Сделай Сам Свою Работу на 5

Активатор, другой – анализатор.

Начнем с активатора. Это человек-мотор группы. Его жизненная активная позиция, четкие динамичные инструкции придают группе уверенно-высокую динамику. Активатор является энергичным холериком, улыбчивым, бодрым человеком. Его голос и мысли четкие. Как правило, в руках у него свисток, или, для привлечения внимания, подойдут и ладоши. Обладает громким голосом, четкой речью. Внешний облик подтянутого энергичного человека ассоциируется у нас со спортивным тренером. Такой стиль применим фактически во всех группах, особенно в деловых группах (деловые игры), тренингах общения и т.д.

Аналоги: социальный инженер.

Анализатор. В некотором роде этот стиль является антиподом активатору. Это сигнал «STOP» для группы, позволяющий задуматься, проанализировать, отрефлексировать. Это вдумчивый меланхолик. Вот почему два стиля эффективны в совместном применении. Личностные инструменты – это в первую очередь сензитивность, рефлексивность, умение вызвать к себе расположение. Этот стиль больше присущ женщине-ведущей. Мягкому человеку. Включает в себя опекающий стиль и стиль технического эксперта. Также как и предыдущий, этот стиль применим фактически во всех группах, адекватен и для индивидуальной работы (консультанта, коуча, психотерапевта). Однако, в группах, основанных на четких конкретных технология (авторские тренинги, фокус-группы или деловые программы) анализатора обязательно должен дополнять активатор.

Пользуясь нашим основанием данную типологию можно пополнить еще несколькими стилями, представляющими интеграцию приведенных. Профессиональный групп-лидер может менять направленность в зависимости от особенностей группы в личностном и целевом планах. Тем не менее, наше исследования свидетельствует о том, что каждый опытный ведущий выбирает себе в процессе опыта какую-либо доминирующую тенденцию (стиль ведения), отталкиваясь в выборе и на свои личностные особенности. Такая стратегия в итоге оказывается наиболее эффективной, легче воспринимается группой. В литературе уже не раз делались попытки выделить эффективные личностные качества руководителя группы: энтузиазм, умение доминировать, уверенность в себе, развитый интеллект, уравновешенность, рассудительность, зрелость, сила эго, отсутствие склонности к тревоге, восприимчивость, развитая интуиция, способность к эмпатии и т.д. Этот перечень кажется нам, во-первых, достаточно общим и отвечающим требованиям любой субъект-субъектной профессии, а во-вторых, вслед за К. Рудестамом предположим, что наличие этих качеств еще не гарантирует «способности стать хорошим руководителем». Напротив, выбрав стиль, оперяющийся на уникальные личностные качества, групп-лидер экспериментирует и вырабатывает свой стиль, и под него формирует группу.



 

 

 

 

ГЛАВА 3.

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ.

ДМД: ДЫХАНИЕ-МУЗЫКА-ДВИЖЕНИЕ.

В.В.Козлов, Ярославль

В последние два года в нашем научно-исследовательском и прикладном направлении интегративной психологии прошла апробацию новая психотехнология, которая показала высокую эффективность при работе с клиентами. Психотехнология нами была обозначена ДМД (дыхание-музыка-движение).

Теоретическим обоснованием метода послужили некоторые идеи, которые мы выдвинули в ходе наших научных экспериментов с расширенными состояниями сознания.

Мы заметили, что наиболее продуктивным и эффективным из расширенных состояний сознания, которые индуцируются связным дыханием, являются те, которые имеют нейропсихологические характеристики «быстрого сна». Аналогом данного состояния, очень знакомым для каждого человека, является просоночное состояние, основной характеристикой которого является «присутствие в двух мирах одновременно» – в здесь и сейчас, а также эмоционально переживаемых образно-ментальных пространствах, которые являются продуктом спонтанной активности самого сознания.

На профессиональных семинарах, которые мы ведем ежемесячно, для вызывания этих состояний на начальных этапах мы применяем различные техники релаксации. В прикладном отношении в обыденной реальности они нужны для того, чтобы экономить свою жизненную энергию, быстро восстановить силы для работы и развлечений.

В силу того, что в последние 12 лет мы занимаемся психотехниками, индуцирующими ИСС то техники расслабления мы также применяли для качественного и эффективного вхождения в различные состояния сознания. Это особенно необходимо, если человек занимается различными духовными практиками.

Наши эксперименты показывают, что чем лучше клиент может расслабиться, тем плодотворнее он сможет работать со своей психической реальностью.

Приемы расслабления имеют давнюю историю. В древних йогических школах Индии, общинах тибетских монахов, способах медитации разных культур уже имелось множество приемов релаксации. Более того - покой и расслабленность были вплетены в стиль жизни и мировоззрение некоторых древних культур: принцип "недеяния" - у вей - в даосизме, состояние саттва будхи (добродетели и отрешенности) в школе санкхья, путь и принцип преодоления колыхания дхарм через уход от упаданы, дхьяну в буддизме и т.д.

Особенно большое разнообразие приемов расслабления предоставили различные школы гипноза 19 и 20-го веков, аутогипноз, системы аутогенных тренировок.

К сожалению, в настоящее время мы часто видим в своей практике людей с высокой тревожностью и выраженным тонусом мышечного напряжения, которым трудно расслабиться, тем более получить достаточно устойчивый навык релаксации. Более того, тот мышечный каркас, являющийся опорой для характера личности, имеет настолько устойчивый характер, что в психологической практике мы решили использовать термин «социального тела». Именно существование специфических мышечных паттернов напряжения, формирующих «социальное тело», создает основное затруднение на пути к релаксации.

С другой стороны, как показывает наш опыт работы с 15 тысячами клиентов, всегда возможен индивидуальный подбор техники расслабления к любому человеку. Мы не будем останавливаться на них слишком подробно в силу того, что они нами описаны в предыдущих монографиях и учебниках. Ко всему, что нами уже написано по проблеме релаксации, следует добавить, что у каждого человека есть «кинестетический ключ» к релаксации. Обычно это «поза сна» - то положение тела, в котором человек засыпает. Многочисленные эксперименты с релаксационными техниками показали, что расслабление наиболее успешно, если ее провести в «позе сна».

Тренинг ДМД представляет собой интегрированную психотехническую систему для формирования личности с высокой эмоциональной и интеллектуальной креативностью. ДМД способствует преодолению ригидных, неадекватных реальности социально-психологических и культурных стереотипов, развитию личностного потенциала и расширению сознания.

В ДМД мы выделяем три направления психологической трансформации сознания и личности:

- дыхательные процессы

- музыкальная терапия

- движения.

Целью ДМД также является развитие целостного восприятия и переживания человеком содержания чувственного телесного образа. ДМД позволяет производить коррекцию социально-личностных установок индивидуума, формирование его личностно-социальной идентификации в рамках конкретной субкультуры. Нам также важно развитие личности за свои пределы и самореализация. Психотехники, которые мы применяем в работе, с одной стороны, обеспечивают «пробуждение» естественного спонтанного поведения, с другой, - развитие осознанности при осуществлении невербального выразительного действия различной направленности - коммуникативной, операционной, деятельностной. На основе глубоких экспериментальных исследований нами разработаны методические приемы трансформации личности посредством включения их в процесс проживания музыкальных произведений во время дыхательных процессов, спонтанного эмоционального движения и действия.

Дыхание. Как мы уже писали в начале 90-х годов, дыхание является связующим звеном между телом и душой. Дыхание ¾ это мост между базовыми элементами физического и духовного начал человека.

Любое состояние человека имеет определенный рисунок дыхания: направление, глубину, быстроту, плавность, соотношение между выдохом и вдохом, вдохом и выдохом, характеристики перехода от вдоха к выдоху, от выдоха к вдоху, темп, ритм, объем, разрывы, перехваты и т. д.

П.П.Блонский считал, что дыхание лучше характеризирует человека, чем любые другие системы : "Мы чувствуем себя так, как мы дышим" (Блонский, 1964). Он писал о "мимике легких" ¾ сопении, вздохах, стонах, кашле, зевании, смехе, плаче ¾ словом, о том богатом арсенале мимики легких, который вместе с речью делает легкие безусловно выразительнейшим органом эмоциональной жизни" (Блонский, 1964).

Опыт показывает, что каждое состояние сознания, всякое эмоциональное переживание, любая внутренняя реальность связаны с особым паттерном, или качеством дыхания. Те или иные паттерны дыхания настраивают нас на ощущение и восприятие определенных вещей. Изменяя способ, которым мы дышим, мы можем изменить содержание и результаты любого опыта, переживания, состояния. Например, когда человек испуган или расстроен, он может бессознательно впасть в паттерн с высоким грудным поверхностным и неритмичным дыханием через нос. Переключившись на дыхание ртом, направляя медленный глубокий поток дыхания в полость живота или в область сердца, человек может вернуть себе уравновешенность и испытать приятное ощущение, связанное с релаксацией. Человек также, возможно, обнаружит, что определенные физические недомогания связаны с привычками направлять свое дыхание к тем или иным соматическим центрам или в сторону от них.

Таким образом, при использовании дыхания мы не только прорабатываем определенные негативные идеи, состояния, вытесненные в бессознательное, но и воспроизводим паттерны дыхания тех или иных жизненных обстоятельств. Более того, применяя те или иные приемы связного дыхания, мы можем управлять и координировать наши состояния в жизни и деятельности вне зависимости от обстоятельств.

Мы дышим так, как мы себя чувствуем. Рисунок дыхания, как лакмусовая бумага, проявляет наше состояние психики.

Каждое состояние психики — это также и состояние дыхания. Каждое состояние дыхания — это определенное состояние психики.

Именно поэтому тренинг начинается с дыхательных процессов с целью освобождения организма и психики от состояния избыточного напряжения. Мышечное напряжение свидетельствует о наличии бессознательного контроля по удержанию неотреагированных аффектов; оно опосредует снижение остроты чувственного восприятия и переживания.

Общеизвестно, что мышечное напряжение связано с ситуациями и травмами, переживаемыми людьми в процессе их жизни. Рисунок мышечного напряжения как компонент подавленных целостностей достаточно хорошо изучен в разных направлениях телесно–ориентированной терапии. В связи с этим мы можем вспомнить концептуальные модели В. Райха М.Фельденкрайза и А. Лоуэна. Любое эмоциональное состояние, будь то страх или гнев, раздражение или волнение, содержат в себе мышечный, мускульный компонент. Представьте маленького мальчика, который старается сознательно удержаться от плача. Он стискивает зубы, сдерживает дыхание и напрягает мышцы горла и живота. То есть, подавление эмоции при этом сопровождается именно таким, а не иным рисунком мышечного напряжения.

В мышцах, когда эмоциональное состояние не отреагировано, образуются участки "застывшего" напряжения — болезненные уплотнения. Они в свою очередь, в зависимости от их расположения, могут рефлекторно влиять на внутренние органы, имитируя их расстройства ¾ нарушения ритма сердца, загрудинные боли, изжогу ... В тесной связи с подобными феноменами находятся и т.н. "мышечные зажимы", описанные еще великим режиссером, великим знатоком эмоций К.С.Станиславским. А эти мышечные уплотнения, "мышечные зажимы", еще ведь и влияют на наше настроение, вызывая, казалось бы, беспричинную тоску, или тревогу, или раздражительность... Ведь еще в прошлом веке И.М.Сеченов, рассуждая об эмоциях, писал о т.н. "темном мышечном чувстве". Как часто человек чувствует себя (после конфликта, в кризисной ситуации или просто к концу рабочего дня, недели) подавленным, "измотанным", уставшим, "как выжатый лимон". Не случайно складывались народные выражения для описания эмоциональных состояний: "как тяжесть с плеч", "взвалить ношу","одеть хомут на шею" ¾ это тяжесть не только в переносном смысле, это и физическое ощущение тяжести, остаточное мышечное напряжение, связанное с неотреагированными эмоциями.

В СНГ и за рубежом популярно большое число методов, сочетающих трансформацию личности с психологической разгрузкой и основанных именно на работе с мышцами, снятии мышечных "спутников" подавленных эмоций. Процессы связного дыхания мы используем для повышения энертергетического потенциала организма и развития у участников тренинга способности к самоконтролю. Посредством применения дыхательных процессов мы помогаем клиентам осознавать особенности своего тела, характер его существования и степень его сенситивности, снимаем ригидные телесные привычки, двигательные стереотипы.

Музыка. Движение. При решении задач по развитию спонтанности, естественности и творческой продуктивности деятельности мы использовали метод синтеза “музыка - движение”, построенные на основе соединения тонко развитого мышечного чувства со способностью к целостному восприятию музыкального произведения и к передаче личностью глубочайших переживаний музыкального образа.

Характер осуществления и формы выразительного движения можно рассматривать как проекцию эмоционально-образного проживания человеком мелодии, которое опосредуется особенностями его восприятия музыкального произведения, степенью его эмоциональной открытости, уровнем и характером осознания своего образа телесного “Я”, степенью пластического совершенства и уровнем развития креативности.

При разработке психотехник ДМД мы учитывали тот факт, что различные музыкальные образы порождают и разные эмоционально-чувственные, двигательные формы отреагирования; эмоционально-динамическое содержание музыки порождает проявление спонтанного движения определенного типа характера - от “пластичного” до “импульсивного”. Двигательные психотехники направлены на осознанное формирование у клиентов способности к спонтанному воспроизведению разнохарактерных стилей движения: “пластичного движения” как следствия переживания ими позитивно окрашенного, интимно-чувственного восприятия мелодий и “импульсивного движения”, проявляющегося в потребности отреагирования ранее сдержанных аффектов невротического содержания и позволяющему снимать у клиентов паттерны мышечных напряжений.

Развивая способность у участников тренинга к ассоциативному спонтанному естественному движению, мы корректируем психическое состояние клиентов, “разрушаем”, так называемый, “характерный панцирь” (по В.Райху).

В методическом обеспечении эксперимента по трансформации образа “Я” методами выразительного движения особую роль занимали приемы по развитию чувства ритма. Вслед за Б.М.Тепловым мы считаем, что чувство ритма выступает как важнейший компонент для успешного осуществления трансформации внимания и ведущих сенсомоторных функций. Ритмика в психотерапии (Ю.С.Шевченко, 1995) используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушения координации, расторможенности, моторности, стереотипов).

Существует тесная взаимосвязь между способностью к чувствованию-воспроизведению ритма и уровнем развития эмоционально-чувственной и когнитивной сфер, характером социально-личностной идентификации и эстетической культуры личности. Чувство музыкального ритма имеет не столько моторную, сколько эмоциональную природу, в основе которой лежит восприятие выразительности музыки. Поэтому структура занятий по развитию чувства ритма выстраивается таким образом, чтобы музыкальное сопровождение каждого процесса или упражнения было созвучно музыкальной культуре клиентов различной субкультурной ориентации и обеспечивало принятие ими эмоционально-чувственного содержания мелодий и характера темпо-ритма. Учитывается возраст, уровень музыкального развития, характер культурологических представлений клиентов.

Во время проведения психокоррекционных занятий мы гибко подбираем музыкальные композиции как из современной, принимаемой молодежью музыки, так и фрагменты из классических произведений, включая их в моменты трансцендентного переживания движения.

ДМД позволяет раскрыть и актуализировать в процессе дыхания телесные, эмоциональные, чувственные, когнитивные и креативные возможности человека. Тренинг по ДМД как интегративная психотехнология направлен на развитие осознания личностью своих телесно-эмоционально-когнитивных способностей посредством разворачивающегося содержания процесса расширенного состояния сознания на фоне контекстуальной музыки. Прохождение клиентами процессов ДМД позволяет вскрыть их личностные и социальные проблемы, определить способы их трансформации, найти формы развития образа “Я” в рамках социальных установок и ожиданий участников тренинга.

Процессы связного дыхания изначально использовались для проработки мышечного характерного панцыря (В.Райх). В начале тренинга по ДМД в формах проявления динамики тела, особенностей дыхания можем выявить области напряжения и ригидного действия, характерными признаками которых являются осторожные, дискретные, не конгруэнтные движения частей тела, мышечная скованность, недостаточная их осознанность по чувственному и когнитивному компонентам, сдержанность по формам самовыражения. При помощи ДМД достигалось решение психологических задач, таких как: уменьшение личностной тревожности, объективация образа телесного “Я”, осознание языка собственного тела, снятие “характерного панциря”, освобождение эмоциональной сферы, изучение и коррекция невербальных форм поведения, коррекция коммуникативных навыков, развитие невербальных когнитивных функций, креативности, образного и ассоциативного мышления.

Перед каждой дыхательной сессий нами проводятся танцевально-двигательные занятия. Они протекают в игровой и танцевальной формах. Испытуемые, эффективно проживающие игровые ситуации и спонтанно включающиеся в танец, выполняют упражнения легко и непринужденно. Поэтому в начале тренинга, с тем чтобы повысить чувствительность к сенсомоторному действию, к сенситивному различению и чувствованию, к осознаванию образа своего телесного “Я”, мы используем упражнения, направленные на уменьшение излишних усилий по выполнению движений. После освоения участниками занятий упражнений сенсибилизирующих восприятие их образа телесного “Я”, и улучшения сенсомоторных способностей, мы задаем ситуации, в которых требуется включение в акт телесного действия когнитивных и креативных функций.

На этом этапе полезны не только полезны упражнения из классического багажа ТДТ, но техники типа сатьяпатханы из буддийского курса развития внимательности. Именно в таком синтезе соединяются процедуры выполнения простого и сложного движения с активным процессом мышления и чувствования.

Блок методик и приемов, обеспечивающих освобождение эмоционально-чувственной сферы сознания, развитие эстетического знания и изменение представлений об образе “Я” на основе проживания музыкального спонтанного движения разработан нами благодаря исследованию методического наследия А.Дункан, теоретических постулатов Дж.Фентресса, а также требований к составлению музыкальных сессий, выдвинутых для проведения процессов холотропного дыхания Ст.Грофом, К.Тейлор.

Спонтанное движение, танец под музыку уже само по себе имеют позитивное психологическое воздействие, гармонизирующее эмоционально-чувственную природу человека. Данный факт нами доказан еще в начале 80-х годов, когда нами разрабатывались программы функциональной музыки в промышленном производстве. В программу сессий мы дифференцированно подбирали такие музыкальные произведения, которые позволяли актуализировать ту или иную сторону эмоционально-чувственной сферы клиентов. Активная ритмическая (мажорная) музыка стимулировала потребность в сильных эмоциональных реакциях, в активной позиции при коммуникативном взаимодействии участников тренинга. Мягкая, пластичная (минорная) музыка пробуждала позитивно окрашенное переживание трансцендентальной сущности человеческого бытия, усиливала потребность в эмоционально-чувственных коммуникациях.

Исследуя механизмы и характер построения пластического (плавного, текучего) движения у участников групп, мы обнаружили закономерности в осуществлении наработанных (стереотипных) и малоосвоенных (вновь приобретенных) форм самовыражения. На основе концептуальных положений модели динамического упорядочивания баланса центральных и периферических процессов управления иррелевантных стимулов Дж.Фентресса (1990) мы разработали блок методических приемов, позволяющих трансформировать стереотипные формы движения в продуктивные ранее незнакомые формы действия.

Так, во время выполнения клиентами спонтанного танца, мы включали дополнительную иррелевантную музыку, воздействие которой приводило к разрушению стереотипов движения. Если громкость музыки была средней степени интенсивности (до 70 дБ) с иррелевантной по характеру мелодикой и ритмической структурой по отношению к уже сформировавшемуся стилю движения, то наблюдалась трансформация форм, стиля танца, делая его, с одной стороны, менее четким по контурам движения, с другой, - более естественным, эмоционально спонтанным.

Новый стиль движения нарабатывался в процессе осознавания клиентами своего характера отношения и переживания содержания музыкального произведения. Искажающие воздействия со стороны иррелевантной стереотипам восприятия и действия музыки способствовали консолидации моторных функций и эмоционально-чувственной сферы сознания на ином уровне осознавания. Таким образом, гибко подбирая музыкальные произведения разного стиля и характера звучания, мы разрушали ранее сложившиеся стереотипы спонтанного движения, освобождали и расширяли эмоционально-чувственную сферу у клиентов.

Дополнительным методическим приемом по «высвобождению движения» освоение трех поясов (ярусов) движения – нижней, средней и верхней (более подробно в моей книге «Истоки осознания»).

Таким образом, тренинг ДМД обеспечивался полифункциональным блоком методических приемов, разработанных нами на основе исследований теоретических положений и экспериментального опыта в современной музыкотерапии, танцевально-двигательной терапии и применения измененных состояний сознания в райхианской терапии, в ребефинге, вайвейшн, холотропном и Свободном дыханиях.

Во время занятий для расширения коммуникативных возможностей клиентов групп-лидером создавалась атмосфера доверия, взаимоподдержки, естественности и спонтанности. В этом особую помощь нам оказали те техники и упражнения, которые мы разработали для реализации 5-го элемента Свободного Дыхания – «Активное доверие».

В процессе психологической трансформации мы подводим клиентов к осуществлению спонтанных движений в пространстве потокового состояния сознания, психофизиологическим триггером которого как раз и является связное дыхание (Козлов, Бубеев,1997). Именно в этом состоянии клиенты отыскивают в самих себе “потерянные” и скрытые чувства и ресурсы из прошлого опыта, которые выражают и реализуют под руководством психолога в новых идеях, эмоционально-чувственном проживании, в коммуникациях с партнерами, в продуктивном типе восприятия социальных отношений и своего места в обществе.

Частное, но наиболее социализированная цель интенсивных интегративных психотехнологий – достижение личностью «Я-потенциального», общепринятыми аналогами которого являются самоактуализация А.Маслоу, самореализация К.Роджерса и Р.Ассаджиоли.

Как показывают наши исследования, базовым состоянием сознания при этом является «потоковое», «ресурсное». Оно имеет некоторые качественные критерии и признаки (Бубеев, 1998, Козлов,2002) но наиболее важным из них является эвристичность, способность к свободному творчеству.

Вне сомнения, комплексная психотехнология ДМД в этом аспекте имеет огромную перспективу и возможности.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.