность и незрелость эмоциональных реакций – испытуемая в своем поведении требует внимания, постоянно сконцентрированного на ней, не терпит незамеченности. Состояние осложняется тормозимостью мышления и склонности к раздумьям и сомнениям. Акцентуация: эпилептоидная. Тип реагирования: смешанный.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|