Сделай Сам Свою Работу на 5

ПСИХОТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В КОМПЬЮТЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Дроздова Т.В., г. Кострома

Проблема развития творческого мышления является актуальной для всестороннего развития личности уже давно. Однако время открывает новые перспективы для ее изучения Нами был проведен формирующий психологический эксперимент, направленный на исследование креативности младшего школьника в процессе решения компьютерных задач. Для его организации нами была создана психолого-педагогическая технология.. прошедшая апробацию на базе школ г. Костромы. Причем, технология понимается нами как совокупность научно-обоснованных и системно - алгоритмизированных воздействий (операций) на субъект познавательной деятельности. Предлагаемая технология предназначена для первых (вторых) пролицейских классов средних школ, в которых компьютерное обучение проходит по машинному варианту ( программа курса рассчитана на два полугодия в общей сложности 32 часа (в связи с особенностями построения учебного процесса в 1 классе). Машинное время на уроке должно составлять 15 минут.

Основной целью курса является развитие интеллектуальных и творческих потенциалов младших школьников при помощи средств вычислительной техники. Эта цель может быть конкретизирована в следующих задачах; дать учащимся прочные навыки работы с ЭВМ в режиме пользователя: сформировать посредствам создания проблемных ситуаций определенный уровень развития наглядно-образного и абстрактного мышления', заложить интеллектуальную базу для выполнения учащимися на уроке творческих видов деятельности в компьютерной развивающей среде: провести срезовую диагностику в целях фиксации развивающего эффекта или проведения дальнейших коррекционных мероприятий.

Курс "Основы компьютерной грамотности" предполагает повышение информационной культуры и эрудиции, клавиш в процессе выполнения развивающих заданий, представленных в игровой форме.

2. "Графика на компьютере". Этот блок предполагает организацию работы младших школьников с графической информацией и ознакомление их с различными видами графических редакторов. В последствии это открывало перспективу создания как индивидуальных, так и групповых творческих композиций с интегративным использованием в дальнейшем текстового и музыкального редактора.



3 "Р текстом" Проводимые занятия были ориентированы на формирование у младших школьников навыков работы на компьютере с вербальным материалом. В этих целях в работе предварительно используются различные виды клавишных тренажеров ("Ворон". "Звездные войны", "Емеля и клавиши"). Навыки быстрого набора информации в дальнейшем ложатся в основу выполнения учащимися творческих заданий в режиме текстового редактора "Микрон".

4 «Элементы счета». Данный тематический блок направлен на развитие основных мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения и обобщения младших школьников, на формирование v них способности действовать в уме и навыков самостоятельного планирования деятельности.

5 «Музыкальные возможности компьютера». Освоение навыков работы с музыкальной информацией на компьютере позволяет использовать в дальнейшем возможности музыкального редактора для оформления коллективных творческих проектов, например, создание музыкальной стенгазеты. проведение мини-концертов с распечаткой текста песен и многое другое.

Важной особенностью разработанного курса "Основы компьютерной грамотности" в начальной школе является проведение в его процессе диагностики развития мышления и творческих потенциалов младшего школьника для организации в последствии индивидуализированного и дифференцированного обучения на занятиях.

 

 

Трансперсональная терапия - теория и практика.

Зингерман И. С., Москва

Проблемой противоположных представлений о мире, вопросами “ Кто Я? ”, “Зачем живу?”, “В чем смысл моего существования?”, “В чем заключается мое предназначение?”, - люди интересовались на протяжении многих столетий. В процессе развития нашей цивилизации ответы на подобные вопросы люди искали у шаманов, беседовали с философами, задавали их представителям различных религий, целителям, психологам. В XX веке альтернатива целительских и духовных поисков человечества была реализована С. Грофом, доктором медицины, психотерапевтом, который предложил новое направление - трансперсональная психология. Созданная на основе эмпирического опыта нетрадиционных и эзотерических учений, трансперсональная психотерапия стремится к интеграции физических, эмоциональных, психических и духовных аспектов человеческого существования, рассматривая духовные проблемы человека с психологической точки зрения. Возвращаясь к первоначальному смыслу психологии - учению о душе (греч. psyhe - душа, logos - учение, наука), трансперсональная психология рассматривает заботу о душе как первостепенную задачу психотерапии. Если в классических психологических и психотерапевтических подходах , например, как в психоанализе, проблемы человека рассматриваются только на биографическом уровне, то в трансперсональной психотерапии используется более широкий подход, который включает в себя кроме биографического уровня, перинатальный (история и переживание рождения) и трансперсональный (сверхбиографический опыт, включающий в себя переживания человеком: истории предков, филогенетический опыт, мировой культуры; переживания опыта идентификации с растениями, животными, с другими личностями, с различными формами сознания - от отождествления с отдельными органами до планетарного сознания; архетепические переживания и осознание сакральных знаний).

Трансперсональная психотерапия основывается на представлениях о возможности реализации внутреннего глубинного трансперсонального потенциала человека для исцеления и оздоровления психики, для личностного и духовного роста через осознование и переживание неудовлетворенных и нереализованных желаний человека, трансформации негативных последствий перинатального периода жизни, психотравмирующих событий. В этом и заключается ценность трансперсонального подхода - не только помочь решить глубинные проблемы человека, но еще и высвободить колоссальный внутренний развивающий и самоисцеляющий потенциал (ресурс), а так же научить им пользоваться.

Для открытия и развития внутреннего трансперсонального ресурса используется широкий диапазон методов и интегративных психотехник. В совокупности они направлены на установление баланса и гармоничное слияние физических, эмоциональных, психических и духовных аспектов человека. Далее приведем краткий обзор основных методов трансперсональной психотерапии.

С точки зрения трансперсонального подхода, на психическое состояние человека непосредственное влияние оказывает его физическое состояние здоровья. Поэтому кроме традиционных оздоровительных процедур - диета, спорт и т.д., обычно рекомендуемых при прохождении терапии, в трансперсональном подходе используются телесно ориентированные техники - биоэнергетическая терапия Лоуэна, чувственное осознание, танцевальная терапия, различные упражнения из йоги, тай-дзы-цюань, восточных единоборств. Такие техники позволяют лучше осознать взаимосвязь между телом и душой, установить между ними взаимосвязь и наладить механизм самоисцеления физических заболеваний через осознавание и последующей трансформации проблемы. Осознование и последующие освобождение от телесных блоков и зажимов позволяет человеку, проходящему терапию почувствовать себя более расслабленным, за счет этого в дальнейшем более спокойным, свободным, а следовательно способным осознавать и решать свои проблемы на более высоком уровне сознания.

Методы работы с эмоциональными проблемами в трансперсональной психотерапии чаще всего используют различные технические приемы, вызывающие измененные состояния сознания, которые обеспечивают возникновение эмоционального катарсиса и трансперсональных переживаний. В основном, для достижения измененных состояний сознания используются различные техники дыхания - ребефинг, холотропное дыхание, вайвейшн.

Один из наиболее эффективных методов работы с эмоциональными проблемами в трансперсональной психотерапии - метод холотропного дыхания разработанное в 60-х гг. Станиславом и Кристиной Гроф.

Так же для освобождения от эмоциональных блоков используются техники гештальт-диалогов, направляемого воображения - созидающей визуализации Шакти Гавэйн, техники работы со снами разработанные С.Лабержем, творческий подход к анализу сновидений описанный С.Криппнером и др. Обычно, психологи не имеющие трансперсональной ориентации рассматривают работу со снами как короткий и простой путь ведущий к бессознательному, не учитывая скрытый колоссальный потенциал обеспечивающий доступ к трансперсональным областям сознания.

В трансперсональной психотерапии так же используются методы экзистенциальной терапии - помогая клиентам решить проблемы выбора, смыслов, свободы, ответственности, любви, смерти и т.д.

Кроме применения выше указанных психотерапевтических методов, трансперсональные терапевты применяют техники, взятые из древних духовных практик - упражнения для ума и медитация. Обучаясь в процессе трансперсональной терапии новым паттернам отношения к себе и окружающему через осознание, то есть обучаясь по-иному осмысливать переживания, человек развивает сознание. В процессе рефлексии происходит когнитивное переосмысление, которое позволяет трансформировать множество проблем, вытесненной информации и научиться более целостному и свободному существованию.

Обучение медитации позволяет успешно дополнить развитие сознания человека, развить внимание и концентрацию. Практика медитации успешно дополняет трансперсональную терапию позволяя эффективно работать с состоянием тревоги, вызванным вытеснением в бессознательное важных для клиента переживаний.

Еще одна важная практика в трансперсональной терапии заимствованная из духовных дисциплин - практика разотождествления. Если в обыденной жизни люди чаще всего не разделают в себе мысли и чувства, события и состояния, желания, потребности и привязанности, то в процессе трансперсональной терапии клиент обучается практике разотождествления. Например упражнение разотождествления с телом - “у меня есть тело, но я не мое тело” или упражнение разотождествления с мыслями - “у меня есть мысли, но я не мои мысли”. Такие упражнения особенно полезны как в процессе трансперсональной терапии так и в повседневной жизни.

Учитывая многообразие трансперсональной терапии были приведены лишь наиболее часто применяемые методы работы и безусловно нужно учитывать, что их намного больше. Одна из особенностей трансперсональной терапии заключается в том, что выбирая техники для работы, психотерапевт учитывает как личностные особенности, так и общечеловеческие - трансперсональные. Поэтому как широки трансперсональные представления о человеке и его окружающем, так же широки и методы используемые в практике трансперсональной терапии. И очевидно, что учитывая многообразие и уникальность данного направления в психологии, требования к трансперсональному терапевту должны предъявляться более строгие, чем к представителям других школ психотерапии. Трансперсональные терапевты, которые помогают другим людям в личностном и духовном росте, безусловно должны сначала, а так же и в дальнейшем постоянно совершенствоваться, развиваться профессионально, личностно, духовно.

 

Список используемой литературы:

1. С. Гроф, “Путешествие в поисках себя.”, М., Из-во Трансперсонального института, 1995.

2. С. Гроф, “Холотропное сознание.”, М., Из-во Трансперсонального института, 1996.

3. С. Гроф и К.Гроф, “Неистовый поиск себя.”, М., Из-во Трансперсонального института, 1996.

4. С. Гроф, “Области человеческого бессознательного.”, М., Из-во Трансперсонального института, 1995.

5. К. Рудестам, “Групповая психотерапия”, С-П., Из-во Питер, 1998.

6. Психологический словарь, Из-во Педагогика-Пресс, 1996.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.