Сделай Сам Свою Работу на 5

Исследование представлений современной молодежи о способах достижения материального успеха .

Рехвиашвили Н.М., ЯрГУ

Продолжающиеся рыночные преобразования и обусловленные ими изменения в жизни людей ставят перед психологической наукой и практикой задачи исследование вопросов адаптации к новой экономической ситуации как одни из наиболее актуальных в настоящий момент. Изменения в экономической реальности существования субъекта сопровождаются рядом изменений психологической реальности его бытия : меняются ценности , установки , оценки материальной сферы , формируются новые модели экономического поведения. Согласно существующим представлениям , молодежь является социально наиболее восприимчивой и пластичной к социальным изменениям группой , способной ассимилировать их в большей степени, чем представители более старших возрастных групп . Это обусловило выбор нами молодежи начала юношеского периода для исследования влияния рыночных преобразований на репрезентации материальной сферы в сознании и поведении россиян.

Нами был проведен опрос 105 студентов начальных курсов нескольких вузов

г.Ярославля ( от 17 до 22 лет) по специально разработанной опросной анкете.

Один из вопросов определял «причины, мешающие зарабатывать человеку больше денег». Проведенный контент - анализ полученных ответов выявил следующие категории ( в процентах указано количество ответов, соответствующих выделенной категории).

 

Табл. 1 Причины , мешающие человеку зарабатывать больше денег.

 

1. Мотивационные факторы 16 %

(«лень», «нежелание работать» )

 

2. Экономические факторы 13 %

(«экономическая политика», «нестабильность экономики»)

 

3. Психологические факторы 16 %

(«особенности психического склада» , «старая психология»,

«глупость» , «качества личности» , «способности» и др.)

 

4. Образовательные 34%

(наличие/отсутствие соответствующего образования ,

знаний )

 

5. Профессиональные 8 %

( выбранная профессия , низкая ценность некоторых профессий на

рынке труда)

 

6. Социально-средовые 8 %

(«взятки» , «мафия» , «отсутствие связей» )



 

7. Прововые (отсутствие законов, их несовершенство) 5 %

 

Выделенные нами категории во многом сходны с ответами опрошенных на вопрос о факторах , влияющих на успешность в зарабатывании денег. (Испытуемым предлагалось выбрать альтернативы из перечисленных и проранжировать их в порядке убывания значимости . Количество выбравших ту или иную альтернативу указано в процентах с учетом ранга).

 

 

Табл.2 Факторы , влияющие на успешность в зарабатывании денег

 

Факторы / Ранги 1 2 3 4

 

Связи, знакомства 20, 95 17,14 6,66 7,61

Желание (мотивация) 23.80 13,33 8,57 11,42

Специальность , профессия 12,38 10,47 11,42 6,66

Экономическая и пол-ская 14,28 6,66 5,71 5,71

ситуация в стране

Наличие первичного кап-ла 9,52 11,42 15,23 15,23

Личные качества 4,76 8,57 5,71 5,71

 

С одной стороны , полученные ответы соответствуют ожидаемым, т.к. высокая мотивация ( см. табл. 1 и табл. 2) считается одним из важнейших факторов , необходимых для достижения успеха в материальной сфере ( 3, 4 ). Это является одним из проявлений адаптированности реагирования опрошенной нами молодежи на новую экономическую ситуацию , т. к предполагает опору субъекта экономического поведения на себя и принятие ответственности на себя при оценке достижений или неудач . Присутствие категории «психологических факторов» , описывающих как индивидные , так и личностные качества (см. табл.1) также указывает на достаточно высокую оценку опрошенными своей собственной роли и значимости в процессе достижения материального успеха , что также можно рассматривать как одно из проявлений адаптированности в реагировании на

рынок , т.к. рынок как социальная и психологическая реальность в отличие от плановой экономики предполагают большую степень индивидуализма, ориентации и принятия ответственности на себя. Кроме прочего, значимость факторов и категорий , связанных с индивидными и личностными аспектами жизнедеятельности человека свидетельствует о определенной степени «психологизированности» сознания молодежи , о возросшем индивидуализме и личной свободе молодых, т.к. в советскую эпоху не поощрялось акцентирование значимости проявлений индивидного, личностного начала в человеке (1, 2 ).

С другой стороны , относительно выражены по сравнению с фактором «мотивация» ( см.табл.2) и категорией «психологические факторы» (см. табл.1) другие , отражающие специфику рыночных преобразований в сознании молодежи . (Категории: «экономические факторы» , «социально-средовые» «правовые» , «профессиональные» - ( табл.1) и Факторы : «связи, знакомства» , «экономическая и политическая ситуация в стране», «специальность, профессия» - (табл.2). Нестабильность, высокая неопределенность и непредсказуемость экономической ситуации являются фрустрирующими не только для тех , кому приходится непосредственно сталкиваться с этими проблемами в своей работе , но и для тех , кто воспринимает эту ситуацию не будучи активным участником экономических отношений. , в частности для учащейся молодежи т.к. влияет на материальное благосостояние семьи на попечении которой в большинстве случаев находится студент ( 1) , обуславливая соответственно его собственную материальную обеспеченность и свободу . С другой стороны студенты оценивают происходящие в стране процессы с позиций тех , кому предстоит начать свою собственную трудовую жизнь по окончании вуза . Сложившаяся экономическая и политическая ситуации воспринимается как источник тревоги , напряжения для молодежи , что соответствует данным других исследований (5 ). Такая оценка происходящего указывает также указывает на то, что человек не чувствует себя в достаточной степени хозяином собственной жизни.

Рыночные преобразования кроме всех прочих изменений существенно повлияли на рынок труда в России , изменив степень востребованности ряда профессий. Значимость ряда профессий , связанных со сферой экономики , юриспруденции и рядом других существенно возросла, т.к. в новых экономических условиях их обладатели не только пользуются большим спросом на рынке труда , но и имеют более высокую оплату труда. Кроме всего прочего смена экономической ситуации обусловила высокую потребность в знаниях и информации , связанных с рынком и необходимых для деятельности в его условиях .Все это нашло отражение в достаточно высокой значимости востребуемых в рыночных условиях профессий , знаний в сферах экономики и юриспруденции , образования как такового ( см. табл.1 , 2).

Специфика рыночных преобразований в России находит свое отражение и в относительно слабо выраженной по сравнению с другими факторами и категориями

значимости «первичного капитала» для молодежи : в 2 раза меньше чем фактор «связи , знакомства» (см. табл.2). Выявленная нами тенденция оценивать включенность в определенные социальные связи , принадлежность к определенным социальным группам и использовать межличностные отношения как «первичный капитал» и базу для достижения материального успеха отмечается и в других исследованиях ( 1, 2 ). Фактор «связи , знакомства» представляет собой сложную , многоаспектную характеристику. Он является , с одной стороны , показателем неуспешности рыночных преобразований, являясь признаком сохранности системы отношений присущей советской плановой экономике , т.к. успех субъекта определяется степенью включенности в систему определенных социальных связей . Рыночная ситуация в противоположность присущей советскому времени предполагает построение карьеры и путь к успеху с опорой на самого субъекта, на его желание, личностные качества профессиональный опыт , полученное образование, оценка которых не должна зависеть от степени знакомства или незнакомства с «нужными» людьми . Такой подход формирует у субъекта уверенность в себе и в собственных силах ,опору на себя, свои силы и возможности , принятие ответственности на себя за поступки и решения и как следствие высокую активность, т.к. она считается необходимой компонентой , дополняющей «капитал» личности, с которым она стремится добиться успеха.

С другой стороны , вера , что путь к материальному успеху зависит от содействия и участия нужных людей затрудняет вхождение в рынок людей , у которых нет такого «личного капитала» , т.к. формирует представление , что собственного желания и инициативы будет недостаточно.

Содержание фактора «связи , знакомства» имеет кроме социально-психологической также и личностную компоненту, т.к. характеризует тип личности с высокой значимостью межличностных отношений и включенности в них при простраивании своего пути к успеху .Подобные тенденции были выявлены ранее в исследовании качеств , определяющих успешность деятельности в рыночнных условиях ( 2 ) ,и рассматривается исследователями как следствие социализации в условиях ориентации субъекта на коллектив , широкое социальное окружение , общество в целом , присущие советской эпохе.

Таким образом в проведенном нами исследовании представления молодежи о способах достижения материального успеха молодые высоко оценивают собственную мотивацию , желание , индивидные и личностные качества , что рассматривается как показатель адаптированности к новой экономической ситуации , так и индивидуализме , ориентации на себя , что является проявлением возрастных особенностей, с одной стороны , а также изменениями в сознании индивидов , происходящими под влиянием социальных и экономических изменений в обществе .С другой стороны , на оценку молодежью способов достижения материального успеха оказывают влияние особенности рыночных трансформаций, и в частности , сохранившая силу значимость для субъекта причастность к системе социальных связей , обуславливающая зависимость успеха от включенности субъкета в определенные социальные группы.

 

1.. Вишневский Ю.Р. , Рубина Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х./ СОЦИС , 1997, №10

2. Гришин В.В. Личностные предпосылки к неуспешному поведению в условиях рыночных отношений. Диплом. ЯрГУ, 1994.

3. Китов А.М. Экономическая психология. М., Экономика, 1987.

4. Марченко В.В. Социальная психология предпринимательства. Ярославль: ЯрГУ., 1996

5.Римашевская Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России . /СОЦИС , 1997, №6.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.