Сделай Сам Свою Работу на 5

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ СМЕРТИ





 

Сегодня умерло 150 тысяч человек, одни стали жертвами катастроф, террористических актов, насильственных деяний, другие погибли в войне, транспортных происшествиях или просто в результате несчастных случаев.

Иерархия социальных ценностей в развитых странах, не включает ни информационной, ни психологической поддержки людям, переживающим смерть.

Специалисты по душевному здоровью не имеют эффективных инструментариев – конкретных видов психологической помощи людям, которые сталкиваются, наверное, с самым глубоким кризисом в жизни человека, кризисом, одновременно охватывающим биологические, философские, эмоциональные, межличностные, общественные, духовные, практически все стороны индивидуальной жизни человека (Гроф, 2001).

Догматы мировых религий постепенное перестают занимать главенствующее положение в духовной жизни современных людей. Связь этих религий с глубинными духовными истоками кажется навсегда утраченной.

Заканчивается эпоха манипуляций символическими масками истины. Люди испытывают побуждение к внутренним исследованиям, они хотят получить достоверные данные о существовании безграничных полей человеческого сознания (Козлов В.В. 2002).



З. Фрейд в начале своей карьеры считал, что основной силой в психике человека является стремление человека к удовлетворению и снятию напряжения – «принцип удовольствия». Столкнувшись позднее с таким явлением как мазохизм, Фрейд пересмотрел свои взгляды, и признал существование других побудительных сил в психике человека. Его концепция «новой психологии», рассматривала психику как столкновение двух основных инстинктов человека – либидо и деструдо, или эрос и танатос. Интересно отметить, что около 94% сторонников Фрейда отказались признать теорию об инстинкте смерти. (Brun, 1953)

Современные исследования измененных состояний сознания в целом подтвердили предположение Фрейда о психологической значимости смерти, однако существование независимого инстинкта смерти не находит своего подтверждения среди исследователей человеческого сознания (Гроф 2001). Универсализм смерти в значительной степени представлен на надличностном уровне психике в виде памяти прошлых жизней, эсхатологических божеств и событий, а также сложных архетипических мотивов. Косвенные свидетельства существования в человеке инстинкта смерти подтверждаются исследованиями биолога Леонарда Хайфлика и Алексея Оловникова. Суть этих исследований сводится к тому, что человеческая клетка «запрограммирована на свое умирание» поскольку имеет предельный уровень деления - 50 +10 раз, по окончании этого периода наступает ее гибель.



Исследование процессов относящихся к смерти традиционно связывалось с материалистической парадигмой. Прекращение жизнедеятельности организма означало гибель индивидуума как обособленной живой системы. Подобный подход привел к неизбежному редуцированию психики.

Результаты наблюдений над измененными состояниями сознания поколебали веру в первичность материи и полное отсутствие духовного звена.

В настоящее время дискуссии и экспериментальные программы разворачиваются вокруг различных феноменов возникающих в момент наступления смерти.

Первое направление исследований – переживания, относящиеся непосредственно к сохранению сознания после смерти.

К данным исследованиям относятся рассказы о встречах с родственниками, друзьями, знакомыми которые являлись «умершим» сразу после наступления клинической смерти. Обычное возражение в этом случае, что умирающее сознание воссоздает образы эмоционально значимых объектов в жизни умирающего человека. По этой причине уделяется много внимания встречи с людьми «случайными» или о смерти, которых умирающий человек не знал.



Наибольший интерес представляют околосмертные переживания, которые, как правило, начинаются с переживания выхода из тела, различного вида обзора собственной жизни и прохода сквозь туннель. Танатологические исследования не раз описывали состояния людей, которые находились без сознания, во время которых они наблюдали сверху свои тела и мероприятия по их спасению, события, происходившие в других частях здания или в более отдаленных местах. От рождения слепые люди могли иметь видения, достоверность которых была признана в ходе тщательно проведенных исследований (Ring and Cooper, 1999). Наиболее известным западным психологом занимающимся феноменами вне телесного опыта считается Чарльз Тарт, который с помощью клинических исследований, во многих случаях доказал правдивость переживаний выхода из тела (Monroe 1971, 1994).

Некоторые представители материалистического подхода в науке считают, что подобные факты относятся скорее к нейрофизиологическим феноменам, чем к достоверным доказательствам, подтверждающим реальность этих переживаний. Так Е. Роудин считает, что рассказы больных об ощущениях, пережитых ими во время умирания, являются одной их форм токсического психоза (E. Roudin 1980), разновидностью галлюцинаций (I. Stivenson 1982), диссоциативной деятельностью коры головного мозга (Amer. J. Psychol., 1980). Некоторые авторы сравнивают подобные переживания с переживаниями, возникающими во время различных психопатологий (Salladay S.A. 1982-1983). В общем смысле выше описанные явления сводятся чисто к нейрофизиологическому объяснению предсмертных феноменов (Неговский В.А. 1991).

По мнению Бехтеревой Н.П., «выход души из тела - наблюдается сейчас большим количеством лиц, чем требуется для доказательства существования вновь обнаруженной физической частицы, подобные состояния не есть кратковременный феномен умирающего мозга, а вероятнее всего переходное состояние» (Бехтерева, 1999).

Имеющиеся свидетельства сверхчувственного восприятия после наступления клинической смерти с особой значимостью ставят вопрос о возможности существования сознания вне человеческого тела. Материалистическое представление о сознании сводиться к тому, что сознание является продуктом нейрофизиологических процессов в головном мозге, следовательно, независимая субстанциальность сознания отрицается. Однако задокументированные случаи вне телесных переживаний (ВТП) ставят под сомнение такой узкий подход к данной проблематике. Описанные феномены составляют сложный процесс, в котором различные элементы системно связаны, и в то же время обладают автономной независимостью.

Работа с измененными состояниями сознания накопила достаточно доказательств опровергающих материалистическое монистическое мировоззрения, поддерживаемое наукой в особенности о первичности материи по отношению к сознанию. Люди, которые занимаются изучением необычных состояний сознания, очень часто сталкиваются с явлениями, которые невозможно объяснить с точки зрения ньютоно-картезианских представлений.

Второе направление исследований – категория надличностных переживаний включающая опыт переживания эпизодов более раннего рождения в разных исторических эпохах. Можно выделить три основных аспекта анализа опыта повторных переживаний рождения.

Воспоминания прошлой жизни у детей. Подобные воспоминания возникают непроизвольно, вскоре после того, как дети начинают говорить. Такие воспоминания, в дальнейшем могут трансформироваться в различные фобии или психосоматические симптомы (Гроф 2001). Результаты таких исследований описаны в западной литературе. Так исследование Яна Стивенсона включало анализ более чем трех тысяч подобных случаев.

Дети рассказывали о местности, в которой они проживали, людей с которыми они общались, об их близких и родных. В большинстве случаев такие показания соответствовали реальной действительности. Подобные совпадения могут объясняться относительно коротким временем рождения после смерти и непосредственной близостью от места, где они жили (Bache,1999). Интересные выводы сделаны о взаимосвязи травмирующих обстоятельств в жизни детей и наличии родимых пятен у этих детей. (Stevenson , 1997)

Непроизвольные воспоминания прошлой жизни у взрослых людей.

Подобные воспоминания, как правило, возникают во время личностных кризисов, тем не менее, такие воспоминания могут, случится и в обычных состояниях сознания. В качестве примера можно привести эффект дежа вю.

Вызываемые воспоминания прошлых жизней у взрослых. Такие воспоминания можно получить при экспериментах с измененными состояниями сознания и методами, с помощью которых можно добиться таких состояний. К ним относятся гипноз, психоделические эксперименты, телесно-чувственная изоляция и психотерапевтические техники (рибефинг, холотропное дыхание). Такие воспоминания возникают внезапно, отличаются ярким характером переживания действительных событий в жизни индивида, не зависят от его философских или религиозных предпочтений. Отмечены случаи чередования таких переживаний с околородовыми феноменами (Гроф 1988).

Следует особо указать, что подобные переживания несут в себе явный терапевтический смысл, в некоторых случаях исчезают тяжелые симптомы, происходит осознание имеющегося внутриличностного конфликта, намечаются пути его разрешения и выхода.

Возникает вопрос, как следует рассматривать такие переживания, либо как способность психики индивида к «самоисцелению» или это является действительным свидетельством реального опыта человека в предыдущей жизни. В любом случае, к оценке таких доказательств, следует относиться особо серьезно, их необходимо изучать в полном объеме, всесторонне и объективно, а также сопоставлять с независимыми фактами.

На сегодняшний день накопилось достаточно задокументированных данных свидетельствующих об этом необычном феномене, наука не может, и не должна ограничится лишь простой констатацией описываемых явлений, необходимо всерьез проанализировать результаты исследований и сделать соответствующие выводы.

Третье важное направление исследований связано с изучением эффективных терапевтических способов работы с больными неизлечимыми заболеваниями и людьми, пережившими смерть своих близких.

В этой сфере интересные результаты получены западными психологами и врачами. В начале 60-х годов в Америке были проведены исследования по психоделической терапии для раковых больных. Статистический анализ показал, что обезболивающее действие ЛСД намного превосходит воздействие наркотических средств, применяемых для облегчения боли, кроме этого эффекта некоторые из больных высказали безразличие к тяжести их положения. У многих умирающих были мистические озарения, которые радикально изменили их отношение к смерти (Kast, 1963p; Kast and Collins, 1964). Обезболивающее действие препарата длилось очень долго, от нескольких недель до нескольких месяцев, что не может быть объяснено только фармакологическими свойствами ЛСД (Richards, 1968). При ЛСД исследованиях около 30% больных высказали значительное улучшение , 40% - среднюю степень улучшения, у 30% ничего не изменилось (Гроф 2000)

К наиболее впечатляющим результатам применения ЛСД следует отнести трансформацию смысловых образований не только неизлечимо больных людей, но и их близких и друзей. После сеансов ЛСД терапии пациенты пересматривали иерархию ценностей и свою жизненную стратегию, психологическое принятие смерти влекло за собой осознание нелепости и тщетности амбиций, привязанностей к деньгам, славе, положению в обществе, люди получали удовольствие от осознания своего существования здесь и сейчас, они наслаждались мгновениями жизни и извлекали удовольствие из самых простых вещей, таких как природа, еда, музыка (Гроф, 2000 ) . Духовные и религиозные предпочтения людей наполнялись новыми смысловыми ориентирами.

Вместе с этим другое исследование с использованием сети «домов упокоения», показало, что больные люди нуждаются в теплых человеческих отношениях, сострадании и поддержки, которую зачастую по разным причинам не могут обеспечить близкие люди. ( Kulber–Ross , 1969).

Работа с людьми, пережившими потерю свих близких и родных.

Огромную боль и страдание испытывает человек, когда теряет своих близких. Переживание утраты является одним из самых значительных стрессовых факторов в жизни человека. Психологические усилия терапевта должны быть направлены на снижение психологической чувствительности к боли, на изменение отношения пациента к случившемуся событию. Результаты смелых и перспективных исследований в этом направлении были опубликованы доктором Р. Моуди. Исследования Моуди показали, что практически каждый человек имея желание и приложив к этому необходимые усилия может встретиться с умершими и войти с ними в контакт. В ходе проведенных экспериментов около 50% людей испытали переживание во время, которого они встречались с умершими, 13% испытывали ощущения присутствия духа, у более 10% воссоединения с умершими возникали в последствии, в других условиях. Насколько бы невероятными ни казались эти сообщения, результаты этих экспериментов были самые положительные. Люди освобождались от страха смерти, внутренне преображались, и восходили на новый уровень осознания. Они были уверены, что их близкие «живы» но находятся в ином, пока неизвестном и непонятном нам аспекте воплощения.

Прижизненные переживания духовно – психической смерти и возрождения.

Современный человек огородился от осознания своей собственной кончины бетонными коробками, стереосистемами и использует в качестве альтернативы развлечения в разнообразии предлагаемые человеческой цивилизацией.

Когда приходит время смерти, самоуверенный, сильный, амбициозный завоеватель вдруг превращается в беспомощное и малодушное создание. В отличие от почитателей западной культуры, люди имеющие глубинные связи с до индустриальными истоками, признают смерть как неотъемлемую часть своего существования.

Опыты с измененными состояниями сознания показывают, что человек, который при жизни проходит через переживание смерти-умирания, получает значительные преимущества по сравнению с остальными людьми. Подобные события в жизни людей влекут глубокие психологические прозрения относительно нашей природы, эмоциональных затруднений и межличностных проблем. Прикосновение к базовому источнику существования различных философских, религиозных и мифологических систем, коренным образом трансформирует природу человеческого бытия, и меняет координату жизненного пути. Трансцендентные переживания изменяют наше отношение к смерти, человек пересматривает свои ценностные предпочтения, расширяет свою собственную модель видения мира. Смерть может оказаться единственно мудрым советчиком в различных ситуациях. Вместо того чтобы бежать от смерти можно в нее погрузиться, и жить более полной и осознанной жизнью. Ощущение неизбежности смерти стряхивает с нас былые привязанности и страхи, освобождает от ненужных программ самоидентификации, которые только сдерживают наше движение к целостности.

К психологическим практикам, с помощью которых возможно пережить глубинные эпизоды психологической смерти и возрождения относятся: холономная интеграция С. Грофа, танатотерапия В.Ю. Баскакова, систему интенсивной интегративной психотехнологии В.В. Козлова.

Прогресс в развитии и понимании проблематики смерти, достигнутый в результате проведенных в последние десятилетия исследований характеризуется следующими особенностями: в ходе исследований происходит наработка методического аппарата используемого при регистрации таких явлений которые ранее относились к не контролируемым переменным (ВТП). В свете наблюдений, поступающих из области изучения измененных состояний сознания, становится ясным, что модель, объясняющая психические измерения с точки зрения биологических доминант, послеродовой биографии и фрейдовского бессознательного слишком узка, чтобы претендовать в качестве базовой основы используемой в психологии.

Вместе с тем существует ряд проблем, на решение которых должны быть направлены основные усилия:

· исследования такого явления как выход из тела крайне затруднительно в виду того, что его трудно вызвать в исследовательских целях по воле экспериментатора. Проявление этого феномена всегда обусловлено способностями конкретной личности. Очень часто, что такая способность не возникает во время экспериментальных исследований и что, некоторые явления вообще не возможно воспроизвести в рамках эксперимента;

· огромное количество выше описанных случаев до сих пор не стало предметом специальных исследований;

· результаты, полученные в данных исследованиях, не используются для изменения базовых парадигм для понимания природы эмоциональных и психосоматических нарушений.

Решение названных проблем обеспечит весомый вклад в интеграцию психологического знания.

Литература:

1. Ring, K. 1982 Life at Death:A Scientific investigation of the Near-Death Experience. New York: Quill

2. Brun, A. 1953. Apropos of Freud’s theory of the Death instinct.

3. Tart, C. 1968. A Psychophysiological Study of out-of-Body Phenomena. Journal of the Society for psychical research.

4. Гроф.С. Путешествие в поисках себя – М; 1994

5. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. – М; 2001

6. Козлов В.В., Майков В.Р. Основы трансперсональной психологии – М., 2000

7. Восток и Запад. О жизни после смерти – Спб; 1993

8. Исцеление с помощью НЛП – М; 2001

9. Человек перед лицом смерти. С. Гроф – М.: ООО «Издательство Аст» и др., 2002

10. Гроф.С. Психология будущего: Уроки современных исследований сознания – М; 2001

11. Бехтерева Н.П. Есть ли Зазеркалье // Терминатор. № 1. 1995

12. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. СПб.: «Нотабене», 1999

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.