Сделай Сам Свою Работу на 5

Правовые проблемы стереотипности

Противоправного поведения молодежи

Пискарев Д.П.

Современное поколение молодежи в возрасте от 14 до 30 лет насчитывает почти 68 миллионов человек и составляет более двух пятых численности трудоспособного населения Российской Федерации.

Трудно назвать какую-либо другую проблему, касающуюся современной молодежи, которая бы так волновала сейчас общественное мнение, как проблема противоправного поведения.

В условиях кризиса, охватившего почти все сферы общественной жизни, наблюдается резкий всплеск противоправного поведения молодежи. Доминирующее положение в структуре преступности несовершеннолетних заняли тяжкие преступления. Особенно активно растет число посягательств на собственность. Корыстная преступность среди несовершеннолетних только за последний год увеличилась на 62%. Вместе с тем, в последние годы практически отсутствует статистика и научный анализ потенциальных правонарушений молодежи (в первую очередь гражданских, административных и дисциплинарных), что весьма негативно сказывается на эффективности профилактики молодежной преступности.

Различным аспектам проблемы противоправного поведения посвящены многочисленные монографии, научные статьи, диссертационные работы. Этой проблематике, в частности, посвящены работы В.Ф.Пирожкова, Е.П.Ильина, С.Д.Арзуманяна, Т.Ш.Андгуладзе, Б.Д.Овчинникова, Л.М.Зюбина, А.П.Тузова, Т.И.Коротковой, Л.В.Яссман и др. Указанные исследователи анализируют социально-психологические причины преступного поведения несовершеннолетних, изучают мотивацию противоправного поведения несовершеннолетних, процесс формирования установки асоциального поведения у несовершеннолетних правонарушителей, проводят углубленный психологический анализ процесса становления личности несовершеннолетнего правонарушителя. В работах большинства из этих и других авторов также достаточно подробно рассматривается понятие антиобщественной установки личности и условия ее формирования.

Работ, непосредственно посвященных изучению стереотипов противоправного поведения, нами не обнаружено. Это, на наш взгляд, обусловлено объективными основаниями трудности различения установки и стереотипа. Дело в том, что каждое из указанных понятий было в свое время универсализировано, получило чрезмерно широкое применение и в результате лишилось определенности. Многие стали использовать эти термины в качестве синонимов, приписывая установке точно те же свойства, что и стереотипу.



В отличие от стереотипа как одного из локализованных явлений сознательного психического мира человека, установка подсознательна и является не локализованным элементом психического мира, а пронизывает всю психику субъекта в данный момент, объемлет ее целиком. Стереотип существует в понятийной форме как своеобразный гносеологический образ, установка же - это готовность человека что-либо предпринять, его внутреннее душевное состояние. Можно выделить и другие различия между стереотипом и установкой, но, думается, что и сказанного достаточно для их разграничения.

Современные исследователи отмечают, что наиболее характерной чертой исследования многогранного феномена стереотипа является различное понимание этого термина и отсутствие единого мнения относительно его содержания. Термин «стереотип» можно встретить в самых различных контекстах, где он имеет следующие возможные значения: стандарт восприятия и поведения, образ человека (в более узком смысле - этнический предрассудок), идеологическое клише, символ и т.п. Многозначными, употребляющимися в различных контекстах являются и производные термины: стереотипный, стереотипизация.

Стереотипизация, т.е. отнесение оцениваемых людей к какой-либо категории и приписывание затем этим людям целого пакета личностных черт, характерных для данной категории, является одной из самых заметных особенностей поведения несовершеннолетних. Стереотип представляет собой преувеличенное мнение, оценку, связанную с какой-либо категорией (для целей нашего исследования - с категорией противоправности / непротивоправности). Функцией стереотипа обычно является оправдание, рационализация поведения в отношении определенной категории людей.

Противоправное поведение понимается нами как социально значимое осознанное поведение индивидуальных или коллективных субъектов, противоречащее нормам права и влекущее за собой юридические последствия. Под стереотипом противоправного поведения мы понимаем относительно устойчивый образ поведения несовершеннолетних, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.

Результаты многочисленных исследований убедительно показывают, что несовершеннолетние с одинаковой направленностью личности (с положительной или антиобщественной направленностью личности; неустойчивой, преступной или даже устойчивой криминальной направленностью), несмотря на все индивидуальные различия, имеют много общего в облике и поведении. Поэтому важное значение для уголовного права и криминологии имеет знание общей направленности личности несовершеннолетних. Оно позволяет дать правильную оценку личности подростка, совершившего преступление, в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного следствия. Знание общей направленности личности позволяет с большей вероятностью прогнозировать возможное индивидуальное антиобщественное поведение несовершеннолетних, разработать меры и способы их исправления и перевоспитания, более успешно осуществлять раннюю профилактику правонарушений.

Одним из важнейших аспектов нашего исследования является изучение стратегии противоправного поведения. Под стратегией поведения следует понимать преимущественную направленность, ориентацию в решении поведенческих задач на нестандартность их решения (вариативная стратегия) и на шаблонность, стандартность, фиксированные способы их решения (стереотипная стратегия). Изучение стереотипной стратегии поведения через деятельность - пока единственный путь, обеспеченный исследовательскими возможностями.

Стереотипность поведения понимается как склонность применять соотносимые с целями привычные, часто употребляемые, относительно устойчивые, обобщенные и упрощенные способы, программы действий, нивелирующие частные и особенные свойства условий и объекта деятельности (упрощенно - склонность и свойство достигать цели привычным и удобным способом с минимальными затратами субъективных усилий).

Избираемый юношей или подростком способ достижения цели не всегда представляет собой правомерное поведение, а зачастую противоречит нормам той или иной отрасли российского права и влечет за собой юридические последствия.

Определяющим в учебной и в других видах деятельности школьников является уровень общей мотивации поведения (потребности, установки). Пассивное отношение, отсутствие интереса школьников к учебной деятельности влечет развитие состояний монотонии, психического пресыщения. А любая схематизация, любая стереотипизация есть невротическое средство защиты. Защитные механизмы стереотипизации начинают действовать, когда учащийся полагает, что достижение цели иным способом невозможно, или, что он неспособен продуцировать более эффективное или правомерное по своему характеру поведение.

Поскольку мотивационная структура субъекта противоправного поведения формируется в процессе такого поведения, она на разных этапах формирования должна характеризоваться различными особенностями. Если сначала, например, у школьника-правонарушителя нет потребности в преступном поведении, то впоследствии в результате повторения асоциальных поступков может появиться положительное эмоциональное отношение к преступности. Последний этап формирования мотивационной структуры такого субъекта связан с положительной оценкой преступности субъектом.

В целях исследования стереотипов противоправного поведения молодежи нами была разработана комплексная методика, построенная с использованием различных опросных методик и методов исследования (опросник Басса-Дарки, применяемый для диагностики состояния агрессии; ассоциативные и проективные методы, связанные с различными ситуациями противоправного поведения). Исследованием были охвачены 200 человек различных половозрастных групп, из них 120 подростков в возрасте 14-16 лет.

Опрашиваемым было предложено указать наиболее распространенные в молодежной среде формы противоправного поведения. В ответах участников опроса, отражавших их субъективную оценку, к наиболее распространенным преступным формам поведения были отнесены: воровство (70%), драки, грабежи, кражи, насилие в различных формах, в том числе изнасилования (по 60%), злостное хулиганство (40%), вымогательство (20%), а также злоупотребление служебными полномочиями, незаконное ношение холодного оружия, убийства (по 10%). По мнению участников опроса, в молодежной среде также широко распространены такие потенциальные формы противоправного поведения, как наркомания, повреждение телефонов, дорожно-транспортные правонарушения. По оценке участников опроса, основные причины противоправного поведения - неосознанность собственных действий, материальная напряженность и неустроенность в жизни, нетрезвое состояние.

Стереотипы противоправного поведения молодежи изучались нами в различных ситуациях повседневной жизни (в ситуациях угрозы; в стрессовых условиях; в ситуациях материальной напряженности; в неформальных группах; в процессе «открытия своего дела»). Одна из частей методики позволяет исследовать стереотипы субъективного восприятия личностных качеств преступников и потенциальных правонарушителей. В ходе исследования опрашиваемым было предложено указать наиболее типичные черты (внешний вид, привычки, возраст), характерные для обеих категорий правонарушителей. Результаты исследования показали значительное совпадение (85%) личностных черт преступников и потенциальных правонарушителей в стереотипных представлениях участников опроса. Причем среди перцептивных характеристик обеих категорий встречаются диаметрально противоположные черты (например, «отталкивающий внешний вид», «неопрятность» - «модно одет», «респектабельный»), что свидетельствует о размытости личностных характеристик обеих групп.

Опрашиваемым также было предложено дать проективную характеристику поведения лиц различных национальностей, профессий и должностей (азербайджанец, чеченец, коммерсант, губернатор, судья, работник ГИБДД, налоговый инспектор) в заданных ситуациях (на работе; в магазине; в местах общественного отдыха; в ресторане, казино; на встречах с клиентами, избирателями, депутатами). Проективные характеристики содержали ряд элементов противоправной направленности (берет взятки, злоупотребляет служебным положением) и отличались высоким уровнем стереотипизации поведения правонарушителя.

Результаты исследования позволяют разработать комплексную методику, направленную на преодоление стереотипов противоправного поведения молодежи, учитывающую специфику основных типов групп несовершеннолетних (групп, стоящих на грани законопослушного поведения; групп, микросредовые нормы которых расходятся с законопослушными установками; групп, в которых микросредовые нормы ориентированы на нарушение правовых запретов; групп, специально создаваемых для совершения преступлений) и групповые способы преодоления стереотипов противоправного поведения.

Работа по преодолению стереотипов противоправного поведения молодежи должна проводиться в рамках общегосударственной системы профилактики преступности, возрождение которой, дальнейшее ее развитие и создание новых форм профилактической работы являются велением времени. Система профилактики, по мнению В.Ф.Пирожкова и ряда других отечественных исследователей, должна быть воссоздана в каждом учебном заведении и включать в себя общие меры (повышение качества всего учебного процесса, предупреждение пропусков занятий учащимися без уважительных причин и прогулов, обеспечение повседневной занятости учащихся после занятий и в свободное время полезными видами деятельности и т.д.), организационно-правовые меры (воссоздание в каждом учебном заведении органов профилактики правонарушений учащихся, воссоздание различных групп, отрядов из числа несовершеннолетних и т.д.), специальные психолого-педагогические меры (включающие в себя психодиагностические, психокоррекционные и психопрофилактические мероприятия) и специальные криминологические меры (выявление асоциальных, криминогенных и криминальных групп, выявление роли каждого члена группы и разработка мер его отрыва от группы, выявление фактических и потенциальных лидеров и разработка мер по пресечению противоправной деятельности таких групп).

Как выяснилось в ходе проведенного нами опроса, более половины опрошенных осознают явно недостаточный уровень своих знаний в области законодательства (62 %). 49 % участников опроса, по их личной оценке, обладают частичными знаниями в отдельных отраслях законодательства. При этом основы законодательства они познают преимущественно из телепередач, от знакомых, либо в процессе общения со сверстниками. 98 % опрошенных ощущают необходимость углубленного изучения основ законодательства, выделяя в числе наиболее значимых для себя трудовое, налоговое и административное законодательство.

Осознавая необходимость повышения правовой культуры российских граждан и, в первую очередь, несовершеннолетней молодежи с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей, мы разработали краткий экспериментальный общеобразовательный курс «Российское право в условиях рыночной экономики», ориентированный на более углубленное изучение старшеклассниками вопросов права по сравнению с базовой школой и охватывающий (в весьма сжатой форме) некоторые теоретические и практические проблемы конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права. В настоящее время указанный учебный курс проходит апробацию в ряде общеобразовательных школ и учебных центров дополнительного образования г. Москвы и г. Костромы. Мы надеемся, что включение правовых дисциплин в программу средней общеобразовательной школы позволит более эффективно проводить работу по преодолению стереотипов противоправного поведения молодежи.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.