Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Хаос и космос в личности.

Мы уже указывали выше, что на первом этапе изменения личность движется к «потенциальному – Я». Этот этап связан с социальной и психологической реализацией личности. Затем наступает тупик, человек проявлен - исчезает перспектива самосовершенствования. Как мы указывали выше, при достижении самореализации у человека возникает ощущение невыносимой легкости жизни.

Жизнь становится удивительно доступной и понятной. Ты отдаешь энергию пространству, а пространство начинает питать тебя еще больше. Это напоминает ситуацию, когда маленький ребенок начинает говорить, и окружающие его взрослые испытывают огромный энтузиазм по этому поводу. Умение говорить - это своеобразная точка реализации ребенка.

В точке реализации человек перестает встречать сопротивление. Наступает некий застой в самосовершенствовании. Человеку некуда меняться. Реализовывается так называемый кризис стабильности. Все есть, но невыносимы само постоянство и стабильность.

Именно эта невыносимая тоска стабильности вызывает к жизни одну из главных потребностей человека- потребность к изменению. С одной стороны, личность стремится к внутреннему космосу и порядку, с другой стороны, заявляет о себе тенденция к первичному хаосу, дестабилизации.

В конце концов, человек сознательно или бессознательно совершает инвакацию, приглашает хаос. Жизнь в «потенциальном», «реализованном» «Я» выстроена, рациональна, эффективна. Гомеостазис (равновесие) личности, с одной стороны, удерживается внутренними силами личности, а с другой стороны - социумом.

Стержень устойчивости личности погружен в социум и во многом социальная среда является силой, которая поддерживает стабильность личности через механизмы обусловленности ролями, статусами, диспозициями, установками. В связи с этим методологически самый надежный способ изменения личности - изменение места в социальной структуре или изоляция от привычного социума. Как только мы меняем место, изнутри начинает пульсировать энергия хаоса, когда сила социума не обуславливает личность.



Трансформация возможна, когда мы просто меняем место. В этом смысле выездные тренинги с погружением наиболее благоприятны для расширения осознания, самосовершенствовании личности. В реальной жизни личность, которая «застревает» в кризисе стабильности сила эволюции (или сила хаоса, сила изменения) сметает через возникающую социальную ситуацию. Чем мощнее космос (упорядочивание), тем мощнее хаос (психодуховный кризис).

При нарушении баланса в сторону консерватизма, сила хаоса сминает жестко структурированную личность, либо за счет общей интенсивности процесса, либо за счет прицельного воздействие на слабые точки личности.

 

«Не-Я»

Когда при достижении «Я-потенциального» личностью осознается потребность в изменении, то оказывается, что меняться некуда. Она целостна. Остается единственная возможность самосовершенствования - через интеграцию фрагментов огромной подструктуры в личности, которую можно обозначить как «не Я». Третий шаг касается огромной Еgo-структуры, зеркального отражения Ego, но за счет которого как раз и существует само Ego. Это подструктура, которая называется «не Я». В.Н.Мясищев обозначил эту структуру отрицательной тенденцией. Целостность личности, структура личности существует не как некое свободное пространство, с которым мы можем идентифицироваться. Оно существует только за счет того, что в каждом из нас существует барьер, охранная граница с «не Я». Между «Я» и «не Я» всегда существует полевое напряжение. Это напряжение может быть огромным, и человек никак не может перейти через него. Более того, само приближение к «не Я» уже пугает. Для любого Я существует «не Я», также как и для любого «не Я» существует Я. За счет напряжения между Я и «не Я» обеспечивается целостность личности. Если мы возьмем некий фрагмент Я, то должны понимать, что существует и «не Я», которое мы отрицаем. Любому фрагменту Еgo-структуры сосуществует некая отрицаемая, вытесняемая «не Я»- структура.

Сознание человека бинарно, и в силу этой особенности в психике человека существует «не Я» как глобальная система «Анти - Я - Концепция», и любой подсистеме «Я» соответственно существует «не Я», как некое зеркальное отражение «Я» с отрицательной валентностью с соответствующей мозаикой («я - отец», а «не отец - это «не я»; «я - умный доцент», а «глупый доцент - это «не-я»; «я - богатый», бедный - «не я» и т.д.).

Любому «Я» в человеческом сознании, в том числе и бессознательной его части, существует противоположная структура, которую можно обозначить как «не Я».

Как в материальной, социальной, так и в духовной подсистемах существуют постоянно действующие психологические комплексы, фрагменты «Я» и «не Я», мы все время находим след этой бинарной структуры, мы все время натыкаемся на эту бинарность. Более того, мы и есть эта бинарность. Личность сохраняет качество гомеостазиса до тех пор, пока есть внутреннее соответствие между бинарными составляющими. Личность выступает как уникальная мозаика дуальностей, а не идентификаций. Если провести аналогию с полевыми структурами, личность представляет собой систему напряжений между «я» и «не я». Система этих напряжений является гарантом сохранности стабильности личности.

 

Поход в «не-Я».

Какова же динамика самосовершенствования?

Кризис «невыносимой легкости жизни» и дальнейшая эволюция личности приводит в поход в «не Я» и этот поход в «не Я» сопровождается разрушением границы между «Я» и «не Я», в результате которого образуется третье пространство внутри личности, которое мы обозначим как «Равностность» или неотождествленность (см. рис. 4).

 
 

 


«Я»

 
 


РАВНОСТНОСТЬ

 

«НЕ Я»

 

 

Рис. 4. Три зоны в личности

 

Смысл интеграции заключается не в том, чтобы проворачивать колесо «Я - не Я», а в том, чтобы полностью слить пространство между «Я» и «не Я» в зону «Равностности».

К сожалению, работа современного психотерапевта или практического психолога заключается как раз в «проворачивании» колеса «Я - не Я». При этом меняется содержание идентификаций, но напряжение и ограниченность между бинарностями не исчезает. Приходит на консультацию к психологу или психотерапевту женщина, у которой проблема во взаимоотношениях с мужчинами (она ненавидит мужчин). После некоторого процесса работы с профессионалом ее проблема разрешена - она начинает принимать и любить мужчин. Изменилось содержание идентификации, неона не стала свободнее. В первой ситуации запрет на любовь, во второй - на ненависть. Она «трансформировалась» (см. рис. 5).

 

 
 


«Я»

 
 


«не Я»

 

Рис. 5. Мнимая трансформация

 

Такого рода «трансформация» не имеет смысла, потому как жесткая бинарная структура личности остается, личность по-прежнему не имеет степени свободы - она может быть идентифицирована (в содержании, в качестве, в поведении, поступках) с фрагментами «Я». Личность не является свободной, если она жестко идентифицирована с определенными установками, ценностями, картами реальности.

Третий шаг самосовершенствования - интеграция «не Я». В конце концов, Я и «не Я» - это определенные смыслы. Самое главное: возможные варианты этих смыслов в жизни существуют.

Равностность.

«Не Я» - это просто возможный выбор поведения, деятельности, активности, эмоционального состояния и т.д. Можно интегрировать это напряжение, в результате чего возникает некое новое пространство в структуре личности. И это новое пространство мы называем «Равностностью». Это пустое пространство, здесь человек ни с чем не отождествлен и вообще никем не является. В точке Равностности человек никем не является. Во всех мис­ти­че­ских тра­ди­ци­ях ми­ра того че­ло­века, ко­то­рый ви­дит ис­ти­ну сквозь ил­лю­зию про­ти­во­по­лож­но­стей, бинарностей отрицания и утверждения, на­зы­ва­ют «ос­во­бо­ж­ден­ным». Так как он «сво­бо­ден от двойственности» про­ти­во­по­лож­но­стей, он сво­бо­ден в сво­ей жиз­ни от всех бес­смыс­лен­ных по сво­ей су­ти про­блем и кон­флик­тов, вы­зы­вае­мых борь­бой про­ти­во­по­лож­но­стей, отождествленностей «я» и «не-я». Не доб­ро про­тив зла, а ницшеанский вы­ход за пре­де­лы до­б­ра и зла. Не жизнь про­тив смер­ти, а центр осоз­на­ния, превосходящий и то и дру­го­е. Самосовершенствование и достижение Равностности заключается не в том, что­бы структурировать бинарность и до­биваться «по­ло­жи­тель­но­го про­грес­са» в психотерапевтическом процессе. Смысл Равностности в том, что­бы объ­е­ди­нять и гар­мо­ни­зи­ро­вать про­ти­во­по­лож­но­сти, как по­ло­жи­тель­ные, так и от­ри­ца­тель­ные, от­кры­вая за пределами «я» и «не я» ту ос­но­ву, ко­то­рая превосходит и включает в себя обе по­лярности.

Та­ким об­ра­зом, раз­ре­ше­ние войны про­ти­во­по­лож­но­стей тре­бу­ет от­ка­за от всех гра­ниц, а не про­грес­си­рую­ще­го жонг­ли­ро­ва­ния про­ти­во­по­лож­но­стя­ми в их борь­бе друг про­тив дру­га. Борь­ба про­ти­во­по­лож­но­стей яв­ля­ет­ся сим­пто­мом гра­ни­цы, при­ня­той за ре­аль­ную, и что­бы из­ле­чить сим­пто­мы, мы долж­ны прий­ти к кор­ню са­мо­го пред­ме­та: на­шим ил­лю­зор­ным гра­ни­цам.

Любое Я - интегрированное является возможной формой отождествления. Например, могу так, а могу и наоборот. И то и другое являются выбором. Что касается идентификации в Я, выбора в Я нет. Любой выбор в Я - абсурд, потому что любая структура и мифологически, и исторически подкреплена. Здесь первый шаг к свободе - это интеграция дуальностей. Как только возникает эта интеграция дуальностей, появляется выбор.

С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев считали, что основным для развития личности является принцип интеграции. Ананьев писал, что «развитие действительно есть возрастающая по масштабам и уровням интеграция – образование крупных «блоков», систем или структур, синтез которых выступает как наиболее общая структура личности»[4, с.315]

На высоких уровнях интеграции, по нашему мнению, такой наиболее общей структурой и выступает Равностность. При этом Равностность не нужно путать с равнодушием, потому что в любой момент жизни человек полностью живет в форме: чувствует, действует, желает, достигает, имеет цели и т.д., он полностью реализованно живет. Но при этом, он не отождествлен с формой. Это очень важно. Он никогда не покидает своего основного пространства - Равностности. Единственно возможное пространство беспроблемного существования - это Равностность. Там нет проблем, потому что там нет решетки личности, там нет формы. На самом деле Равностность почти невозможна или мало возможна. Как показывает опыт, Равностность - пространство, где жизнь просто является потоком осознания за пределами болезни, старости и смерти. Жизнь, все формы жизни, являются просто возможным выбором, и при этом человек не теряет ощущение своей внутренней гармоничности. Это то состояние личности, когда она не идентифицирована ни с материальным, ни с социальным, и живет, в основном, в духовном пространстве. Дело не столько в том, что человек имеет или не имеет, а в том, что точка Равностности является пространством фокусировки осознания, основным пространством жизни. Личность не является свободной, когда социально идентифицирована, адаптирована, отождествлена с определенным нормотипическим поведением, образом жизни.

Личность становится свободной тогда, когда она входит в пространство Равностности, где «Я» и «не Я» не имеют уже никакого смысла, а являются просто возможностями выбора. Ты можешь войти как в форму в любое содержание установок, стереотипов, ценностей, картин мира, поведения, масок, ролей, но ты из точки Равностности не являешься ни тем, ни другим, ни третьим. Личность, наконец, становится осознанно свободной в зоне Равностности.

Смысл самосовершенствования заключается не в том, чтобы менять личностные формы, проворачивая колесо «Я - не Я», а в том, чтобы трансцендировать формы, выйти за пределы всех форм, интегрировать формы в пустотность Равностности, выйти за пределы форм. В этом я вижу духовное сердце самосовершенствовании. Смысл интеграции ¾ это осознание конфликтов между «Я» и «не Я», «Так» и «Не так», и открытое принятие того, что ранее отвергалось, отрицалось, подвергалось подавлению и было нерефлексируемо. В конце концов, интеграция - осознание выбора «Я» и «не Я» как конфуза дуальности. Принятие зоны «Равностности» дает человеку вместо жесткого ограничения гибкий выбор. Цель самосовершенствования находится за пределами мучительных дуальностей «Да» и «Нет», которые являются качественными характеристиками Эго. Цель - устойчивое обживание пространства Равностности, где каждый может отыскать равновесие и целостность, которые им подходят.

Из точки Равностности возможно входить и в «Я» и в «не Я», и, наконец, когда большое количество значимых фрагментов «Я» и «не Я» сливаются, в пространстве Равностности происходит то, что называют земным просветлением или мудростью (см. рис. 5.).

 

Мудрость

Это «освобождение от двойственности» в христианской мифологии является открытием Царствия Небесного на земле. В эзотерическом, сакральном смысле это открытие не является состоянием всего положительного и отсутствия отрицательного, но состоянием осуществления «непротивополагания» или «недвойственности». В «Евангелии от Фомы» написано: «Они сказали ему: Что же, если мы - младенцы, мы войдем в царствие? Иисус сказал им: Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю сторону, и верхнюю сторону как нижнюю сторону, и когда вы сделаете мужчину и женщину одним... тогда вы войдете в [царствие]».

На поверхности возникшей мандалы остаются лишь основные экзистенции личности, что воспринимается как самая благородная самоактуализация в социуме. Примером такого рода в православии могут быть биографии святых Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадского, Серафима Саровского и др.

 
 


«Я»

 
 


РАВНОСТНОСТЬ

 

«Не Я»

 

 

Рис. 6. Три зоны в личности при освобождении.

 

Целостная личность, транслируя через свою личность основные экзистенциальные ценности, является хранителем человеческой духовности. При достижении высокого уровня интеграции Равностность приобретает качество целостности ¾ пространства ничем неограниченных четырех прекрасных драгоценных состояний сознания: Любящей доброты (приносящей чистую радость), Сострадания (удаляющей страдание), Радость (счастье в счастье других), Равностность (состояние без рассуждений о приобретении и потере, без хватания, цеплянья за веру как за истину, вне отношений, без гнева и горестей).

Любящая доброта - это Любовь вне страсти, вне отношений к объекту желаний, вне обусловленности объектом. Любовь как состояние дарения доброты и милости, как благостность, жертвенность отдачи, божественная любовь Христа на кресте, милосердный взгляд Будды Шакьямуни ко всему живому и неживому под деревом бодхи... «...Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в него, не погиб, но имел жизнь вечную...» (Иоан. 3:16).

Сострадание это состояние вне страдания, полное знания, силы и ясности, открытости для честной и безупречной помощи другим существам. Сострадание существует вне эмоциональных переживаний сочувствия, жалости, эмпатии. Когда мы захвачены чувствами, мы теряем ясность и осознанность, теряем знание. Мы становимся чувствами. Когда мы сострадаем, мы не вовлечены в чувства другого человека, мы не вовлечены в чувства, которые возникают у нас по отношению к ситуации. Великое сострадание - это открытость в энергии, помощи другому и другим вне осуждения, вне отношения к тому, что делает человек, как он проявляется. Великое сострадание находится за пределами добра и зла.

Третий аспект целостности — это Радостность. Радостность это гимн жизни, это чистое проявление чувства. Радостность, это когда человек свободен в потоке чувств, когда тело, глаза, голос, уши - все в человеке празднует жизнь. Радостность это состояние сознания, когда человек является носителем чистой энергии жизни, которая светлыми лучами струится на все существующее.

Равностность это состояние равного ко всем и ко всему отношения - глубинное выражение фактуальности жизни. Для нас жизнь это всегда вовлеченность в отношения. Мы кого-то любим, кого-то ненавидим, к кому-то равнодушны, кого-то презираем, что-то считаем правильным, что-то неправильным... В Равностности нет разницы между людьми независимо от пола, возраста, расовой, кастовой или этнической принадлежности, достатка, образования, родственных отношений... Из точки Равностности нет различия между негром и русским, японцем и чеченцем, евреем и татарином, миллиардером и нищим, сущностного различия между Христом и Буддой Шакьямуни, Мохаммедом и Ошо... Из пространства Равностности нет различия между человеком и другими живыми существами. Равностность это не равнодушие. В православной религии аналогом этого состояния является Великое смирение. Равностность - это состояние беспристрастного отношения к реальности - к живой и неживой, пробужденной и спящей, к духовной и бездуховной, к словесной, эмоциональной, перцептивной, символьной, знаковой... Человек наблюдает за рекой жизни и является наблюдением вне отношений и вовлеченности.

Это состояние личности, когда ее предельным выражением является служение людям, и она полностью проявлена в своей духовной потенции, одновременно свободна от отождествлений, желания быть кем-то и чем-то.

Он ни за что не хватается и ничего не считает своим, у него ничего нет, и в то же время есть все: все состояния, все идеи, все реакции - он ничем не является. Он встал над полем человеческих переживаний. И уже из этой точки имеет возможность входить в любую форму, в любое переживание, в любое состояние, в любое отношение, в любой контакт с реальностью, не теряя связи с состоянием Равностности. В буддизме Равностность называется пространством великого сострадания (Махакаруна). Пространство великого сострадания имеет связь с реальностью. Отношение к реальности - неоценочное. Равностность никогда не приходит одна. Сострадание и милосердие - границы, через которые фильтруется Равностность. Объем Равностности - это любовь и радостность. Эти четыре качества являются драгоценными состояниями сознания в буддизме, ламаизме, христианстве, магометанстве потому, что они чрезвычайно редко встречаются. Если нет какого-либо из этих состояний сознания, то нет и пространства великого сострадания (Махакаруны). Для человека возможна разработка этого пространства, знание о нем, знание пути к этому пространству. Выработанная Равностность, как основное психическое состояние или осознанное психическое состояние является той Родиной, которая с одной стороны, питает, а с другой стороны, той Родиной, которая приводит человека в баланс и гармонию в любой момент и той Родиной, в которой ничья помощь не нужна, где становишься свободным.

Именно в целостности бьется духовное сердце самосовершенствовании за пределами всех форм, за пределами отождествлений, за пределами человеческой дуальности. Путь самосовершенствования и развития личности это путь не изменения форм, а их интеграции в целостности.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Отечественная социальная психология // Психологическая наука в России ХХ столетия. М., ИП РАН, 1997. С. 374-458.

2. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

3. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. М., 1996. 240 с.

4. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В.Брушлинского. – М.: Издательство «Институт психологии РАН». 1997. - 576 с.

 

 

ФИЛОСОФИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Волков В., МГУ

Мир един и добр. Когда мы это говорим, мы понимаем мир, как целостную сущность, состоящую не из отдельных, изолированных друг от друга частей, а из взаимосвязанных друг с другом и составляющих всеобщий, целостный процесс, подобно тому, как различные человеческие органы составляют человека и поддерживают единый процесс его жизни, и лишь в силу ограниченности, неразвитости, непросветлённости, в конце концов, нашего сознания, мы воспринимаем мир фрагментарно, как будто он собран из разрозненных изначально деталей конструктора каким-то неведомым творцом. Единство мира - это не абстракция, а вещь вполне конкретная, лишь по причине редкого употребления в обиходе, воспринимаемая нами зачастую, как некая мечта, красивый девиз, метафора. Идея единства мира известна с древнейших времён, как составная часть многих философских школ; например в буддизме существовал принцип пратитья - самутпада, провозглашающий взаимосвязь, взаимозависимость всех вещей в природе.

Не вдаваясь в тонкости и глубины философского понимания мира, мы ограничимся психологическим смыслом данной формулы и некоторыми моментами её практического воплощения. Даже говоря об основном члене сущностного, а не процессуального подхода к описанию внутреннего мира человека - о состоянии, мы непроизвольно, даже специально не оговаривая, предполагаем его определённую изменчивость, текучесть, эдакий моментарный срез некоего процесса, состоящего из непрерывной череды различных состояний. Абсурдность попытки ухватить, выделить состояние, отделив его от процесса, иллюстрируется, например, такими вы­сказываниями: «Остановись мгновенье, ты прекрасно», «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» и другие... Подтверждением правильности процессуального подхода, свидетельством того, что до нас (людей) это, наконец, доходит, является сам ход развития психопрактик за последнее время, когда центр тяжести постепенно смещался от нацеленности на конкретный результат (бихевиоралъный подход, психоанализ) в сторону устремлённости поддерживать процесс (как в гуманистическом подходе, например гештальт-терапия или трансперсоналъная психология), даже если заранее непонятно, к чему он приведёт, как говорит Ст. Гроф в инструкциях ведущим ситтерам Холотропного дыхания.

Действительно, попытка добиться какого-то конкретного результата, без доверия к идущему по своим законам процессу, может интерпретироваться как соревнование с богом, единственным авторитетом в этой сфере. Наверное, правда, должна существовать «презумпция эволюционности», как говорил один мой знакомый, в отношении всех, а уж тем более внутренних, психических, процессов. Возвращаясь к тезису-лозунгу вначале этой статьи, хочется не­сколько слов сказать о второй части высказывания - о добре, и о связи его с единством, т.е. процессуальностью.

Итак, если мы рассуждаем в процессуальной парадигме, и весь наш мир и находится в общем процессе, из которого только наше аналитическое мышление может выделять под процессы меньшего масштаба, то какова динамика представленности добра в нём. Как беглый, так и более детальный взгляд на процесс, независимо от его масштаба, позволяет предположить нарастание «добротности» процесса от момента к моменту. Если возьмем планетарный масштаб, то, на протяжении всего развития планеты, мы заметим какие-то этапы, на каждом из которых добро присутствовало всё очевидней. Для наглядности просто перечислим их в исторической последовательности: материя и возникновение солнечной системы, зарождение жизни, появление человека, формирование человеческого общества, становление и развитие нравственности, интеграция человечества и т.д. Каждый новый этап, несмотря на массу трудностей и ошибок, сопровождающих его, воспринимается даже профаническим сознанием, как более продвинутый, «добротный», по сравнению с предыдущим.

Работу этого принципа можно заметить и в масштабе цивилизаций, отдельных государств и даже на персональном уровне. Вряд ли мы можем успешно вмешаться в данный процесс; история говорит нам, что любые попытки «повернуть реки вспять» во все времена терпели фиаско. Единственно разумное сотрудничество в данном деле представляется в виде вспоможения, уменьшения помех, этакого каталитического воздействия, насколько нам хватит мудрости, дальновидности и решительности.

Все это как раз и воплощено в практике трансперсонального подхода к психотерапии, чья кооперативность (по отношению ко всей совокупности законов сил природы, условно названных нами, для краткости, словом БОГ) и естественность реализована во всем известных психопрактиках этого направления, само название которых (холо-тропный*) отражает целостность, единство. Можно также заметить, что целостность, единство, процессуальность влияют на выраженность в системе добра и любви так же, как и зависит от них.

Можно заметить, что по мере роста значимости любви и добрых взаимоотношений, как частного случая проявления любви, растет единство и сплоченность людей, как на межличностном, так и на межгосударственном уровне. Люди встречаются, женятся, княжества объединяются, создаются союзы государств и т.д. Планета сейчас воспринимается заметно более целостно, чем, скажем, 5-10 веков назад.

Можно, кончено, попробовать подвести под это великое множество различных других мотивов объединения, но, понятно, что это будет проявлением невротической рационализации нашей цивилизации, и подобный вариант мы видим даже в отношениях реальных, нормальных людей, когда прежде чем признаться, друг к другу в любви, они просто делают вместе уроки, ходят в кино, или совместно делают какое-то иное дело. Но истинная причина, мы знаем это, состоит все-таки в том, что «любовь объединяет сердца».

Итак, придя к некоторому интеллектуальному соглашению, что мир един и добр и даже находится в процессе, нам важно, для того, чтоб не отставать, иметь способ приблизиться и присоединиться к данному процессу. И насколько, упоминаемый выше, процесс Холотропного дыхания соответствует и является, на персональном уровне, проявлением обсуждаемого нами мирового процесса? Буквально: можно ли про человека, находящегося в Холотропном процессе, сказать: «он (этот человек) един и добр?» Бывалый холотропщик, прочтя эти строки, не избежит доброй улыбки скрывающей даже более, чем утвердительный ответ. Ну что за вопрос?

Не бывалых и сомневающихся, жаждущих более детального описания процедуры и технологии сего процесса, мы отошлем к трудам, посвященным данному методу и дружественных ему дыхательным психотехникам, а сами лишь скажем о том, что лучшим доказательством правильности ответа, замаскированного улыбкой бывалого холотропщика, послужит большое сходство, как по терминологии, так и по духу, постсессионного шерринга и вышеизложенного текста.

 

 

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.