|
ПСИХОЛОГИЯ: НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА
Мазилов В.А., ЯГПУ
Пройдет совсем немного времени и наступит третье тысячелетие. Безусловно, это тот рубеж, который оправдывает как ретроспективы, анализ пройденного пути, так и экспектации, связанные с будущим. Как выглядит психология на рубеже веков? В оценках настоящего этой замечательной науки едва ли не все ведущие отечественные психологи удивительно единодушны. Психология, по дружной оценке ученых, пребывает в кризисе. Кризис носит явно методологический характер. Этот кризис, естественно, не первый: широко известны исследования Л.С.Выготского, К.Бюлера, К.Левина, С.Л.Рубинштейна и др., посвященные анализу кризиса в психологии в 1910-1930 гг. (т.н. "открытый кризис"). По нашему мнению, в психологии речь идет об одном и том же кризисе - он так и не был преодолен: возникнув впервые в семидесятые годы девятнадцатого столетия, заявив о себе в полный голос в первой трети XX века, он в очередной раз проявляется сейчас. Кризис носит методологический характер: возможно, пути его разрешения удастся найти в методологии науки? Как хорошо известно, существует особое направление - философия науки, которая, в частности, ставит своей целью исследование порождения и развития научного знания. Поскольку философия науки (И.Лакатос, Т.Кун, К.Поппер и др.) ориентирована главным образом на анализ естественнонаучного знания и способов его получения, попытки перенести на психологию разработанные в ней модели приводят лишь к углублению кризиса в психологии, т.к. не учитывают специфики ее предмета. В свою очередь герменевтика и постструктурализм, фактически, лишают психологию статуса науки в полном смысле слова, какой она, без сомнения, является. Средство выхода из сложившейся ситуации автор настоящего текста видит в разработке психологией собственной научной методологии. В рамках собственной содержательной психологической методологии (традиции которой заложены
Н.Н.Ланге, В.Н.Ивановским, Л.С.Выготским, С.Л.Рубинштейном и др.) должна быть, в частности, разработана модель соотношения теории и метода, учитывающая специфику предмета психологической науки и не сводящая психологию к "естественной", либо "гуманистической" парадигме, что в равной степени губительно для научной психологии. Отметим, что на наш взгляд, не является решени-
ем проблемы и трактовка психологии как психотехники: "...психотехника есть не просто частная дисциплина, но общепсихологическая методология..." (Ф.Е.Василюк, 1997). Признание психологии только психотехникой, по сути, лишает ее статуса науки. Трудно представить себе более печальный итог векового (напомним, психология как самостоятельная наука возникла в семидесятые годы прошлого столетия) развития научной психологии!
Представляется, однако, что неудачи в построении психологии как науки по логике естественных наук не означают принципиальной невозможности научной психологии. При этом вовсе не обязательно пытаться строить психологию по герменевтической логике исторических наук, повторяя тем самым события вековой давности: как известно, такие попытки были предприняты еще в конце прошлого столетия. Уместно заметить, что еще создатель научной психологии В.Вундт высказывался вполне определенно: "Психология занимает среднее место между естественными и гуманитарными науками" (W.Wundt, 1874). Это "между" означает принципиальную невозможность сведения. История психологии в XX столетии может быть представлена в виде своеобразного движения "маятника". Периодические обострения кризиса - не что иное, как разочарование в возможностях свести всю психологию к одной из ее "половин". Иными словами, когда части научного сообщества становится очевидной несостоятельность очередной попытки решить вопрос о целостности психологии ценой "логического империализма" той или другой из двух полунаук (по изящному выражению Л.Гараи и М.Кечке), возникает мнение, что психология вновь в кризисе. Но эти обострения - только внешние проявления кризиса. Глубинный его уровень связан с ограниченным пониманием предмета психологии. На этом уровне кризис не преодолен до сих пор (со времен
В.Вундта, Ф.Брентано и В.Дильтея). Истоки кризиса можно обнаружить в трудах ученых середины XIX столетия, которые обеспечили психологии статус самостоятельной науки. Обстоятельства выделения были таковы, что ценой, которую психология заплатила за свою научность и самостоятельность, стало ограниченное понимание предмета. С одной стороны, сказалось противопоставление физиологии (в результате психическое утратило энергетические определения), с другой, разделение психики на высшую и низшую лишило ее неразрывной связи с миром культуры (в результате психическое в значительной степени утратило характеристики духовного). Вероятно, утверждение о противопоставлении физиологии кому-то покажется неверным: ведь сам Вундт был физиологом, а его психология именовалась физиологической. Тем не менее, разрыв оформился и дуалистичность нашей научной психологии очевидна и на пороге третьего тысячелетия. К тому же провозглашение психологии эмпирической наукой способствовало фактическому прекращению попыток теоретических исследований по проблеме предмета психологии (это казалось возвращением к метафизике, рациональной психологии и выглядело совершенным анахронизмом). Результатом такого положения вещей явилось то, что, фактически, психология разрабатывалась в значительной степени за счет логики других наук (биологических, либо социальных), т.к. предмет психологии реально раскрывался в рамках концепций, тяготеющих к биологии, либо к социологии. На наш взгляд, глубинный смысл кризиса в психологии как раз и состоит в неадекватном определении предмета, в результате чего подлинный предмет подменяется "частичными", "одномерными" и редукция становится неизбежной: психэ сводится к адаптации, к регуляции, к отражению, к ориентировке и т.д. Таким образом, выход из кризиса может быть найден только в том случае, если трактовка предмета научной психологии будет пересмотрена.
Выход из сложившейся ситуации видится в том, чтобы разработать новую общепсихологическую методологию. Не стоит представлять ее супертеорией, скорее она - совокупность принципов, правил, норм. По-видимому, она должна включать некоторое количество самостоятельных модулей (направленных на описание специфики и типологии исследовательских программ в психологии, позволяющих осуществлять переходы между теориями разного уровня и т.д.). В методологии могут быть представлены три составляющие, "блока", соответствующие трем группам задач, стоящих перед этой областью знания: познавательная, коммуникативная, практическая. Могут быть описаны конкретные проблемы, на решение которых направлен тот или иной выделенный "блок" (В.А.Мазилов, 1997).
PSYCHOLOGIA QUINTA
(О пятой психологии)*
Владимир Мазилов, ЯГПУ
"Der Philosoph, der tritt herein
Und beweist Euch, es müsst so sein:
Das Erst wÄr so, Das Zweite so
Und drumm das Dritt und Vierte so;
Und wenn das Erst und Zweit nicht wÄr,
Das Dritt und Viert war nimmermehr"
Goeth e "Faust"**
Конечно же, проницательный Мефистофель был прав: определение первичности - вторичности, несомненно, занятие исключительно для философа. И только философ может провести грань между третьим и четвертым. Вероятно, по причине принципиального "мета-взгляда" на эту жизнь - из "метапозиции". Несомненно, для этого требуется выход "за рамки" привычного и традиционного "узкопредметного" взгляда. Психология не является исключением: там тоже есть вопросы, которые требуют философского внимания, взгляда "с высоты птичьего полета" (во всяком случае, иногда остро бывает необходим анализ из позиции внешней по отношению к психологии - по крайней мере, к научной психологии). Один из таких вопросов - пересчет психологий. Как показала жизнь, пересчет - кратчайший путь к созданию новой психологии, т.к. выделение способов и видов систематизации психологического знания, различных источников его приобретения, различных методов получения информации о психическом, различных исследовательских задач и т.п. стимулирует разработку новых подходов. Таким образом, для психологии эта процедура и важна, и необходима. Поскольку философы в последнее время стали чрезвычайно осторожны и почему-то не уделяют
__________________________________________________________
* Работа выполнена при поддержке РГНФ, грант 98-06-08051
** В блистательном переводе Б.Л.Пастернака: "За тьму оставшихся
вопросов// Возьмется вслед за тем философ.// И объяснит, непогрешим,// Как подобает докам тертым,// Что было первым и вторым,// А стало третьим и четвертым" [7, c.193-194]. К сказанному стоит лишь добавить, что за семь строк до упомянутого пересчета произошел иной - логический, когда элементарное действие ("как люди пьют или едят") было расчленено на три приема ("Dann lehret man Euch manchen Tag,// Dass was Ihr sonst auf einen Schlag// Getrieben, wie Essen und Trinken frei. // Eins! Zwei! Drei! dazu notig sei")[36, s.62]. Эти проблемы - логики и свободы (frei) - останутся за пределами рассмотрения в данном тексте. Автор предполагает посвятить анализу этих вопросов специальную статью.
необходимого внимания проблеме "пересчета" (в частности, психологий), то эта задача неизбежно "уходит" в предметную область. Замечу, что при этом она не становится менее актуальной или значимой. А это лишний раз свидетельствует о необходимости разработки философии психологии. Наличие философии психологии в структуре психологического знания позволяет получать "как бы" (als ob) "взгляд из метапозиции" хотя бы на научную психологию (и, что немаловажно, получать именно тогда, когда нужно, и именно для "внутреннего употребления", т.е. для нужд самой психологии).
Во фрагменте из "Фауста", вынесенном в эпиграф к данной статье, Мефистофель ограничивается работой с первым - четвертым. Действительно, "четыре является символом земли, земного пространства, человеческой ситуации, внешних природных пределов "минимального" осознания тотальности и, в конечном счете, рациональной организации. Это число приравнивается к квадрату и кубу, а также обозначает крест, представляющий четыре сезона и четыре стороны света. По принципу четверичности смоделировано большое число материальных и духовных форм" [10, c.577]. Можно было бы долго анализировать, какова роль четверичности в интеллектуальных построениях самого Гете или, скажем, его "наследника по прямой" Карла Юнга. Не станем этого делать, ибо это увело бы нас в сторону от главного предмета обсуждения - "пересчета" психологий. Лично меня в пересчете привлекает пятое - возможно, потому, что это начало нового отсчета. Возможно, потому, что пять предполагает встречу, контакт, и - кто знает - может быть, даже "работу" с "главным". Ведь "пять символизирует человека, здоровье и любовь, а также квинтэссенцию, действующую на материю" [10, c.577]. Не могу не признать, что это (во всяком случае, применительно к психологии) и завораживает, и внушает надежды... История научной психологии есть путь медленного, но неуклонного приближения к познанию Человека. Ибо "человек с его радостями и страданиями, стремлениями, успехами и ошибками, живой человек - единственный настоящий объект психологии" [21, c.7]. И каждый шаг, который приближает психологию к познанию живого, целостного человека, чрезвычайно важен. "На числе пять основано много талисманов и амулетов - не только в связи с человеческим телом, здоровьем (или физической целостностью), любовью, но и потому, что пятеричность символизирует весь материальный мир (выраженный четверичностью) плюс центр или пятая (высшая) сущность" [10, c.430]. "У китайцев пять является самым важным из всех чисел. Пятеричность в целом представляет естественный жизненный ритм, космический миропорядок" [10, c.430]. Но оставим разговоры о сущностях настоящим философам. Нас будет интересовать здесь лишь частный вопрос - пересчет психологий. Их - психологий - очень много. Их едва ли не больше, чем психологов. Естественно и пересчитывать их можно разными способами.
Во второй половине XIX столетия, как хорошо известно, появляется научная психология. Она выделяется из упомянутой выше философии, становится самостоятельной научной дисциплиной. Эта миссия выделения психологии была выполнена Вильгельмом Вундтом (1832-1920). Опубликование фундаментальных "Основ физиологической психологии" (1874) [43] ознаменовало рождение новой науки. Это действительно было важным событием, за которым последовали создание лаборатории в Лейпциге в 1879 году (впоследствии Психологического института), возникновение грандиозной научной школы, издание специального журнала (с 1881), международные психологические Конгрессы, кафедры психологии в университетах и т.д. Но желанного единства в науке не было достигнуто. Нет, конечно, положение в психологии существенно изменилось благодаря стараниям В.Вундта и его учеников из разных стран. Еще за четверть века до "Физиологической психологии" Фихте-младший сетовал на удручающую ситуацию в науке "самого высокого и универсального интереса". Вундтовская программа на первых порах имела огромный авторитет, поэтому научная психология ассоциировалась (на первых порах) именно с вундтовской психологией. Горькие слова Фихте-младшего, сказанные в 1847 году, тогда безусловно справедливые, уже в восьмидесятые годы казались относящимися к далекому прошлому психологии: "Большая часть из нас одиноко, подобно кротам, копают в собственных норах, и опасаются недоброй встречи, прикасаясь к подземным ходам других. В науке самого высокого и универсального интереса, каждый упорно говорит своим языком, следует только собственной терминологии; короче, силится прежде всего стать оригинальным между другими, вместо того, чтобы искать общего и связующего" (цит. по [13, c.XLV-XLVI]). Достижением новой научной психологии было то, что она действительно обрела то, что на какое-то время показалось общим и связующим. Правда, отметим - справедливости ради - даже тогда такое впечатление было далеко не у всех. В том же 1874 году Франц Брентано в своей "Психологии с эмпирической точки зрения" пишет: "Не столько в разнообразии и широте мнений, сколько в единстве убеждений испытывает сегодня психология острую нужду. И здесь мы должны стремиться приобрести то же, чего
- одни раньше, другие позже - уже достигли математика, физика, химия, физиология; нам нужно ядро признанной всеми истины, которое в процессе взаимодействия многих сил затем быстро обрастет новыми кристаллами. На место психологий мы обязаны поставить психологию" [35, c.21]. Под этими словами в конце второго тысячелетия могли бы подписаться многие современные научные психологи. Потому, что единства в психологии с тех пор не было. В начале XX столетия свирепствовал кризис в психологии. Лишь на короткий срок в середине уходящего столетия показалось, что кризис преодолевается, наступает вожделенное Единство. Это замечательно сформулировал Поль Фресс в классическом руководстве по экспериментальной психологии (1963): "К единству психологии при разнообразии проблем" [26, c.80]. В другой работе он поясняет, почему является сторонником "Единства психологии": "потому что ее объект - человек обладает своей спецификой, и нельзя игнорировать того, что малейшее из наших действий зависит от нашей природы и культуры. Но это не должно быть причиной разделения психологов на тех, кто изучает только мозг, и тех, кто занимается поведением" [27, с.53]. Этим надеждам, увы, не суждено было сбыться. Более того, со временем становится ясно, что по существу кризис углубляется и Единство по-прежнему призрачно...
Итак, психологий по-прежнему много, интегративные процессы еще не столь сильны, чтобы справиться с диссоциациями. И пересчет психологий по-прежнему актуален. Известно, что "пересчитать" психологии пытались не один раз. После О.Конта, сформулировавшего закон "трех стадий", были популярны троичные деления. Не будем здесь на этом останавливаться. Отмечу только, что, согласно Конту, предполагалось, что следующая стадия отменяет предыдущую. Применительно к психологии представляется более реальной другая картина: последующее не отменяет, а сосуществует с предшествующим. Такой точки зрения придерживался известный методолог психологической науки М.С.Роговин: "В стремлении рассмотреть развитие психологии путем сочетания плана систематизации и исторического плана мы выделяем три основных вида психологии, которые, хотя и представляют собой хронологическую последовательность, но тем не менее на тот или иной исторический период образуют и сложное единовременное сочетание донаучной, философской и научной психологии. Каждая из них характеризуется определенным, только ей свойственным общим подходом к психическому, своими методами его изучения, своими оценками, понятиями и способами объяснений" [22, c.3]. Каждый "пересчет" имеет свои достоинства. Не будем здесь анализировать подход к выделению различных психологий, развивавшийся М.С.Роговиным (см. об этом [21],[22],[17]).
Остановимся на другом "пересчете", актуальность которого сегодня переоценить трудно. В те годы, когда научная психология пребывала в ожидании наступления объявленного Полем Фрессом единства, отважный мыслитель, пионер-первопроходец в психологии А.Маслоу заново пересчитал психологии, провозгласив необходимость возникновения другой психологии - гуманистической [40]. В 1968 году незадолго до своей смерти в предисловии ко второму изданию книги "Toward a psychology of being" Абрахам Гарольд Маслоу заново "пересчитал" психологии: к "первой" и "второй" (психоанализу и бихевиоризму) добавилась "третья" - гуманистическая психология. По мысли Маслоу, третья психология открывает "непочатый край работы на столетие вперед" [40]. Что есть третья - гуманистическая - психология? В предисловии к первому изданию книги "К психологии бытия" Маслоу пишет: "Эта книга является предвестником будущей работы по созданию всеобъемлющей, систематизированной и эмпирически обоснованной общей психологии и философии, способной постичь как высоты, так и глубины человеческой природы" [18, c.17]. Маслоу отмечает, что новая психология "это попытка построить на общей психоаналитической базе и на научно-позитивистской базе экспериментальной психологии основанную на эупсихологии, психологии бытия и становления и метамотивационном подходе надстройку, которой недостает этим двум системам, и тем самым выйти за их пределы" [18, c.17]. Впрочем, дело этим не ограничивается (хотя столетие, конечно же, не прошло, "запланированная" работа не только не исполнена, но по многим позициям еще вообще "не начиналась"), поскольку Маслоу теперь утверждает, что гуманистическая психология всего лишь переходная форма: гуманистическая психология лишь готовит нас к более высокой четвертой психологии, трансличностной, трансчеловеческой, скорее обращенной к миру вообще, чем к человеческим потребностям и интересам [18, с.11]. С той поры минули три десятилетия, подходит к концу двадцатый век. Трансперсональная психология действительно стала силой, с которой нельзя не считаться (хотя академическая психология и продолжает делать вид, что никакой трансперсональной психологии вовсе не существует). Но также несомненно, что трансперсональная психология - четвертая психология - это не вся психология. На язык трансперсональной психологии нельзя перевести реальных достижений ни первой, ни второй психологии, ни других ее разновидностей, которые в совокупности и составляют современную научную психологию. Возможно, факт этого трагического расхождения и есть самая большая проблема психологии, вступающей в третье тысячелетие.
Итак, А.Г.Маслоу - создатель гуманистической психологии. "Маслоу - один из основателей гуманистической психологии. Он внес значительный теоретический и практический вклад в созда-
ние альтернативы бихевиоризму и психоанализу, стремившихся "объяснить до уничтожения" творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные достижения человечества" [25, c.96]. Гуманистическая психология стремится иметь дело с живым человеком. Поэтому эпитеты раздражают, хотя они и необходимы для того, чтобы зафиксировать различие в подходах: "Нет необходимости говорить о "гуманистической" психологии, прилагательное не нужно. Не думайте, что я - анти-бихевиорист. Я - антидоктринер... Я против всего, что закрывает двери и отрезает возможности" [25, c.97]. Действительно, в этом высказывании Маслоу хорошо выражен глубинный смысл его подхода: психология на самом деле одна, если она хочет описывать человека во всей его сложности, она непременно должна быть гуманистической. И предельно "широкой" - для того, чтобы включить в себя действительные "проявления" и "измерения" человеческой жизни в их многообразии: надежда, любовь, творчество вполне заслуживают анализа, ибо человеческое в человеке оказалось за пределами научной психологии. "От науки, если она хочет помочь положительной реализации человека, требуется только одно - она должна расширить и углубить концепцию природы этой реализации, ее целей и методов" [18, c.18]. Науке "не нужно отрекаться от проблем любви, творчества, ценностей, красоты, воображения, нравственности и "радостей земных", оставляя их "не ученым" - поэтам, пророкам, священникам, драматургам, художникам или дипломатам. Любого из этих людей может посетить чудесное озарение, любой из них может задать вопрос, который следует задать, высказать смелую гипотезу и даже в большинстве случаев оказаться правым. Но сколь бы он ни был убежден в этом, ему вряд ли удастся передать свою уверенность всему человечеству. Он может убедить только тех, кто уже согласен с ним, и еще немногих. Наука - это единственный способ заставить нас проглотить неугодную истину. Только наука может преодолеть субъективные различия в нашем видении и в убеждениях. Только наука может питать прогресс" [18, c.18].
Главное устремление Маслоу - вернуть психологию к жизни, сделать так, чтобы она занималась проблемами подлинного человеческого бытия. И психология возвращается к жизни - и я хочу это подчеркнуть - за счет того, что изменяется понимание самой психики. Человек вполне заслуживает, чтобы к нему относились как к Вселенной. А следовательно, и психическое - как самое сложное в человеке, но, несомненно, делающее человека человеком, - должно быть понято адекватно. Как говорил два с половиной тысячелетия назад великий Гераклит: "Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее мера" [6, с.126]. Поэтому редукция не может привести к успеху: она может обеспечить лишь объяснение путем "уничтожения". Против уничтожения и выступает гуманистическая психология. "Теперь гуманистическая психология - именно так ее чаще всего называют - безоговорочно признана как имеющая право на существование альтернатива объективистской, бихевиористской (в духе механицизма) психологии и ортодоксальному фрейдизму" [18, c.11]. Это действительно было революцией в науке: "Я должен признаться, что не могу думать об этой новой тенденции в психологии как о революции в самом истинном, изначальном смысле этого слова, в каком можно назвать революциями свершения Галилея, Дарвина, Эйнштейна, Фрейда и Маркса, которые формировали новый образ мышления и восприятия, создавали новое видение человека и общества, разрабатывали новые нравственные концепции, указывали новые направления движения вперед" [18, c.11]. Изучение огромного массива высоконаучной литературы по человеческой психологии, увы, свидетельствует: литература есть, человека нет. У Маслоу человек явно есть. Арсений Тарковский когда-то сформулировал тезис, который мог бы послужить девизом научной психологии в понимании Маслоу и его последователей: "Только этого мало" [24, с.239] - любое достижение науки сразу становится "недостаточным", движение должно продолжаться, "завоеванная" позиция уже только плацдарм для нового наступления. Впрочем, лучше предоставить слово самому А.Маслоу: "Я должен сказать, что считаю гуманистическую третью психологию переходной формой, готовящей нас к более высокой четвертой психологии, трансличностной, трансчеловеческой, скорее обращенной к миру вообще, чем к человеческим потребностям и интересам, выходящей за пределы человеческой природы и идентичности человека, его самоактуализации и т.п." [18, c.12].
В последнее время узость нашей психологии - научной психологии - стала совершенно очевидной. В качестве средства, позволившего бы "расшить" узкие места, приобрести более широкий взгляд, многим современным авторам видится некая надстройка над научной психологией, особая психологическая дисциплина, призванная решить накопившиеся вопросы. Достойна внимания попытка мэтров отечественной психологии - А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского конституировать новую психологическую дисциплину. Это, по мысли авторов, теоретическая психология. "Предмет теоретической психологии - саморефлексия психологической науки, выявляющая ее категориальный строй (протопсихические, базисные, метапсихологические, экстрапсихологические категории), объяснительные принципы (детерминизм, системность, развитие), ключевые проблемы, возникающие на историческом пути развития психологии (психофизическая, психофизиологическая, психогностическая и др.), а также само психологическое познание как особый род деятельности" [20, c.10].
Важность подобного рода поисков трудно переоценить. Авторами разработана категориальная система психологии (включающая двадцать четыре основные категории). А.В.Петровский, В.А.Петровский и М.Г.Ярошевский выделяют протопсихологические категории (организм, потребность, реакция, сигнал, различение, аффективность), базисные психологические категории (индивид, мотив, действие, образ, отношение, переживание), метапсихологические категории (Я, ценность, деятельность, сознание, общение, чувство), экстрапсихологические категории (личность, идеал, активность, логос, соучаствование, смысл) [20]. Действительно, необходимость подобного рода работы очевидна. А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский несомненно правы, утверждая, что "особенностью формирования теоретической психологии является противоречие между уже сложившимися ее компонентами (категориями, принципами, проблемами) и ее непредставленностью как целостной области как системы психологических категорий" [20, c.11]. Также нельзя не согласиться с авторами, что теоретическая психология еще только складывается: "В действительности мы имеем дело с "открытостью" этой научной отрасли для включения в нее многих новых звеньев. В этой связи целесообразно говорить об "основах теоретической психологии", имея в виду дальнейшую разработку проблематики, обеспечивающую целостность научной области" [20, c.11]. Не вдаваясь в анализ этой интересной попытки конституировать новую отрасль психологии, заметим, что в перечне категорий психологии не находится места для понятия "психика". Это представляется не случайным, т.к. понимание психологии, развиваемое авторами, предполагает детерминизм и, как следствие, сведение в конечном счете психического к непсихическому. Не могу не отметить, что такая трактовка вызывает некоторую смутную тревогу. Ведь оказывается, что научная психология утрачивает свою специфику. А если предмет психологии не имеет своей психологической специфики (не является центральным психологическим понятием, конституирующим эту науку), то психология обречена на редукцию: никакой системный подход не сможет избавить ее от этой участи. Между тем Шпрангер еще в начале уходящего века предупреждал, что психическое следует объяснять через психическое. И представляется, что для этого есть некоторые основания.
Возможно, предмет психологии следут конструировать таким образом, чтобы была возможность "разрабатывать психологию" не сводя ее к "вещам" более элементарным (в особенности к собственно вещам).
Когда-то Христиан Вольф, которому мы обязаны четким вычленением психологии как самостоятельной дисциплины внутри философии, разделил психологию на эмпирическую и рациональную [42,41]. Разделение это было чисто методологическим: эмпирическое и рациональное означало различные способы рассмотрения единой души. В течение некоторого времени психология была центральной философской дисциплиной. В более узкие рамки она была введена, как хорошо известно, Кантом [8]. Необходимо отметить, что методологическое различение, сделанное Вольфом, достаточно скоро было утрачено. М.Дессуар по этому поводу отмечает следующее: "Центр тяжести оставался, конечно, в области индивидуальной психологии человека. У Вольфа позаимствовали деление на рациональную и эмпирическую психологию. Хотя различие между обеими было собственно методологическим, так как предметом исследования для обеих являлась определенно понимаемая "природа" души, но понемногу снова утвердилось обоснованное еще в старину разделение содержаний. Спекулятивные рассуждения о сущности, местопребывании, свободе и бессмертии души стали главным содержанием рациональной психологии. Физиологические же объяснения, относившиеся еще у Вольфа туда же, скоро перешли в ведение эмпирической психологии. Последняя утратила, таким образом, характер общей описательной науки и превратилась в физиологическую и отчасти уже в экспериментальную дисциплину: волшебное слово опыт увлекало даже осторожных мыслителей и побуждало их искать в телесных (также физиогномических) процессах объяснения душевных фактов. Если же ограничивались внутренним опытом, то все же исследование проводили в духе естественной науки: искали причинных связей душевных явлений и устанавливали эмпирические условия их возникновения" [8, c.114].
Но для нашего обсуждения особенно важен следующий момент. Кант ценил труды И.Н.Тетенса, последователя Хр.Вольфа. Тетенс, как известно, принимал (и развивал далее) вольфовскую идею о разграничении рациональной психологии и психологии эмпирической. Кантом рациональная психология была "практически уничтожена". Кантовская критика рациональной психологии в известной мере предопределила дальнейшее развитие психологии почти исключительно как эмпирической науки. "Рациональная психология как доктрина, расширяющая наше самопознание, не существует; она возможна только как дисциплина, устанавливаящая спекулятивному разуму в этой области ненарушение границы, с одной стороны, чтобы мы не бросились в объятия бездушного материализма, а с другой стороны, чтобы мы не заблудились в спиритуализме, лишенном основания в нашей жизни; она скорее напоминает нам, чтобы мы видели в этом отказе разума дать удовлетворительный ответ на вопросы любопытствующих, касающиеся того, что выходит за пределы земной жизни, его же указание обращать свое самопознание не на бесплодную чрезмерную спекуляцию, а на плодотворное практическое применение, которое, хотя всегда и направлено только на предметы опыта, тем не менее заимствует свои принципы из более высокого источника и определяет наше поведение так, как если бы наше назначение выходило бесконечно далеко за пределы опыта, стало быть за пределы земной жизни" [9, c.382].
Жизнь показала, что Кант был удивительно проницателен: с психологией происходили "предсказанные" Кантом приключения - были и блуждания в спиритуализме, и объятия холодного и бездушного материализма оказались значительно более цепкими, чем можно было ожидать. Честное слово, для того, чтобы избежать таких напастей, следовало сохранить рациональную психологию!
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|