Сделай Сам Свою Работу на 5

Видеотренинг как способ формирования





Педагогического мышления

Кашапов М.М.,

Неадекватное разрешение педагогических, в том числе и коммуникативных, затруднений приводит к конфликту, порой с деструктивным содержанием. В ряде случаев именно конфликт позволяет быстрее понять истинный характер отношений в коллективе, поскольку побуждает каждого участника педагогического процесса действовать, принять чью-либо сторону, высказать свое суждение, проявить нравственные качества. Таким образом, в конфликте отношения оппонентов четче «отражаются».

В своей практике педагог обычно использует естественные, непреднамеренные ситуации конфликта, но в исключительных случаях он может и специально создать ситуации конфликта. Оказываясь в условиях смоделированной конфликтной ситуации, преподаватель может заранее подготовиться к более успешному разрешению возможных коммуникативных затруднений. Каким же образом психолог может помочь педагогу овладеть техникой конструирования развивающих конфликтов?

В процессе решения данной проблемы был реализован разработанный нами «сценарный» метод. Основной особенностью такого метода является актуализация потенциала творческого мышления педагога. Главным условием осуществления «сценарного» метода служит созданная ситуация безопасности. В важности соблюдении этого условия мы неоднократно убеждались в течение ряда лет работы в областном научно-методическом и учебном центре профессионального образования Департамента образования Администрации Ярославской области.



Опыт проведения данной процедуры на курсах повышения квалификации преподавателей позволяет выделить ряд психологических механизмов, обеспечивающих эффективность учебных занятий. Во-первых, ситуации моделируются самими слушателями курсов. Они разрабатывают такой сценарий ситуации, которая соответствовала бы параметрам неожиданности, значимости, проблемности. Во-вторых, исполнение смоделированной ситуации позволяет педагогам в процессе исполнения ученических ролей войти в положение учащегося и посмотреть на происходящее их глазами. В-третьих, анализ ситуации в качестве эксперта также способствует активизации и развитию различных компонентов профессионального педагогического мышления.



Процедура проведения: Учебная группа делится на рабочие бригады. Первая бригада готовит и разыгрывает для второй ситуацию, взятую из педагогической деятельности. Третья бригада выполняет функции эксперта.

Вторая бригада полностью выходит из учебной аудитории. Представитель первой бригады – «рассказчик» - вводит в курс дела, описывает вводную информацию вошедшему члену второй бригады. После инструктажа участник «входит» в предложенную ему роль и начинается разыгрывание ситуации, смоделированной «игроками» первой бригады. Особое значение имеет включение в ситуацию авансцены и мизансцены.

В сценарном методе важную роль играет кульминационный момент, который характеризуется актуализацией эмоциональной сферы «игрока». До этого момента происходящее как бы не задевала чувства главного героя данного сюжета. Теперь же первоначальная позиция отчужденности трансформируется в активную позицию, сопровождающуюся разнообразными средствами (эмоциональными, волевыми и интеллектуальными) реагирования на происходящее. В то же время смоделированная ситуация по-прежнему остается искусственной, разыгрываемой, а эмоции «героя» - настоящими. Эмоциональные отношения к партнерам по общению «пронизывают» весь процесс решения ситуации, возникшей в ходе взаимодействия с ними. После первого участника, остающегося в этой же аудитории, в которую входит другой участник второй бригады.

Бригада «экспертов» находится в этой же аудитории и внимательно наблюдает за происходящим. Затем, по окончанию разыгрывания ситуации всеми членами второй бригады, эксперты анализируют увиденное и стараются выделить позитивные, конструктивные действия «игрока», направленные на оптимальное разрешение возникших в ситуации затруднений. Основной замысел экспертизы связан с взаимообучением слушателей размышлению категориями успеха. Сутью таких размышлений и дискуссий является ревизия осмысления происходящего. Формирование непредвзятого отношения к решаемой ситуации выверяется, ревизируется посредством сопоставления собственного мнения с позицией коллег.



Затем происходит смена игровых позиций бригад: вторая бригада разыгрывает ситуацию для третьей, действия представителей которой анализирует первая бригада. Всё происходящее снимается на видеопленку.

Информирование: Всё действует в системе: по отдельности ситуационные параметры (деструктивные и конструктивные) не так сильны, но система определяет тенденцию. Если в смоделированной ситуации будут доминировать конструктивные компоненты, то в этом случае достижение педагогических эффектов будет более вероятным. В качестве ведущей закономерности успешного разрешения педагогической проблемной ситуации служит умение преподавателя устанавливать и учитывать (по К.С.Станиславскому) смысловой подтекст. Этот подтекст чаще всего раскрывается не в словах, а в интонации, в психологических паузах и жестах. Именно благодаря такому умению у педагога реализуется способность увидеть то, что находится за пределами анализируемой ситуации. Таким образом, основой формирования профессионального мышления преподавателя служит обучение его своевременному обнаружению и разрешению надситуативной проблемности в анализируемой педагогической ситуации. Важно наравне с ближними целями учитывать отдаленные стратегические, перспективные цели.

Сложность определения ситуативных и надситуативных целей и проблемностей усиливается недостаточным развитием рефлексивных и ментальных (интеллектуальных) особенностей педагога. Развитию рефлексивных особенностей способствует умение слушать и слышать другие точки зрения о своем поведении. Именно на это направлено высказывание «экспертов». Слушая своего коллегу, участник по-иному, более принимающе, относится к той же самой информации, если бы её сообщал преподаватель-руководитель занятий.

Решение, возникшее в ходе разрешения конкретной ситуации, по-другому осмысливается и оценивается во время «разборов полетов», поскольку ситуативное видение ситуации уже не маскирует надситуативное. Овладев своим мышлением педагог лучше управляет и ситуацией, в которой находится. Благодаря надситуативному мышлению. Преподаватель начинает осознавать, что выигрыш в настоящем (здесь и сейчас) в своей предтече означает проигрыш в будущем. Поэтому победа любой ценой знаменует собой своего рода мину замедленного действия. Следовательно, в учете или неучете отдаленных и побочных последствий существенную роль играют (ситуативный/надситуативный) уровни педагогического мышления.

В нашем контексте понятие уровней предполагает следующее: а) каждый из уровней развития и функционирования педагогического мышления является необходимым для последующего; б) каждый из уровней развития имеет свою собственную «природу», т. е. образован существенно различными связями, отношениями, опосредованиями; в) каждый из уровней до определенной степени является условием развития другого; г) вышележащий уровень управляет нижележащим; д) имманентное развитие каждого уровня не прекращается с развитием вышележащего.

Мы полагаем, что в условиях видеотренинга можно выделить следующие стратегии, необходимые для формирования надситуативного типа педагогического мышления:

1. Проблематизация. Данная стратегия обучения предполагает стимулирование профессионального развития слушателей. Развитию рефлексивного плана мышления изначальная установка слушателей: кто бы, что бы ни говорил, всегда можно найти в его позиции противоречие. Пересмотр изложенных взглядов, отношений и оценок; поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций способствует формированию у участников занятий личностного подхода к изучению различных сторон педагогической ситуации. Результатом реализации данной стратегии является проблематичность как свойство мышления, направленное на поиск, формулирование и решение профессионально-педагогических задач, целью которых является преобразование личности воспитуемого.

2. Психодраматизация. Основной замысел реализации данной стратегии связан с расшатыванием и разрушением профессиональных и личностных стереотипов и блоков педагога. Открытость коммуникативных и информационных каналов означает достижением взаимопонимания и взаимодействия всех участников занятия. Через удивление и волнение подготавливается почва для актуализации личностного и интеллектуального потенциала. Прорыв к самому себе невозможен без страдания и очищения. На участников видеотренинга обрушивается эмоциональный каскад, который лишает человека прежнего психологического равновесия и социального статуса. Для обретения своего «Я» в новом качестве слушателю предстоит напряженнейшая конструктивная работа со своим педагогическим опытом. Главным условием успешного осуществления такой работы служит создание благоприятной атмосферы на занятии. Существенную роль при этом играет саногенное мышление «экспертов». Их умение мыслить категориями успеха, в негативном видеть позитивное является сильнодействующим обучающим факторов для других участников видеотренинга.

3. Децентрация. Данная стратегия обучения ориентирована на качественно иное содержание усвоение сообщаемой на занятии информации за счет выхода за рамки разбираемой ситуации. Основной психологический механизм этой стратегии характеризуется тем, что децентрация является психическим состоянием, при котором субъект может изменять и варьировать точку зрения при восприятии и анализе ситуации, а также выделять в этой ситуации некоторое множество ранее невидимых существенных и несущественных признаков и отношений. Посредством погружения участников в активные различные ролевые позиции происходит глубокое проникновение во внутренний мир Другого. Такоймеханизм обеспечивает осознание субличностей, необходимых для приобретения мета-позиции. Умение надситуативно мыслить служит надежной гарантией профилактики «актуализации дистрессового опыта».

Однако, как показывает наша практика, для значительной части слушателей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в решении педагогической ситуации. Эта же черта ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям. Альтернативой такой тенденции, на наш взгляд, является обучение педагогов умению подняться над ситуацией, увидеть перспективу её развития и в связи с этим эффективно организовать свою профессиональную деятельность.

Итак, осмысливая практику применения видеотренинга можно отметить следующее:

Для значительной части слушателей курсов повышения квалификации такая форма учебных занятий является эмоционально значимой. Для конструктивного перевода астенических состояний в стенические необходимо активизировать саногенное мышление педагогов, прежде всего, «экспертов».

Преподаватели, «идущие на высшую категорию», в отличие от начинающих, более ориентированы при обсуждении видеоматериалов на теорию. Им нужна академическая психология, чтобы боле глубоко и адекватно осмысливать педагогическую реальность.

Умение обнаруживать надситуативную проблемность в решаемой педагогической ситуации является ведущим компонентом профессионального мышления учителя.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.