Сделай Сам Свою Работу на 5

Львова М.В., г. Тверь, Эргоцентр

 

Дефицит времени и другие объективные факторы довольно часто не позволяют детскому практическому психологу, работающему в учебном учреждении, выполнять свои многочисленные профессиональные обязанности в полном объеме. Такая ситуация создает у населения спрос на психологические услуги. Опрос родителей и педагогов выявил целый ряд запросов на психологическую и педагогическую помощь. Они затронули фактически все направления работы школьного психолога: консультативная работа, диагностика готовности к школе, проблемы школьной дезадаптации, профориентация, проблемы общения детей со сверстниками и взрослыми, и, разумеется, работа с "трудными" подростками. Все это навело на мысль о создании детских психолого-педагогических центров, не входящих в единую государственную систему психологической службы образования. Эти центры могли бы хотя бы частично удовлетворить те запросы детей и родителей, которые не успевает удовлетворить школа и другие детские учреждения, оказывая платные услуги населению.

При нашей организации (Эргоцентр) в 1997 году было создано отделение психолого-педагогической помощи населению, где мы и пытаемся решить вышеперечисленные задачи. В процессе работы выяснилось, что наиболее остро стоит проблема работы с подростками, относящимися к "группе риска". В этом направлении практически ничего не делается в учебных учреждениях, не достиг значительных результатов и наш коллектив.

Естественно, при решении проблем девиантного поведения подростков мы столкнулись со многими трудностями. Самая главная, фактически непреодолимая трудность - нашими клиентами согласны быть учителя, родители, но не сами подростки "группы риска". Известно, что работа психолога с человеком, который "не является клиентом", практически не приносит положительных результатов. На наш взгляд, наиболее эффективный выход в данной ситуации - профилактика девиантного поведения подростков. На первом этапе девиантного поведения могут появляться лишь некоторые его симптомы - непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований (семьи, школы, социальной группы). В какой-то мере эти явления характерны для всех подростков. При этом возможны два исхода: или личность сама справляется с проблемами, или девиантное поведение углубляется. В целях профилактики последнего исхода кажется целесообразным формирование воспитывающей коррекционно-реабилитационной среды в детских внешкольных центрах по месту жительства. В нашем отделении психолого-педагогической помощи детям был создан коррекционно-реабилитационный клуб для подростков, где коллектив психологов пытается решить описанную выше задачу. При этом необходимо было решить проблему привлекательности формы без ущерба содержанию.



Для подростков привлекательной оказалась клубная, групповая форма работы. В рамках подобного клуба методами групповой психотерапии можно решать самые разнообразные проблемы - развитие самооценки, мотивационной сферы, овладение способами регуляции эмоциональных состояний, развитие моторной и речевой сферы, снятие агрессивности, профилактика алкоголизации и наркотизации и многое другое. Клуб позволяет подросткам решить проблемы общения со сверстниками и взрослыми. Кроме того, подобная организация работы с подростками решает проблему самоокупаемости центра с одной стороны и доступностью для детей с финансовой точки зрения с другой - небольшие "членские взносы" в клуб, рассчитанный на массовое посещение, позволяют оплачивать работу психологов.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что основная идея состоит в том, чтобы попытаться создать коррекционно-реабилитационную среду в специальных центрах, расположенных в различных районах города. Таким образом, работа с подростками будет происходить по месту жительства. Среди педагогов и родителей очень много говорится о "влиянии улицы" на детей. При налаженной работе подобных центров представляется реальной возможность позитивного влияния даже на тех подростков, которые не посещают Клуб - через "лидеров", выявленных тренерами центра. С подростками, у которых есть лидерские качества, можно проводить специальные тренинги.

Проводя подобную работу с подростками, мы начали разработку модели психологической работы с детьми, направленной на предупреждение отклоняющегося поведения. Для создания подобной модели необходимо пройти ряд этапов.

1. Определение научной проблемы, в рамках которой будет проводиться исследование.

Проблема заключается в исследовании социальных норм и отклонений. Анализ этой проблемы можно найти в литературе, в частности, в (1). Социальные нормы формируются неизбежно как следствие коммуникации и кооперации людей, они являются основополагающей составной частью любой формы социализации человека. Специфически человеческое, типичное для общества поведение - это в широком смысле ориентированное на нормы поведение. По поводу содержания термина "отклоняющееся поведение" нет единого мнения. Каждый исследователь этого явления стремится "высветить" какую-либо отдельную его грань: юридическую, медицинскую, психологическую, социологическую и т.п. Однако их объединяет одно обстоятельство: все ученые склонны считать, что девиантное поведение характеризуют поступки и социальные действия индивида, вступающего в конфликт с социальными нормами общества.

Средой проявления девиантного поведения является все, что угодно: улица, семья, трудовой (учебный) коллектив, соседские отношения и т.п. Провоцируют (стимулируют) девиантное поведение социально-экономические условия, семейно-бытовые отношения, потребности, социально-культурное окружение, межличностные отношения и общение людей друг с другом. Исследование сущности, причин и мер предупреждения и коррекции "отклоняющегося поведения" является предметом многих исследований.

2. Определение конкретной задачи в рамках проблемы.

В отечественной научной социологической, психологической и социально-педагогической литературе проблемы, посвященные девиантному поведению, связаны, главным образом, с подростковым возрастом, с "трудными" детьми и подростками. Данное исследование направлено на решение задачи профилактики и предупреждения девиантного поведения подростков в современных условиях. В результате работы планируется разработать психолого-педагогическую модель предупреждения подобного поведения детей, которую можно будет применять в детских внешкольных территориальных центрах. Подобные центры могут создаваться при любых заинтересованных организациях на различных условиях.

3. Определение методов и составление плана работы.

План работы:

1) Обоснование состава и взаимосвязи неблагоприятных факторов, вызывающих девиантное поведение подростков.

Исходя из анализа имеющейся по этому вопросу литературы, мы исследуем следующие факторы:

- индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную адаптацию индивида;

- психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах семейного, школьного и т.п. воспитания;

- социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением в семье, во дворе и т.п.;

- личностный фактор, который прежде всего проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения и деятельности, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, досуговых коллективов, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности и готовности к саморегуляции своего поведения;

- социальный фактор, определяющийся социальными, социально-экономическими, социально-культурными, социально-политическими условиями существования общества.

Предполагается использование следующих методов:

- анализ проведенных ранее аналогичных исследований;

- обследование представителей групп подростков посредством специального опросника;

- корреляционные исследования для нахождения связей между различными факторами и девиантным поведением;

- обобщение совокупности эмпирических и литературных данных.

2) Обоснование спектра психолого-педагогических мероприятий по предупреждению девиантного поведения подростков.

Анализ полученных на первом этапе работы результатов позволит выявить спектр мероприятий, направленных на нейтрализацию прямых и косвенных десоциализирующих влияний.

3) Исследование динамики изменения ценностных ориентаций, мотиваций и поведения подростков, их психофизиологического портрета в процессе реализации превентивных мероприятий.

Предполагается провести экспериментальное социально-психологическое исследование для выявления влияния предложенных на втором этапе работы мероприятий на поведение подростков.

4) Окончательное формирование психолого-педагогической модели предупреждения девиантного поведения подростков.

На этом этапе планируется провести заключительный теоретический анализ данных.

В настоящее время мы находимся на третьем этапе работы.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. М., 1997.

2. Клейберг Ю.А. Феноменология и социальная технология коррекции девиантного поведения подростков в игре. Кемерово, 1993.

3. Львова М.В. Организация психолого-педагогической помощи детям вне детских образовательных учреждений. Материалы II съезда РПО, Ярославль, 1998.

4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1986

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.