Сделай Сам Свою Работу на 5

ДИНАМИКА ТРЕНИНГОВОЙ ГРУППЫ

Демчук И.В., ЯрГУ

В последние десятилетия все больше растет интерес к психологическому тренингу как методу работы с группой в целом, несмотря на тот очевидный факт, что любому отдельно взятому участнику внимания в данном случае уделяется сравнительно меньше, чем при индивидуальной работе. Наиболее известны различные социально-психологические тренинги групповой работы, направленные на решение проблем межличностного взаимодействия, коммуникации, многочисленных конфликтов, личностного роста и т.д. Разработаны многочисленные методы и техники изучения их внутригрупповых процессов, динамики.

Психология шагнула дальше. Особое значение в конце ХХ века стали приобретать тренинги с использованием интегративных интенсивных психотехнологий (ИИПТ), оперирующие человеческим сознанием. Работая с глубинными пластами бессознательного, человек познает картографию внутреннего пространства, и учится осознанно ориентироваться в нем. Лидер-групп является инструктором по использованию различных техник работы, но не руководитель непосредственно группового процесса. Все, что происходит в группе – происходит спонтанно. Интерес представляет то, как функционирует группа в ходе тренинга, каковы ее динамические процессы, более того, существуют ли объективные методы их изучения?

С целью изучения групповой динамики было проведено исследование группы, участвующей в тренинге «Инсайт», проходивший с 19 по 26 октября 2002 года под Ярославлем.

Цель исследования – изучение динамики группы.

Предмет исследования – показатели динамики сплоченности группы, изменения личностного статуса членов группы и соотношения восприятия члена группы и его самооценки.

Объект исследования - группа из 33 человек в составе 15 женщин, 18 мужчин. (Лидер-групп также выступил объектом исследования). Возраст участников колеблется от 19 до 60 лет. Основной же возрастной массив – это 21- 40 лет. Группа подобрана случайным образом.

Методы исследования: «Психометрический метод Дюке» и социометрическая анкета. Было проведено три замера испытуемой группы: в первый день тренинга, на четвертый и шестой день. Полученные эмпирические данные обрабатывались с помощью сравнительного анализа по t-критерия Стьюдента для выявления значимости различий, коэффициент линейной корреляции для выявления взаимосвязи между показателями, однофакторный дисперсионный анализ и коэффициент ранговой корреляции Спирмена.



В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы.

Существует положительная динамика уровня сплоченности группы во времени в процессе тренинга по ИИПТ.

Существует связь между показателями динамики сплоченности группы и половозрастными характеристиками группы.

Существует динамическая взаимосвязь между оценкой индивида членами группы и его самооценкой.

В ходе обработки результатов была выявлена значимая связь между независимой переменной «время» и зависимой переменной «сплоченность группы», что дает возможность для дальнейшего рассмотрения групповой динамики.

t1=4,5698 (на 0,1% уровне значимости), т.е. значимость переменных первого и второго замеров;

t2=4,9049 (на 0,1% уровне значимости), т.е. значимость переменных второго и третьего замеров;

t3=8,8271 (на 0,1% уровне значимости), т.е. значимость переменных первого и третьего замеров.

С целью подтверждения статистической значимости результатов исследования по оценки групповой сплоченности были сравнены эмпирические данные, полученные от двух разных методик («психометрический метод Дюке» и социометрическая анкета) методом ранговой корреляции Спирмена.

R1=0,852858

R2=0,847844 на 0,1% уровне значимости.

R3=0,880444

Во все трех замерах коэффициент достаточно высок, что и говорит о достоверности полученных данных.

Гипотеза об изменении показателя «групповая сплоченность» в сторону ее улучшения в конце тренинга по сравнению с началом подтверждается дисперсионным анализом [см. Приложение №1]. Уменьшение дисперсии ведет к увеличению групповой сплоченности, к повышению психологического единства группы. По сравнению с первым днем групповая сплоченность улучшилась к концу тренинга на 38 %. Следует отметить, что группа была более сплоченной в середине тренинга.

Приложение №1

 

Результаты показали, что в группе происходит изменение статуса в сторону улучшения. Уменьшение среднего социометрического статуса по группе в целом (1 замер – k=6,244, 2 замер – k=5,208, 3 замер - k=4,201) свидетельствует о возникновении более тесных отношений, об относительно равном восприятии друг друга членами группы.

Динамика рангов членов группы позволяет обнаружить лидеров и аутсайдеров [Приложение №2, табл. №1].

Таблица №1

 

  1 замер 2 замер 3 замер
Лидеры 33, 5, 30, 15, 10, 31, 20 33, 15, 5, 19, 30, 10, 13 33, 15, 13, 19, 32, 30, 11
Аутсайдеры 24, 7, 16, 4, 12, 1, 22 7, 2, 17, 18, 1, 14, 27 18, 2, 17, 7, 1, 9, 14
Явные лидеры 33, 15, 30  
Явные аутсайдеры 1, 7  
           

 

Явными лидерами группы являются мужчины 35-45 лет. Лидер-групп (33) на протяжении всего тренинга воспринимается участниками группы как абсолютный лидер. Следует отметить тот факт, что в числе лидеров группы практически отсутствуют женщины. Участница (5), занимающая второе место в группе, сместилась на 11, положительная динамика отмечена у участницы группы под №32 – с 23 до 5 места. Среди аутсайдеров группы также подавляющее большинство составляют мужчины. Явными аутсайдерами группы являются мужчины более пожилого возраста.

Таким образом, можно сказать, что основной костяк группы составляют мужчины в возрасте 35-45 лет и женщины 21-35 лет.

Приложение №2

Особый интерес представляет проблема взаимосвязи восприятия членов группы и их самооценки, и рассмотрение показателя в динамике. В ходе обработки данных была выявлена незначительная связь между заданными переменными, особенно слабая связь в середине тренинга (r1 = 0,22961, r2 = 0,17327, r3 = 0,33206). Но все же изменения произошли в сторону повышения взаимосвязи. Следует отметить и то, что при достаточно низком уровне данного показателя в середине тренинга показатель сплоченности группы самый высокий во втором замере.

Таким образом, в исследуемой группе наблюдается следующий процесс. Первые два дня происходит формирование внутригруппового климата, «вживание» индивидов в новую группу. Середина тренинга – стадия собственно «жизни» группы, члены которой наиболее сплочены, характерно наличие чувства единого целого группы, психологического единства. К концу тренинга происходит некоторое ослабление групповой сплоченности, сформировалась более точная взаимооценка членами группы друг друга, появились представления о личном статусе каждого в группе.

В перспективе планируется аналогичная обработка эмпирических данных, полученных с тренинга, проходившего 19-22 декабря 2002 года под Москвой. В отличие от октябрьской группа в декабре была вдвое меньше, что, возможно, отразится на ее сплоченности. Исследование разных тренинговых групп даст возможность выявить переменные, оказывающие влияние на групповую динамику.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.