Сделай Сам Свою Работу на 5

Результаты исследования различий профессиональных склонностей





Результаты выраженности (таблица 1) показывают, что у студентов ПС факультета достаточно широкие интересы (по показателям среднегрупповых значений «знак» -22,7; «техника» - 21,1; «природа»- 9,3; «худ.образ»- 14,4; «человек» - 24,8) У педагогов интересы более узкие и преобладет интерес к типу профессии «Ч-Ч», это свидетельствует, что у педагогов интерес соответствует их будущей профессии.

Таблица 1.

Результаты различия профессиональных склонностей

 

Пок-ли Группы   Знак Техника Природа Худ. Образ Человек
ПС xср 22,7 21,1 9,3 14,4 24,8
N= 86 s 4,92 6,15 6,16 6,35 5,34
Пед xрс 18,81 9,79 11,78 18,09 29,29
N=83 s 4,62 5,5 4,77 4,39 4,68
t – кр. Стьюдента   5,32*** 12,7*** 2,94** 4,41*** 5,84***

Примечание: значимость по t-критерию Стьюдента (*-р<0,05; **-р<0,01; ***-p<0,001)

 

Как и предполагалось (таблицы 1) наибольшее различие в профинтересах между группами студентов – различия связаны с особенностями их типов профессии «Ч-Ч» и «Ч-Т» и «Ч-З». Однако у студентов- педагогов обладает ярко выраженный интерес – «Ч-Ч» и наиболее низкий уровень к «Ч-Т», в то время как у студентов ПС профессиональные интересы выражены к трем типам профессии. Все различия выражены и находятся на значимом уровне.



Однако высокие значения по «Ч-Ч» можно объяснить наличием в выборке ПС факультета числа студентов женского пола (29 чел), у которых наравне с интересами «Ч-З» высоки и значения по «Ч-Ч».

Рассматривая соотношение студентов имеющих разный уроввень выраженности, профессиональных склонностей можно отметить более высокую направленность к профессии «Ч-Ч» у студентов-педагогов видим, что 77 % имеют высокий уровень выраженности своей профессии. У студентов ПС факультета высокий уровень профессиональных склонностей к типу профессий «Ч-З» наблюдается у 69 % группы и у них же 49 % имеют

Высокий уровень интересов к типу «Ч-Ч». В то время как у студентов - педагогов интересы к профессии «Ч-З» ярко выражены у 8,4 %, что еще раз подчеркивает их более выраженную узкую направленность.

К такому типу профессии, как «Ч-Х» у студентов – педагогов имеют средний уровень выраженности интересов 82 %, а студенты ПС факультета имеют уровень 50 %. Это говорит о том, что для студентов – педагогов тип профессии «Ч-Х» является более привлекательным, чем для студентов ПС факультета. Таким образом мы можем говорить о различии выраженности интересов в соответствии с выбранными специальностями.



 

Различия в психодинамических характеристиках

Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Психодинамические характеристики групп

 

Пок-ли Группы   ЭРМ ЭРИ ЭРК ПМ ПИ ПК СМ СИ СК ЭМ ЭИ ЭК
ПС xср 31,5 33,5 34,7 33,9 28,9 28,7 34,5 33,9 35,5 26,5 31,4 28,9
N= 86 s 5,86 4,27 6,17 4,11 3,59 4,16 4,5 4,38 5,25 4,35 5,15 4,9
Пед xрс 30,5 28,8 36,7 33,9 28,2 29,9 34,0 30,1 37,0 27,4 32,7 30,9
N=83 s 5,08 4,46 4,74 3,85 3,9 5,22 5,1 5,0 4,59 4,04 4,73 4,22
t – кр. Стьюдента   н/з 5,59*** 2,37* н/з н/з н/з н/з 7,08*** 1,98* н/з 2,56* 2,86**

Примечание: значимость по t-критерию Стьюдента (*-р<0,05; **-р<0,01; ***-p<0,001)

 

Значимые различия наблюдаются в пяти свойствах из 12 ОФДС. Это по показателям ЭРИ, СИ, СК, ЭИ, ЭК, ЭрК. Все эти различия связаны со свойствами интеллекта и свойствами поведения в коммуникативной сфере (СК, ЭрК). Это отражает специфику будущей профессиональной деятельности студентов обеих групп. Студентам ПС факультета предъявляются высокие требования к характеристикам умственной активности, а педагогам – в сфере коммуникативной активности. Именно по этим сферам более высокие показатели соответственно в каждой группе, что и подтверждает сделанные ранее выводы о влияние роли темперамента в профессиональном становлении.



Рассматривая корреляционные связи по показателям ОФДС можно сказать, что общее количество связей в целом одинаково в обеих группах, однако различие наблюдается в соотношении положительных и отрицательных связей. У педагогов всего 6 отрицательных связей, а у студентов ПС факультета их 13. Примечательно, что в обеих группах отрицательные связи приходятся на показатели эмоциональной сферы, но у студентов ПС факультета их намного больше. В обеих группах наибольшее количество связей приходится на показатели интеллектуальной сферы (ПИ – 8 корреляций, СИ – 9 корреляций), а это значит, и скорость мышления является одинаково важными показателями для обеих групп. Эмоциональные характеристики являются отрицательным фактором выполнения проявления интеллектуальных составляющих темперамента.. То ли это говорит о специфики возраста, то ли это характеристика требования учебной деятельности. В то время как у студентов педагогов эмоциональные свойства связаны в большей степени с ЭРИ, ЭРК. Так же связи отрицательны. Следовательно, для педагогической деятельности эмоциональные компоненты играют негативную роль проявлений общей активности и интеллектуальной активности.

Выводы: Таким образом исследования подтверждают различия в профессиональной направленности студентов и их связи с психодинамическими характеристиками. Различия психодинамических характеристик проявляется как по уровню выраженности, так и в структуре взаимосвязей. Полученные результаты могут учитываться в организации учебного процесса при подготовке специалистов.

 

Литература

 

1. Белоус В.В. К исследованию влияния типов темперамента на эффективность индивидуальной и совместной деятельности // Вопросы психологии. – 1986. - № 3 – С113-120

2. Вяткин Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности // Психологический журнал. – 1993. -№2-С73 – 83

3. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека / Перм.гос.ун-т. –Пермь, 2000.

4. Гуревич К.М. Профпригодность и основные свойства нервной системы, 1970.

5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.

6. Психологические проблемы профориентации учащихся: Межвузовский сборник научных трудов –Челябинск, ЧГПИ, 1990.

7. Психология и практика. Ежегодник российского психологического общества. Том 4, выпуск 2, Ярославль, 1998.

8. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. – 1985. - №1 – С19-32

9. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. – 1989. -№1-С10-21.

10. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека – Психологический журнал, 1986, №4, С23-36.

 

 

ПРОБЛЕМА И ОСОБЕННОСТЬ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Савюк Е., Москва

«Когда еще не понимаешь жизни,

как сможешь ты понять смерть?»

Конфуций

Остановить, или предотвратить рост подросткового суицида, можно только в том случае, если мы, зная факторы риска, будем применять превентивные меры задолго до появления суицидальных мыслей, а не заниматься лечением и социальной адаптацией подростка только в тот момент, когда он балансирует между жизнью и смертью.

В последнее время заметна явная тенденция к “омоложению” суицида, причем это характерно для всех стран, не только для России. В США уровень самоубийства среди подростков и молодежи в возрасте 15-19 лет с 1952 по 1996 год увеличился в 14 раз и на 100% вырос среди детей 10-14 лет с 1980 по1996год (6). Самоубийством в настоящее время четвертая ведущая причина смерти среди детей возрастом от 10 до14 лет (11). В России, особенно в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург увеличение случаев подростковых суицидов особенно заметно (в Петербурге лишь за девять месяцев 1998 года совершили суицидальные попытки 619 подростков; почти в полтора раза больше, чем за тот же период 1996 года). 25% подростков совершают повторные суицидальные попытки (7). В целом по России число самоубийств у детей в 1995 году составило 2911 против 2795 в 1994 году. В 1996 году покончили с собой 2756 детей в возрасте 5-19 лет, из них 2358 в возрасте 15-19 лет.

«Молодежь кончает собой почти в эпидемических масштабах. Ежедневно более 1000 молодых людей пытаются совершить суицид. На одного подростка, который преуспеет в этом, приходятся 100, совершающие неудачные попытки. В течение последнего десятилетия частота суицидов у них возросла почти в три раза. Наибольшая их частота наблюдается в возрасте от 15 до 24 лет» ((6)Эрл Гроллман «Суицид: превенция, интервенция, поственция.» стр284-285), Самоубийство составило 12% всех смертей в возрасте от10 до24 лет 1999г в США (Kann, Kinchen, Williams и др.2000)

Причины этого явления по сути своей те же, что и у взрослого населения: отсутствие механизмов воздействия общества на индивида. Предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицидальных намерений являются: чувство неприкаянности, отчуждения, апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психотравмирующей ситуации. Эти подростки отличаются неадекватной самооценкой, испытывают чувства малоценности и ненужности, брошенности, отверженности (феномен «отвергнутого ребенка» (4). Пессимизм в представлении будущего, безнадежность, и представление собственной бесполезности приводит к суициду 8,9% из общего числа подростков, имеющих суицидальные намерения (8).

Юношеский возраст характерен поиском смысла жизни, поиском себя, своего места и предназначения. На «Телефоне Доверия» основной процент таких тем приходится на абонентов 17-20 лет (около 80%). Проблема принятия себя предъявляется молодыми людьми очень часто, причем девушки говорят об этом чаще, чем юноши (65% - девушки, 35% - юноши). (3)

Суицидальные мысли являются достаточно распространенным явлением в пубертатном периоде, они возникают у 20% подростков. Серьезные намерения или план совершить самоубийство имеют 1.3-3.8% мужчин и 1.5-10.1% женщин (9). Целью одной трети этих подростков является: желание кого-то заставить почувствовать себя виновным или сожалеть; привлечь к себе внимание и вызвать симпатию; выразить враждебность (10)

Однако у подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Действия подростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений.

У суицидальных подростков есть отягощенное социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивы суицида, как правило, являются незначительными для взрослых: двойка по предмету, обида на близкого человека, недовольство собой, переживание несправедливого обращения со стороны учителя или друзей, «несчастная любовь» и т.п. Проблемы в семье (ссоры, злоупотребления, депрессия матери), и особенно, разногласия в детско-родительских отношениях являются самой распространенной причиной суицидального поведения подростков (4,9,10,11).

Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов и психотравмирующих переживаний. У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям.

Смысл суицидальных поступков в этом возрасте, чаще всего сводиться к призыву о помощи (cry for help), стремлению привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желанного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, средством наказать обидчиков.

Суицидальное поведение подростков имеет следующие характерные черты:

· суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);

· конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

· суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.

· суицидальное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;

· суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;

· средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, неглубокие порезы, тонкая веревка и т.п.).

 

Особенности поведения подростков, указывающие на суицидальные намерения:

· тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на эмоциональный подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;

· затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;

· напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;

· депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, прекращает посещение учебного заведения, в поведении видно оцепенение, сонливость;

· выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;

· тяжело протекающий пубертат (подростковый возраст) с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;

· употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

Объективные обстоятельства, приводящие к суицидальным намерениям:

· неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, смерть родителей;

· беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;

· неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;

· отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;

· серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.

Причиной суицидальных намерений и поступков у подростков часто является личностная неспособность (неадаптивность) к предъявляемым социумом требованиям, проявляющаяся в несоответствии потребностей и желаний и неумением найти способы их удовлетворения. А так же отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная лабильность, импульсивность, агрессивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта (1,4).

Этот ряд проблем, которые предъявляет подросток в работе с психологом, а ведь часть их могла бы решаться дома или с близкими подростку людьми.

Проблемы социализации, кризисы идентичности и смысла жизни, влияние перфекционизма на подростков, аффективные расстройства и депрессии - все это является реальными причинами, толкающими подростка к суициду. С ними нужно и можно работать профессионалу (психологу, психотерапевту, психиатру). Однако основная причина по-прежнему лежит в морально-этических семейных отношениях между подростком и взрослыми. Любовь - единственное, что противостоит ненависти, и только любовь может приручить агрессию, страх, обиду, злость и вину. Подросток зависим от взрослых духовно, эмоционально и материально. Подросток должен иметь чувство надежности и защищенности, получать доказательства веры в себя. В его жизни необходим человек, который может оказать на него влияние: родитель, друг, родственник, учитель, религиозная фигура. Этот фактор значительно снижает возможность возникновения суицида (9). Обратите внимание и обнаружьте убедительные основания для утверждения жизни вашего подростка.

 

Литература:

1. Абрумова А.Г., Тихоненко В.А. Актуальные проблемы суицидологии. М.,1979

2. Карандашев В. Жить без страха смерти М.

3. Телефон доверия. Служба экстренной психологической помощи для подростков и молодежи / Ин-т молодежи. Сер. гос. молодежи. \политика в Российской Федерации.М., 1999

4. Пурич-Пейакович Йу.,Дуньич Душан Й. Самоубийство подростков М.2000

5. Суицидология Прошлое и настоящее М.2001

6. Игумнов С. Клиническая психотерапия детей и подростков. Минск 1999

7. Laura E/ Sanshez, M.D., and Lan T. Le, B.A., Suicide in mood disorders, 2001 Wiley-liss, inc

8. Cinthia R. Pfeffer, Diagnosis of childhood and adolescent suicidal behavior: unmet needs for suicide prevention, 2001 Society of Biological Psychiatry

9. David A. Brent, Assessment and treatment of the youthful suicidal patient, Annals New York academy of sciences. J.Am. Acad. Child Psychol. Psychiatry 34: 106-130

10. Hawton K., D. Cole, J. O’grady & M. Osborn,Motivational Aspects of deliberate self-poisoning in adolescents, 1982, 141:286-291

11. Marina catalozzi, MD, Jonathan R. Pletcher, MD and Donald F. Schwarz, MD, MPH – Prevention of suicide in adolescents, 2001, 13:417-422

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.