Сделай Сам Свою Работу на 5

АРТТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ.

Коваленко М.Ю., г.Кострома

Воспитание многогранной творческой личности - самая трудная и важная задача школы. Общеизвестно, что в дошкольном и младшем школьном возрасте дети очень любознательны, обладают огромными творческими способностями. Многочисленные детские «почему» свидетельствуют о стремлении ребенка узнать как можно больше. Удивительно, почему же при переходе в среднее звено, приступив к систематическому изучению школьной программы, ребенок становится другим. Он утрачивает те творческие способности, которыми он обладал, поступив в школу. Ребенок как бы разучивается думать, так как во многом за него думает учитель.

Учитель сообщает сведения, ставит вопросы и сам на них отвечает. Задача усвоения материала сводится к запоминанию изложенного учителем.

Ориентация на формирование эмпирического, репродуктивного мышления приводит к тому, что многие школьники становятся интеллектуально пассивными, стремятся избежать любой умственной нагрузки. В результате преподаватели вузов, оценивая абитуриентов и студентов, отмечают, что многие из тех, кто хорошо знает школьную программу, не в состоянии использовать эти знания в нестандартной обстановке, не владеют творческим мышлением, а опираются на свою память, затрудняются при ответе на проблемные вопросы. Поэтому сегодня вопросы о развитии творческих способностей учащихся встал особенно остро. Решение проблемы развития творческих способностей учащихся предполагает внедрение специальных развивающих средств. На наш взгляд, базовым условием развития творческого мышления является обучение решению задач. Задача ~ это начало познавательного и творческого процесса, ведь, по мнению А.А.Леонтьева, -«...творческая деятельность в самой общей форме...есть деятельность по решению задач».

Особенно важно уделять пристальное внимание проблеме обучения решению задач при работе с младшими подростками, так как именно это возраст является сенситивным к возникновению у детей широких возможностей развития творческих способностей.



1 Результаты наблюдения за ходом решения задач подростками показывают, что главным сдерживающим фактором в развитии мышления является их неготовность к мыслительной деятельности (неумение анализировать, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы, соотносить прежние знания с новой информацией, использовать ранее усвоенные приемы умственной деятельности).

Как же преодолеть эти затруднения? Нам думается, что прежде всего необходимо снять страх и напряженность учащихся перед решением задачи. Преодоление математических фобий мы предлагаем проводить с помощью арттехнологии. Ее содержание заключается в следующем: условие задачи преобразуется в произвольный сюжет, «картинку». Например, если задача о движении по реке, дети могут нарисовать реку, пристани, лодки и т.п. Учитель вместе с учащимися выясняет направление течения реки, как плывут лодки, мешает или помогает течение реки движению лодок и т.д. Во время такой работы у школьников отмечается снятие напряженности, они забывают, что решают задачу и всегда с удовольствием включаются в анализ всех тонкостей процесса, описанного в условии задачи. В результате всем, и даже самым слабым ученикам, становится ясна задача. Они четко представляют объекты и процессы, описанные в тексте и, сравнительно легко, находят способ решения задачи.

С помощью такой технологии у учащихся не только снимается страх перед задачей, неуверенность в своих возможностях, но и развиваются такие компоненты математических способностей, как способность к логическому мышлению, стремление к ясности, простоте и рациональности решения. Применение арттехнологии при решении задач наиболее целесообразно на уроках математики у младших подростков, то есть в 5-6 классах.

В 7-9 классах, когда сюжет математических задач усложняется, и учащиеся психологически вырастают из возраста «картинок», арттехнология, в том виде, который описан выше, становится малоэффективна и порой даже тормозит процесс решения задач. К тому же учащиеся уже владеют способами решения типовых задач и нет необходимости разбивать эту задачу на более мелкие типовые подзадачи. Здесь на смену арттехнологии приходит ее разновидность - визуальная поддержка.

Ее суть заключается в следующем: текст условия задачи трансформируется в некоторую схему, модель, которая наглядно представляет учащимся существенные аспекты задачи, отсекая второстепенные детали, отвлекающие внимание и мысль от главного. Кроме того, схема позволяет отразить взаимосвязь между объектами, динамику происходящих в задаче процессов.

Применение элементов арттехнологии возможно не только при решении задач, но и при доказательстве теорем по геометрии. Доказательство теорем на уроке, за редким исключением, сводится к записи под диктовку учителя малопонятных научных фактов и бессмысленное заучивание их дома. Кроме того, дети сильно затрудняются не только в усвоении, но и в удержании в памяти абстрактной информации. Поэтому повторить доказательство теоремы доступно далеко не каждому ученику.

Совсем по-иному обстоит дело, если доказательство провести при помощи серии чертежей, которые с помощью цвета и цветных геометрических символов и обозначений символизируют не только условия теоремы, но и используемые в доказательстве теоретические положения, помогают сделать выводы, логический переход от одного факта к другому. Как правило, в памяти лучше хранится экономично сжатая, сокращенная информация, поэтому учащиеся без труда могут воспроизвести рисунки и по ним провести доказательство теоремы. Кроме того, доказательство, где используются одни чертежи, без сопроводительных текстов, развивает не только мыслительную деятельность, но и математическую речь учащихся.

В статье затронуты только некоторые возможности использования арттехнологии на уроках математики. Кроме формирования математических способностей арттехнология способствует эстетическому воспитанию, развивает внимание, аккуратность.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ В ТРЕНИНГЕ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА.

Коврова М.В., Кострома.

В настоящее время очень сложно встретить такую область науки и практики, которая не нуждалась бы в использовании современных новейших технологий. Это утверждение с полным правом можно отнести к сфере психологических дисциплин. Термин «психотехнология» появился сравнительно недавно и был обусловлен возрастающими потребностями психологической теории и психологической практики. Особенно актуальным стало использование современных психотехнологий в практической психологии, где основным критерием результата является комплексный конструктивный подход к психике и личности человека. Нами определяется такое понятие «психотехнология, которое обеспечит достижение позитивного конструктивного результата в психической и личностной сферах.

Индивидуальные и групповые тренинги выстроенные на современных психотехнологиях по праву относятся к группе тренингов «личностного роста», так как их действие основано на актуализации, реализации собственного потенциала личности («теория самоактуализации» А. Маслоу). Огромную роль в самой технологии проведения тренинга играет системообразующий, интегративный фактор. Один из примеров реализации данного фактора -программы, основанные на использовании интегративных психотехнологий.

Опираясь на эмпирические данные в этой области, можно сделать вывод о значимости комплексного использования современных психотехнологий в тренингах «Личностного роста». Так в свете последнего экспериментального исследования стал возможен широкий охват личностных направлений, развитие которых идентифицировалось с выполнением задач данной программы, были выделены следующие сферы (испытуемые третьекурсники филологического факультета, факультета естествознания КГТТУ им. Н.А Некрасова):

 

Сфера развития системы «Я - концепции»:

Формирование адекватной самооценки;

Увеличение глубины самопознания;

Развитие способности самораскрытия;

Сфера направленности личности:

Развитие эмпатических способностей;

Развитие интернальных качеств личности;

Формирование позитивных личностных установок по отношению к проблеме;

2.4Формирование личностных смысловых установок, направленных на выбор гуманистических, демократических ценностей.

Социально психологическая сфера личности:

Общее развитое коммуникативных качеств и способностей

Развитие потребности в аффилиации.

Психо - эмоциональная сфера личности:

4.1 Коррекция психо - эмоциональной сферы:

> Ослабление потока негативных эмоций, актуализация позитивных;

> Коррекция последствий воздействия стрессогенных, фрустрационных факторов;

Приведение в норму уровня личностной тревожности.

4.2 Профилактика эмоционально психических стрессовых состояний:

Формирование эмоциональной толерантности;

> Формирование навыков эффективной эмоциональной саморегуляции;

> Формирование навыков эффективной релаксации.

Выполнение поставленных задач оказалось возможным благодаря трём основным факторам. Первый из них основан на актуальном на сегодняшний день представлении о личности как комплексной многоуровневой системе.

Благодаря этому развитие одних личностных сфер ведет за собой развитие других. Второй фактор обусловлен эффективностью самих психотехнологий и их системного использования. В комплекс были включены телесно ориентированные, танцевально - двигательные, дыхательные (психотехники «свободного дыхания»), релаксационные, коммуникативные психотехнологии. Третий, не менее важный фактор, связан с личностью самого ведущего тренинга. Требования к ведущему определены умением создать атмосферу всеобщего доверия, потенциал для самораскрытия и усвоения навыков участниками тренинга.

В заключении хотелось бы отметить актуальность и научную новизну данной темы. Выбор студенческого возраста также обусловлен потребностями жизненной практики, потребности завершающего этапа в формировании личности потребностями, возникающими в процессе учебно - практической деятельности студентов.

 

Литература.

Миронова М.И. «Системный подход к модели построения личности». «Вопросы психологии». №1, 1998 г.

Рудестам К. «Групповая психотерапия». М..1993 г.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.